Будем говорить правильно и красиво. Л.А.Быкова, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационная категория.
консультация по развитию речи на тему

Быкова Людмила Алексеевна

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из важнейших ее качеств является звукопроизношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bykova-budem_govorit_pravilno_i_krasivo.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Будем говорить правильно и красиво.

Л.А.Быкова, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационная категория.

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности человека. Ведь успешным человека во многом делает его умение общаться с другими людьми, говорить внятно, грамотно, интересно. И, наоборот, неясная речь во многом затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко отрицательно сказывается на характере человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.


Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из важнейших ее качеств является звукопроизношение. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и "переключаемость" органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, речевое дыхание, если он умеет владеть своим голосом.
Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.


Для индивидуальной работы с ребенком логопед подбирает артикуляционные упражнения с учетом речевого нарушения или конкретно нарушенного звука.

Основные правила выполнения артикуляционной гимнастики (методические рекомендации для родителей).

  • Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно по 5-10 минут. Следить, чтобы ребенок не уставал.
  • Во время занятий ребенок должен быть спокоен, находиться в удобной позе. На первых порах перед ним обязательно должно стоять зеркало для зрительного самоконтроля. Когда ребенок будет уверенно делать упражнения, зеркало можно убрать.
  • Перед тем как начать занятия артикуляционной гимнастикой, желательно, выучить с ребенком, как называются основные артикуляционные органы.
  • В ходе каждого занятия артикуляционной гимнастикой обязательно уделите 2-3 минуты повторению уже известных ребенку упражнений, а затем переходите к новым.
  • Будьте последовательны! Не усложняйте уже знакомые ребенку упражнения и не переходите к новым до тех пор, пока базовые упражнения не будут усвоены ребенком хорошо. Каждое новое упражнение необходимо основательно проработать в медленном темпе, постепенно его наращивая.
  • Всегда начинайте работу с повторения базовых движений для губ и языка, а затем переходите к частным комплексам гимнастики.
  • Не сердитесь на малыша, если какое-то упражнение не получается у него сразу. Терпение - ваш лучший союзник.
  • Если какое-то движение (например, свернуть язык трубочкой) не получается у ребенка совсем, вполне допустимо помочь ему шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
  • Для того, чтобы малыш нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.
  • Занятия обязательно проводите в игровой форме, привлекая любимые игрушки, рассказывайте сказки и веселые истории про "непослушный", "озорной" язычок или про язычок "путешественник". Предложите ребенку изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетание ихи-хи-хи; как птенчики просят пищу; как сердится бульдог, оскаливая зубы. Движения языка слева направо ("маятник") можно представить как: "лиса заметает следы хвостом", "собака виляет хвостом", "рыбка плавает и шевелит хвостиком", "качаются ветви деревьев".

Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению и способствуют формированию устойчивости внимания. А игровая форма задания помогает преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие – развлечение для детей с ОНР старшего возраста Учитель-логопед I квалификационной категории МАДОУ №228 Кировского района г. Казани Хакимова М.А.

Занятие – развлечениедля детей с ОНР старшего возраста Учитель-логопед I квалификационной категории МАДОУ №228 Кировского района г. КазаниХакимова М.А. Тема: «Озорной карандаш».Цель: з...

Подготовка руки к письму как важный фактор успешности ребенка в школе. Быкова Л.А, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационной категории

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков....

Итоговое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе на тему: «Звук Р» (первый год обучения) учителя – логопеда первой квалификационной категории Габдуллиной А. Р.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Журавушка» с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития детей села Бижбуляк му...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя-логопеда первой квалификационной категории Сафиной Лилии Александровны на 2013-2018 год

На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ...

Советы логопеда "Будем говорить правильно!"

Советы логопеда, буклет для родителей по организации и проведению артикуляционных упраженийю...

Логопедический Проект "Неделя логопеда. Будем говорить правильно!"

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекци...

Презентация – «Игры на липучках в работе учителя-логопеда» Составила учитель-логопед первой квалификационной категории-Шурховецкая Ирина Александровна.

Презентация – «Игры на липучках в работе учителя-логопеда»Составила учитель-логопед первой квалификационной категории-Шурховецкая Ирина Александровна.Цели: Развитие познавательной ак...