Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС в области «Познание». По теме: «Воздух, какой он?» Для детей средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Бойко Екатерина Алексеевна

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_vozduh_kakoy_on.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС  в области «Познание».

По теме: «Воздух,  какой он?»

Для детей средней группы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

1. Развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе, бережное отношение к воздуху.

Предварительная работа: Беседы «Земля – наш общий дом». Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактические игры «Живое и неживое», «Выбери игрушку». Опыты и эксперименты с водой и воздухом. Чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Аким.

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, фартуки ученых (по количеству детей), указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха.

Форма проведения: подгрупповая.

Воспитатель:  Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Отлично! А теперь вздохнули глубоко и выдохнули.

Носиком дышу свободно, глубоко и тихо как угодно!

Воспитатель: Чем мы дышим?   Воздухом!  – Правильно.

– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные, в нашей лаборатории «Узнай-ка». Лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их работаем в специальной одежде: одеваем фартуки. Готовы!

Воспитатель: Ребята вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

- А как вы думаете, где ещё находится воздух?

Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас).

Воспитатель: Как можно проверить, есть ли он в нашей группе? (предположения).

Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками). 

- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку).

- Что в них находится? (воздух).

- Ребята, вы знаете, в каких предметах также находится воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка).

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.

- Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

- Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают, для того, чтобы знать что получилось, над чем надо поработать. А мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой («зачеркнутое цветное пятно»).

(На доску выставляется карточка - символ).

- А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.

- Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан).

- Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой).

- Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду (нужно держать ровно).

- Попадает ли вода в стакан? (нет).

- Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан).

Дети: Сухой!

- Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух и он не пустил воду).

- А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

- Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух).

- Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки («пустой стакан»).

- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей).

 (Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки).

- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки).

- Почему появились пузырьки? (выходит воздух).

- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.

 Запишем результаты опыта с помощью карточки («изображение человека»).

- А теперь немного поиграем с ветерком.

Физкультминутка: Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо, ветерок все тише,тише,деревцо все выше, выше.

- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей).

- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух).

- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?

- Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха.  

Запишем результаты опыта с помощью карточки («нос»).

Предложить встать в круг и отвернуться, распылить туалетную воду.

- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду).

- Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас). Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).

- А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов).- Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движениевоздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, качается штора на ветру).

Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).

- Запишем с помощью вот такой карточки («качающееся на ветру дерево»).

 Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

- Сможет ли человек жить без воздуха?

- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза).

- Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться).

- Чего вам не хватало? (воздуха).

- Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет).

Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому). Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).

Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

- В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.

- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).

- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).

- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе. 

 Дети совместно с гостями надувают шарики и дарят гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ) в нетрадиционной технике рисования для детей средней группы на тему: «Желтый одуванчик»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ)в нетрадиционной технике рисованиядля детей средней группы на тему:«Желтый одуванчик»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ) в нетрадиционной технике рисования для детей средней группы на тему: «Синие башмачки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ)в нетрадиционной технике рисованиядля детей средней группы на тему:«Синие башмачки»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Труд» самообслуживание на тему «Купание куклы Ани» для детей младшей группы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Труд» самообслуживание на тему «Купание куклы Ани» для детей младшей группы»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему:"Платье для Золушки"для детей подготовительной группы

Знакомит с профессией  модельера дизанера Учит детей придумывать и создавать необычные платья из бумаги в технике аппликация...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ на тему: «Дымковская игрушка» ( рисование) для детей средней группы.

Предлагаю конспект НОД для детей средней группы по теме "Дымковская игрушка".Данный материал будет полезен вспитателям средней группы (4-5 лет). Это конспект занятия по художественно- эстети...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ на тему: «Дымковская игрушка» (Лепка) для детей средней группы.

Знакомство детей средней группы с дымковской игрушкой, как видом народно декоративно – прикладного искусства, с многообразием игрушек и спецификой декора. Лепка из глины дымковской игрушки ...