Конспект НОД по развитию речи для старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Занятие по составлению описательного рассказа по сюжетным картинкам на тему "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по речевому развитию

детей старшего дошкольного возраста

Составление описательного рассказа на тему: «Зима»

Воспитатель: Колесникова О. А.

Программные задачи:

Учить детей составлять описательный рассказ по картинке, соблюдая композицию, используя в речи разные типы предложений , образные слова и выражения, совершенствовать монологическую речь. Рассказывать связно и плавно. Активизировать словарь, подбирая определения к существительным.

Продолжать  знакомить с многозначными словами. Учить понимать их значение во фразах, тексте и практически использовать в собственной речи.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание её беречь.

Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Развивать у детей способность эмоционально воспринимать музыку и откликаться на неё.

Во время динамической паузы снять мышечное напряжение у детей.

Приобщать к словесному искусству. Учить слушать и понимать сказанное.

Материал: почтовая повозка с тройкой лошадей, запись конского ржания,

письмо с набором пейзажных картинок о зиме, точечные рисунки на каждого ребёнка, картинки омонимов.

Предшествующая работа: рассматривание картинок о зиме, описание зимних пейзажей, чтение произведений / поэзия и проза / русских, советских

современных авторов, наблюдение в природе за зимними явлениями, опыты с водой и льдом, загадывание загадок о зиме, дидактические игры на подбор

прилагательных, глаголов к существительным, изготовление книги детских рассказов о зиме вместе с родителями, продуктивная деятельность на зимнюю тематику / «Зимние забавы» - лепка, «Волшебные узоры» - рисование,

«Весело качусь я под гору в сугроб» - рисование с аппликацией/, разучивание

песен, игр о зиме, знакомство с многозначными словами, упражнения в составлении предложений  с этими словами, игра имитация «Что мы делаем

зимой?» / играем в снежки, замерзаем, ходим на лыжах, катаемся на коньках

и т.д./

Ход: стук в дверь.

Воспитатель: кто стучится в дверь ко мне? /Из коридора раздаётся ржание

лошадей/.

Воспитатель: да это не почтальон,  а почтовая  повозка , запряжённая тройкой прекрасных лошадей! Кто же нам её прислал? Посмотрим? /Воспитатель с детьми открывают повозку и находят в ней конверт. Конверт

осыпан снежинками/.

Воспитатель: ребята, вы догадались, кто прислал эту почту? /если дети не ответят, то загадать загадку/

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Всё покрылось серебром.

Воспитатель: конечно же, это зима. Вот сегодня она решила напомнить нам о

себе и прислала нам письмо , чтобы мы его прочитали и вспомнили как хороша зима. Ребята, а что бы вы сказали о зиме, какая она?/морозная, волшебная, снежная, красивая, хрустальная, долгожданная, голодная/.

Воспитатель: ребята, а что она нам приносит?/холод, мороз, забавы, снег/.

Воспитатель: а снег каким бывает?/белый, пушистый, искристый, невесомый,

лёгкий, рыхлый, глубокий/

Воспитатель: молодцы! Я думаю зиме приятно это слышать. А теперь давайте почитаем «письмо» и более подробно расскажем о зиме, используя

красивые слова.

Слушаем 3-4 рассказа по сюжетным картинкам/письму/

Воспитатель: молодцы! Вы очень подробно прочитали письмо и мы ещё раз

вспомнили прекрасное время года зима! Давайте поиграем в игру  «Ой

Мороз». Мы ведь не боимся зимних морозов?

Играем в игру/динамическая пауза/.

«Ой, Мороз, Мороз, Мороз». Музыкальная игра.

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: сегодня мы говорили о том,  какое прекрасное время года зима.

Но зимой очень трудно живётся птицам, животным. Почему? /им холодно и голодно/.

Воспитатель: давайте сделаем подарки для лесных жителей и отправим их почтовой каретой!

/дети рисуют по точкам картинки (морковку, мышку, рыбку), складывают в конверт и тройка уезжает/.

Воспитатель: ребята, нас окружает множество предметов и каждый обозначается словом./выставляю  картинки колокольчика цветка , музыкального инструмента, ёлочной игрушки/.

Воспитатель: что изображено на одной картинке?/колокольчик/

Воспитатель: а что изображено на второй картинке? /колокольчик/

Воспитатель: а на следующей картинке? /колокольчик/

Воспитатель: одинаковое у них название?/да/. А обозначают один и тот же

предмет?/нет/

Воспитатель: вот такие слова одинаковые по звучанию, но разные по смыслу мы будем называть «братьями». Послушайте загадку и отгадайте о каком колокольчике идёт речь?

Эх, звоночек, синий цвет

С языком, а звону нет / колокольчик – цветок/

Воспитатель: но есть и другие слова- братья сейчас вы их найдёте. /дети объединяют картинки/.

Воспитатель: назовите их. /ручка, ключ, баранка/

Воспитатель: составьте с любым из этих слов предложение, а мы отгадаем о

каком предмете идёт речь.

/дети составляют 3-4 предложения/.

Воспитатель: молодцы. Ваши предложения получились разнообразными.

Воспитатель: послушайте стихотворение

Вот шофёр какой чудак,  

Он поесть не мог никак,

 Потому что спозаранку

Он крутил-вертел баранку.

А зачем крутил-вертел?

Лучше взял бы, да и съел.

Воспитатель: почему шофёр не смог съесть баранку? Что общего между баранкой автомобиля и баранкой из теста? /они круглой формы/.

Воспитатель: и так, что полезного вы сегодня сделали? /прочитали письмо

и отправили подарки зверятам/.

Воспитатель: как называются слова, которые произносятся одинаково, а обозначают разные предметы? /слова-братья/.

Воспитатель: молодцы, вы сегодня хорошо потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

Конспект открытого интегрированного развития в старшей группе по математике и развитию речи: " В поисках сюрприза"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23883907","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23883909","attributes":{"alt":"","class"...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...