Игры и упражнения с грамматическим содержанием.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В статье описано значение детского речетворчества, необходимости развития творческих и языковых возможностей дошкольников. Представлены игры и упражнения для развития данной стороны речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_s_grammatich_soderzhaniem.docx | 14.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения с грамматическим содержанием.
По определению А.Г. Арушановой, «речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами».
Действительно, уровень развития коммуникативных способностей человека является предпосылкой благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфических видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества. Осваивая средства и формы речи, ребенок становится источником речетворчества: создает новые слова, грамматические конструкции, тексты и приходит к свободному владению языком. Причем приходит к норме через её нарушение, через эксперимент. И важно не упустить это благодатное время.
Поэтому воспитатель ДОУ, должен строить общение с детьми, чтобы у них развивалось речетворчество. В нем главное внимание уделено языковым играм и поисковой деятельности в сфере грамматики.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения с грамматическим содержанием для детей седьмого года жизни.
«Какой, какая, какое»
Цель: при согласовании слов ориентироваться на содержание. (Голубой лед, голубая вода, голубое небо)
«Слова-родственники»
Цель: учить подбирать однокоренные к заданному слову слова. (Лес, лесной, лесник, лесовичок)
«Хорошо – лучше»
Цель: учить образовывать степени сравнений прилагательных и наречий. (Холодно – холоднее, зеленая - зеленее, яркая – ярче, чистая – чище)
«Домашние животные»
Цель: упражнять детей в образовании наименований детенышей животных в родительном падеже множественного числа, образовывать относительные прилагательные. (У лошади – жеребенок, много жеребят, у собаки – щенок, много щенят. У теленка длинные ноги – он длинноногий, большие глаза – большеглазый).
«Новенькая»
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в словообразовании. (У Тани шарф, носки, колготки, пальто, штаны…. У Тани нет шарфа, пальто, носков и т.д. Хлеб кладут (в хлебницу), сахар (в сахарницу), салфетки (в салфетницу)
«Первая рыбка»
Цель: обратить внимание детей на то, как разные суффиксы меняют смысл слов. (Рука – ручка – ручища, нос – носик – носище, зуб – зубик – зубище)
«Скажи наоборот»
Цель: упражнять в образовании слов с суффиксами оценки. (Большущий – малюсенький, домишко – домище, длинненький – длиннющий, дождик – дождище)
«Профессии»
Цель: систематизировать знания детей о способах словообразования. (Пишет – писатель, строит – строитель, учит – учитель)
«Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»
Цель: учить составлять короткие тексты – рассказы, образовывать предметы посуды, строить предложения разной структуры, активизировать глаголы. (На столе стоит салфетница, конфетница, сухарница и т.п. Далее, придумать свой рассказ на тему «Как черепаха гостей встречала»)
«Мы – спортсмены»
Цель: активизировать глаголы, побуждать к словообразованию на материале названий спортивных профессий. (Футбол – футболист (бегает, пинает, забивает), баскетбол – баскетболист (прыгает, ведет, кидает), теннис – теннисист (бегает, бьет, перекидывает), хоккей – хоккеист (катается, разгоняется, забрасывает).
«Мы – эрудиты»
Цель: учить обращаться друг к другу с вопросами и ответами на них, образовывать слова по аналогии. (Дети задают вопросы друг другу: Как называют еловый лес? (ельник), Как называют грибы, растущие под березами?, Как называются цветы, растущие в саду?)
Следует упражнять детей в составлении рассказов по набору предметов, учить поддерживать диалог со взрослыми и детьми, побуждать к сочинительству (небылицы, фантастические рассказы).
Когда ребенок начнет свободно использовать весь арсенал грамматических средств во всех сферах общения (со взрослыми, детьми, во дворе, в театре и т.д), тогда и произойдет полное раскрытие его потенциальных возможностей. Ведь дошкольный период - это особое время для развития коммуникативных и творческих способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных сло...
Актуальный педагогический опыт по теме: "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".
Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является подготовка детей к успешному обучению в школе. В рамках данного направления педагогом была выбрана тема опыта «Формирование навыков ор...
Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми Грамматическая игра
Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьмиГрамматическая игра ...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Развитие диалогического общения у старших дошкольников через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием
Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его, и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький...
Дидактические игры с грамматическим содержанием для детей дошкольного возраста
Основным методом формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так ка...
Опыт работы "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".
Цель опыта: активизировать формирование навыков ориентирования в пространстве посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием.Началом работы по теме актуального педагогического о...
Комментарии
Очень хороший материал для
Очень хороший материал для работы!