Консультация "Уроки словесного творчества. Путешествие в мир сказок"
консультация по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
в форме деловой игры.
Тема: «Уроки словесного творчества.
Путешествие в мир сказок».
Подготовил старший воспитатель
МБДОУ - детский сад №27 «Чебурашка»
Бакина Оксана Николаевна.
Клинцы 2013г.
Цель: повышение профессионального уровня подготовки воспитателей к работе с детьми по развитию словесного творчества на материале русских народных сказок о животных.
Задачи:
- активизировать знания педагогов об использовании русских народных сказок о животных для развития речи у дошкольников;
- способствовать овладению практическими умениями и навыками в проведении игровых заданий по развитию словесного творчества у детей;
- развивать умение работать в подгруппах, способствовать сплочению педагогического коллектива;
- воспитывать профессиональный интерес к проблеме формирования словесного творчества у дошкольников на материале сказок о животных.
Методы: диалог, обучение практическим умениям, рефлексия.
Материал: выставка иллюстраций русских народных сказок о животных; коробка «Банк жизненных ситуаций» с пословицами и скороговорками; 3 конверта с творческими заданиями; листы бумаги, фломастеры; музыкальные и шумовые инструменты (пакет, деревянные ложки, палочка, ткань), игрушки для настольного театра, ширма.
Ход
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии».
/Василий Александрович Сухомлинский/
Вступительное слово.
- Добрый день уважаемые педагоги! Приглашаю Вас посетить урок словесного творчества «Путешествие в мир русских народных сказок о животных».
Словесное творчество – это продуктивная деятельность, которая возникает под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни.
Среди устной народной словесности видное место занимают русские народные сказки о животных, которые при всей своей кажущейся элементарности высоко художественны, образы их очень выразительны, четки и отшлифованы во всех мельчайших деталях. Сказки о животных просты и лаконичны. В их композиции нет ничего запутанного и осложненного. Воздействуя на эмоциональную сферу, сказки о животных позволяют детям дошкольного возраста проявить инициативу, раскрыть свои творческие способности.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, мы бессознательно накапливаем целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказок» начиналось с ответа на вопрос «Чему нас учит сказка?».
Игра «Банк жизненных ситуаций».
- Предлагаю заглянуть в народную бытовую энциклопедию «Банк жизненных ситуаций», которая собрала все пороки людей и выставила их на всеобщее обозрение и смех. В банке собраны малые фольклорные формы (пословицы и поговорки), прочитав которые вам необходимо определить к какой из сказок о животных относится данное выражение, обосновать свой ответ. Подсказкой послужит выставка иллюстраций к сказкам.
- «Знай больше, а говори меньше» («Заяц-хваста»)
- «Новых друзей наживай, а старых не забывай; Доверяй, но проверяй» («Колобок»)
- «Конец – делу венец; Мала капля, а большое дело делает» («Репка»)
- «Страшись волка в овечьей шкуре» («Волк и козлята»)
- «Сделав худо, не жди добра» («Теремок»)
- «Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные» («Заюшкина избушка»)
- «За глупой головой и ногам плохо» («У страха глаза велики»)
- «На всякого хитреца довольно простоты; Битый не битого везет» («Лисичка-сестричка и серый волк»)
- «Перья павлиньи, а мозги куриные» («Кот, петух и лиса»)
Доклад «Методика ознакомления со сказкой».
Задачу развития детского словесного творчества можно решить, опираясь на взаимосвязь творчества и обучения детей в детском саду. Художественно-педагогические особенности народной сказки помогают детям правильно воспринять и понять ее содержание, поэтому фольклор следует рассматривать как один из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество детей.
Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:
- проведение систематической работы по развитию всех сторон речи: словарного запаса, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи (диалогической и монологической).
- своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
- воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.
Формирование словесного творчества детей средствами сказок происходит по этапам.
I этап – закрепление детьми содержания, образов, сюжетов русской народной сказки. Цель – активизировать запас хорошо известных сказок, обогатить опыт детей знанием народных сказок с доступным содержанием, образами сказочных героев, воспитывать интерес к русской народной сказке, желание рассказывать и сочинять самим.
Методические приемы:
- рассказывание сказок как на занятиях, так и вне их;
- показ иллюстраций;
- использование народных стишков, песен, загадок;
- рисование по собственному замыслу на темы любимых сказок;
- пересказывание детьми сказок по предложению педагога и по собственному выбору.
II этап – усвоение способов развития сюжета и построения русской народной сказки, использование ее образца для собственного сочинения. Цель – познакомить с традиционными способами организации сюжета и построения сказки: прием повторности, троекратности повторения эпизодов, их схожесть, способы цепного построения композиции, структуру появления и движения персонажей, зачины, концовки. Методические приемы:
– рассказать сказку и показать ее на фланелеграфе;
– сравнить две сказки (расставить плоскостные фигуры, сравнить их и указать схожесть и разницу построения);
– самостоятельность нахождения повторности сюжетов («Кот, петух и лиса», «Лиса, заяц и петух»);
– составить фильм-сказку (рисование по эпизодам);
– показать сказку в кукольном театре с участием детей.
III этап – самостоятельное развитие повествования. Цель – подвести детей к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях, формированию собственного замысла сказки, выбору темы, сюжета, героев; к овладению законченного построения, средствами выразительности.
Методические приемы:
Сочинение по предложенным темам и персонажам
- Ребенку для рассказывания сказки дают 2-5 фигур животных. Можно подсказать сюжет («Как заяц перехитрил волка и лису»…).
- Ребенку дают 2-4 игрушки и соответствующую тему.
- По картине ребенок сочиняет то, что происходило до изображенного и что произойдет после.
- Индивидуальные упражнения в сочинении сказок по сюжетной картине.
- Совместное с педагогом творчество:
- придумать конец сказки;
- продолжить сказку о животных;
- развить сюжет по теме, по спорным словам.
Сочинение сказки с самостоятельным выбором темы, персонажей, сюжета
- Ребенку предлагают комплект фигурок, необходимо выбрать и рассказать сказку (животные, птицы, деревья, домики).
- Из комплекта сюжетных картин ребенок выбирает ту, по которой придумает сказку.
- Ребенку предлагают рассмотреть набор игрушек, самостоятельно выбрать персонажей, рассказать сказку.
- Придумать сказку о любимых животных.
Воспитатель должен ввести детей в мир сказок, используя разнообразные методические приемы. К более активным приемам формирования словесного творчества относятся «творческие задания».
Игра «Сказочный конверт».
Предлагаю взять на себя роли детей и поиграть. На столах приготовлены сказочные конверты с творческими заданиями, которые нужно выполнить. Подготовка 5 минут.
1 задание – составить фильм-сказку (рисование по эпизодам).
Цель: усвоение способов цепного построения сказки.
2 задание – показать «сказку – шумелку» (в сопровождении музыкальных и шумовых инструментов).
Цель: развитие творческой фантазии, формирование навыков сотрудничества и сотворчества.
3 задание – сочинение сказки по набору игрушек (2-5 фигур животных).
Цель: развитие самостоятельного сочинения повествования по предложенной теме и персонажам.
Выполнение таких творческих заданий ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новые повествования.
Предложить дидактические игры по развитию словесного творчества детей для самостоятельного изучения и дальнейшего применения в работе.
Подведение итогов.
Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека. Сказки являются эффективным педагогическим средством воспитания. Систематическое и планомерное использование русских народных сказок о животных, соотнесение их с произведениями музыкального и изобразительного искусства оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей.
Рефлексия.
Предложить воспитателям прокомментировать актуальность консультации:
- Актуально ли выбрана тема?
- На сколько она значима для воспитания и развития детей?
- Что вы узнали нового?
- Какие практические задания вам показались наиболее интересными?
В конце мероприятия предложить педагогам выбрать цветовую фишку, обозначив значимость проведенной консультации:
Красная фишка – материал был доступен, понятен, интересен для применения в практической деятельности с детьми.
Зеленая фишка – возникли вопросы по данной проблеме, требуется более подробное ознакомление.
Синяя фишка – материал сложен для восприятия, не имеет практической значимости.
Список использованной литературы.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., 1974.
- Дошкольное воспитание № 3 1985, №8 2005г., №5 2009г.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М., 2012
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. − М., 2001.
- Шибицкая Е. А. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок / под ред. Ветлугиной В. А. Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.
- Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей / Яшина В. И., Алексеева М. М., Макарова В., Ставцева Е. А.– М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...
Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...
Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...
План мероприятий по развитию словесного творчества старших дошкольников посредством сказок
Цель формирующего этапа – продолжить работу по развитию словесного творчества детей, направленную на повышение качества детских сочинений.Задачи:1. Р...
Мастер-класс для воспитателей. Уроки творчества. «Путешествие в мир сказок»
Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования сказкотерапии в образовательном процессе....
НОД № 3. Сочинение сказок «Салат из сказок» Цель: развитие детского словесного творчества
Задачи:1. Формировать умение детей совместно придумывать сказочный сюжет, используя морфологическую таблицу;2. Развивать воображение, мыслительные операции;3.Воспитывать интерес к совместной творческо...