Подготовка руки к письму как важный фактор успешности ребенка в школе. Быкова Л.А, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационной категории
консультация на тему
Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bykova_l._podgotovka_ruki_k_pismu.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Быкова Л.А.
Подготовка руки к письму как важный фактор успешности ребенка в школе.
Письмо – это особая форма речи. Она отражается на бумаге путем начертания графических символов (графем). Письмо имеет сложную психофизиологическую структуру. Его обеспечивают механизмы артикуляции, слухового анализа, зрительной памяти и моторного контроля, зрительно-моторной координации.
Для овладения навыками письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Именно к 7 - 8 годам соответствующие зоны коры головного мозга достигают определенной степени зрелости. Совершенствуется моторика пальцев рук.
Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Во многихисследованиях педагогов и психологов показано, чтоготовность ребенка к письму является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого высокий уровень готовности к письму, в большинстве случаев умеет логично рассуждать, у него достаточно развита связная речь. Как писал физиолог И.И. Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Поступив в первый класс, многие дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, не укладывается в общий темп работы, нередко встречается «зеркальное письмо».
Эти затруднения могут быть связаны недостаточностью сформированности зрительно-двигательной координации, мелкой моторики пальцев рук, внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти.
У детей, в анамнезе которых была задержка психоречевого развития, выше перечисленные недостатки развитияи в 1 классе могут быть актуальными. Это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса. Поэтому одной из важных направлений подготовки к школе ребенка с ЗПР становится подготовки ребенка к письму.
Педагог, уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие тонкой моторики, совершенствование координации движений рук, решает сразу две задачи. Во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовит ребенка к овладению навыка письма.
Как показывает опыт, для предупреждения вторичных нарушений (например, неправильно сформированного захвата пишущего инструмента), достижения необходимых результатов развития необходимоначать работу как можно раньше (желательно в младшем дошкольном возрасте).
Для развития мелкой моторики важна точность выполнения движений. Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Очень полезны для развития пальцев ребенка следующие виды деятельности:
- лепка, рисование и раскрашивание;
- изготовление аппликаций из бумаги;
- включение в работу разных видов круп, мелких предметов, природного материала;
- работа с ножницами;
- шнуровка, нанизывание бус;
- конструирование из мелких деталей;
- пришивание пуговиц и шитьё и другое.
В нашем дошкольном образовательном учреждении коррекционно – развивающая работа по совершенствованию тонко-моторных навыков регулярно включается в совместную с детьми деятельность воспитателя, учителя – дефектолога, логопеда, а также создаются условия для свободной деятельности детей. Специалисты включают здоровьесберегающие технологии в различные комплексы гимнастик. Такие комплексы построены на сочетании игр и упражнений для развития общей, ручной и артикуляторной моторик, упражнений на межполушарное взаимодействие. Хороший развивающий и корректирующий эффект имеют гимнастики, сочетающие в себе упражнения на напряжение, расслабление, координацию движений пальцев рук. Рекомендуется проводить упражнения как поочередно каждой рукой, одновременно двумя руками, со зрительным и без зрительного контроля.
Следует обратить внимание педагогов и родителей, что в некоторых случаях, необходима консультация врача-невролога.
Для развития моторики рук нет необходимости в каком то дорогом и сложном оборудовании. Помощниками могут стать самые простые предметы: мозаика, конструкторы, паззлы, пластилин, прищепки, шнурки, мягкие мячики, диаметром 3см, карандаши, желуди, каштаны, орехи, фасоль, резинки и многое другое.
Таким образом, подготовка к обучению письму детей с ЗПР требует особого педагогического воздействия, встроенного в систему детской деятельности, специальных игр, упражнений и заданий. Подготовка ребенка к письму должна стать не механической тренировкой, а осознанной творческой деятельностью ребёнка под руководством педагога. А активное включение семьи в этот процесс значительно улучшает конечный результат. Проверено практикой.
Ссылка на источник: http://dskvp908.mskobr.ru/base/innovacionnaya-deyatel-nost/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения.
уточнить и расширить представления детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский....
«Подготовка руки к письму как этап формирования готовности ребёнка к школе»
В данной статье раскрываются основные причины неудач детей при обучении письму....
Будем говорить правильно и красиво. Л.А.Быкова, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационная категория.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из важнейших ее качеств является звукопроизношение....
Консультация для родителей «Активная социализация ребенка и развитие его коммуникативных способностей как важный фактор успешности обучения в школе»
Консультативный материал для родителей и педагогов...
Готовность к обучению в школе – важный фактор успешности ребенка
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Физиологическая готовность – это физическое состояние ребенка, его состояние здоровья, физическое развитие.Психологическа...
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ" И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Автор: учитель – логопед высшей квалификационной категории Гришина Ирина Юрьевна (irinag2121@mail.ru)
Комплект из 30 цветных таблиц разработан с целью повышения результативности усвоения детьми сложных понятий, звуков, букв, их последовательности, классификации и т. д., что позволя...
Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)
Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...