Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шабаева Светлана Викторовна

 

Цель:  Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_spasi_printsessu.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе

Тема: «Спаси заколдованную принцессу»

Цель:  Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач.

Задачи: 

Обучающие:

Активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; уточнять и расширять знаний об объектах окружающего мира, находить оригинальные решения.

Развивающие:

тренировать аналитическое мышление, внимание, умение выделять отличительные признаки путем сравнения, учить выявлять функции объекта, называть антонимическую пару свойств объект, находить оригинальные решения,  развивать творческое воображение и умение находить нестандартные подходы к решению задач.

Воспитательные:

воспитывать интерес к художественной литературе.

Материал: Большой игрушечный домик с окнами, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка-заяц, одеяльце, домик-теремок,  кубики-признаки, предметы из различного материала по количеству детей, предметные картинки на каждого ребенка, конфеты.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.

В.: Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет.

Игра «Да-нетка»

    Цель игры: учить находить загаданную картинку, с помощью наименьшего количества вопросов, закреплять умение детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и их значений загаданного на картинке объекта.

Д: Этот объект находится в середине?

В.: Нет

Д: Это находится выше телефона?

В.: Да

Д.: Это съедобное?

В.: Нет.

Д: Это живой объект?

В: Нет

Д: У этого объекта есть крыша?

В: Да

Д: Это домик?

В.: Да

     Воспитатель снимает ткань.

В.: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса  крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.

В.: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.

Ответы детей. ( Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»

В.: Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?

Д.: Да.

II. Основная часть:

В.: Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:

Кто пугливей всех зверей?

Уши у кого - длинней?

В огороде ест морковку,

и капустную листву,

удирать умеет ловко,

Если встретит вдруг лису...

Сильно глазками косит,

всех боится и дрожит...

Д.: Заяц

В.: Правильно.

Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.

В.: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.

В.: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

В.: Как мы можем помочь зайцу?

Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.

В.: Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока он греется,  он попросил, чтобы вы поиграли с его любимой игрушкой мячиком.  Давайте расскажет, что может делать мяч.

Игра «Что может делать мяч?»

    Цель игры: формировать умение выявлять функции объекта, развивать творческое воображение.

Д: Прыгать, кататься, плавать, сдуваться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку «Колобок» Как он может помочь Колобку?

Дети рассказывают новую концовку сказки.

В: Наш зайчик уже согрелся, но еще очень грустный. Оказывается,  он совершенно забыл,  из какой сказки к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где есть герой заяц?

Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т.д.

В.: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «ТЕРЕМОК», и предлагает вам рассказать эту сказку, но героями будут различные предметные картинки.

Игра «Теремок»

     Цель игры: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

    Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий – хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, Гитара. А ты кто?

- А я - удочка. Пусти меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и  гитары и  удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость  помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.

В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.

Д.: Хорошее.

В.: К сожалению, зайчику пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.

В: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся героем, а также придумали  и рассказали новые сказки, посмотрите,  что случилось, верхнее окошко у замка открылось.

В.: Что у нас еще осталось в сундучке.

А здесь лежат какие кубики. Ребята, как вы думаете, что это за кубики.

Д: Это кубики-признаки.

Игра «Кубики-признаки»

     Цель игры: называть  признаки, формировать умение выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.

В: Правильно, это кубики-признаки и они помогут нам рассказать о предметах, которые лежат на этом столе. Садитесь, выбирайте себе один предмет. Надо подкинуть все три кубика и при помощи тех признаков, которые окажутся сверху, рассказать о своем предмете.

     После игры воспитатель обращает внимание на замок и говорит:

В: Посмотрите на замок. Окошки не открылись. Значит надо еще поиграть и описать объекты природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам и качеству. А в этом нам поможет наш любимый капитан.

Игра «Капитан»

     Цель игры: упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам, качеству. Учить определять по описанию объект.

     Дети стоят по кругу, ведущий в середине круга и говорит:

«Капитан загрустил и ребяток попросил:

Поиграть с ним вместе в отгадки,

Отгадать об объекте загадки».

Дети: «Капитан, не зевай, и объекты загадай. Об объекте мы все знаем, и какой он отгадаем»

Например, мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир (молоко).

В.: Еще одно окошко открылось.

Физминутка

Игра «Противоположности»

Цель игры: Учить называть антонимическую пару свойств объекта.

     Детям раздаются карточки  с изображением слов-антонимов.

Дети двигаются врассыпную  по помещению и произносят слова:

Мы ходили, мы гуляли.

Себе парочку искали.

Будешь – лето, я – зима,

Мы с тобой дружны всегда.

     По окончанию слов дети находят свою пару  и называют себя. Например, Длинный - короткий, холодный – горячий и т.д.

В.: Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить сказку «Спящая красавица». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.

«Спящая красавица» наоборот.

     Цель игры: обучение детей одновременно операции декомпозиции и композиции.

- Жили-были старик со старухой (Король с королевой).

- И было у них много детей (Нет, у них не было детей).

- Но однажды у королевы родился сын (Дочь).

- Закатил король пир, в честь рождения дочери. И почетными гостями были колдуньи (Нет, феи).

- К концу пира феи стали преподносить девочке дары.

1 фея одарила её злым холодным сердцем ( нежным и добрым сердцем).

2 фея пожелала, чтобы она была страшнее всех на свете (Красивее всех на свете).

3 фея сказала, что принцесса будет глупая-приглупая  (Умницей).

4 фея обещала, что принцесса будет петь, как ворона (Как соловей)

Когда дошла очередь до 11 феи, то та пожелала горя и несчастья. (Счастья и любви)

Вдруг в зал ворвалась добрая волшебница (Злая колдунья).

Её забыли пригласить  на пир, и за это она пожелала, что когда принцессе исполнится 16 лет, она выпьет эликсир и умрет (Уколется веретеном и уснет).

Когда колдунья исчезла, появилась 12 фея и предсказала, что принцесса не умрет, а её похитят (Она заснет).

А разбудит её через 100 лет страшный тролль (Прекрасный принц).

Так и случилось. В 16 лет принцесса укололась веретеном и уснула. Но прекрасный принц разбудил её и стали они жить вместе счастливо.

III. Итог:

В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок, и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.

     Принцесса «благодарит» детей и раздает конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционных технологий в старшей группе

Конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционных технологий в старшей группе....

Конспект занятия по ФЦКМ с использованием здоровьесберегающей технологии в старшей группе детского сада " Путешествие в страну волшебных трав"

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира воспитанников старшей группы, на котором дети знакомятся с некоторыми лекарственными растениями и узнают, ка...

Конспект НОД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе

- упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговика...

Конспект ООД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе «Снеговик»

Дети всегда любят что-то новенькое, особенно когда можно самому сделать что-либо необычным способом, таким образом мы развиваем фантазию детей, наталкиваем их на поиски новых решений....

Конспект занятия "Путешествие капельки» с использованием «STEAM» технологий в старшей группе (5-6 лет)

laquo;Путешествие капельки»с использованием «STEAM» технологийв старшей группе (5-6 лет)...