Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Весенняя сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Назарова Зоя Федоровна

Крнспект занятия по развитию познавательных интересов, обогащению и систематизированию знаний детей о признаках ранней весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennyaya_skazka.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

     Автор: Назарова Зоя Фёдоровна, воспитатель I квалификационной категории  МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» компенсирующего вида»,  г. Инта, Республика Коми. Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

                                                          «Весенняя сказка»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие.    

Цель: Развитие познавательных интересов. Обогащение и систематизирование знаний детей о признаках ранней весны.

Задачи:    

               Образовательные:

  • Расширять и конкретизировать представления о весне.
  • Учить на основании  наблюдений, опытов, экспериментальной деятельности делать выводы и устанавливать связь между живой и не - живой природой.
  • Учить  выделять основные качества, свойства и характерные признаки предметов.  ( Нежная, зелёная, сочная, холодная, скользкая,  душистая….).
  • Формировать предпосылки учебной деятельности.
  • Развивать творческие способности детей.

               Коррекционные:

  • Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
  • Развивать тактильную чувствительность.
  • Развивать познавательные процессы (память,  внимание, мышление).
  • Обогащать и активизировать словарный запас по данной теме. (Проталина, капель, ледоход, скворечник, подснежник, сосульки, пашня, карниз…)
  • Развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
  • Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов и вопросов).
  • Совершенствовать выразительность речи, отвечая    осмысленно, чётко, ясно.

               Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать  любознательность, заинтересованность в        пополнении знаний об окружающем мире.
  • Воспитывать чувство доброты, понимания, сопереживания.
  • Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми..

        

 Предварительная работа:

  • Беседы о признаках весны, о перелётных птицах, о жизни животных и насекомых ранней весной, о труде сельских работников в весеннее время.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание картин, иллюстраций о весне.
  • Чтение художественной литературы по данной теме.
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок о весне.
  • Разучивание текста для драматизации сказки «Колобок».
  • Изготовление пригласительных открыток на занятие.
  • Изготовление скворечников вместе с родителями.

                                                          Ход занятия.

Звучит песня о весне. Дети входят в празднично украшенную группу.  Присутствуют родители и гости.

Воспитатель: Дети, зачем вы так украсили нашу группу и пригласили гостей?

  -  Мы будем весну встречать.

Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон (папа Никиты), вручает заказное письмо. Дети благодарят почтальона за доставку письма. Открывают письмо и достают диск.  Выясняют, что это такое. Решают послушать, что записано на диске.

                                                             Запись с диска.                             

Здравствуйте  дорогие  ребята! Мои бабушка и дедушка рассказали мне, что вы пригласили в детский сад  много гостей. Будете  вместе встречать весну. Мне тоже хочется к вам на праздник, ведь  грустно и  одиноко сидеть на окне, ждать,  когда ты остынешь.  Можно мне к вам?

Воспитатель:

- Кто догадался, от кого мы получили письмо?

- От Колобка.

- Кто знает эту сказку?

                                             Психогимнастика.

Воспитатель:

- Изобразите весёлого, радостного Колобка.  Покажите,  как Колобку надоело сидеть на окошке. Покажите как Дед и Баба удивились, когда обнаружили, что Колобок исчез? А сейчас покажите, как вы огорчились, от того, что Лиса его съела. Вам очень жалко Колобка?

- Да.

- Каким бы вы хотели сделать конец сказки?

Дети предлагают свои концовки. 

- А что надо сделать, чтобы Лиса не съела Колобка?

- Спасти  Колобка и взять его на наш праздник.
- А как это сделать?

 Дети предлагают  разные варианты и останавливаются на том, что необходимо попасть в сказку.

- Я тоже так думаю.  Чтобы  спасти  Колобка, нужно оказаться в сказке. Вы верите в волшебство?

- Да.

- Какие волшебные заклинания вы знаете?

Дети предлагают разные способы.

Воспитатель:

- Когда я была маленькой девочкой, моя бабушка рассказала мне о том, как можно попасть в сказку, а я расскажу вам. Слушайте внимательно. Надо крепко-крепко закрыть глаза, нащупать дверную ручку, повернуть и открыть невидимую дверь.

Дети выполняют указания, а воспитатель быстро надевает им на головы маски героев сказки «Колобок»

Воспитатель:

- Раз, два, три  повернись,

В сказке окажись!

 Дети открывают глаза, смотрят друг на друга и отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель:

- Кем стала Василиса

- Василиса стала Лисой.

- А кем стал Никита?

- Никита стал Волком.

- Саша, кем стал?

- Саша стал Зайцем.

- Ваня, а ты кем стал?

- Я стал Медведем.

- А ты, Дима?

- Я - Колобком.

Дети садятся на стулья перед сценой. Занавес раскрывается. Сцена оформлена в виде лесной поляны.  Декорации отражают признаки ранней  весны.  

Воспитатель:

Жил да был Колобок,

Колобок – румяный бок.

Жил - поживал и горя не знал.

Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Заяц.

                            (Дети разыгрывают сценку)

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Ты, косой, меня не трогай, а ступай своей дорогой.

Тороплюсь я в детский сад, нынче праздник у ребят.

Будем мы весну встречать, веселиться и играть!

Заяц: А что такое весна?

                                                                 Беседа о весне.

Воспитатель:

- Ребята, расскажите зайчику, что такое весна?

- Это -  время года. Март, апрель, май – весенние месяцы.

- Что о них говорится в народных пословицах и поговорках? Какие пословицы вы знаете?

Ребёнок:

- В марте курица напьётся из лужицы!

Воспитатель:

- Почему так говорят?

Дети объясняют.

Ребёнок:

- Апрель с водою – май с травою!

Воспитатель:

- Что это значит?

Дети рассуждают и делают вывод.

Ребёнок:

- Ай-ай, месяц май: и тёпел и холоден!

Воспитатель:

- Как вы понимаете эту пословицу?

Дети предлагают варианты ответа, приходят к общему мнению.

Ребёнок:

- Апрельский скворец  - весны  гонец!

Воспитатель:

- Знаете ли вы значение слова «гонец».  Какое значение оно имеет в данной пословице?

Дети  объясняют значение слова «гонец».  Рассуждают и приходят к мнению, что скворец прилетает раньше других птиц, как бы сообщая о  приходе весны.

Воспитатель:

- Какие весенние приметы вы знаете?

Ребёнок:

- Весной солнце не только светит, но и греет. Снег темнеет, тает, появляются лужи. Ручьи стекают в речку. С крыш домов капает капель. С карнизов  свисают сосульки. Появляются проталинки.

Воспитатель:

- Кто расскажет, что такое «капель»?

Дети рассказывают и устанавливают связь между солнцем и снегом.

- Кто знает, как образуются сосульки?

Дети рассказывают, как смена температуры влияет на образование сосулек.

- Какой снег быстрее  тает – чистый или грязный? Почему?

- Грязный,  потому что он тёмный, а тёмные цвета поглощают больше солнечных лучей.

- Что вы знаете о перелётных птицах? Почему их так называют?

- Ласточки, грачи, скворцы, стрижи ….  - перелётные птицы. Перелётные птицы зимуют на юге, где тепло, и есть корм. У нас снег покрывает всю землю, холодно, исчезают насекомые.  Птицам нечего есть. Ранней весной, когда снег растает, и появятся насекомые, перелётные птицы снова   возвращаются. И так год за годом.

- Что птицы делают весной?

- Они строят, вьют,  лепят гнёзда, откладывают яйца и высиживают птенцов.

Птицы поют, щебечут, чирикают, ловят мошек и кормят своих птенцов.

- Что можно сказать о том, как меняется жизнь диких животных с приходом весны?

- Просыпаются медведи, ежи. Некоторые животные линяют. Летом им не нужна теплая шерсть.

- Зачем зайчик меняет белую шубку на серую?

- Чтобы легче прятаться от врагов (волка, лисы, медведя, хищных птиц).

- Как весной меняется лес?

- На деревьях набухают почки, а  потом  появляются листочки. На проталинках можно встретить первые весенние цветы – подснежники,
мать-и-мачеху.

- А что происходит на водоёмах?

- На реке начинается ледоход. Под действием солнечных лучей лёд трескается, образуются льдины. Льдины сталкиваются,  разбиваются и тают. Уровень воды увеличивается, и вода может выйти из берегов.

- Как в сёлах готовятся к весне?

- Пашут землю, начинается посевная.

- Ребята, вы наблюдательны и очень хорошо рассказали о признаках ранней  весны, а сейчас сделаем гимнастику для глаз.

                                              Гимнастика для глаз.

 Дети выполняют гимнастику по зрительным меткам - подснежник, солнце, скворечник, сосулька. Метки подвешены в углах группы, а дети стоят в середине. По команде воспитателя  дети, не отрывая ног от пола, поворачивают головы и фиксируют взгляд на   метке, о которой говорит воспитатель.  ( По методике  В.Ф.Базарного).

Воспитатель:

Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Волк.

 - Здравствуй, славный Колобок.

Ты куда спешишь, дружок?

- Тороплюсь я в детский сад.

Нынче праздник у ребят.

Будем мы весну встречать,

Веселиться и играть.

- Поиграть и я люблю.

Может, примете в игру?

                                  Игра « На лесной полянке»

Воспитатель:

Весенние листочки тихо шелестят: «ш-ш-ш».

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый – «с-с-с».

Берёзовый – «з-з-з».

Дубовый – «ж-ж-ж».

Клиновый – «о-о-о».

Под солнышком теплым

Расти хорошо!

Воспитатель:

Дети увидели подснежники и удивились:

 «о-о-о»;

понюхали подснежники:

«а-а-а»

Дети, давайте представим себе, что мы -  подснежники.

                                             Пальчиковая гимнастика.

С наступлением весны появляются цветы. (Дети изображают бутон)

Эти первые цветы распускают лепестки.  (Развести пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Ритмичные движения)

С наступленьем темноты закрывают лепестки. (Бутон)

Головой качают, тихо засыпают. (Наклоняют бутон)

Солнце на небо  взошло, разбудило всех оно.  (Бутон раскрывается)

Воспитатель:

Катится Колобок, а навстречу ему Медведь.

- Здравствуй, славный Колобок.

Ты куда спешишь, дружок?

- Тороплюсь я в детский сад.

Нынче праздник у ребят.

Будем мы весну встречать,

Веселиться и играть.

- Может быть, я съем тебя?

- Нет, меня ведь ждут друзья.

Приходи сегодня к детям,

И весну мы вместе встретим.

-Ах, спасибо. Очень рад.

Вот -  подарок для ребят.

                                              Игра « Угадай на ощупь»

Дети надевают на глаза повязки и угадывают предметы на подносе.

Воспитатель:

- Как вы догадались, что это трава?

- Она длинная, тонкая, пахучая, нежная, горькая…..

- А сейчас, когда вы её видите, что ещё можно о ней сказать?

- Она сочная, зелёная, изумрудная, весенняя…

- Как вы догадались, что перед вами сосулька?

- Холодная, мокрая, длинная, скользкая….

- Что ещё можно о ней сказать?

- Она прозрачная, красивая….

Воспитатель:

Ребята, а из чего состоит сосулька?
- Из воды.

- Как это доказать?

Дети предлагают поместить сосульку в теплое место и потом посмотреть, что будет. Одну сосульку оставляют в групповой комнате в тёмном контейнере, другую - на окне под солнечными лучами, а с третьей  воспитатель предлагает проделать опыт.

                                                          Эксперимент.

Воспитатель:

Ребята, у нас есть лупа. Давайте с её помощью попробуем узнать, как солнечные лучи  действуют на сосульку, и какова роль лупы в данном эксперименте.

Дети проводят опыт и сравнивают результаты.

Воспитатель:

Что мы наблюдали?

- В тёмном контейнере сосулька почти не растаяла. На окне частично растаяла, а сосулька, на которую воздействовали солнечными лучами, пропущенными через лупу, превратилась в воду.

Воспитатель:

-  Какой вывод можно сделать?

- Солнечные лучи дают тепло, а лупа помогает усилить это тепло. Чем горячее солнечные лучи, тем быстрее растает снег, и придёт весна.

 Воспитатель:

Катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

- Здравствуй, славный Колобок.

Ты куда спешишь, дружок?

- Тороплюсь я в детский сад.

Нынче праздник у ребят.

Будем мы весну встречать,

Веселиться и играть.

- Уж о ней- то всё я знаю

И рассказы сочиняю.

                                                                   Небылицы

Наступила долгожданная весна. Деревья, кусты и земля покрылись белым снегом. С юга вернулись воробьи, вороны, сороки. Дети надели шубы, валенки и пошли строить скворечники. Поставили домики под деревьями. Поселились в скворечниках гуси, утки, лебеди.

Дети исправляют текст, объясняют, как надо писать правильно. Лиса благодарит за помощь.

Воспитатель:

Ребята, мы Колобка спасли и зверям о весне всё рассказали, а теперь пора  вместе с Колобком в детский сад возвращаться, весну встречать.

Дети снова закрывают глаза, открывают невидимую дверь, произносят волшебные слова

Раз, два, три повернись,

И в саду ты очутись! 

Воспитатель:

- Ребята, смотрите, гости нас уже заждались. Давайте  позовем их к нам в круг. Вместе весну будем встречать.

Дети и гости встают в круг и произносят слова.

Весна, весна красная,

Приди, весна ясная.

Под музыку входит Весна (мама Василисы)

Весна:

Я Весна -  красна,

В гости к вам пришла

И подарки принесла.

Весна дарит выпечку (птички).

                                                       Хоровод «Веснянка»

 Весна и Колобок  благодарят всех за тёплый приём, прощаются и  уходят.

Воспитатель:

Ребята, где мы были? Что вам больше всего понравилось? Что было трудно выполнить? Чтобы вы хотели узнать в следующий раз? Мне тоже очень понравилось, как мы занимались, а теперь нам пора вместе с родителями на наш участок. Будем вешать скворечники на деревья и с нетерпением ждать новосёлов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Варварушки – Всезнаюшки»

Интегрированное занятие для детей старшей группы. Занятие проводится в декабре месяце, когда детям знаком осенний материал и в разучивании  музыкальный материал по зимней тематике.Дети на занятии...

конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

НОД по нескольким областям: социализация, коммуникация, познание.подходит для проведения итогового занятия....

конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Дружные ребята"

Занятие  разработано для детей имеющих основной глазной диагноз, который сочетается еще и с задержкой  развития психических процессов.   Занятие  обеспечивает всестороннее раз...

«Сказка о музыкальных звуках». Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цель - развитие творческого потенциала ребенка через включение его в активную деятельность, направленную на составление и придумывание сказки...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель: формирование навыков коммуникации и социализации в совместной деятельности; создание доброжелательной атмосферы....