Мастер-класс для воспитателей. Уроки творчества. «Путешествие в мир сказок»
консультация на тему
Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования сказкотерапии в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.odt | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей.
Уроки творчества. «Путешествие в мир сказок»
Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использования метода сказкотерапии в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Обучить воспитателей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью укрепления его психологического здоровья и развития творческих способностей;
2. сплочение коллектива;
3. установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения.
I часть (теоретическая)
Развитие творческого потенциала личности ребенка является одной из приоритетных задач современного образования. Однако педагогу не предоставляется возможности присмотреться к детской индивидуальности и развить ее в должной степени по причине увеличения количества детей в группах и др. В связи с этим возникает потребность в использовании эффективных методов и средств развития творческих способностей детей, рассчитанных на большую аудиторию участников.
С чего же начинается развитие творческой личности? С народных потешек, прибауток, стихотворений и, конечно же, сказок. Дошкольный возраст, как утверждают психологи, - это возраст сказки. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать» и ребенок уже покидает реальный мир, и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой.
Ореол тайны и волшебства – это качество свойственное всем сказкам. Волшебная сказка, как живой организм – в нем все дышит и в любой момент может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он идентифицирует себя с главными героями, при этом развивается способность ребенка децентрироваться - вставать на место другого. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность мира и свое единство с ним. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
В научно - педагогической литературе сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказами).
Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Развитие творческой личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней, путешествуя по сказочным дорогам, переживая удивительные приключения и превращения, встречаясь со сказочными существами.
II часть (практическая)
Задание 1. Назовите творческие методы работы по сказкам, которые широко и разнопланово позволяют использовать полюбившиеся детям тексты.
Примерные варианты ответов:
Знакомые сказки в новых обстоятельствах
Коллаж из сказок
Сказка от разных форм малого фольклора (стишков, загадок, потешек, кричалок и пр.)
Сказка от странных историй
Сказка от фантастических явлений
Случайные сказки
Сказка о бытовых предметах
Сказка от «живых» капель и клякс
Сказка о чудовищах
Сказка по смешанным образам
Сказка продолжается
Изменение ситуации в знакомых сказках
Перевирание сказки
Сказка по – новому
Бином фантазии
Эксперименты в сказках
Цветные сказки
Семейная сказка
Сериал в сказке
Сказки о любимых игрушках
Из сказки убежали все глаголы (существительные)
Моделирование сказок
Сказки к волшебным рисункам
По следам к сказке
Гороскоп и сказки
Сказки про самого себя и др.
Задание 2.
Сказка – шумелка (автор Е. Железнова). Звукоподражание посредством использования музыкальных и шумовых инструментов способствует развитию творческой фантазии, а совместное музицирование и игровая деятельность формирует навыки сотрудничества и сотворчества.
Примечание: игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Если позволяет количество участников можно разделиться на две команды. Задание для команд: исполнить сказку - шумелку лучше команды соперников.
Мышиная история.
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(стучим пальчиками по барабану или коробке).
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки
(ударяем палочкой по металлофону).
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок (ударяем по треугольнику или подвешенной ложке) .
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки (используем деревянные ложки),
грызли зёрнышки (проводим палочкой по деревянной расчёске) и устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки (шуршим пакетом или бумагой). Особенно они любили лакомиться сладкими корешками (проводим палочкой по гафрированному картону). А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер (дуем в бутылку) .
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
Заяц в лесу.
Жил-был заяц - трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (шуршим пакетом или бумагой).
Испугался заяц и бежать (стучим пальчиками по барабану или коробке). Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (используем деревянные ложки). Бросился заяц бежать (стучим пальчиками по барабану или коробке). Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (натягиваем руками ткань). Побежал заяц из леса к речке (стучим пальчиками по барабану или коробке). А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду (проводим палочкой по ксилофону или стучим ладошками по коленям). Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес (стучим пальчиками по барабану или коробке) .
Список литературы:
1. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2006. - 208 с.
2. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. - Спб. : Речь; М. : Сфера, 2008. – 221 с.
3. Котко А. Н. Содержание и технологии проведения семинарских занятий с педагогами: Пособие для руководителей дошк. учреждений в 3-х частях. – Мозырь: ООО Белый ветер, 2003. – 116 с.
4. Ребенок в мире сказок/ сост. О. П. Власенько. - Волгоград: Учитель, 2009 - 441 с.
5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М. : ООО АСТ, 2000.- 464 с.
6. Шорыгина Т. А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. - М. : Книголюб, 2006.- 136 с. (Развивающая сказка для детей) .
7.http://www.m-w-m.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."
Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть....
Конспект мастер-класса для воспитателей по нетрадиционной технике рисования «Лес полон сказок и чудес»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга Конспект мастер-класса дл...
Мастер - класс для родителей «Игры пальчиками по мотивам русских народных сказок».
Мастер - класс для родителей«Игры пальчиками по мотивам русских народных сказок».Цели:...
Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»
Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приемами по созданию условий для развития речи детей....
Мастер-класс «Тико-мастера» (развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование)
Меня зовут Татьяна Николаевна , я воспитатель детского сада №10 «Золотой улей» .Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего ДОУ по внедрению и использованию ТИКО конструктора с...
Мастер- класс с родителями по художественному творчеству «Путешествие на поляну цветов"
Очень часто мы слышим слова «Я не умею рисовать». Оказывается даже человек не имеющий художественных навыков может создать шедевр....