План работы на 2013-2014 уч. гг.
проект по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
План работы на 2013-2014 уч. гг.
Месяц | Дидактические игры и упражнения. Работа с родителями. | Задачи обучения и воспитания |
Сентябрь | Диагностическое обследование детей | |
Октябрь | 1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» 2. Игра с прищепками «Отстегивание и пристегивание» 3. Игра с пробками «Открывать и закрывать» 4. Игра с пластилином «Скатать шарик», «Раскатать колбаску» 5. Мять бумагу 6. Игра с пуговицами «Перетереть пуговицы между ладонями», «Пересыпать их из ладошки в ладошки» 7. Упражнение «Елочка» 8. Анкета для родителей «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?» 9. Консультация для родителей «Для самых маленьких» 10. Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь» | 1. Развитие тонкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ. Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. 2. Развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев. Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка и предложите малышу снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. 3. Развиваются соотносящие действия рук. Подбираются разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками, спичечные коробки. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). 4. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику и силу рук 5. Развитие силы рук. Предлагается ребенку смять в комки ненужные листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что мять можно только ненужную бумагу). 6. Развитие тонкой моторику, тактильные ощущения. 7. Учить детей показывать рукой круг. Развивать общую моторику ребенка. 8. Подготовила учитель-дефектолог Никитина Е. Г. 9. Подготовила воспитатель Сорокина В. А. 10. Подготовила воспитатель Кочетова З. А. |
Ноябрь | 1. Пальчиковая игра «Лапки-царапки» 2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 3. Игра с мячиком-ёжиком 4. Сортировать мелкие предметы 5. Игра с расческой 6. Выкладывание из палочек геометрических фигур 7. Дидактическая игра «Цветные вкладыши» 8. Консультация для родителей «Вот так мы пальчиками играем – моторику развиваем!» 9. Консультация для родителей «Развитие движений и двигательных навыков в детстве» 10. Консультация для родителей «Развитие общей моторики детей с ОВЗ» | 1. Развитие тонкой моторики пальцев, движений кистей рук, подражания движениям рук и развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу. – Давайте поиграем в кошечек. Кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки, А в лапках – цап-царапки. – Лапки у кошечек мягкие... Кладем руки на стол, сжимаем в кулак. – ...а в лапках острые коготки. Давайте покажем коготки! Выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы, в шутку царапаемся. 2. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. 3. Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его, катать мяч по часовой стрелке, держать одной рукой - другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. 4. Развитие хватательных движений – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным), сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Ребенку предлагают перемешанные в одной коробке бусины, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной бусине, захватывая ее щепотью или двумя пальцами. 5. Развивать тактильные движения рук. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: 6. Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение. 7. Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета. 8. Подготовила учитель-дефектолог Никитина Е. Г. 9. Подготовила воспитатель Сорокина В. А. 10. Подготовила воспитатель Кочетова З. А. |
Декабрь | 1.Игра с крупой «Разбор красной и белой фасоли» 2. Игра с конструктором «Дорожка», «Заборчик» 3. Пальчиковая игра «Замок» 4. Шнуровка 5. Рисование по крупе 6. Игра на развитие тактильных ощущений «Бассейн для пальчиков» 7. Перекладывание из одной емкости в другую 8. Памятка для родителей 9. Рекомендации для родителей «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики» 10. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности у детей с ОВЗ» | 1. Учить детей раскладывать фасоль разного цвета по разным емкостям. Развивать тонкую моторику рук, восприятие, внимание. 2. Научить ребёнка по подражанию выполнять простейшие операции со строительным материалом. Развитие движение пальцев рук, сообразительность, наблюдательность, терпение, настойчивость и выносливость. 3. Развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук, укрепление мышц рук. Развитие подражания движениям рук и понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть в новую игру. – Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной. На двери висит замок. (пальцы рук заплетаем в «замок», крепко прижимаем друг к другу) Кто его открыть не смог? Мы замочек повертели, (движения сомкнутыми руками в разные стороны, можно делать круговые движения) Мы замочек покрутили... (тянем руки в разные стороны) И открыли! («разрываем» пальцы, руки расставляем в стороны) 4. Развитие тонких движений пальцев рук. Развитие сенсомоторной координации, мелкую моторику рук 5. Развитие мелкой моторики, внимания, воображения. На поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д). 6. Развивать тактильные ощущения ребенка. В коробку насыпать горох и поместить предметы. Ребёнок опускает руки в «бассейн», находит предмет, ощупывает и называет. 7. Развивать гибкость пальцев. Брать большим и указательным пальцем мелкие предметы, сыпучие материалы, мозаику и мн. др. и перекладывание из одной емкости в другую. 8. Подготовила учитель-дефектолог Никитина Е. Г. 9. Подготовила воспитатель Сорокина В. А. 10. Подготовила воспитатель Кочетова З. А. |
Январь | 1. Самомассаж карандашом 2. Игра с пуговицами «Застегивание и расстегивание» 3. Игры с бусинками «Разноцветные бусы» 4. Выкладывание фигурок из палочек 5. Дидактическая игра «Непослушные шарики» 6. Брошюра для родителей «Игры и упражнения для развития ручной моторики» 7. Беседа с родителями «Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев» 8. Рекомендации для родителей «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через занятия титопластикой» | 1. Развитие тактильных ощущений у ребенка 2. Развитие тонких движений пальцев рук, дифференцирование движений пальцев рук. Перечисленные навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Лучше начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Гораздо сложнее отрабатывается навык застегивания пуговиц, кнопок и молний. 3. Развитие мелкой моторики, психических процессов, сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка – большой. 4. Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук. Ребенку предлагают выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки – квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку и др 5. Развивать ловкость движений пальцев и кистей рук. Раздайте малышам небольшие шарики и предложите покатать их ладонью по столу (шарик на столе, выпрямленная ладонь накрывает шарик сверху). Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Старайтесь, чтобы во время игры шарики не выкатывались из-под ладоней. 6. Подготовила учитель-дефектолог Никитина Е. Г. 7. Подготовила воспитатель Сорокина В. А. 8. Подготовила воспитатель Кочетова З. А. |
Февраль | 1. Игра с сыпучими материалами 2. Самомассаж «Пунктиры»
3. Рисование ладошками 4. Игры со счетными палочками 5. Дидактическая игра «Котенок» 6. Игра с пробками от бутылок 7. Рисование пальцем 8. «Пальчиковые загадки» 9. Рекомендации для родителей 10. «Система упражнений по развитию тонкой моторики» (консультация для родителей) | 1. Развивать тонкую моторику рук, тактильные ощущения, восприятие, внимание. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи". 2. Развивать мелкую моторку рук ребенка Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад – вперёд («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. 3. Развивать мелкую моторку рук ребенка 4. Развивать мелкую моторку рук, внимание, память, восприятие, воображение, пространственную ориентировку 5. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие: 6. Развитие мелкой моторки, укреплять мышцы пальцев рук. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы". То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 7. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого 8. Подготовила учитель-дефектолог Никитина Е. Г. 9. Подготовила воспитатель Сорокина В. А. 10. Подготовила воспитатель Кочетова З. А. |
Март | 1. Игра с прищепками 2. Игра с пластилином «Вдавливать детали в пластилин» 3. Игра с кубиками 4. Пальчиковая гимнастика «Моя семья» 5. «Паззлы» 6. Игра с бумагой «Рвать бумагу» 7. Игра со счетными палочками «Построй домик» 8. «Пальчиковая гимнастика» 9. Консультация для родителей «Игры с прищепками» 10. Консультация для родителей «Сенсорная комната, как средство для развития мелкой и общей моторики детей с ОВЗ» | 1. Развивает мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!». 2. Развитие хватания двумя пальцами, развитие силы рук. Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки, а так же фасоль, горох, семечки подсолнуха. 3. Учить ребёнка по образцу выполнять простейшие операции со строительным материалом. Перед ребёнком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребёнок должен самостоятельно поставить один кубик на другой кубик, чтобы получилась башенка. 4. Развитие тонкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ. Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! (попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки) 5. Развитие соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук, тонких движений пальцев. 6. Развитие соотносящих движений рук, развитие хватания. Предложить ребенку разорвать на кусочки или полосы листы бумаги. Показать, как следует захватывать пальцами обеих рук бумажный лист, а затем рвать его, потянув руки в разные стороны. 7. Развитие мелкой моторики, тонких движений пальцев рук, внимания, восприятия, воображения, мыслительных процессов, связную речь. 8. Подготовила учитель-дефектолог Никитина Е. Г. 9. Подготовила воспитатель Сорокина В. А. 10. Подготовила воспитатель Кочетова З. А. |
Апрель | 1.Игры-шнуровки «Завязывать и развязывать узелки, бантики, косички» 2. Игра с бусами «Нанизывать бусины на шнурок» 3. Игры с крупами «Найди игрушку» 4. Игра с пуговицами «Заполнить просторную коробку пуговицами» 5. Игра с пластилином «Мнем и отщипываем» 6. Игра с сыпучими материалами 7. Самомассаж «Спиральки» 8. Практические рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» (с использованием подручного материала) 9. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук» 10. Рекомендации для родителей «Самомассаж – средство для развития мелкой моторики детей с ОВЗ» | 1.Развитие тонких движений пальцев рук. В таких играх используются толстые веревки, шнуры, ленточки, пучки ниток. Сначала лучше предложить ребенку более простые действия – развязать банты, расплести косу из шнуров, распутать нетуго затянутые узлы (используйте шелковую веревку: узлы на ней легче развязываются). Навыки же завязывания узлов, бантов, плетения кос и т. п. требуют специального обучения и длительной тренировки. 2. Развитие соотносящих движений, использование инструментов (иголка). Подберите для работы крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, научите малыша нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера), другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. 3. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, восприятие, мыслительные процессы. 4. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, хватание двумя пальцами, восприятие, мыслительные процессы. 5. Развивать мелкую моторику, силу рук, хватания двумя пальцами. 6. Развивать тонкую моторику рук, тактильные ощущения, восприятие, внимание. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Мы тесто месили, Мы тесто месили, Нас тщательно все промесить попросили, Но сколько не месим И сколько не мнем, Комочки опять и опять достаем. 7. Развитие тонких движений пальцев рук. Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения от основания к подушечке. 8. Подготовила учитель-дефектолог Никитина Е. Г. 9. Подготовила воспитатель Сорокина В. А. 10. Подготовила воспитатель Кочетова З. А. |
Май | Диагностическое обследование детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
годовой план на 2013-2014 учебный год
Годовой план муниципального бюджетного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида №9 "Аленушка" на2013-2014 учебный год...
Комплексно-целевой план на 2013 - 2014 учебный год
Комплексно-целевой план на учебный год составлен в соответствии с методическим пособием ФГТ в ДОУ "Технология составления годового плана работы ДОУ" Белой К.Ю....
годовой план на 2013-2014 уч.год
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию годовой план. Желаю успехов....
учебный план на 2013-2014 г
учебный планв ДОУ...
Учебный план на 2013-2014 учебный год старшей группы
Учебный планна 2013-2014 учебный годстаршей группы...
Годовой план на 2013-2014 год
Годовой план на 2013-2014 год...
Годовой план на 2013-2014 учебный год.
Годовой план на 2013-2014 учебный год...