Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Весенняя сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Крнспект занятия по развитию познавательных интересов, обогащению и систематизированию знаний детей о признаках ранней весны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennyaya_skazka.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Назарова Зоя Фёдоровна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» компенсирующего вида», г. Инта, Республика Коми. Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
«Весенняя сказка»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие.
Цель: Развитие познавательных интересов. Обогащение и систематизирование знаний детей о признаках ранней весны.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и конкретизировать представления о весне.
- Учить на основании наблюдений, опытов, экспериментальной деятельности делать выводы и устанавливать связь между живой и не - живой природой.
- Учить выделять основные качества, свойства и характерные признаки предметов. ( Нежная, зелёная, сочная, холодная, скользкая, душистая….).
- Формировать предпосылки учебной деятельности.
- Развивать творческие способности детей.
Коррекционные:
- Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
- Развивать тактильную чувствительность.
- Развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление).
- Обогащать и активизировать словарный запас по данной теме. (Проталина, капель, ледоход, скворечник, подснежник, сосульки, пашня, карниз…)
- Развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
- Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов и вопросов).
- Совершенствовать выразительность речи, отвечая осмысленно, чётко, ясно.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать любознательность, заинтересованность в пополнении знаний об окружающем мире.
- Воспитывать чувство доброты, понимания, сопереживания.
- Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми..
Предварительная работа:
- Беседы о признаках весны, о перелётных птицах, о жизни животных и насекомых ранней весной, о труде сельских работников в весеннее время.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание картин, иллюстраций о весне.
- Чтение художественной литературы по данной теме.
- Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок о весне.
- Разучивание текста для драматизации сказки «Колобок».
- Изготовление пригласительных открыток на занятие.
- Изготовление скворечников вместе с родителями.
Ход занятия.
Звучит песня о весне. Дети входят в празднично украшенную группу. Присутствуют родители и гости.
Воспитатель: Дети, зачем вы так украсили нашу группу и пригласили гостей?
- Мы будем весну встречать.
Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон (папа Никиты), вручает заказное письмо. Дети благодарят почтальона за доставку письма. Открывают письмо и достают диск. Выясняют, что это такое. Решают послушать, что записано на диске.
Запись с диска.
Здравствуйте дорогие ребята! Мои бабушка и дедушка рассказали мне, что вы пригласили в детский сад много гостей. Будете вместе встречать весну. Мне тоже хочется к вам на праздник, ведь грустно и одиноко сидеть на окне, ждать, когда ты остынешь. Можно мне к вам?
Воспитатель:
- Кто догадался, от кого мы получили письмо?
- От Колобка.
- Кто знает эту сказку?
Психогимнастика.
Воспитатель:
- Изобразите весёлого, радостного Колобка. Покажите, как Колобку надоело сидеть на окошке. Покажите как Дед и Баба удивились, когда обнаружили, что Колобок исчез? А сейчас покажите, как вы огорчились, от того, что Лиса его съела. Вам очень жалко Колобка?
- Да.
- Каким бы вы хотели сделать конец сказки?
Дети предлагают свои концовки.
- А что надо сделать, чтобы Лиса не съела Колобка?
- Спасти Колобка и взять его на наш праздник.
- А как это сделать?
Дети предлагают разные варианты и останавливаются на том, что необходимо попасть в сказку.
- Я тоже так думаю. Чтобы спасти Колобка, нужно оказаться в сказке. Вы верите в волшебство?
- Да.
- Какие волшебные заклинания вы знаете?
Дети предлагают разные способы.
Воспитатель:
- Когда я была маленькой девочкой, моя бабушка рассказала мне о том, как можно попасть в сказку, а я расскажу вам. Слушайте внимательно. Надо крепко-крепко закрыть глаза, нащупать дверную ручку, повернуть и открыть невидимую дверь.
Дети выполняют указания, а воспитатель быстро надевает им на головы маски героев сказки «Колобок»
Воспитатель:
- Раз, два, три повернись,
В сказке окажись!
Дети открывают глаза, смотрят друг на друга и отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель:
- Кем стала Василиса
- Василиса стала Лисой.
- А кем стал Никита?
- Никита стал Волком.
- Саша, кем стал?
- Саша стал Зайцем.
- Ваня, а ты кем стал?
- Я стал Медведем.
- А ты, Дима?
- Я - Колобком.
Дети садятся на стулья перед сценой. Занавес раскрывается. Сцена оформлена в виде лесной поляны. Декорации отражают признаки ранней весны.
Воспитатель:
Жил да был Колобок,
Колобок – румяный бок.
Жил - поживал и горя не знал.
Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Заяц.
(Дети разыгрывают сценку)
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Ты, косой, меня не трогай, а ступай своей дорогой.
Тороплюсь я в детский сад, нынче праздник у ребят.
Будем мы весну встречать, веселиться и играть!
Заяц: А что такое весна?
Беседа о весне.
Воспитатель:
- Ребята, расскажите зайчику, что такое весна?
- Это - время года. Март, апрель, май – весенние месяцы.
- Что о них говорится в народных пословицах и поговорках? Какие пословицы вы знаете?
Ребёнок:
- В марте курица напьётся из лужицы!
Воспитатель:
- Почему так говорят?
Дети объясняют.
Ребёнок:
- Апрель с водою – май с травою!
Воспитатель:
- Что это значит?
Дети рассуждают и делают вывод.
Ребёнок:
- Ай-ай, месяц май: и тёпел и холоден!
Воспитатель:
- Как вы понимаете эту пословицу?
Дети предлагают варианты ответа, приходят к общему мнению.
Ребёнок:
- Апрельский скворец - весны гонец!
Воспитатель:
- Знаете ли вы значение слова «гонец». Какое значение оно имеет в данной пословице?
Дети объясняют значение слова «гонец». Рассуждают и приходят к мнению, что скворец прилетает раньше других птиц, как бы сообщая о приходе весны.
Воспитатель:
- Какие весенние приметы вы знаете?
Ребёнок:
- Весной солнце не только светит, но и греет. Снег темнеет, тает, появляются лужи. Ручьи стекают в речку. С крыш домов капает капель. С карнизов свисают сосульки. Появляются проталинки.
Воспитатель:
- Кто расскажет, что такое «капель»?
Дети рассказывают и устанавливают связь между солнцем и снегом.
- Кто знает, как образуются сосульки?
Дети рассказывают, как смена температуры влияет на образование сосулек.
- Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? Почему?
- Грязный, потому что он тёмный, а тёмные цвета поглощают больше солнечных лучей.
- Что вы знаете о перелётных птицах? Почему их так называют?
- Ласточки, грачи, скворцы, стрижи …. - перелётные птицы. Перелётные птицы зимуют на юге, где тепло, и есть корм. У нас снег покрывает всю землю, холодно, исчезают насекомые. Птицам нечего есть. Ранней весной, когда снег растает, и появятся насекомые, перелётные птицы снова возвращаются. И так год за годом.
- Что птицы делают весной?
- Они строят, вьют, лепят гнёзда, откладывают яйца и высиживают птенцов.
Птицы поют, щебечут, чирикают, ловят мошек и кормят своих птенцов.
- Что можно сказать о том, как меняется жизнь диких животных с приходом весны?
- Просыпаются медведи, ежи. Некоторые животные линяют. Летом им не нужна теплая шерсть.
- Зачем зайчик меняет белую шубку на серую?
- Чтобы легче прятаться от врагов (волка, лисы, медведя, хищных птиц).
- Как весной меняется лес?
- На деревьях набухают почки, а потом появляются листочки. На проталинках можно встретить первые весенние цветы – подснежники,
мать-и-мачеху.
- А что происходит на водоёмах?
- На реке начинается ледоход. Под действием солнечных лучей лёд трескается, образуются льдины. Льдины сталкиваются, разбиваются и тают. Уровень воды увеличивается, и вода может выйти из берегов.
- Как в сёлах готовятся к весне?
- Пашут землю, начинается посевная.
- Ребята, вы наблюдательны и очень хорошо рассказали о признаках ранней весны, а сейчас сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Дети выполняют гимнастику по зрительным меткам - подснежник, солнце, скворечник, сосулька. Метки подвешены в углах группы, а дети стоят в середине. По команде воспитателя дети, не отрывая ног от пола, поворачивают головы и фиксируют взгляд на метке, о которой говорит воспитатель. ( По методике В.Ф.Базарного).
Воспитатель:
Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Волк.
- Здравствуй, славный Колобок.
Ты куда спешишь, дружок?
- Тороплюсь я в детский сад.
Нынче праздник у ребят.
Будем мы весну встречать,
Веселиться и играть.
- Поиграть и я люблю.
Может, примете в игру?
Игра « На лесной полянке»
Воспитатель:
Весенние листочки тихо шелестят: «ш-ш-ш».
Весенние листочки детям говорят:
Осиновый – «с-с-с».
Берёзовый – «з-з-з».
Дубовый – «ж-ж-ж».
Клиновый – «о-о-о».
Под солнышком теплым
Расти хорошо!
Воспитатель:
Дети увидели подснежники и удивились:
«о-о-о»;
понюхали подснежники:
«а-а-а»
Дети, давайте представим себе, что мы - подснежники.
Пальчиковая гимнастика.
С наступлением весны появляются цветы. (Дети изображают бутон)
Эти первые цветы распускают лепестки. (Развести пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Ритмичные движения)
С наступленьем темноты закрывают лепестки. (Бутон)
Головой качают, тихо засыпают. (Наклоняют бутон)
Солнце на небо взошло, разбудило всех оно. (Бутон раскрывается)
Воспитатель:
Катится Колобок, а навстречу ему Медведь.
- Здравствуй, славный Колобок.
Ты куда спешишь, дружок?
- Тороплюсь я в детский сад.
Нынче праздник у ребят.
Будем мы весну встречать,
Веселиться и играть.
- Может быть, я съем тебя?
- Нет, меня ведь ждут друзья.
Приходи сегодня к детям,
И весну мы вместе встретим.
-Ах, спасибо. Очень рад.
Вот - подарок для ребят.
Игра « Угадай на ощупь»
Дети надевают на глаза повязки и угадывают предметы на подносе.
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это трава?
- Она длинная, тонкая, пахучая, нежная, горькая…..
- А сейчас, когда вы её видите, что ещё можно о ней сказать?
- Она сочная, зелёная, изумрудная, весенняя…
- Как вы догадались, что перед вами сосулька?
- Холодная, мокрая, длинная, скользкая….
- Что ещё можно о ней сказать?
- Она прозрачная, красивая….
Воспитатель:
Ребята, а из чего состоит сосулька?
- Из воды.
- Как это доказать?
Дети предлагают поместить сосульку в теплое место и потом посмотреть, что будет. Одну сосульку оставляют в групповой комнате в тёмном контейнере, другую - на окне под солнечными лучами, а с третьей воспитатель предлагает проделать опыт.
Эксперимент.
Воспитатель:
Ребята, у нас есть лупа. Давайте с её помощью попробуем узнать, как солнечные лучи действуют на сосульку, и какова роль лупы в данном эксперименте.
Дети проводят опыт и сравнивают результаты.
Воспитатель:
Что мы наблюдали?
- В тёмном контейнере сосулька почти не растаяла. На окне частично растаяла, а сосулька, на которую воздействовали солнечными лучами, пропущенными через лупу, превратилась в воду.
Воспитатель:
- Какой вывод можно сделать?
- Солнечные лучи дают тепло, а лупа помогает усилить это тепло. Чем горячее солнечные лучи, тем быстрее растает снег, и придёт весна.
Воспитатель:
Катится Колобок, а навстречу ему Лиса.
- Здравствуй, славный Колобок.
Ты куда спешишь, дружок?
- Тороплюсь я в детский сад.
Нынче праздник у ребят.
Будем мы весну встречать,
Веселиться и играть.
- Уж о ней- то всё я знаю
И рассказы сочиняю.
Небылицы
Наступила долгожданная весна. Деревья, кусты и земля покрылись белым снегом. С юга вернулись воробьи, вороны, сороки. Дети надели шубы, валенки и пошли строить скворечники. Поставили домики под деревьями. Поселились в скворечниках гуси, утки, лебеди.
Дети исправляют текст, объясняют, как надо писать правильно. Лиса благодарит за помощь.
Воспитатель:
Ребята, мы Колобка спасли и зверям о весне всё рассказали, а теперь пора вместе с Колобком в детский сад возвращаться, весну встречать.
Дети снова закрывают глаза, открывают невидимую дверь, произносят волшебные слова
Раз, два, три повернись,
И в саду ты очутись!
Воспитатель:
- Ребята, смотрите, гости нас уже заждались. Давайте позовем их к нам в круг. Вместе весну будем встречать.
Дети и гости встают в круг и произносят слова.
Весна, весна красная,
Приди, весна ясная.
Под музыку входит Весна (мама Василисы)
Весна:
Я Весна - красна,
В гости к вам пришла
И подарки принесла.
Весна дарит выпечку (птички).
Хоровод «Веснянка»
Весна и Колобок благодарят всех за тёплый приём, прощаются и уходят.
Воспитатель:
Ребята, где мы были? Что вам больше всего понравилось? Что было трудно выполнить? Чтобы вы хотели узнать в следующий раз? Мне тоже очень понравилось, как мы занимались, а теперь нам пора вместе с родителями на наш участок. Будем вешать скворечники на деревья и с нетерпением ждать новосёлов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом
Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Варварушки – Всезнаюшки»
Интегрированное занятие для детей старшей группы. Занятие проводится в декабре месяце, когда детям знаком осенний материал и в разучивании музыкальный материал по зимней тематике.Дети на занятии...
конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.
НОД по нескольким областям: социализация, коммуникация, познание.подходит для проведения итогового занятия....
конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Дружные ребята"
Занятие разработано для детей имеющих основной глазной диагноз, который сочетается еще и с задержкой развития психических процессов. Занятие обеспечивает всестороннее раз...
«Сказка о музыкальных звуках». Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель - развитие творческого потенциала ребенка через включение его в активную деятельность, направленную на составление и придумывание сказки...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Сказка про Манную Кашу»
интегрированное занятие по ПДД...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Цель: формирование навыков коммуникации и социализации в совместной деятельности; создание доброжелательной атмосферы....