РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
учебно-методический материал (развитие речи, средняя группа) по теме
Задачи:
- связная речь: учить пересказывать сказку вместе с воспитателем;
- звуковая культура речи: приучать отчетливо и правильно произносить звук «С» изолированно и в словах.
Материал: настольный театр к сказке «Волк и семеро козлят», картинка, на которой изображены осы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Обратите свое сердце к книгам…
«Какое богатство мудрости и добра
рассыпано по книгам всех времен и
народов!»
Л.Н. Толстой
Средний возраст классифицируется педагогами как самый оптимальный для воспитания и обучения. Четырехлетний ребенок переходит из пассивного слушателя в активного участника, переживающего за героев литературных произведений. Дошкольники с удовольствием слушают русские народные и зарубежные сказки. Они уже сами могут определять добро и зло, оценивать поступки героев. Симпатизировать одним и осуждать неблаговидные поступки других.
Но надо помнить, что в речи ребенка могут встречаться нарушения. Не все дети могут правильно произносить сонорные и шипящие звуки, не у всех достаточно хорошо развита интонационная выразительность речи. Отсюда и главные задачи по развитию речи детей среднего дошкольного возраста:
1. Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух. Способствовать четкому и ясному произношению гласных и согласных звуков в словах и фразовой речи.
2. Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира. Побуждать пользоваться в речи прилагательными. глаголами, наречиями, предлогами.
3. Кристаллизовать речь детей, предупреждая много численные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.
4. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы, упражнять в составлении рассказов по картине.
Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СЛОВОМ.
Реалистические рассказы, сказки, стихи являются одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала. Слушая рассказ или сказку ребенок живет жизнью героев, учится сочувствовать положительному герою и осуждать зло.
Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, меткость и выразительность языка очень нравится малышам . Они чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие сказки, народные песенки, стихи и потешки.
Художественное слово, в котором глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его эстетические представления.
Рассмотрим один из самых действенных приемов развития речи дошкольников – БЕСЕДУ. Она представляет собой заранее подготовленный разговор педагога с группой детей на определенную тему. Беседа является активным методом умственного воспитания дошкольников, потому что побуждает ребенка воспроизводить наиболее значимые и существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе постепенно формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, активизируется словарь детей. Таким образом, беседа стимулирует развитие мышления и речи.
Особое место отводится обучению рассказывания, т.к. оно является одним из действенных средств развития связной речи. Пересказ является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Пересказывая, ребенок может пользоваться готовой формой и излагать готовое содержание, но, осмысливая текст, он может и передавать его свободно.
Выделяют следующие виды занятий по развитию связной речи:
- пересказ литературных произведений, где дети учатся выразительно передавать диалоги действующих лиц и пересказывать содержание произведений;
- составление рассказа по картине или по серии сюжетных картин;
- описание литературных героев с помощью вопросов воспитателя, называя наиболее характерные для них признаки.
Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связно пересказать прочитанное или составить собственный рассказ, воспитатель может использовать наглядный план. На плане изображена последовательность основных эпизодов (3-4 ключевых эпизода рассказа) к каждому из которых нарисованы или нанесены условно (схематически) главные персонажи или объекты (человек, животное, дерево и т.д.) . Такой план помогает ребенку соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно рассказывать в дальнейшем.
На последующих занятиях задания усложняются. Дети подбирают определения к существительным с предметным значением, выполняют упражнения, направленные на активизацию глаголов. Таким образом, задачи активизации словаря сочетаются с задачами связной речи. Дети должны повторить то, что они слышали на занятии, или рассказать что-то новое. Если они неправильно строят предложение, воспитатель повторяет свой рассказ, предлагая внимательно следить за тем, что и какими словами он рассказывает.
Младшая группа. Пересказ сказки «Волк и семеро козлят».
Задачи:
- связная речь: учить пересказывать сказку вместе с воспитателем;
- звуковая культура речи: приучать отчетливо и правильно произносить звук «С» изолированно и в словах.
Материал: настольный театр к сказке «Волк и семеро козлят», картинка, на которой изображены осы.
ВОСПИТАТЕЛЬРАССКАЗЫВАЕТ ДЕТЯМ СКАЗКУ. Затем задает вопросы по содержанию сказки:
1. Что построила себе коза?
2. Что коза наказывала детям?
3. Какую песенку пела коза , когда возвращалась домой?
4. Кто подслушал козу?
5. Каким голосом волк пел песенку?
6. Впустили ли козлята волка?
7. Что сказала мама-коза, когда вернулась домой?
Затем воспитатель еще раз рассказывает сказку, используя настольный театр или фланелеграф. Воспитатель предлагает детям поиграть в сказку, дети выбирают роли. По ходу сказки дети включаются в рассказывание.
Далее сказку продолжает воспитатель: Опять ушла коза в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались и спрятались. А это был маленький…(показывает игрушку) зайчик. Зайчик говорит: «Не бойтесь меня, это я, маленький зайчик». Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его…(капустой и морковкой). Поели малыши и стали… (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл… (на барабане). А козлята… (весело прыгали).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А теперь вы все будете козлятками. Побежали, поскакали, попрыгали козлятки по полянке. (Дети бегают и прыгают). Разбрелись козлятки по лесу, травку щиплют, цветочки собирают… (Садятся на стульчики). А в лесу живут осы. Рассердились осы, что их потревожили, вылетели из гнезда и зажужжали З-з-з-з. (Дети произносят звук «З» вместе с воспитателем). Козлятки испугались и убежали домой.
Послушайте, что я вам скажу: са-са-са к нам летит оса; су-су-су – ловим мы осу; ос-ос-ос – в лесу много ос. Дети повторяют. Возможны хоровые и индивидуальные повторения.
Ос-с-са, лес-с-с. Какой звук есть в этих словах? Скажем слово «Лес», чтобы звук «С» слышался ясно.
Далее подводится итог занятия.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка».
Сравнение предметных картинок.
Задачи:
- связная речь: учить пересказывать рассказ;
- словарь и грамматика: учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, антонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.
- звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные и различные по звучанию.
Материал: картинки с изображением курицы и цыплят.
Воспитатель загадывает загадку. Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло подбирает. Кто это? (Курочка). Показывает картинку с изображением курочки.
Посмотрите, какого цвета курочка? Какая она? (Желтая, пестрая, разноцветная).
Воспитатель показывает картинку с изображением цыпленка и задает вопросы.
Кто это? Расскажите, какой цыпленок? (Маленький, пушистый, как комочек).
Какого он цвета? (Желтого, золотистого).
Чем похожи курочка и цыпленок? (У них есть голова, крылышки, ножки).
Посмотрите, а чем они не похожи? (Курочка большая, цыпленок маленький).
Какие цыплята? (Маленькие, пушистые). А мама-курица какая? (Большая, добрая, заботливая, внимательная).
Вспомните, какую сказку про курочку вы уже знаете? (Курочка Ряба).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дети изображают цыплят, ищут зернышки, клюют их. (Песенка «Вышла курочка гулять…»).
Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина «Курочка». Задает вопросы.
КУРОЧКА
Ходила курочка с цыплятами по двору, вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квоч-квох-квох-квох!». Это значит6 прячтесь скорей.
И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки.
Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыпленка не послушались своей мамы, не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
Е.Чарушин
1. Про кого этот рассказ?
2. Как цыплята спрятались под крылышки к курице?
3. А кто не спрятался?
4. Что они делают?
Воспитатель снова читает рассказ и предлагает пересказать его.
Катя расскажет, как курочка с цыплятами гуляла, как она их прятала, а Маша расскажет, как цыплята спрятались под крылом курочки. (Для пересказа вызываются еще 2 пары детей).
Появляется Петрушка и просит детей сказать, как в рассказе называлась курочка.
Вместе с Петрушкой подводится итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой
Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой Обратите свое сердце к книгам«Какое богатство мудрости и добрарассып...
Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой
Обратите свое сердце к книгам«Какое богатство мудрости и добрарассыпано по книгам всехвремен и народов!»Л.Н Толстой....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Книголюбы» Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно з...
Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой
Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой...
Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"
Перспективный план...
Перспективный план работы с детьми по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"
Перспективный план работы с детьми...
Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"
Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"...