Рабочая программа кружка "Мокшаночка"
рабочая программа на тему

Маркина Наталья Алексеевна

Материал к программе сформирован на основе примерного регионального модуля программы дошкольного образования  «Мы в Мордовии живем» под редакцией О.В. Бурляевой и др. Она направлена на необходимость  воспитания ребенка на материале социального и природного окружения родного края, изучение народного творчества, фольклора, языковых особенностей, праздников, обычаев, традиций, обрядов и прочее.

Программа построена с учётом современных требований  педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.

В основе программы прослеживаются принцип от простого  к сложному,  принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода.

 

В основе кружковой деятельности используются следующие методические приемы: фонематическая зарядка, сюрпризный момент, загадывание загадок, игровые ситуации, дидактические и словесные игры, вопросно-ответные беседы; ведется работа с предметными и сюжетными картинками, с иллюстрациями, используется демонстрационный и раздаточный материал: игрушки, дидактические куклы и предметы соответствующие изучаемой теме.

 

 

  Программа рассчитана на 28 занятий в год. Занятия проводятся 1 раз в  неделю (согласно расписанию) во 2-ой половине дня. В старшей группе (воспитанники 5-6 лет)   25 минут. В подготовительной группе (воспитанники 6-7 лет)  30 минут.

 

Диагностический инструментарий разработан на основе умений и навыков детей старшей и подготовительной группы по речевому развитию, ознакомлению с окружающим миром и художественно-эстетическому развитию с добавлением специфических направлений работы кружка. Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mokshanochka.docx112.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Мокшаночка»

Руководитель кружка Маркина Н.А.

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы.

Рабочая кружковая программа «Мокшаночка»  направлена на необходимость  воспитания ребенка на материале социального и природного окружения родного края, влияние на общее развитие ребенка через те условия,  в котором он проживает.  Изучение народного творчества, фольклора, языковых особенностей, праздников, обычаев, традиций, обрядов и прочее.

Педагогическая целесообразность. Развивая ребенка в многонациональной

среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и доброте, формированию желания видеть неповторимость окружающей родной природы, культуры, участвовать  в их сохранении и приумножении, формирование познавательного интереса к языку своего народа.

Новизна кружковой программы состоит в том, что она  составлена с учётом образовательных областей. Материалы отражают региональные особенности содержания дошкольного образования в Республике Мордовия.

1. «Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи о природе, по сезонам, знакомство с талантливыми людьми.

 2. «Художественная литература», где используются произведения местных поэтов, писателей, знакомят с устным народным творчеством мордовского народа.

3. «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся  подвижные игры.

4. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом,  традициями своего народа. Организовываются экскурсии.

5.Коммуникация, где дети учат понимать, воспринимать мордовскую речь. Знакомятся с мордовскими словами, объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывают  значение новых слов, используют в речи речевые образцы на мордовском языке.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам. В  этом и есть отличительные особенности образовательной программы от уже существующих программ.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о культуре коренного  народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.

Цель программы. 1.Пробудить интерес и стремление к общению на мокшанском языке, воспринимать и понимать его на слух. Воспитывать интерес в духе уважения к мордовскому народу, его языку, быту, традициям культуре.

Задачи программы.

Обучающие. Учить воспринимать мордовскую речь на слух, понимать смысл и функции различных конструкций, вступать в общении друг с другом на мордовском языке.

• Развивающие. Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова. Формировать фонематический слух, умение различать звуки на слух в собственной речи и речи других. Познакомить детей с грамматическими явлениями мордовского языка, необходимых для создания и построения высказываний.

Знакомить детей с мордовскими словами, объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывать значение новых слов.

Развивать, расширять, углублять и закреплять знания детей по истории, природе и культуре родного края.

Воспитательные. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ.

Воспитывать культуру общения и поведения во время посещения кружка, музеев, выставок, экскурсий.

Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы 5-7 лет.

Сроки реализации этой программы.

Сроки реализации 2 года.

1 год обучения – 5-6 лет.

2 год обучения – 6-7 лет.

Формы и режим занятий.

  Программа рассчитана на 32 занятий в год. Занятия проводятся 1 раз в    

  неделю.

  25 минут в старшей группе (воспитанники 5-6 лет).

  30 минут в подготовительной группе (воспитанники 6-7 лет).

  Формы и методы работы с детьми. Ритуал приветствия, фонетическая зарядка, словесные и дидактические игры, игровые ситуации, экскурсии, подвижные игры, разучивание мордовского фольклора, стихотворений, слушание мордовских песен, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

  1. Усвоить словарь мордовских слов, предназначенный для определенного возраста.
  2. Понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала.
  3. Давать краткое описание предмета (цвет, величина, вкус).
  4. Уметь считать до 10.
  5. Знать небольшие стихотворения, песенки, потешки, считалки. Называть имена 2 -3 мордовских писателей, называть любимые сказки и рассказы.
  6. Уметь организовывать мордовские подвижные игры.
  7. Знать герб, гимн, флаг Мордовии, рассказать о своем родном городе.
  8. Иметь представление об экологической ситуации в Мордовии, о реках, озерах, заповедниках.
  9. Знать особенности мордовского декоративно – прикладного искусства (вышивка, орнамент, узор).
  10.  Самостоятельно составлять узоры.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.

Непосредственно образовательная деятельность кружка «Мокшаночка» имеет познавательно-речевое направление. Каждое НОД включает:

1. Ритуал приветствий: «Давайте поздороваемся». «Минутка вхождения» - для закрепления слов.

2. Фонетическую зарядку для закрепления произношения сложных звуков» - льх, рьх, льхть, рьхть и т д.

3. Сюрпризные моменты:  приход игрушек, куклы - мордовочки, сказочных героев.

4. Загадки.

5. Разучивание прибауток,  потешек, песенок, стихотворений, считалок.

6. Беседы познавательного характера.

7. Дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры.

8. Чтение произведений мордовских писателей.

9. Рассматривание иллюстраций.

Для успешного решения образовательно-воспитательных задач необходимо, чтобы у детей в начале изучения программы вызвался интерес к изучению мордовского (мокша) языка, создать эмоциональный настрой. Для этого мы знакомим детей с историей, культурой, природой своего родного края. Следующий этап изучения мордовского (мокша) языка включает в себя задачу: выучить заданный материал по данной теме, закрепить речевые образцы и словарь на мокшанском языке. В конце занятия предусматривается разучивание мордовского фольклора и мордовских подвижных игр.

Для успешного усвоения задач, для занятий подбирается демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, предметные и сюжетные картинки, предметы, дидактические куклы, в соответствии с темой занятия. Тщательно подбирается материал для чтения произведения мордовских писателей.

Подготовительная часть по продолжительности занимает 5 минут, имеет свои задачи:

1. проводится текущая проверка пройденного материала

2. пробуждается интерес у детей к изучению мордовского (мокша) языка.

Для решения этих задач в подготовительной части используются следующие методические приемы: приветствие, фонетическая зарядка, сюрпризный момент, загадывание загадки, беседа.

Основная часть занимает 12-15 минут и содержит следующие задачи:

накопление определенного словаря;

формирование грамматического строя речи;

формирование навыков речевого общения;

познавательное развитие детей.

Для этого с детьми проводятся игровые ситуации, дидактические и словесные игры, вопросно-ответная беседа; ведется работа с предметными и сюжетными картинками с иллюстрациями, используется демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, дидактические куклы и предметы соответствующие изучаемой теме.

Заключительная часть занимает 3-5 минут.

Основными задачами являются: закрепление в разговорной речи детей лексического материала по определенной теме на мордовском (мокшанском) языке; с помощью мордовского фольклора развивать разговорную речь детей; с помощью мордовских подвижных игр развивать двигательную активность детей.

Каждое занятие имеет свою оздоровительную направленность и включает в себя:

1. Упражнения и подвижные игры для освоения техники основных видов движений.

2. Упражнения на развитие равновесия и координации.

3.  Дыхательная гимнастика.

5.  Точечный массаж и самомассаж.

 Для  успешного  решения оздоровительных задач важно постепенное нарастание трудностей.  Сначала  необходимо  ребенка  заинтересовать,  показать,  объяснить, а затем закрепить  двигательные  упражнения.  Подбирается  материал  в  соответствии  с    темой занятий.

Материально-техническое обеспечение

кружка «Мокшаночка»

Методическая литература:

1. Уроки мокшанского, эрзянского. Н.Б. Голенков – С, изд. Дом «Писатель».

2. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»): пособие для дошк. образов. учреждений РМ / авт.-сост. Е.Н.Киркина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.- 352с.

3. Карпушина Л.П., Ерюшкина О.С. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор» и  музыка  композиторов Мордовии): Для дошкольных образовательных учреждений / Отв. за выпуск Ю.А.Мишанин; ред. текстов А.Д. Шуляев; ред.. О.О. Кулаева. – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2007. – 257с.

4. Валдоня (Светлячок)

 Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений  Респ.      Мордовия /  М-во образования  Респ. Мордовия.  – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001. – 108 с.

Печатные издания:

1. Мордовское декоративно – прикладное искусство в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. ФГОУ ВПО «Мордовский государственный институт им. М.Е.Евсевьева, г. Саранск, Бурляева О.В.

2. Древняя мордва, Саранск, издательский центр ИСИ МГУ имени Н.П.Огарева, Виктор Вахляев,2007

3. Художник радости Федот Сычков, Н.Осянина, Саранск, Фонд «Открытая Мордовия» Мордовский республиканский музей

 изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзя, 2010

4. Саранск – столица Мордовии, Саранск издательский центр ИСИ МГУ имени Н.П. Огарева 2007

Альбомы:

«Мордовская национальная одежда»,

«Достопримечательности города Саранск»,

«Мордовский фольклор»

«Мой край, Мордовия моя»

«Заповедники  Мордовии»,

Демонстрационный материал:

Предметные картинки

Сюжетные картинки

Картотеки:

«Мордовский фольклор»,

«Мордовские подвижные игры»

 

Дидактический материал

Стилизованные матрешки

Куклы в национальном костюме

Флаги: российский, республики Мордовия

Предметы декоративно-прикладного искусства

Предметы домашней утвари

Мордовские костюмы в иллюстрациях и др

Календарно тематическое планирование по разделам программы

раздел № 1

кол-во часов

предметно - социальный

 Игрушки

4 часа

Овощи и фрукты

4 часа

Мир старины

3 часа

Одежда и обувь

2 часа

Мы знакомимся

2 часа

Семья

3 часа

Мой день

1 час

Детский сад

2 часа

раздел № 2

познавательный

Мой родной город

3 часа

 Рассматривание альбома о Мордовии. Города Мордовии

1 час

Экскурсии

3 часа

Чтение мордовской сказки « Как собака друга  искала».

1 час

Мордовские писатели детям

1 час

Дни недели

1 час

Части тела. Личная гигиена

2 часа

Я живу на земле Мордовия

1 час

Знаменитые люди Мордовии. Скульптор С.Д.Эрьзя, поэт А.И.Полежаев, герои Великой отечественной войны и др.»

1 час

Домашние и дикие животные

4 часа

Реки Мордовии

2 часа

Времена года

4 часа

Природа мордовского края. Красная книга Мордовии.

В лесу.

2 часа

раздел № 3

художественно - эстетический

Рисование по мотивам мордовского орнамента

2 часа

Театрализация сказки: «Горячие сани».

1 час

Аппликация «Украшаем платочек».

1 час

Знакомство с творчеством мордовского художника Ф.В.Сычкова.

2 часа

ордовские народные игрушки. Умельцы Мордовской Тавлы

2 часа

Развлечения

2 часа

Рисование «Весна в Мордовии». «Мой любимый уголок города»

2 часа

Тема. Слушание песен на мордовском языке.

1 час

Диагностическое обследование

4 часа

Итого

64 часа

Учебно – тематический план кружка «Мокшаночка» (первый год обучения)

Наименование

разделов и тем

Общее

количество

учебных часов

Теоретические

часы

Практические

часы

1

Мир старины

2 часа

1 час

1 час

2

Мы знакомимся»

3 часа

1 час

1 час

3

« Игрушки»

2часа

1 час

1 час

4

«Семья».

1час

0,5 часа

0,5 часа

5

«Мой день».

1час

0,5 часа

0,5 часа

6

«Овощи и фрукты».

2часа

1час

1час

7

«Рисование по мотивам мордовского орнамента»

1час

0,5часа

0,5часа

8

Домашние животные»

1час

0,5 часа

0,5 часа

9

«Дикие животные».

1час

0,5 часа

0,5 часа

 Природа мордовского края.

Красная книга Мордовии.

1 час

0,5 часа

0, 5 часа

11

Театрализация сказки: «Горячие сани»

1час

0,5 часа

0,5 часа

12

«Зима»

1час

0,5 часа

0,5 часа

13

«Одежда и обувь»

1час

0,5 часа

0,5 часа

14

«Мой родной город»

1час

0,5 часа

0,5 часа

15

Аппликация «Украшаем платочек»

1час

0,5 часа

0,5 часа

16

« Весна»

1час

0,5 часа

0,5 часа

17

«Реки Мордовии»

1час

0,5 часа

0,5 часа

18

«Рассматривание альбома о Мордовии. Города Мордовии»

1 час

0,5 часа

0,5 часа

19

«Мордовские народные игрушки. Умельцы Мордовской Тавлы

1 час

0,5 часа

0,5 часа

20

«Весна и лето»

1 час

0,5 часа

0,5 часа

21

 «Экскурсия в Краеведческий музей им. Смедовича

1 час

1 час

22

Знакомство с творчеством мордовского художника Ф.В.Сычкова.

1 час

0,5 часа

0,5 часа

23

Чтение мордовской сказки « Как собака друга  искала»

1 час

0,5 часа

0,5 часа

24

Мордовские посиделки» - развлечение

1 час

0,5 часа

0,5 часа

Рисование «Весна в Мордовии».

1 час

0,5 часа

0, 5 часа

25

Диагностическое обследование детей                                        

2 часа

2 часа

Итого

15, 5 часа

16, 5 часа

Содержание программы (первый год обучения)

Тема. Мир старины. 1 час

Цель. Познакомить детей с понятиями « мордовский народ», рассмотреть их национальный костюм, обувь, старинную утварь и другие предметы старины. Рассмотреть игрушки Тавлинских мастеров.

Практический материал

Приветствие «Давайте поздороваемся»

Колыбельная «Идняй, удок»

Дидактическая игра «Что это?»

Мордовская подвижная игра. «Мисак сяканяцень?».

Рассматривание игрушек из дерева Тавлинских мастеров

Тема. Мы знакомимся. 3 часа

Цель. Усвоить и ввести в словарь детей слова: шумбрат, цераня,стирня,шаба. Усвоить речевые образцы: Тя кие? Тя шаба. Тя цераня. Тя стирня. Кода тонь лемце? Монь лемозе Алда.  Учить слушать мордовскую речь.

Практический материал

Приветствие «Давайте поздороваемся»

Дидактическая игра с мячом «Тя кие?» - «Это кто?»

Чтение произведения мордовских писателей. Чтение рассказа Ф.Атянина «Разбитая тарелка».

Тема. Игрушки. 1 час

Цель. Усвоить слова: офта, нумол, сеель, катоня, пине, каза, налхкш - налхкшт. Речевой образец: тя кие? тя пине, катоня и т. д. Мон налхксян. Учить слышать мордовскую речь, понимать и запоминать.

Практический материал

Приветствие «Доброе животное»

Фонетическая зарядка

Усвоение новых слов по предметным картинкам

Дидактическая игра «Переводчики»

Мордовская подвижная игра: « Сараскакс»(в курочек).

Тема. Игрушки (повторение). 1 час

Цель. Закрепить слова, выученные на предыдущем занятии.

Практический материал

Приветствие «Солнечные лучики»

Фонетическая зарядка

Дидактическая игра «Угадай и назови»

Выучить колыбельную «Баю – баю иднязе»

Мордовская подвижная игра

Тема. Семья. 1 час

Цель. Побеседовать с детьми о членах семьи, ввести в словарь детей слова:тядя, аля, баба, атя, щава. Закрепить их в играх.продолжать учить речевые образцы: « Тя кие?». Кода тонь лемце?».

Практический материал.

Игровое упражнение: «Давайте познакомимся»

Выучить пестушку «Тинць тинць карседа».

Чтение произведения мордовских писателей.

 Чтение рассказа Ф.Атянина «Разбитая тарелка».

Ритуал прощания «Круг друзей».

Тема. Мой день. 1 час

Цель. Ввести в словарь детей слова: шобдава,  илядь, обедста, стямс - стясь,

налхксемс, мадомс - мадсь. Речевые образцы: цебярь ши, ульхть павазу,

Практический материал.

Приветствие «Минутка вхождения»

Фонетическая зарядка

Усвоение новых слов по сюжетным картинкам

Дидактическая игра «Угадай, когда это бывает?»

Игровое упражнение с куклой для закрепления слов: мадсь, стясь.

Игра на мордовских музыкальных инструментах.

Тема. Овощи и фрукты. 2 часа

Цель. Ввести в словарь детей название овощей и фруктов, название величины: куяр, помидор, марь, слива, оцю, емла, перня. Ввести речевой образец: « тя мезе?», «Марьсь танцти», «Мон ярхцан», «Куярсь касы перняса».

Практический материал.

Приветствие «Давайте поздороваемся»

Усвоение новых слов

Чтение прибаутки «Давай, дружок, помиримся»

Дидактическая игра «Скажи правильно»

Мордовская народная подвижная игра «В редьку»

Тема. Мир старинных вещей. 1 час

Цель. Расширить представления детей о предметах быта , одежде, пище мордовского народа. Продолжать знакомить с мордовскими народными играми.

Практический материал.

Приветствие «Давайте поздороваемся»

Рассматривание национальной одежды, предметы старины.

Отгадывание загадок

« Кто в избе рогат?»  (ухват).

«Кривая собачка в печку глядит?» (кочерга)

«Он по избе гуляет, пыль и мусор собирает» (веник). А, что у нас сейчас вместо веника? (пылесос)

Игра на ложках под мордовские наигрыши.

Пословицы о труде:  Не красна изба углами, а пирогами. Без труда, не вынешь и рыбку из пруда. Труд кормит, а лень портит.

Мордовская народная подвижная игра «Руцяняса»

Тема. Рисование по мотивам мордовского орнамента. 1 час

Цель. Учить детей располагать  элементы ритмично их чередуя, познакомить с элементами узора «крест», «галочка». Учить слушать мордовскую речь, запоминать, знакомить с мордовским фольклором.

Практический материал.

Приветствие

Игровое упражнение «У нас в гостях матрешка мордовочка

Рассматривание вышивки с мордовским орнаментом

Творческая работа детей

Слушание мордовской песни «Ай,коляда,коляда»

Тема. Домашние животные. 1 час

Цель. Ввести в словарь детей название домашних животных: пине,тува, ката, тракс, сява. Закрепить речевой образец «Тя кие?» в использовании новых слов. Уметь слушать мокшанскую речь, развивать  память.

Практический материал.

Приветствие «Большое животное»

Усвоение новых слов с помощью предметных картинок

Игровое упражнение «Диалог» на мокшанском языке

Чтение прибаутки «Ай, казаня, казаня!» 

Подвижная игра «Раю – раю»

Практический материал.

Тема. Дикие животные. 1 час

Цель. Ввести в словарь детей новые мокшанские слова: офта, врьгаз, келазь, сеель, ур, нумол, вирь. Продолжать знакомить с мордовским фольклором.

Практический материал.

Приветствие «Солнечные лучики»

Работа по предметным и сюжетным картинкам по усвоению новых слов

 Дидактическая игра «Раздели на группы»

Чтение произведения С. Люлякиной « Бедный зайчик заболел».

Тема. Природа мордовского края. 1 час

Цель. Продолжать знакомить детей с растительным и животным миром мордовского края. Красная книга Мордовиии- Темниковский заповедник.

Репродукции картин о природе мордовских художников.

 Практический материал.

Приветствие

Рассматривание слайдов на тему «Природа Мордовии» ( лес, луг, поле, реки Мордовии….)

Чтение стихов

Чтение рассказа Ф.Атянина «Серебряное озеро»

Репродукции картин о природе мордовских художников.

Тема.  Театрализация сказки: «Горячие сани».  1 час

Цель. Расширить представления  у детей о предметах быта, пище, одежде мордовского народа.  Продолжать знакомить с мордовским  народным фольклором, учить эмоционально,  передавать содержание сказки.

Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке, распределение ролей и заучивание слов, изготовление декораций и костюмов.

Тема. Зима. 1 час

Цель. Усвоить новые слова: тяла, лов, якшама и речевой образец : «тялось якшама», «ловсь акша». Учить уметь правильно произносить и запоминать. Побудить интерес к мокшанскому языку.

Практический материал.

Приветствие «Давайте поздороваемся»

Усвоение новых слов

Чтение стихотворения мордовского писателя Я.Пинясова «Тяла»

Тячи тага тяла,

Марнек вельхтявсь модась

Ловнясь вальмять ала

Акша котфкя кодась.

Дидактическая игра «Назови и покажи»

Тема. Одежда и обувь.  1 час

Цель. Усвоить слова : вазь, варягат, ор, валенцят. Ввести в словарь детей рчевой образец: «щак варягат(ор.валенцят).

Мордовская подвижная игра : «Пильгонякс».

Практический материал.

Приветствие «Давайте познакомимся»

Фонетическая зарядка: «Повторяй за мной»

Выучить пестушку «Тинць тинць карседа».

Мордовская подвижная игра : «Пильгонякс».

Тема. Мой родной город.  1 час

Цель. Воспитать любовь к своему родному краю, продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, учить гордиться красотой своего города. Ввести новые слова: ош, ульця, кутт. Речевые образцы: Куттне ошса оцюфт. Ульцятне келихть. Ошсь мазы.

Практический материал.

Приветствие «Минутка вхождения»

Рассматривание фотографий на тему «Город Саранск».

Усвоение новых слов по сюжетным картинкам

Чтение стихотворения А.Ежова  «Моя родина»

Тема. Аппликация «Украшаем платочек». 1 час

Цель. Продолжить знакомить детей с элементами мордовского орнамента, учить вырезать « елочку»по  готовой разметке, ритмично располагать  элементы узора на листе.  Ввести мордовское слово: «Руцяня». Речевой образец «Руцянясь мазы», «руцянясь емла (оцю)».

Практический материал.

Приветствие

Слушание мордовской песни Н. Кошелева «Веселое настроение», выполнение движений под эту музыку.

Рассматривание мордовского узора.

Чередование элементов мордовского орнамента

Творческая работа детей

Тема. Весна. 1 час

Цель. Ввести в словарь детей слова: тунда, нармонь, лямбе, киза. Усвоить речевой образец: « нармонць лии», «тунда лямбе».  Поработать над произношением, учить понимать мордовскую речь.

Практический материал.

Приветствие «Давайте познакомимся»

Фонетическая зарядка: «Повторяй за мной»

Усвоение новых слов

Дидактическая игра с мячом «Скажи правильно»

Выучить закличку «Тунда, тунда сак,сак!».

Тема. Реки Мордовии. 1 час

Цель. Продолжать знакомить детей с природой нашего родного края: реки, озера, воспитывать бережное отношение к природе. Усвоить мокшанские слова: ляйне, ведь, оцю ляйне, емла ляйне, шабатне эшелихть ляйса, ведсь ляйса лямбе.

Практический материал.

Приветствие «Давайте познакомимся»

Фонетическая зарядка: «Повторяй за мной»

Чтение стихотворения Ю.Азрапкина «Наша речка»

Усвоение новых слов

Реки Мордовии, рассматривание иллюстраций.

Словесная игра «Переводчики»

Тема. Рассматривание альбома о Мордовии. Города Мордовии. 1 час

Цель. Продолжать знакомить детей с просторами  Мордовии, рассказать о многонациональности родного края, углубить представления об окружающем мире, знать старейшие города республики. Вспомнить мокшанские слова и речевые образцы с занятия «Мой родной город»

Практический материал.

Приветствие

Рассматривание фотографий на тему «Город Саранск, Инсар, Ковылкино, Темников. Рузаевка, Ардатов». Отметить достопримечательности этих городов

Дидактическая игра «Карта Мордовии»

Тема. Мордовские народные игрушки. Умельцы Мордовской Тавлы. 1 час

Цель. Продолжать приобщать детей к мордовскому  искусству, мордовской культуре, закрепить ранее изученные мордовские слова и речевые образцы: налхкшт, лама, монь лама налхкштн, налхкшне цебярьхть.

Практический материал.

Ритуал приветствия «Клубочек»

Экскурсия в мини – уголок

Игровое упражнение «В гостях кукла «Мордовочка»

Составление рассказа об игрушках

Мордовская подвижная игра «Круговой»

Тема. Весна и лето. 1 час

Цель. Вести в словарь детей слова: пси, ляй, нар, тунда, киза, нармонь, развивать фонетический слух. Речевой образец: Тя кие? Тя нармонь. Нармонць лии. Сась мазы тундась.  Формировать навык  импровизации движений в ходе исполнения песни, учить слышать мордовскую речь.

Практический материал.

Приветствие «Минутка вхождения»

Усвоение новых слов

Использование в речи речевых образцов

Выучить закличку «Киза, киза, кизоня!»

Хороводная мордовская песня «Луганяса  келунясь»

Тема. «Экскурсия в Краеведческий музей им. И.Д.Воронина.  1 час

Тема.  Рисование «Весна в Мордовии».1 час

Цель. Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Учить видеть красоту весенней природы и передавать  их через свое воображение.

Практический материал.

Рассматривание иллюстрации картин художников Мордовии.

Прослушивание песен в исполнении мордовского ансамбля.

Тема. Знакомство с творчеством мордовского художника Ф.В.Сычкова. 1 час

Цель. Приобщать детей к культуре мордовского народа, через произведения художника.  Учить видеть прошлое своих предков: их быт, увлечения, окружающий их мир.

Тема. Чтение мордовской сказки « Как собака друга  искала». 1час

Цель. Продолжать знакомить детей с фольклором мордовского народа.

Вспомнить на мокшанском языке название домашних и диких животных: офта, врьгаз, келазь, сеель, ур, вирь; пине, тува, ката, тракс, сява. Закрепить речевой образец «Тя кие?». Усвоить новые речевые образцы: «Пинесь увай»,

«Катонясь ярхцай».

Практический материал.

Ритуал приветствия

Дидактическая игра «Угадай и назови»

Чтение мордовской сказки»

Игра – драматизация по сказке

Тема. Мордовские посиделки» - развлечение. 1 час

Цель.  Вызвать интерес к миру старинных вещей быта мордовского народа и

их назначение в прошлом и в настоящем.

Воспитывать интерес в духе уважения к своему народу, его языку, быту, традициям, культуре.

Диагностическое обследование детей 2 часа                                          

Учебно – тематический план кружка «Мокшаночка» (второй год обучения)

Наименование

разделов и тем

Общее

количество

учебных часов

Теоретические

часы

Практические

часы

1

Необычная экскурсия в мир старинных вещей.

0,5 часа

0, 5 час

2

Мой родной город

0, 5 часа

0,5 часа

3

Детский сад

1 час

1 час

4

Игрушки

1 час

1час

5

Моя семья

1час

1 час

6

Овощи и фрукты

1 час

1 час

7

Необычная экскурсия в этнографический уголок

0,5 часа

0,5 часа

8

Рисование по мотивам мордовского орнамента

0,5 часа

0,5 часа

9

Домашние животные

1 час

1 час

10

Продолжить знакомство с творчеством мордовского художника Ф.В.Сычкова.

0,5 часа

        0,5 часа

11

Времена года

0,5 часа

0,5 часа

12

Мордовские писатели детям

0, 5 часа

0,5 часа

13

Родной город

0, 5 часа

0,5 часа

14

Одежда и обувь

0,5 часа

0,5 часа

15

Части тела. Личная гигиена

0,5 часа

0,5 часа

16

В лесу

0,5 часа

0,5 часа

17

Реки Мордовии

0,5 часа

0, 5 часа

18

Знаменитые люди Мордовии. Скульптор С.Д.Эрьзя, поэт А.И.Полежаев, герои Великой отечественной войны и др..».

0, 5 часа

0, 5 часа

Дни недели

1 час

0,5 часа

0,5 часа

19

Я живу на земле Мордовия

0,5 часа

0,5 часа

20

«Мордовская весна» - развлечение

1 час

21

Экскурсия в Мемориальный музей боевой славы

1час

22

Рисование «Мой любимый уголок города»

0,5 часа

0,5 часа

23

Тема. Экскурсия в лесопарк Пролетарского района.

1 ч

0,5 часа

0,5 часа

24

Тема. Слушание песен на мордовском языке.

1 ч

0,5 часа

0,5 часа

25

Диагностическое обследование детей                                           2 часа

Итого часов:

32 часа

15 часов

17 часов

Содержание программы (второй год обучения)

Тема. «Необычная экскурсия в мир старинных вещей». 1 час

 Теоретический материал: 0.5 часа

Цель. Активизировать в речи детей слова и речевые образцы на мокшанском языке:  : шаваня, куцю, сяканя, пеель, сянгоня, ярхцан, симан. Мон симан. Мон ярхцан.

Практический материал: 0.5 часа

Цель. Продолжать знакомить детей с понятиями « мордовский народ»,  рассматривать национальный костюм, обувь, украшения, старинную утварь, игрушки Тавлинских мастеров.

Тема.  Беседа «Мой родной город» 1 час.

Цель. Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному  городу, расширить знания о достопримечательностях, памятных местах, дорогих, уютных его уголках,  воспитывать любовь к родному городу, чувства  патриотизма, чувства быть гражданином Саранска, России, обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и знаменитых  людей  родного города. Вспомнить мокшанские слова : кутт, ош, ульця, ардомс, лоткамс. Речевые образцы: «Машинась арды?. Да, машинась арды.

Тема. «Детский сад». 1 час.

Цель.  Закрепить ранее усвоенные слова и речевые образцы: идень сад, шумбратада шабат. Ввести в словарь новые слова: налхкшт, кальдяв, цебярь. Речевой образец: лама шабада,  идень садса цебярь.   Учить слушать мордовскую речь.

Практический материал

Приветствие «Давайте поздороваемся»

Беседа «Наш любимый детский сад»

Игровое упражнение с игрушками: усвоить новое слово налхкш – налхкшт

Д/игра «Переведи правильно»

Подвижная игра «В волков»

Тема. «Детский сад». 1 час.

Цель. Закрепить ранее усвоенные слова и речевые образцы. Усвоить новые слова с детьми «мон», «тон» «сон». Усвоить речевой образец. «Кода тонь лемце?». «Монь лемозе….». «Коза молят?». « Мон молян идень саду».

Практический материал

Фонетическая зарядка
Игровое упражнение «Моя любимая игрушка»

Д/игра «Давайте познакомимся»

Игра «Поймай мяч»

Подвижная игра «В горшочки».

Тема. « Игрушки.»  Счет 1 –10. 1 час.

Цель.  Закрепить  усвоенные  слова: офта, нумол, сеель, катоня, пине.  Речевой образец. «Тя кие?.Тя пине.  Сон цебярь».  Ввести новые слова:  рисовандамс, кштимс, налхксетяма, фкя, кафта. Учить слышать мордовскую речь.

Практический материал.

Приветствие «Давайте поздороваемся»

Дидактическая игра «Хоровод зверей»

Игровое упражнение «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»

Дидактическая игра «Детеныши животных»

Тема. «Игрушки» «Счет 1 – 10» 1 час.

Цель. Закрепить слова, выученные на предыдущем занятии. Продолжать слышать мордовскую речь.

Практический материал.

Дидактическая игра с мячом «Переводчики».

Выучить считалку  «Фкя, кафта, кемгафтува»».

Игровое упражнение «Третий лишний». «Кто что делает».

Мордовская подвижная игра « Сараскакс» (в курочек).

Тема. «Моя семья». 1 час

Цель. Побеседовать с детьми о членах семьи, закрепить ранее усвоенные слова: тядя, аля, баба, атя. Закрепить их в играх, продолжать учить речевые образцы: « Тя кие?». Кода тонь лемце?». Ввести в словарь детей слова ломань, монь, тонь, сонь.

Практический материал.

Приветствие «Давайте поздороваемся»

Беседа на тему « Моя семья»

Этюд «Кто перед тобой – рассмотри в дырочку»

Ритуал прощания «Круг друзей»

Тема. «Моя семья». 1 час

Цель. Закрепить ранее изученные слова и речевые образцы, ввести их в активный словарь детей. Выучить на мордовском языке пальчиковую игру «Тя сурнязе алязе. Тя сурнязе тядязе. Тя сурнязе бабазе. Тя сурнязе атязе. Тя сурнязе мон.

Практический материал.

Фонетическая зарядка

Сюрпризный момент

Игра «Назови по-мокшански»

Пальчиковая игра «Семья»

Игровое упражнение «Расскажи о своей семье»

Игра на мордовских музыкальных инструментах.

Тема. «Овощи и фрукты». 1 час.

Цель.Закрепить с детьми название овощей и фруктов, название величины: куяр, помидор, марь, слива, модамарь, ряпс,путк, сявк, оцю, емла. Ввести новые слова: танцти, ламбама, шапама. Закрепить речевой образец: « Тя мезе?».

Практический материал.

Приветствие Солнечные лучики»

Фонетическая зарядка

Сюрпризный момент «Поможем Незнайке»

Дидактическая игра «Веселый огород»

Тема. «Овощи и фрукты». 1 час

 Цель. Усвоить новые слова совместно с речевыми образцами. Ввести новые речевые образцы. «Марьсь кодама?. Марьсь ламбама или шапама. Помидорсь танцти». Закрепить ранее изученные слова и речевые образцы. Закрепить счет.

Практический материал.

Усвоение новых слов с помощью предметных картинок

Игровое упражнение «Кодама?»

Игровое упражнение «Помоги маме собрать фрукты и овощи»

Дидактическая игра: «Фруктовый магазин».

Чтение стихотворения П.Мокшанцева «Огородница».

Подвижная игра «В курочек»

Тема. «Необычная экскурсия в этнографический уголок».1 час

Цель. Познакомить с предметами быта старины, рассказать о народных традициях, воспитать любовь к Родине, чувства гордости за свой родной край,  за сохранение культурной самобытности народов, уважение к традициям и обычаям других народов.

Практический материал.

Чтение стихов о Мордовии, о России.

Рассказ воспитателя «Быт наших предков».

Просмотр иллюстраций «Предметы старины».

Просмотр слайдов

Подвижная игра «Мисак сяканяцень?».

Чтение стихотворения А. Ежова «Моя Родина».

Тема. «Рисование по мотивам мордовского орнамента».1 час

Цель. Продолжать знакомить с мордовским орнаментом, располагать  элементы ритмично, чередуя («крест», «галочка», «звезда» и др.). Учить слушать мордовскую речь, запоминать, продолжать знакомить с мордовским фольклором.

Практический материал.

Приветствие

Слушание мордовской песни «Ай,коляда, коляда»

Рассматривание иллюстраций «Мордовский костюм».

Рассматривание мордовского узора.

Чередование элементов мордовского орнамента

Творческая работа детей

Тема. «Домашние и дикие животные». 1 час.

Цель. Вспомнить с детьми  название домашних животных : пине,тува, ката,тракс,сява. Закрепить речевой образец «Тя кие?» в использовании  слов.

Чтение стихотворения «Ай, катоня» - уметь слушать мокшанскую речь, развивать  память.

-Ай,катоня, катоня.                                   –А  мезьса пиксонзе?.

Ков якать исяконе?                                      -Тяльмоса.

Щавазень пяли                                             - А, кода авардеть?

Вайволезонц сивине.                                   – Мяу.

Тема. «Домашние и дикие животные». 1 час.

Цель. Вспомнить с детьми  название диких животных на мокшанском языке: офта, врьгаз, келазь, сеель, ур, вирь. Выучить считалку «Нумолня».  

Хоть мон емла нумолнян.

Сякокс ежуня улян.

Мон врьгазда пейда кяшень

Тяни эсон варжак вешентть.

Практический материал.

Ритуал приветствия «Доброе животное»

Фонетическая зарядка

Беседа «Животные нашего леса».

Д\игра «Кого не стало», «Узнай, кто это?».

Загадки

Д\игра «Переводчики».

Выучить считалку «Нумолня».

Тема. « Знакомство с творчеством мордовского художника Ф.В.Сычкова.  Рассматривание его картин.  1 час.

Цель. Приобщать детей к культуре мордовского народа, через произведения художника, учить видеть прошлое своих предков: их быт, увлечения, окружающий их мир.

Практический материал.

Д\игра «Переводчики»

Рассказ воспитателя

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Рассматривание иллюстраций к картинам

Беседа по картинам

Подвижная игра «Наша горка».

Тема. «Времена года».1 час.

Цель. Вспомнить с детьми все времена года на мокшанском языке: тяла, тунда, киза, сексе, нармонь. Ввести новые слова: пинге, мельге, пара, туй, сай. Чтение стихотворения на мокшанском языке.

Практический материал.

Приветствие «Клубочек»

Рассматривание иллюстраций на тему: «Природа нашего края»,       (репродукции картин о природе мордовских художников).

Игра с пальчиками

 Д/игра «Вспомним разные слова»

 Чтение стихов о природе.   Подвижная игра «Наша горка».

Тема. «Мордовские писатели детям».1 час

Цель. Продолжать знакомить детей с творчеством мордовских писателей, разнообразием их жанров, вызвать интерес к прочитанным произведениям.

Практический материал.

Приветствие «Солнечные лучики»

Д\и «Узнай, кто это?»

Вспомнить с детьми ранее изученные стихи на мокшанском языке

Назовите мордовских писателей

Чтение призведения мордовского писателя Т.Тимохина

«Как зима Степку лечила».

Тема. «Мой город» 1 час

Цель. Воспитывать любовь к своему родному краю, продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, учить гордиться красотой своего города. Вспомнить мокшанские слова: ош, ульця, кутт.

Практический материал.

Д\и «Угадай, что это?»

Рассматривание фотографий «Мой любимый уголок города»

Усвоение слов

Игровые упражнения «Вспомни разные слова»

Рассматривание фотографий на тему «Город Саранск».

Подвижная игра «В редьку»

Тема. «Одежда и обувь». 1 час.

Цель. Усвоить слова: вазь, варягат, ор, валенцят, панар,  руця,  кямот.  Ввести в словарь детей речевой образец: «щак варягат (ор, валенцят). Учить слышать мордовскую речь, правильно произносить слова.

Практический материал.

Приветствие «Солнечные лучики»

Фонетическая зарядка

Игровое упражнение Скажи как я»

Д\и «Найди и назови»

Работа по картинкам

Упражнение «Повтори и сделай»

Украшение варежек мордовским орнаментом.

Тема. «Части тела. Личная гигиена». 1 час

Цель. Вспомнить слова на мокшанском языке: кядь, пиле, пря, сельме, курга. Ввести новые слова: пейхть, шяярьхть, кяль, шама, сапонь, нардамс. Побудить интерес к изучению мордовского языка.

Практический материал.

Фонетическая зарядка

Игровое упражнение «Найди, не ошибись»

Работа по картинкам

Игра «Назови по – мокшански»

Загадки

Мордовская подвижная игра: «Пильгонякс».

Психомышечная тренировка «Попьем колодезную водичку», «Понюхаем цветок»

Тема. «В лесу». 1час.

Цель.  Ввести в словарь детей слова: келу, тарад, тума, пиче, куз, пою, шуфта.  Усвоить речевой образец:  « нармонць лии, шуфтсь касы ».  Поработать над произношением, учить понимать мордовскую речь.

Практический материал.

Приветствие «Давайте поздороваемся»

Фонетическая зарядка

Усвоение новых слов по предметным и сюжетным картинкам

Д\игра «Покажи, не ошибись»

Повторитьь закличку «Тунда, тунда сак,сак!».

Песенка «Нармоння»

Тема.  «Реки Мордовии». 1 час.

Цель. Продолжать знакомить детей с природой нашего родного края: реки, озера, воспитывать бережное отношение к природе, конкретизировать представления о живой и неживой природе,  характерной для Мордовии.

Практический материал.

Сюрпризный момент

Д\игра «Не ошибись»

Беседа о реках и озерах Мордовии

Чтение произведения Ю. Азрапкина «Наша речка».

Тема. « Знаменитые люди Мордовии. Скульптор С.Д.Эрьзя, поэт А.И.Полежаев, герои Великой отечественной войны и др..».  1 час

Цель.  Дать представление о том, что уроженцы Мордовии  принимали и принимают активное участие во всех событиях, которые происходят в России.

Практический материал.

Рассматривание иллюстраций

Просмотр слайдов

Рассматривание альбома о героях ВОО «Поклонимся великим тем годам»

Тема. «Дни недели». 1.час

Цель. Закрепить мордовские слова на тему «Части тела», поработать над их произношением. Запомнить и правильно произносить дни недели на мордовском языке. Продолжать учить и понимать смысл этих слов.

Практический материал.

Фонетическая зарядка

Д\игра «Переводчики»

Игровое упражнение  «Живые слова»

Усвоение слов по картинкам

Мордовский фольклор «Нармоннят, нармоннят»  (стр.57, Хрестоматия к программе «Валдоня»).

Тема. « Я живу на земле Мордовии» - конкурс знатоков. 1час

Цель.  Продолжать знакомить детей с просторами нашего края, с людьми тех национальностей, которые проживают на территории Мордовии. Каким промыслом они занимались, чем живет республика в настоящее время.

Тема.  «Мордовская весна». 1час, развлечение (Приложение 2)

Цель. 1.Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через песни, танцы, заклички, подвижные игры, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка.

 2.Приобщать детей к традициям и календарно-обрядовым праздникам своего народа и стимулировать к ним интерес.

 3.Осваивать «интонационно - попевочный словарь» мордовского народа, позволяющий почувствовать национальное своеобразие мордовского народа.

 4. Воспитывать уважение, интерес и любовь к мордовской культуре

Тема. «Экскурсия по городу» 1 час.

Цель. Продолжать знакомить детей  с достопримечательностями нашего города.

Тема.  Рисование «Мой любимый уголок города». 1 час

Цель.  Продолжать воспитывать любовь к своему родному городу. Учить видеть красивые уголки любимого города и передавать  их через свое воображение.

Прослушивание песен в исполнении мордовского ансамбля.

Практический материал.

Приветствие «Солнечные лучики»

Беседа о родном городе

Рассматривание иллюстраций

Стихи о родном городе

Прослушивание песен в исполнении мордовского ансамбля.

Тема. Экскурсия в лесопарк Пролетарского района. 1 час

Цель. Продолжать знакомить детей с растительным миром родного края, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, обобщить правила поведения, воспитать экологическую культуру.

Практический материал.

Беседа «О чем нам нужно помнить на природе?»

Чтение стихотворения З.Александровой «Белая черемуха»,

«Если я сорву цветок»

Мордовские писатели о природе. Р. Федькин «Почка», Ф. Бобылев «Непоседливый гриб».

Проанализировать ситуации.

Игровое упражнение «Кто больше вспомнит мокшанских слов»

Тема. Слушание песен на мордовском языке. 1 час

Цель. Продолжать знакомить детей с мордовским музыкальным искусством, привить интерес к нему, воспитывать любовь и уважение к музыкальной культуре, и к культуре народов, населяющих республику.

Практический материал.

Приветствие

Слушание Е. Лысенкова. «Наигрыши»

Танцевальные движения под эту музыку

Пение детей «Нармоння»

Ритмика Н.Бояркин. «Луганяса келуня»

Игра на музыкальных инструментах. Тук, тук, пиземня (Полей, полей, дождичек).

Диагностическое обследование детей – 2 часа

Диагностическое обследование детей кружка «Мокшаночка»

Ф.И.ребенка

овладение мокшанским языком

познание

декорат. – приклад. искусство

чтение художественной литературы

ознакомление с окружающим

итого

республика Мордовия

природа родного края

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

1

Уровни развития детей.

Познание.  Имеет представление о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенной национальности. Рассказывает о своем городе, о его достопримечательностях, об улице, на котором он живет. Знает символику республики. Имеет представление о народах, населяющих Республику Мордовия. Называет представителей растительного и  животного мира  республики Мордовия. Знает редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.

Речевое направление. Овладение мокшанской речью в пределах доступной тематики, словаря данного возраста. Уметь описывать предметы и составлять небольшие рассказы, считать до 10. Знать 3 – 5 мордовских писателей, потешек, считалок, песенок, дразнилок.

Художественно – эстетическое направление. Называет особенности народно – прикладного искусства. Называет скульпторов и художников Мордовии. Называет элементы мордовского орнамента и последовательно чередует их.

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно называет слова, действие, признак. Правильно согласовывает существительные. Умеет задавать вопросы и самостоятельно составлять рассказы.

Знает: столицу Мордовии, символику, реки, города, достопримечательности, называет народы, населяющих республику. Свободно называет особенности украшения национального костюма, преобладающие цветовые гаммы, самостоятельно использует их в рисунках.

Самостоятельно называет представителей животного и растительного мира на территории Мордовии. Знает редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.

Средний уровень. Допускает ошибки в употреблении разных частей речи, но сам их исправляет. Монологической речью пользуется не активно. С помощью взрослого составляет рассказ.

Низкий уровень. Активный словарь беден. Не проявляет речевую активность в общении. Плохо владеет диалогической и монологической речью. По областям имеет поверхностные знания.

Литература

1.Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»): пособие для дошк. образов. учреждений РМ / авт.-сост. Е.Н.Киркина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.- 352с.

2. Карпушина Л.П., Ерюшкина О.С. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор» и  музыка  композиторов Мордовии): Для дошкольных образовательных учреждений / Отв. за выпуск Ю.А.Мишанин; ред. текстов А.Д. Шуляев; ред.. О.О. Кулаева. – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2007. – 257с.

3.Валдоня (Светлячок)

 Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений  Респ.      Мордовия /  М-во образования  Респ. Мордовия.  – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001. – 108 с.

4.Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ Е.Н.Киркина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2013

Приложение 1

«Я живу на земле Мордовии» - конкурс знатоков.

1 Разминка.

Сегодня мы проведем конкурс знатоков. Встречаются  две команды. Команда «Снеговичков», и «Елочки».

Проведем небольшую разминку.

Вопросы.

В какой республике мы живем?

Что является символикой нашего города?.

Что нарисовано на гербе?

Займем свои места и приготовимся к следующему туру.

Тур «Гонка за лидером»

На столе круг, разделенный на сектора, в которых лежат вопросы с конвертами. Крутят юлу по очереди. Воспитатель читает вопросы, а дети отвечают.

Назовите столицу Мордовии и почему он так называется?

Как называется район в котором мы живем? Почему?

Какие города Мордовии вы знаете?

Назовите крупные реки Мордовии?

Какой великий русский поэт останавливался  по дороге в Болдино в Мордовии? В каком городе это было?

Назовите улицы г. Саранска?

Какие площади г. Саранска вы знаете?

Назовите кинотеатры нашего города.

Тур «Строители»

Собрать командам разрезные картинки. И сказать, что это за памятники?

Тур «Украсим рисунок».

Укрась рубашку элементами мордовского орнамента.

Тур Викторина « Знаю ли я свой город?» (дети по фотографиям узнают достопримечательности нашего города).

Тур «Темная лошадка»

Этот тур самый интересный и таинственный. Наша жизнь устроена так, что все тайное, когда-нибудь становится явным. Я имею в виду ведущего этого тура «Темная лошадка»

Она героиня мордовских народных сказок, могла быть доброй и злой, по - настроению, смотря какой человек пожаловал в ее владения: простой крестьянский паренек, трудолюбивая девушка или жадный купец. Она заправляла всеми волшебными лесными делами, была хозяйкой леса. Кто это? (Вирява)

Какое дерево наших лесов называют северным виноградом?

Как в мордовских народных сказках называют богиню воды?

Самая крупная рыба в водоемах Мордовии?

Назовите животных, которые обитают в мордовских лесах? Самое крупное животное хищное наших лесов? (бурый медведь)

Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

Мордовская подвижная игра.

Приложение 2

Мордовская весна - развлечение

Дети под музыку песни входят в зал. Встают около стульчиков.

1 реб. Что за славный денёк,

            На бугре солнцепёк

            Собирайся, народ, у ворот!

            Петь, шутить, хороводы водить,

            Весну красную веселить!

2 реб.  Идёт Матушка-Весна

            Отворяй ворота.

            Первым март пришёл

            Всех друзей привёл.

3 реб.  А за ним апрель

            Отворяй пошире дверь!

            А потом придёт и май

            В наш родной мордовский край!

4 реб.  Етась тялось. Сась тундась.                  Прошла зима. Пришла весна.

            Ванды ули мазы майсь.                         Завтра будет красивый май.

            Сембе нармоттне сайхть меки,             Все птицы прилетят обратно,

            Конат тушендсть лямбе крайс.             Которые улетали в теплые края.

Вед.    Робко постучалась к нам весна. И чтоб приблизить наступление столь долгожданной весны,  несущей новую жизнь, радость, тепло и свет, люди закликали весну.

Дети (поют) Тунда, тунда,  сак,сак!                   Весна,  весна приди!

                       Тяла,  тяла, тук, тук!                      Зима, зима уйди!

                        Лямбе пизем кантт, кантт!           Теплый дождь нам принеси!

                        Сери сёрот макст, макст!              Высокую пшеницу вырасти!

Вед. Закликали перелётных птиц, которые, как считалось, весну приносили на крыльях.

  Нармоннятне тевс кундасть,                             Птицы принялись за работу,                                                     Пизот тиихть. Сась,                                              Начали вить гнезда. Пришла

 Дети. Тундась.                                                      Дети. Весна.                                                                                                                                                

Песня - закличка «Нармоннят» («Птицы»).

             1.Нармоннят, нармоннят,                          Птички, птички,

                Лямбе кизонь кандынят.                         Принесите теплое лето.

             2. Минь пачада анттядезь,                          Мы вас блинами накормим,

                 Лофца ведьта симптядезь.        Молоком напоим.

Вед. В марте в каждой мордовской избе стряпали из теста птичек - жаворонков. Ходили по селу, прославляли весну – красну,  бросали их вверх и закликали жаворонков.

Дети (поют закличку)  

  Жаворонкат лиеда                               Жаворонки прилетайте

  Пизонянтень тиеда.                             Свои гнезда делайте.

  Пацянятнень лангса,                            На своих крыльях

   Мазы тундать кандость.                     Весну – красну принесите.

Песня «Нармоннят» («Птицы»).

Вед. Это первый раз так зазывали весну. Её созывали и второй раз. Этот день назывался день Сороки - Сязьгата.  Сязьгата - это птица,  которая никуда не улетает на зиму.

Инсценировка «Сязьгата» («Сорока»).

     - Ай,сязьгата, сязьгата.  Мес кувака пулоце?

     - Мес кувака пулозе?    Пулозе - монь рулезе.

(Сорока, сорока.  Почему у тебя такой длинный хвост?

  - Почему такой длинный хвост? Хвост - это мой руль).

Вед. А какие птицы вестники весны?

Дети. Грачи, ласточки и др.

Вед. Часто молодёжь отправлялась на берег реки, пели песни, веселилась и славила  Вармаву - покровительницу ветра и Виряву - покровительницу воды.

Реб. Ой, Вармава, Вармава!                    Ветер, ветер, ветерок!

        Сась, сась тунданясь,                      Пришла, пришла весна,

        Тусь тундань, шадонясь!               Пришло весеннее половодье!

        Ива - Вась!                                          Ива - Вась!

Игра «Ручеек».

Вед. Аф аньцек налхксесть,  но и кшнисть. Тут же хороводы водили. Эй,  веселай народсь! Лиседа – ка  хороводс!

 (Молодежь не только плясали, но и хороводы водили. Эй, веселый народ, выходите в хоровод!).

Хоровод «Нармоннят», слова и  музыка  народные.

Вед. У меня в руках веточка вербы. Большим уважением пользовалась у мордвы верба. По преданию, она имела свойства придавать здоровье, жизненную силу людям и  животным.

  В весенний праздник «Вербное воскресенье» люди ходили по домам и веточками вербы хлестали спящих детей, приговаривая:

    Верба хлыст,                                          Вербный хлыст,

    Верба кра!                                              Вербная почка!

    Шумбраши максоза Шкайнясь!           Пусть здоровья даст бог!

Игра «Верба кшти  комоти».

Вед. После «Вербного воскресенья» идёт самый светлый праздник -  Светлое Христово Воскресенье. По -  другому праздник  назывался « ПАСХА - ОЧИЖИ». Этот день богат не только вкусными угощениями, но и обычаями и обрядами.

На Пасху обменивались яйцами, чтобы добро и свет приставали к душам нашим. Чтобы всё худое,  всё плохое,  под стать скорлупе, в этот день отстало и наружу смогло бы проклюнуться всё хорошее. Прославляли Иисуса Христа.

Песня «Христос  Воскрес».

Вед. И даже в этот день закликали Весну.

1 реб. Кеворек алня шаванять лангса,             Катись яичко по блюдечку,

           Кевортьк  тейнек мазы тундать.            Прикати весну красную.

Дети – Мазы  тунда сак, сак!                             Приди Весна – красная!

Танец «Девичий».

Весна.  Шумбратада, шабат!  А вот и мон, мазы тундась. Ламоксть монь юватькшнемасть. Вот мон и сань конакокс. А,  ну-ка, ялгат, лиседа моронь морама  ( Здравствуйте, дети! Вот и я Весна – красна, много раз вы меня звали. Я и пришла к вам в гости. Дети, выходите, споем с вами мордовскую песню).

Песня «Сашаня и Машаня», сл. Народные, муз. Г. Вдовина.

( под музыку входит весна).

 Весна.  Мон тейнть сюрприз кептерняса кандонь,  ванцаськ,  мезе тоса? ( Я вам в корзинке принесла сюрприз,  посмотрим, что там?).

Дети. Алхт (Яйца).

Весна. Мокшень шабатне пяк кельгозь налхксема  алняса (Мордовские дети очень любили играть в яйца).

Игры.

1.   Алхне пандоняста.  «Кинь сяда ичкози кевори алоц» (Чьё яйцо дальше прокатится с горки).

   2. «Кинь алоц сяда ламос кевори» (Чьё яйцо дольше прокрутится).

(Весна раздаёт всем яички и уходит.)

Вед. Чем-то вкусным пахнет! А вот и жаворонки поспели! Угощайтесь!

Детям раздают жаворонки и все уходят в группу.

                               

Приложение 3

Конспект НОД на тему.  «Мой родной город Саранск»

Задачи. Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному  городу. Расширить знания  детей о   достопримечательностях, памятных местах, дорогих, уютных его уголках.

Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному городу.  Обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и знаменитых  людях  родного города.

Материал: иллюстрации с изображением достопримечательностей города, стихи, предметы для рисования, символы города.

Методические приемы: Художественно-поэтическое слово, беседа «Родной город», рассказ воспитателя о родном городе, викторина «Знаю ли я свой город», рисование «Мой любимый город».

Ход занятия

1. Художественно-поэтическое слово.

2. Беседа «Родной город»

В каком городе мы живем?

Почему он так  называется?

Какие улицы своего города вы знаете?

Какие символы имеет наш город?

Что изображено на его гербе?

Знаете ли вы символы своей страны?

Зачем нужны символы?

Чем славен наш город?

 

3 Рассказ воспитателя о родном городе.

В нашем городе много районов,  в каждом районе возвышаются многоэтажные дома, работают предприятия, где производят важную и нужную продукцию, принимают детей  детские сады , школы, больных-больницы. В городе много театров, музеев, библиотек.

 В настоящее время  наши  жители, т.е. ваши  бабушки, дедушки, мамы, папы, стремятся  своим трудом улучшить жизнь в городе: ремонтируют до роги, здания, проводятся работы по благоустройству дворов, парков.

4 Рассказы детей о посещении парка им. А.С. Пушкина, и о своем дворе.

У нас есть свои замечательные известные люди : скульптор- Эрьзя,   художник Сычков,  космонавт - Дежуров В.Н.

Как замечательно, что мы родились в этом прекрасном городе!

Приложение 4

«Необычная экскурсия в мир старинных вещей».

Программное содержание. Закрепить умение детей назвать предметы, относящиеся к прошлому, также закрепить умение читать символы, углубить знания детей о прошлом предметов. Воспитывать интерес к быту своего народа.

Методы и приемы.

Словесные: чтение четверостиший, рассказ, прослушивание р.н.п. «Прялица».

Наглядные: рассматривание картин, музейных экспонатов: прялка, веретено, станок.

Игровые: д/п «Прошлое предметов».

Материал и оборудование: экспонаты музея, символы.

Ход занятия.

(Дети сидят на стульчиках)

Воспитатель. Где мы с вами находимся? (В музее предметов.)

Кто создал эти чудесные предметы? (Человек.)

Правильно! Их создал человек. Сегодня пришли письма из прошлого. Давайте попробуем их расшифровать. Возьмите каждый по письму. (Дети расшифровывают символы, которые обозначают предметы прошлого.)

(Символы: пяльца, ухват, кочерга, керогаз, фонарь, печь, самовар, горшок... Дети рассказывают, для чего были нужны эти предметы людям в прошлом).

Экскурс по музею.

Воспитатель предлагает детям найти эти предметы в музее прошлого.

Воспитатель. Давайте произнесем волшебные слова и оживим предметы.

 

Дети. Оживите вмиг, предметы, расскажите о себе.

Прялка. Вы в стране волшебной прялки. Приглашаю вас, друзья, Все вы гости для хозяйки, А хозяйка, это - я!

Воспитатель. А как вы устроены и для чего вы нужны?

Прялка. Много-много лет назад я жила во всех домах и помогала людям.

Очень нужен мне помощник Веретенце-озорник,

 Без него я не работник,

Появись пред нами вмиг.

Веретено.

 Вот и я, меня вы звали,

Я на помощь всем приду,

 Я хочу, чтоб все узнали,

 Как умело я пряду.

 Как меня зовут? (веретено.)

Веретено. Я сделан из дерева. Все время нахожусь рядом с Прялкой

королевой. Помогаю ей в работе.

Прялка. Прежде чем я буду прясть,

Шерсть нужно вам набрать,

 Можно попросить немного

У овечки шерсти дать. (Появляется шерсть)

Прялка. Шерсть затем вставляют в прялку,

Чешут редким гребешком,

Ловко скручивают нитку

Озорным веретеном.

Воспитатель. А что еще можно сделать из ниток? (плести коврики, вязать одежду.)

А еще у прялки есть друг, который называется ткацкий станок. Станок работает потому, что внутри есть чудо-челнок, которые бегает между нитками, сплетая их в узоры. На ткацких станках ткут ковры и другие замечательные вещи. Этой сложной работой занимаются мастера-ткачи. Их труд важен и очень нужен людям. (Ковры нужны людям, чтобы красиво было в доме, а теплая одежда нужна для чего?...)

Воспитатель. Спасибо Королева-Прялка. У- вас в стране мы познакомились с интересными предметами, узнали, как они устроены и для чего они нужны. А теперь нам пора прощаться. А на прощанье послушаем р.н. песню «Прялица» (под эту песню дети выполняют движения.)

Приложение 5

Мордовские посиделки (развлечение)

Программное содержание

1. Расширить знания детей о традициях и обычаях мордовского народа, о талантливых людях Мордовии: Ф.В. Сычкове, С.Ф. Нефедове (Эрьзя).    

2. Вызвать интерес к миру старинных вещей быта мордовского народа и

их назначение в прошлом и в настоящем.

3. Воспитывать интерес в духе уважения к своему народу, его языку, быту, традициям, культуре.

Методы и приемы

Словесные: рассказ, чтение стихов, рассказывание сказки.

 Наглядные: рассматривание предметов, картин, игра на музыкальных инструментах.

Игровые: дидактическая игра, подвижная игра.

Материал и оборудование: иллюстрации картин Ф.В. Сычкова, иллюстрации работ С.Ф. Нефедова (Эрьзя), музыкальные инструменты, сделанные руками Тавлинских мастеров, макет березы, рисунки и фотографии музея школы №34, экспонаты музея детского сада.

 Предварительная работа

1.Заучивание песни «Мой Саранск, ты город старинный» Р. Асаинова, мордовской народной песни «Луганяса келуня».

2.Чтение стихов мордовских писателей и их заучивание.

3.Разучивание мордовского танца.

4.Рассматривание альбома «Достопримечательности г. Саранска».

Словарная работа: кровать - коник, люлька - нюрям, печь, ткацкий станок, прялка.

Ход занятия

Кудава (Хозяйка дома)

   День наш долог. Насчитаю 40 елок,

   То на лавке посижу, то в окошко погляжу.

   Сорока стрекочет - гостей пророчит

    (входят дети)

Дети. Шумбрат, Кудава!

 

Кудава. Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети). А чьи вы гости будете? Из каких краев?

1 ребенок

Земля моя, Мордовия родная,

Здесь родились мы, здесь живем

Твои богатства прославляя

О красоте мордовской мы поем!

2 ребенок

Здесь в Мордовии поля без края,

До небес богатые леса,

Здесь растем мы и прославляем

Мы тебя мордовская земля!

Кудава ( Xозяйка).  Просим, просим к нам в избу. Так вы из мордовского села. В тесноте, да не в обиде. Давайте улыбнемся и передадим,  друг другу заряд бодрости, хорошее настроение, а чтобы нам было весело, будем пританцовывать, да приплясывать. Помогут нам в этом «Левженские наигрыши».

                      Дети танцуют (по кругу вместе с хозяйкой)

Кудава (Хозяйка).  Будьте как дома, присаживайтесь. Милости просим. Приглашаю вас на наши посиделки,  посвященные нашему родному краю Мордовия. Приглашаю в путешествие в сказку. Послушаем быль - бывальщину про Песельника - искусника. В тридевятом царстве, в тридевятом государстве, что зовется Мордовия, жил - был Песельник. Уехал он в стольный город Саранск жить - поживать. Хорошо живется в городе, да только скучно стало Песельнику без песен мордовских. Уехал Песельник из Саранска. Пошел по белу свету песни искать. Идет по дороге, среди полей мордовских, среди лесов дремучих, а на опушке леса стоит береза.

Кассь вирняса, ки трваса                    

Акша панар келуня.

Лопанянза мековасу

Либордсть, кода мелавнят.

(Белая береза,  выросла в лесу.

Шелестят листочки у нее на ветру,

как крылья у бабочки).

Песельник . Эй, веселый народ, становись вокруг березки в хоровод.

( Хороводная песня «Луганяса келуня» ).

Кудава.  Это мордовская песня веселая задорная, так и хочется под нее плясать и танцевать (дети садятся).

 Много сел и деревень прошел Песельник. Много песен спел и других

 слушал. Вот подходит он к одной мордовской деревне, а там свадьба.

Инсценировка. (Девочка - мордовочка идет по кругу с женихом под мордовские ритмы, а хозяйка ведет рассказ).

Кудава. Вот идет невеста, да какая красивая, бусы на ней в десять рядов,

платье на ней с вышивкой мордовской. И жених подстатьей. Рубаха атласная,

сапоги блестящие. Веселится свадьба, шумит свадьба, отплясывает.

Танец мордовский

Кудава.  Веселая была свадьба. Стал Песельник перед гостями речь держать.

Песельник.

Ах, вы девицы, вы добры молодцы, Мастерицы, да рукодельницы,  певуньи, да

затейники.

 Не хотите ли вы со мной поиграть в мордовскую игру «В горшки?».

 Где хозяин, где горшки?

Мордовская игра «В горшки»

Песельник. Побывал я, ребята, в одном эрзянском селе, а там такие умельцы живут. Они вырезают из дерева такие красивые игрушки, сейчас я вам их подарю. Среди них есть и музыкальные инструменты, на которых можно играть.

Игра на музыкальных инструментах.

Песельник.  Ну,  мне пора. До свидания.

Кудава.  Пошел Песельник дальше. Наша сказка закончилась, но история о родном крае не заканчивается.

(экскурсия  в «светелку», рассказ хозяйки)

На посиделках не только пели, плясали и играли, но и рукодельничали: ткали, вышивали, вязали. Я приглашаю вас всех в свою «светелку» и покажу предметы, которыми я пользуюсь.

Это ткацкий станок. На нем ткали ткань и шили вот такие рубашки - панар (показ)

Прялка. Позолоченная прялочка, я тяну, а нитка тянется.

                Я тяну, а нитка тянется.

                Мне работа очень нравится.

 Из полученной нитки вязали теплые носки.

 Люлька - нюрям. Укладывали младенца. Женщина - мордовочка укачивала его и пела мордовскую колыбельную песню:

Баю - баю, иднязе,

Лясень сетьме веднязе.

Удок, касат оцюста

Тума лаца тазаста».

Это печка - петнагод. В мордовских семьях детей было очень много, и все дети спали на печке. Мама вставала очень рано, затопляла печь и варила в печке щи, кашу, горох, пекла мордовские пышные блины. И я напекла вам блины. Угощу вас после посиделок.

Кудава. Наш разговор будет неполным, если мы не вспомним о наших замечательных талантливых людей.  Среди них Федот Васильевич Сычков.

Много замечательных картин написал. На его полотнах замечательные народные праздники, гулянья. Герои его картин – мордовские и русские крестьяне. Особенно любил изображать детвору.

Вопрос к ученикам школы. Назовите его картины.

Кудава. Мордовский народ гордится своим великим сыном - замечательным скульптором Степаном Дмитриевичем Нефедовым. Нам известен как скульптор Степан Эрьзя.

Вопрос к ученикам. Какие работы вы знаете?

Работы Ф.В. Сычкова и Степана Эрьзя хранятся в музее изобразительных искусств.

Кудава. Мы живем в Мордовии. На каком языке разговаривают мордва? (на мордовском языке).

Словесная игра.  Сейчас посоревнуемся, кто больше знает

мордовских слов: заяц (нумол), волк (врьгаз), медведь (офта), огурец (куяр), девочка (стирня), мальчик (цераня), яблоко (марь), картошка (модамарь), встали (стяда), птица (нармонь), сели (озада), хлеб (кши), ложка (куцю), здравствуйте (шумбрат), мяч (топа) и т. д.

(хозяйка обращается к гостям).

 Кудава. А вы откуда будете,  гости дорогие?

1ученик.    Из мордовского села.

               Мы приехали сюда.

               К вам пришли мы не одни –

               песни, пляски принесли.

2ученик.     Мы с мордовской песней дружим,

                     по-мордовски говорим.

                     Хорошо живем,  не тужим,

                     песню спеть для вас хотим.

Мордовия! Зову тебя я милой

И стороною самой дорогой.

Ведь ты меня вспоила и вскормила

И мне земли ненадобно другой.

 Песня «Ты мой город Саранск».

 Слово предоставляется учительнице средней общеобразовательной школы №34 Вере Федоровне.

Кудава. Вот и закончился наш праздник. До свиданья, гости званые, желанные. Приходите к нам почаще. Уледа, шумбрат! Будьте здоровы!

Приложение 6

Игровые упражнения

  1. «Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь представить себя теплым солнечным лучиком, пожелать друг другу доброго дня.
  2. «Давайте поздороваемся».

Дети двигаются по группе и здороваются со всеми на мокшанском языке. Здороваться необходимо определенным образом:

1 хлопок – здороваться за руку.

  1. хлопка – здороваемся спинками.

      3.«Клубочек»

Дети передают клубочек нитки по кругу и приветсвуют друг друга по мокшански: уледа шумбрат, цебярь ши тейть.

Мордовские подвижные игры

«В курочек» («Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, об-разуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином бу-дет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

Игра «Продашь горшок?»( «Мисак сяканяцень?») .

Содержание и правила игры.

Половина детей встают по кругу, остальные  встают за их спинами. Покупатель, выбрав «горшок» спрашивает «мисак сяканяцень? – продашь горшок? Ребенок отвечает: «Продам» и убегает от продавца. Добежавший первым, становится за спиной «горшочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования

Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...