Консультация "Уроки словесного творчества. Путешествие в мир сказок"
консультация по развитию речи на тему

Бакина Оксана Николаевна

деловая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_igra.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для воспитателей

в форме деловой игры.

Тема: «Уроки словесного творчества.

Путешествие в мир сказок».

Подготовил старший воспитатель

МБДОУ - детский сад №27 «Чебурашка»

Бакина Оксана Николаевна.

Клинцы 2013г.

Цель: повышение профессионального уровня подготовки воспитателей к работе с детьми по развитию словесного творчества на материале русских народных сказок о животных.

Задачи:

  1. активизировать знания педагогов об использовании русских народных сказок о животных для развития речи у дошкольников;
  2. способствовать овладению практическими умениями и навыками в проведении игровых заданий по развитию словесного творчества у детей;
  3. развивать умение работать в подгруппах, способствовать сплочению педагогического коллектива;
  4. воспитывать профессиональный интерес к проблеме формирования словесного творчества у дошкольников на материале сказок о животных.

Методы: диалог, обучение практическим умениям, рефлексия.

Материал: выставка иллюстраций русских народных сказок о животных; коробка «Банк жизненных ситуаций» с пословицами и скороговорками; 3 конверта с творческими заданиями; листы бумаги, фломастеры; музыкальные и шумовые инструменты (пакет, деревянные ложки, палочка, ткань), игрушки для настольного театра, ширма.

Ход

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии».

/Василий Александрович Сухомлинский/

Вступительное слово.

- Добрый день уважаемые педагоги! Приглашаю Вас посетить урок словесного творчества «Путешествие в мир русских народных сказок о животных».

Словесное творчество – это продуктивная деятельность, которая возникает под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни.

Среди устной народной словесности видное место занимают русские народные сказки о животных, которые при всей своей кажущейся элементарности высоко художественны, образы их очень выразительны, четки и отшлифованы во всех мельчайших деталях. Сказки о животных просты и лаконичны. В их композиции нет ничего запутанного и осложненного. Воздействуя на эмоциональную сферу, сказки о животных позволяют детям дошкольного возраста проявить инициативу, раскрыть свои  творческие способности.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, мы бессознательно накапливаем целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказок» начиналось с ответа на вопрос «Чему нас учит сказка?».

Игра «Банк жизненных ситуаций».

- Предлагаю заглянуть в народную бытовую энциклопедию «Банк жизненных ситуаций», которая собрала все пороки людей и выставила их на всеобщее обозрение и смех. В банке собраны малые фольклорные формы (пословицы и поговорки), прочитав которые вам необходимо определить к какой из сказок о животных относится данное выражение, обосновать свой ответ. Подсказкой послужит выставка иллюстраций к сказкам.

  1. «Знай больше, а говори меньше» («Заяц-хваста»)
  2. «Новых друзей наживай, а старых не забывай; Доверяй, но проверяй» («Колобок»)
  3. «Конец – делу венец; Мала капля, а большое дело делает» («Репка»)
  4. «Страшись волка в овечьей шкуре» («Волк и козлята»)
  5. «Сделав худо, не жди добра» («Теремок»)
  6. «Хоть мозги куриные, зато шпоры длинные» («Заюшкина избушка»)
  7. «За глупой головой и ногам плохо» («У страха глаза велики»)
  8. «На всякого хитреца довольно простоты; Битый не битого везет» («Лисичка-сестричка и серый волк»)
  9. «Перья павлиньи, а мозги куриные» («Кот, петух и лиса»)

Доклад «Методика ознакомления со сказкой».

Задачу развития детского словесного творчества можно решить, опираясь на взаимосвязь творчества и обучения детей в детском саду. Художественно-педагогические особенности народной сказки помогают детям правильно воспринять и понять ее содержание, поэтому фольклор следует рассматривать как один из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество детей.

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

- проведение систематической работы по развитию всех сторон речи: словарного запаса, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи (диалогической и монологической).

- своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

- воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Формирование словесного творчества детей средствами сказок происходит по этапам.

I этап – закрепление детьми содержания, образов, сюжетов русской народной сказки. Цель – активизировать запас хорошо известных сказок, обогатить опыт детей знанием народных сказок с доступным содержанием, образами сказочных героев, воспитывать интерес к русской народной сказке, желание рассказывать и сочинять самим.

Методические приемы:

  •  рассказывание сказок как на занятиях, так и вне их;
  •  показ иллюстраций;
  •  использование народных стишков, песен, загадок;
  •  рисование по собственному замыслу на темы любимых сказок;
  •  пересказывание детьми сказок по предложению педагога и по собственному выбору.

II этап – усвоение способов развития сюжета и построения русской народной сказки, использование ее образца для собственного сочинения. Цель – познакомить с традиционными способами организации сюжета и построения сказки: прием повторности, троекратности повторения эпизодов, их схожесть, способы цепного построения композиции, структуру появления и движения персонажей, зачины, концовки. Методические приемы:

– рассказать сказку и показать ее на фланелеграфе;

– сравнить две сказки (расставить плоскостные фигуры, сравнить их и указать схожесть и разницу построения);

– самостоятельность нахождения повторности сюжетов («Кот, петух и лиса», «Лиса, заяц и петух»);

– составить фильм-сказку (рисование по эпизодам);

– показать сказку в кукольном театре с участием детей.

III этап – самостоятельное развитие повествования. Цель – подвести детей к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях, формированию собственного замысла сказки, выбору темы, сюжета, героев; к овладению законченного построения, средствами выразительности.

Методические приемы:

Сочинение по предложенным темам и персонажам

  1. Ребенку для рассказывания сказки дают 2-5 фигур животных. Можно подсказать сюжет («Как заяц перехитрил волка и лису»…).
  2. Ребенку дают 2-4 игрушки и соответствующую тему.
  3. По картине ребенок сочиняет то, что происходило до изображенного и что произойдет после.
  4. Индивидуальные упражнения в сочинении сказок по сюжетной картине.
  5. Совместное с педагогом творчество:
  1. придумать конец сказки;
  2. продолжить сказку о животных;
  3. развить сюжет по теме, по спорным словам.

Сочинение сказки с самостоятельным выбором темы, персонажей, сюжета

  1. Ребенку предлагают комплект фигурок, необходимо выбрать и рассказать сказку (животные, птицы, деревья, домики).
  2. Из комплекта сюжетных картин ребенок выбирает ту, по которой придумает сказку.
  3. Ребенку предлагают рассмотреть набор игрушек, самостоятельно выбрать персонажей, рассказать сказку.
  4. Придумать сказку о любимых животных.

Воспитатель должен ввести детей в мир сказок, используя разнообразные методические приемы. К более активным приемам формирования словесного творчества относятся «творческие задания».

Игра «Сказочный конверт».

Предлагаю взять на себя роли детей и поиграть. На столах приготовлены сказочные конверты с творческими заданиями, которые нужно выполнить. Подготовка 5 минут.

1 задание – составить фильм-сказку  (рисование по эпизодам).

Цель: усвоение способов цепного построения сказки.

2 задание –  показать «сказку – шумелку» (в сопровождении музыкальных  и шумовых инструментов).

Цель: развитие творческой фантазии, формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

3 задание – сочинение сказки по набору игрушек (2-5 фигур животных).

Цель: развитие самостоятельного сочинения повествования по предложенной теме и персонажам.

 Выполнение таких творческих заданий ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новые повествования.

Предложить дидактические игры по развитию словесного творчества детей для самостоятельного изучения и дальнейшего применения в работе.

Подведение итогов.

Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека. Сказки являются эффективным педагогическим средством воспитания. Систематическое и планомерное использование русских народных сказок о животных, соотнесение их с произведениями музыкального и изобразительного искусства оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей.

Рефлексия.

Предложить воспитателям прокомментировать актуальность консультации:

- Актуально ли выбрана тема?

- На сколько она значима для воспитания и развития детей?

- Что вы узнали нового?

- Какие практические задания вам показались наиболее интересными?

В конце мероприятия предложить педагогам выбрать цветовую фишку, обозначив значимость проведенной консультации:

Красная фишка – материал был доступен, понятен, интересен для применения в практической деятельности с детьми.

Зеленая фишка – возникли вопросы по данной проблеме, требуется более подробное ознакомление.

Синяя фишка – материал сложен для восприятия, не имеет практической значимости.

Список использованной литературы.

  1. Бородич А. М. Методика  развития речи детей. – М., 1974.
  2. Дошкольное воспитание № 3 1985, №8 2005г., №5 2009г.
  3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М., 2012
  4. Ушакова О. С.  Развитие речи дошкольников. − М., 2001.
  5. Шибицкая Е. А. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок / под ред. Ветлугиной В. А. Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.
  6. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей / Яшина В. И., Алексеева М. М., Макарова В., Ставцева Е. А.– М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...

Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...

План мероприятий по развитию словесного творчества старших дошкольников посредством сказок

       Цель формирующего этапа  – продолжить работу по развитию словесного творчества детей, направленную на повышение качества детских сочинений.Задачи:1.  Р...

Мастер-класс для воспитателей. Уроки творчества. «Путешествие в мир сказок»

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования сказкотерапии в образовательном процессе....

НОД № 3. Сочинение сказок «Салат из сказок» Цель: развитие детского словесного творчества

Задачи:1. Формировать умение детей совместно придумывать сказочный сюжет, используя морфологическую таблицу;2. Развивать воображение, мыслительные операции;3.Воспитывать интерес к совместной творческо...