Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

НОД  в старшей группе по развитию речи ,с использованием ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе

Тема: "Путешествие по сказкам"

Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ. Придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку методом «каталога», в которой присутствует два героя положительный и отрицательный, имеющие свои цели.

Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

Материалы и оборудование: Голубые ленты, макеты деревьев, палочка, ложка, сундучок с шариком и предметными картинками (роза, велосипед, мороженое), игрушка-лягушка, фланелеграф, модель для составления загадки, цветок, книга со сказками, аудиозапись, макет сказочной поляны.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок  К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку»

 Ход занятия

Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Дети:  Здравствуйте.

  - Добрый день!- тебе сказали

  - Добрый день!- ответил ты.

    Как две ниточки связали

    Теплоты и доброты.

Воспитатель.. А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете , что такое сказка?

Дети: Сказка- это волшебный мир.

            Сказка – это чудо

            Сказка – это занимательный рассказ, приключения

Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная  история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках  присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые.у каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может всё случиться

Наша сказка впереди

Сказке в дверь мы постучимся

Сказка в гости ты нас жди.

Воспитатель. Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас в сказочную страну. Путешествовать в страну сказок, я возьму с собой того, кто назовёт мне сказку в названии которых есть число.

Дети:

-Три толстяка

- Волк и семеро козлят

- Белоснежка и семь гномов

- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

- Три поросёнка

- Два жадных медвежонка

- Двенадцать месяцев

(звучит песня «Облака белогривые лошадки» делаю облака из лент, держу ленты в середине, дети берутся за края лент «карусель», идут по кругу.)

Воспитатель. Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете в волшебном лесу какие звери живут?

Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк.

Воспитатель.Загадаю вам загадку

На овчарку он похож, что не зуб - то острый нож,

Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)

-  Какой в сказках бывает волк?

Ответы детей: злой, зубастый

-  Назовите сказки в которых волк является главным героем?

- Лисичка- сестричка и серый волк

- Иван царевич и серый волк

- Волк и семеро козлят

- Колобок

- Теремок

- Рукавичка

- Красная шапочка

Воспитатель. Мы с вами знаем, что сказочные герои в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру которая называется наоборот. Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Грустный – весёлый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Молодцы ребята, много слов разных знаете

- Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? Из какой оно сказки?

Ответы детей: Гуси – лебеди

Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку- рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте.

- В саду стояла яблонька, на которой

Дети: Висели вкусные и спелые яблочки

- яблочки были спелые и поэтому сами

Дети: Сами падали на землю

- так, как яблочки падали, бабушка

Дети: Бабушка их собирала

- собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка

Дети Варила вкусное варенье

-   варенье было вкусное, поэтому

Дети: Внуки ели его прямо ложками

Воспитатель. Молодцы ребята хороший рассказ составили.

А, что там ещё под яблонькой стоит?

 Под яблонькой чудесный сундучок

Всем ребятам он дружок

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

(сундучок открывается из него вылетает шарик с комариками)

Из какой сказки этот шарик?

Ответы детей: сказка «Тараканище»

Воспитатель.А кто написал эту сказку?

Ответы детей: Корней Иванович Чуковский

Воспитатель. Что-то ещё лежит в нашем сундучке. А тут предметные картинки. Давайте рассмотрим их. (роза, велосипед, мороженое) В какой сказке встречается роза?

Ответы детей: три розы, снежная королева.

Воспитатель.В какой сказке встречается велосипед?

Ответы детей: Тараканище

Воспитатель.. В какой сказке встречается мороженое?

Ответы детей: старик- Хаттабыч

Воспитатель.   Я вам предлагаю игру которая называется «хорошо-плохо»

В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.

(в розе хорошо то, что она красивая, а плохо то, что у неё шипы и можно уколоть руку)

(Морожено вкусное, а плохо то, что можно заболеть)

(в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то , что можно упасть)                                                                                                                                      Молодцы ребята.

Воспитатель.Подождите, не спешите, наклонитесь, что – то там в траве блестит. Кто это ребята?

Ответы детей: царевна-лягушка

Воспитатель.. Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её

Ответы детей: лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка

Воспитатель. Молодцы.                                                                                           Наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели.

Что делает?

Кто или что делает так же?

Прыгает

Мяч

Ныряет

Утка

Плавает

Лодочка

Что прыгает так же, как лягушка — мяч.

Кто ныряет так же, как лягушка — утка.

Что плавает так же, как лягушка -  лодочка.

Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка?

Воспитатель. Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Но, царевна-лягушка всё равно грустная. Чтобы развеселить её давайте сочиним сказку. Сочинять сказку мы с вами будем как настоящие сказочники. (одеваем колпачки). Поможет нам в сочинении сказки, вот эта книга. Я буду задавать вопрос, а ответ вы будете находить указав слово на открытой страничке выбранного текста. Берём умную ромашку и отрываем лепесток.

Вопросы:

  1. Жил-был кто?
  2.  Какое добро умел делать?
  3. Встретил кого злого?
  4. Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
  5. Был у нашего героя друг.
  6. Что стало со злым героем?
  7. Что стали делать?

Воспитатель. Молодцы ребята хорошую сказку составили. Посмотрите,  лягушка улыбнулась, значит ей понравилась наша сказка. Но у лягушки еще одна проблема, она хотела на память о вашей встрече подарить вам рисунки, но у нее они  не получились, а вышли только кляксы. Ребята, давайте поможем ей, превратим кляксы в  рисунки.

Дети  дорисовывают кляксы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие хорошие получились у вас рисунки, лягушке они очень понравились, лягушка оставляет нам на память о нашей встрече.

Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок.   А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

                                                                                               

     



Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи по теме "Золотая осень" с использованием приёмов ТРИЗ  в старшей группе


Программное содержание 

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
  • Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Оборудование 

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Ларчик с овощами и фруктами.
  • Книжка сюрприз от осени.
  • Маска зайца, письмо.
  • Две ветки в вазах.

Демонстрационный материал 

  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень". Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Словарная работа 

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, просинь.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 9  «.Винни-Пух" детям группы №3

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река -
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре - теплая осень.
  3. Много желудя на дубе - к лютой зиме.
  4. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  5. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  6. Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно.
  7. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега).

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Назови правильно

Я буду показывать лист, а вы называть с какого он дерева. Если я неправильно назову лист, вы исправьте. (Показ листьев - дети говорят название дерева).

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определяете деревья.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть осеннюю одежду.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за цветными листьями.
  • Не было бы листопада.
  • Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
  • Не успели бы улететь птицы на юг.
  • Не было бы туманов.
  • Не наблюдали бы за инеем.
  • Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Не смогли бы поесть сладкой рябины.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
  • Не лил бы осенний моросящий дождь.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

Физминутка "Птицы"

Это птица .
Она зернышки клюет.
У нас зимою холодно.
Плохо птицам голодно.
Они нам верят.
К нам прилетают.
Плохи те люди
Кто их обижает.

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?

Дети: Воробьи, галки, вороны, северные голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.

Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! Мне понравилось, как отвечают: без стеснения. У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет серую шкурку на голубую и делает запасы в кладовых.

Воспитатель: Дети очень забавно наблюдать, как белка ищет орешки. Я принесла 2 веточки. Представьте себе, что это орешник, а вы белочки. Как вы можете узнать, где больше орехов растет, ведь белки считать не умеют.

(Ответы детей). Совершено верно. Белочка стучит по веточке и смотрит. На той веточке что качается дольше, орехов больше!

Воспитатель: Вы очень наблюдательны и смогли доказать на какую веточку должна прыгнуть белка, чтоб собрать орешки. У вас огромный запас знаний о жизни животных в лесу. Я заметила, что вы не повторяетесь в своих ответах, чувствуется, что вы много читаете.

Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью? Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).

Воспитатель: Хорошо, все, что вы сказали. А знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Игра называется.

Вершки и корешки

- Морковь, картофель, свекла, репа, чеснок - корешки.

- Рожь, пшеница, укроп, горох - вершки.

- Лук - вершки и корешки

Воспитатель: Прекрасно. Я принесла необычный ларчик, а что в нем находится, вы сейчас узнаете. Подойдите, пожалуйста:.

Игра "Необычный ларчик"

Предлагается ребенку просунуть руки в вырезанные с 2 сторон круглые дырки, пощупать, что за овощ или фрукт находится в нем. Несколькими словами описать его и предложить детям назвать, что же это такое. А сейчас посмотрим, кто самый сообразительный.

Воспитатель: Какие интересные вопросы вы задавали, что мы не сразу догадались, что было спрятано. А хотите еще поиграть (Да).

Игра "Четвертый лишний"

  1. Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).
  2. Картофель, яблоко, свекла, морковь (фрукт)
  3. Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь (плод дерева)
  4. Лиса, белка, горностай, заяц (не меняет шкурку)
  5. Белка, мышь, полевка, заяц (не делает запасы).

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Травы лесные, где вы, не вижу?
Ниже-ниже-ниже:
Цветы луговые, а вы все цветете?
Что ты, что ты:
Птички- певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Рыбы речные, вы где?
А мы на дне, мы в глубине:
Лягушки и жабы, куда подевались?
В ил закопались, в ил закопались:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? - ты спросил.
Осень, осень, осень.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Кто умеет читать, читайте сами. А кто не умеет, попросите родителей прочитать, и узнаете еще много интересного об осени.

Тема: «Осенняя сказка» 

Программные задачи: 

Воспитание звуковой культуры речи: 

  • Совершенствовать речевой слух.
  • Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.

Словарная работа: 

  • Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем мире,
  • Расширить словарь признаков по теме: «Осень».
  • Закреплять умение сопоставлять  явления по временным и качественным признакам.

Грамматический строй речи: 

  • Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
  • Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.  

Развитие связной  речи: 

  • Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

·         Активизировать мышление детей, 

  • Упражнять детей в умении рассказывать о времени года (осень) с    

          использованием наглядных пособий, связно с логической 

          последовательностью. 

Словарная работа: листопад, дождливая осень. 

Предметно-развивающая среда: мяч, листья разных цветов, жёлуди, шишки, аудиозапись В. Борцовой "Сказка про Осень - Златовласку", кукла – златовласка, музыкальное произведение  П.И. Чайковского  «Осенняя песня», фишки зелёного и красного цвета, волшебная палочка, системный лифт.   

Ход занятия: 

Воспитатель и дети под музыку  П.И. Чайковского  «Осенняя песня» заходят в группу,  

Дети приветствуют гостей: 

Собрались все дети в круг 

Я твой друг и ты мой друг. 

Крепко за руки возьмемся 

И гостям мы улыбнемся. 

Здравствуйте, гости! 

Появляется Кукла Осень – Златовласка. Кукла рассказывает сказку детям. Прослушивание стихотворения В. Борцовой "Сказка про Осень - Златовласку" (аудиозапись) 

Сказка про Осень-Златовласку 

Я на лесной палитре смешаю чудо-краски,

 Душистый запах хвои и солнца теплый свет

 И напишу вам сказку про Осень-Златовласку,

 Багрянцем, позолотой создам ее портрет.

Ей из опавших листьев сплету венок пастушки

 И ягодным узором украшу сарафан,

 Ее лицо согреют веселые веснушки,

 Плащом на плечи ляжет заботливый туман.

Рябины ей наденут рубиновые бусы,

 Гранаты ей нанижут из зернышек браслет,

 Пшеничные колосья косой совьются русой,

 Блеснет в ее улыбке безоблачный рассвет.

Ей мягкий мох обует пушистые сапожки

 И аромат подарит сосновая смола,

 Ее наряд дополнят из желудей сережки

 И кроткий лик запомнят озера-зеркала. 

            Дети давайте вместе с куклой – златовлаской вспомним приметы осени. (Дети называют). А теперь посмотрим, все ли приметы осени вы назвали? Дети вместе с воспитателем садятся на стулья перед экраном ноутбука. На экране появляются видео, демонстрирующие приметы осени. 

Прием «Другая точка зрения». 

Воспитатель: А еще в сказках предметы могут разговаривать. Давайте волшебной палочкой оживим предметы в группе и послушаем, о чем они говорят, давайте Златовласка начнёт первой. (Я листочек, люблю солнышко и ветерок). Теперь вы дети, называете, я касаюсь палочкой и вы говорите. 

Воспитатель дотрагивается до различных предметов, а дети от их лица рассказывают: что эти предметы любят, чего хотят, чего боятся, с кем дружат и т. д. Примеры: желудь, шишка, листочек, растения и др. 

     Физкультминутка «Времена года». 

Воспитатель предлагает детям вспомнить времена года, их характерные признаки и придумать, какими движениями можно изобразить разные времена года. Например, зимой холодно — нужно «греться», весной распускаются цветы, осенью улетают птицы, идет дождь — нужно «прятаться под зонтиком», летом жарко — можно «позагорать», «искупаться». 

Воспитатель называет команды в произвольном порядке, дети должны соответственно реагировать. 

Упражнение. Давайте вместе с вами составим из фишек слово осень. Я буду составлять на доске, а вы у себя на столах. Буква «О»  это какая буква? (Гласная). Какой фишкой мы обозначаем гласные буквы? (Красной). «С» это какая буква и звук? (Согласная мягкая). Отмечаем зелёной фишкой. Буква «е» это какая буква? (Гласная, отмечаем красной фишкой).  «Н» это какая буква и звук? (Согласная мягкая). Отмечаем зелёной фишкой. Буква «ь» это какая буква? (Гласная, отмечаем красной фишкой). 

Игра «Живые слова». Наша гостья будет смотреть, правильно вы выполняете или нет. Вы будете не детьми, а словами. 

Я вам назову предложение: «Осенью красиво опадают листья». 

Повторите это предложение. 

Давайте скажем тихо. 

А теперь произнесем громко, радостно. 

Сколько слов в предложении? (четыре) 

Назовите эти слова. (Дети называют) 

Кто будет словами этого предложения? 

Дети выбирают слова, становятся в ряд слева направо и произносят предложение. 

Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда  я позову «Слова ко мне!» они снова станут по порядку.  Дети- «слова» произносят предложение. 

Воспитатель: Если мы уберем слово «красиво», какое предложение получиться? (осенью опадают листья.) 

А если уберем слово «осенью», какое предложение прочитаем? (опадают листья). Все дети садятся на стулья. 

 

Воспитатель: – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру. Дидактическая игра «Подбери слова».  «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я дам мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

– Листья осенью (что делают) – листья осенью желтеют и опадают 

– Дождь осенью (что делает) – дождь осенью идет. 

– Урожай осенью (что делают) – урожай осенью убирают. 

– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают. 

– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья. 

– Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки. 

Воспитатель: Рассядемся на пригорке, да расскажем чистоговорку: 

Ца-ца-ца - осень у крыльца. 

Воспитатель разучивает с детьми чистоговорку в медленном темпе. Затем предлагает произнести ее с различными интонациями: удивленно, восхищенно, с пренебрежением, с удовольствием. Следует обращать внимание на то, чтобы при произношении они представляли себя в действии. 

Игра “Черное-белое”. Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Осень”. Хорошо – Красивый листопад, сбор урожая. . . Плохо – холодно, грязь, идёт дождь . . . и т.д.)

Введение понятия «системный лифт». Воспитатель показывает рисунок домика (схема на доске) и комментирует его. 

В.: Этот трехэтажный дом необычный, в нем живут не люди, а разные предметы. На втором этаже живут они сами. Например, дерево. 

На первом этаже живут отдельные части этих предметов. Назовите, из каких частей состоит дерево (соответственно показывает). А комнаты на третьем этаже — это места, в которых могут быть эти предметы. Где, в каких местах может быть дерево? 

Итак, три этажа: места - предметы - части. А быстро передвигаться по этажам поможет лифт. 

Воспитатель предлагает «покататься на лифте» и установить правильный порядок. 

  

  Итог занятия: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Что мы сегодня обсуждали с вами? Дети, поднимите белый домик, если вам понравилось занятие, а черный если не понравилось. Давайте попрощаемся с нашей куклой – златовлаской. Она вам на прощание дарит вот такие красивые картинки, которые вы можете разукрасить дома или в группе по желанию. 

       

 « Хлеб- всему голова» с использование ИКТ.

Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.

Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание выполнять различные трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом перед экраном.

Воспитатель — Ребята , я сейчас вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о чём оно?

Зёрнышко

Я - зёрнышко пшеничное -

Из колоска созревшего

На землю упаду,

Весною прорасту.

Пусть дождик поливает,

Пусть солнце согревает.

Расточками зелёными

Я к небу потянусь

И в поле золотистом

В пшеничку превращусь.

Страда придёт осенняя,

Меня, пшеничку зрелую,

Комбайн соберёт,

На мельницу свезёт.

Мукой я белой стану,

В пекарню попаду,

Румяным караваем

На стол я к вам приду!

Дети: о зёрнышке, о колоске, о дождике и солнышке, о том как зёрнышко превращается в росток, о муке, о каравае, о хлебе и т.д.(Слайд №1)

- А что вы знаете о хлебе?

Дети: Хлеб- это продукт, хлеб продают в магазине, хлеб бывает белый и чёрный.

Воспитатель- Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Ведь недаром говорят « Земля матушка, а хлеб батюшка».

А какие пословицы  о хлебе вы знаете?(Слайд №2)

Дети:

«Хлеб- всему голова» ;

«Плох обед, когда хлеба нет» ;

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска» ;

«Не в пору обед, когда хлеба нет».

«Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют»

Воспитатель-Ребята, вот и сегодня к нам в гости пришло пшеничное

зёрнышко , чтобы вместе с вами вспомнить, как у нас на столе появился хлеб.

Смотрите на волшебный экран и слушайте внимательно.(Слайд №3)

- Кто мне подскажет, как называются люди которые выращивают хлеб?

Дети:..... хлеборобы

Воспитатель — Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.

- Скажите, пожалуйста, для того, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб?

Дети: - копает землю рвёт траву...(поле большое...наверно, какие-то машины это делают?)

Воспитатель- Трактор вспахивает землю, сзади которых прицеплены плуги.

А кто работает на тракторе?(Слайд №4)

Дети: Тракторист.

Воспитатель -Вот мы вспахали землю, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?

Дети: Разбить комки, рыхлить...

Воспитатель -Землю рыхлят бороной, а потом сеют зерно.(Слайд №5)

Ребята, а сейчас давайте вспомним наше наблюдение за ростом пшеничного зерна и поиграем.

Игра « Выбери нужное» Из предложенных картинок дети выбирают те, которые необходимы для роста зёрнышка.

- А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.

Физкультминутка:

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зёрнышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

Воспитатель -Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Вот наши зёрнышки превратились в колоски, а колоски созрели. А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Поле становится какое? (Слайд №6)

Игра «Назови какое поле?»

Дети: жёлтое, золотое, спелое, сухое, колосистое и т.д.

Воспитатель — Правильно, пора хлеборобам убирать урожай. А какие машины помогают в этом?

Дети -....комбайн (Слайд №7)

Воспитатель А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнёр.

Он идёт- волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.

А что рядом с комбайном едет? Машина. Кто управляет машиной? Шофёр.

Давайте представим что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.

(Слайд №8)

(Дети встают перед стульчиками)

Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса. Давайте возьмём насос и накачаем их.

(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).

Ну что, поехали! Ехали, ехали,

                              На кочку наехали

                              С горки съехали

                              На элеватор приехали.

Дети садятся за парты. Перед ними тарелочка с разными зёрнышками.

Воспитатель — Ребята, на этом  элеваторе хранятся только пшеничные зёрнышки. А здесь они перемешались с другими .Давайте их выберем. Кто справится быстрее всех, тот поднимет колосок.

Игра «Золушка»

Воспитатель Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?

Почему? А из чего можно?

Дети 

Воспитатель Нужно зерно перемолоть, превратить его в муку. А где это можно сделать? На мельнице. А кто работает на мельнице?(Слайд №9)

Дети: Мельник.

Воспитатель -Правильно, а муку куда отправляют?

Дети: в пекарню и в магазин.(Слайд №10)

Воспитатель — Да. Пекарь замесит тесто, и что он испечёт?

Дети: хлеб, булочки, батоны, баранки, пироги, сушки, крендельки и т.д.

(Слайд №11)

Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами превратимся в пекарей, хотите?

Тогда проходите к столу.

Мы с зёрнышком приготовили волшебное тесто, из которого приготовим пирожки в наш игрушечный магазин.

Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик. Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами, чтобы получилась лепёшка, подравняйте края. Возьмите формочку и выдавите фигурку. Положим на противень и отнесём сушиться.

Воспитатель Молодцы ребята, славно мы сегодня потрудились

Конспект занятия с использованием икт в старшей группе

Цель занятия: Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с образом жизни и циклом развития. С помощью нетрадиционной аппликации в технике «квиллинг» научить детей создавать образ бабочки. Развивать цветовое восприятие, вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Задачи: 1) Познакомить детей с многообразием бабочек. Воспитывать интерес к жизни этих насекомых.

2) Развивать моторику рук. Закрепить известные приемы скручивания спиралек в знакомые формы: капельки, глаза. Научить крутить усики.

3) Воспитывать интерес и заботливое отношение к живой природе.

Материал и оборудование : Ноутбук, проектор, презентация «Бабочки», аудиозапись

«Голоса птиц», полоски цветной бумаги, яркий картон, клей ПВА и карандашный, салфетка,

красочные иллюстрации бабочек.

Предварительная работа: Просмотр фильма «Бабочки», чтение расскозов о насекомых,

стихотворений, загадывание загадок, проведение конкурса в группе на тему: «Сочиню историю про бабочку», проведение занятия по изобразительной деятельности с помощью нетрадиционной техники рисования. Занятие по лепке.Организация выставки детских работ.

Используемый материал: http://basik.ru/photo Фото бабочек.

www.ellf.ru/photos Красивые бабочки

www.zooblog.ru Бабочки.

http://86 sov-malyshok.caduk.ru. Пальчиковая гимнастика «бабочка»

Ход занятия.

Воспитатель: Наступила весна, солнышко отогрело землю и появились первые насекомые. Сегодня об одном насекомом мы поговорим. А чтобы его узнать- отга

дайте загадку: Спал цветок, и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Мир бабочек очень богат и разнообразен. Сейчас вы это сами увидете,

(показ презентации «Бабочки»)

Слайд №3-18

Дневные бабочки активны днем и имеют яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Люди всегда любуются и восхищаются красотой бабочек.

Слайд № 19-28

На полянке бабочки порхают

Кружатся, танцуют и поют.

В гости нас с тобой зовут.

Их качает легкий ветерок,

Манит их к себе цветок,

Бабочки нарядные порхают,

Зеленую полянку украшают!

Перелетая с цветка на цветок, бабочки на лапках переносят пыльцу и от этого растение лучше растет и дает больше урожая. Этим бабочки прносят пользу.

Слайд № 29.

Рот бабочки- зто длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит

бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за жидким нектаром

на самое дно цветка. Усиками насекомое принюхивается. Усики чувствуют аромат цветка издалека. У бабочки большие круглые глаза.

Слайд № 30-31

Крылья бабочки покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочке яркую окраску. Если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту!

Слайд № 32- 54.

Вот как бабочки летали

Крылышки у них порхали,

Лапки цепкие трудились,

На цветок они садились,

Синий, желтый, красный,

Цветок у нас прекрасный,

Зеленый, красный, синий,

Цветок у нас красивый!

Посмотрите, как бобочки питаются и опыляют растения.

Слайд № 55.

А теперь проследим этапы развития бабочек. Сначала бабочка откладывает яички.

Слайд № 56.

Из яиц вылупляются личинки-гусеницы. Они в большом колличестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растаниях. Этим бабочки приносят вред.

Слайд № 57

Наевшись гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить.

Этой нитью она обматыват себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева или листочку и замирает.

Слайд № 58.

Куколки у разных бабочек отличаются по цвету и размерам. Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.

Слайд № 59.

Из куколки вылупляется взрослое насекомое – бабочка! Первое время она сидит неподвижно, а когда крылышки подсохнут, она улатает.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Раз- росой она умылась.

Два- изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела.

На четыре-улетела.

(дети садятся на свои места и выполняют работу)

Воспитатель: Возьмите цветную полоску полоску и начинайте ее закручивать в тугую спиральку. Закрепим кончик полоски клеем. Как вы думаете, что у нас получилось?

Дети : -Голова

Воспитатель : Правильно! Туловище больше головы, поэтому берем 2 полоски и склеиваем их концы друг с другом, после чего закручиваем в тугую спиральку. Позволяем спиральке слегка раскрутиться и закрепляем конец. Теперь придаем спиральке форму глаза (с двух сторон одновременно прижимаем пальчиками) Теловище готово!

-Чтобы сделать усики, надо согнуть полоску бумаги пополам и закрутить спиралькой каждый конец до линии сгиба (в пртивоположную сторону).

Пальчиковая игра «Бабочка»

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала --

И мгновенно вдруг пропала!

Воспитатель: -Приступаем к изготовлению передних крылышек. Они самые длинные, поэтому берем 3 полоски разного цвета и склеиваем их концами в одну длинную. Для второго крылышка выполнаем аналогичные действия. Теперь скручиаем тугую спиральку

Позволив ей немного раскрутиться, закрепляем конец клеем. Сжимаем пальчиками с одной стороны, формируем капельку. Выполняя второе крылышко не забудьте, что крылья у бабочки симметричные и с одинаковой расцветкой.

-Задние крылышки поменьше, поэтому делаем их из двух полосок, аналогично передним.

Теперь, с помощью клея ПВА, наклеиваем заготовки на цветной картон.

Бабочка готова!

(рассматривание и анализ детских работ, организация выставки)

 

занятие в старшей группе

по области «Коммуникация»,

раздел развитие речи

Тема: «Зима»

Цель: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине с использованием схемы.

Задачи:

- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;

- закреплять и расширять словарный запас детей по теме «Зима» словами – действиями (что делать? что сделать?), словами – признаками (какой? какая?);

- добиваться четкого произнесения слов, фраз;

- формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;

- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы друг друга.

 

Ход занятия:

Звучит запись «Вьюги»

(дети входят в зал)

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь! Что вы слышите?

(ответы детей)

Воспитатель: Что вы почувствовали, услышав эти звуки?

(ответы детей)

Воспитатель: Покажите, как вы замёрзли?

(дети показывают)

Воспитатель:

Завертелась вьюга, словно карусель.

Медленно сначала, а потом быстрей.

Ничего не видно, всё белым – бело,

Наконец – то стихло, землю замело.

(звук вьюги затихает)

Воспитатель: А куда мы с вами попали? (В зиму...Сказочный лес… Ребята, давайте с вами согреемся! (Стоя выполняют упражнения.)

(звучит мелодия)

Воспитатель:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают, (потирают руки)

Ручки, ручки согревают (дуют на ладошки)

Дети:            

Чтоб не зябли наши ручки

Мы похлопаем в ладошки (хлопают в ладоши)

Вот так хлопать мы умеем,

Вот так ручки мы согреем.

 Чтоб не зябли наши ножки

Мы потопаем немножко (топают)

 Вот так топать мы умеем,

Вот так ножки мы согреем.

Нам мороз теперь не страшен,

Все мы весело попляшем.

(дети выполняют танцевальные движения)

Вот так мы плясать умеем,

Вот так ножки мы согреем. Садятся на стульчики.

(звучит музыка)

Воспитатель:

К нам кто–то спешит, а кто это? Догадайтесь сами (Звучит музыка тройки)

Тройка, тройка прилетела (Стихотворение читает Полина):

Скакуны в той тройке белой.

А в санях сидит царица –

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

Чтение воспитателем загадок о зиме (5 загадок)

Игра со снежинками (дыхательная гимнастика). Стоя выполняют упражнение.

Зима оставляет детям «волшебные снежинки», которые помогут им научиться составлять предложения

Воспитатель выставляет на доску фото снежинок.

Воспитатель: Снежинки, что сделали?

Ответы детей (Кружились, падали, ложились)

Воспитатель: Снежинки, какие?

Ответы детей (белые, мягкие, пушистые, искристые, легкие)

Воспитатель выставляет на доску фото снега.

Воспитатель: Снег, что сделал?

Ответы детей (Выпал, лежит)

Воспитатель: Снег, какой?

Ответы детей (белый, мягкий, пушистый, блестящий ,сверкающий)

Когда много снега что появляется? (Сугробы)

Воспитатель: Сугробы, что сделали?

Ответы детей.

Воспитатель: Сугробы, какие?

Ответы детей (большие, высокие, белые)

Воспитатель: В какое время года падает снег с красивыми снежинками?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо отвечали на вопросы.

Воспитатель: Но прежде, чем приступить к следующему заданию предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка «Снеговик».

Стоя, выполняют упражнение.

Воспитатель:

Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика.

Три, четыре, три, четыре – нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

Дети выполняют движения в соответствии со словами. Садятся на стульчики.

Воспитатель: А сейчас вы, ребята, будете составлять рассказ по картине, используя разные красивые слова.

Воспитатель: Вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вы видите на переднем плане картине? Позади?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что ещё вы можете сказать о доме?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, кто живёт в этом доме?

Ответы детей.

Воспитатель: Обратите внимание на природу вокруг домика. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: 

Воспитатель: Понравилась вам эта картина? Чем вам понравилась картина?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое название вы бы дали этой картине?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас вы сами придумаете рассказ по картине.

Воспитатель дает детям небольшой план рассказа (схема)

Воспитатель: Расскажите, какое время года изображено на картине?

Где происходит действие картины? Опишите природу на картине, в какое время суток происходит действие? Чем она вам понравилась?

Воспитатель слушает 2-3 рассказа детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы интересно описали картину о зиме. Красиво описали природу зимнего леса, отметили, что зима – прекрасное время года. Поэтому все – и взрослые, и дети любят её. Составили полное, красочное, интересное и содержательное описание картины.

Рефлексия занятия.

Понравилось ли вам занятие?

Что понравилось? Почему?

Было ли трудно составлять рассказ по картинке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"

Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «По следу жадных медвежат»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе "Моя любимая игрушка"

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности по развитию речи на тему«Моя любимая игрушка»с использованием мнемотехникидля детей старшей группыЦель: учить детей составлять описатель...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Эки карам айучак»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Программное содержание:Учить использовать в речи слова и выражения, не...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе "В поисках сокровищ"

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохраниение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Волшебный мир сказок"

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группеТема: "Волшебный мир сказок"...