Развитие диалогического общения у старших дошкольников через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием
методическая разработка
Именно на игре словом ребёнок учится
тонкостям родного языка,
усваивает музыку его, и то,
что филологи называют «духом языка».
М.Горький
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dialogicheskogo_obshcheniya_u_starshih_doshkolnikov_cherez.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Н. Маненкова, воспитатель II квалификационной категории
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Теремок»
Развитие диалогического общения у старших дошкольников через
проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием
Именно на игре словом ребёнок учится
тонкостям родного языка,
усваивает музыку его, и то,
что филологи называют «духом языка».
М.Горький
Взаимопонимание рождается в диалоге, в общении людей. Истоки такого понимания – в детстве. Общение матери с ребёнком филолог Н.И. Лепская образно называла дуэтом, в котором есть две партии, но нет согласия. С опытом приходит согласование партий. Дуэт превращается в диалог. Общение ребёнка в раннем возрасте с матерью, близкими людьми – необходимое условие его здорового психического развития. Со временем особое значение для ребёнка приобретают общение с ровесниками. Место ребёнка в обществе сверстников во многом определяется умением вести диалог. Это весьма важная сторона социального, личностного развития ребёнка, источник развития его речи, становление коммуникативной активности, саморазвития.
Тема моей работы «Развитие диалогического общения у старших дошкольников через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием».
Цель моей профессиональной деятельности: создание условий для развития диалогического общения у воспитанников детского дошкольного учреждения. Объектом моей работы выступает диалогическое общение в системе педагогического процесса.
А предметом является развитие диалогического общения дошкольников через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием.
Чтобы добиться намеченного поставила перед собой задачи:
- Формировать диалогическую речь у детей старшего дошкольного возраста через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием.
- Создать предметно – развивающую среду для развития диалогического общения старших дошкольников.
- Подобрать цикл игр и упражнений с грамматическим содержанием.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Вербальная коммуникация использует человеческую речь.
Речь является важнейшей творческой психической функцией человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Следовательно диалог – форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром диалогические отношения в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.
Я считаю, что диалогу человек учится всю жизнь. Диалог многолик. Он имеет две составляющие – языковую и личностную. Чтобы вести диалог, человек должен научиться правильно пользоваться всеми составляющими родного языка: его звуковой, словарной, грамматической системами. Необходимо овладеть умением правильно выражать мысли и чувства в форме развёрнутого высказывания, налаживать речевое взаимодействие с партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения.
В нашем дошкольном учреждении я детей обучаю родному языку, используя
базисную программу развития ребёнка – дошкольника «Истоки», внедряю в работу с детьми парциальные программы и технологии:
-социо – игровую методику В.М. Букатова;
- «Обучение письму и счёту» Е.Е. Шулешко;
- «ТРИЗ» М. Шустермана. А также методики А.Г. Арушановой по формированию грамматического строя речи и развитию диалогического общения.
Программа «Истоки» рекомендует работу на занятиях проводить в малых группах по 3-6 человек. Создание в детском коллективе микрогрупп – самый простой путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, диалога.
Я подобрала и изготовила игры с грамматическим содержанием. Эти игры направлены на:
- умение подбирать однокоренные слова;
- умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;
- умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов;
- умение образовывать приставочные глаголы;
- умение образовывать глаголы совершенного вида;
-умение образовывать прилагательные от существительных: относительные, притяжательные;
- умение образовывать трудные формы родительного падежа существительных;
- умение употреблять предложно – падежные конструкции с предлогами;
- умение составлять предложения разных типов.
С помощью таких игр я лучше узнаю возможности своих воспитанников, вовлекаю в деятельность малоактивных и застенчивых детей. Организую игры с раздаточным материалом. В таких играх и упражнениях дети накапливают опыт творческого использования своих умений, что необходимо для полноценного овладения грамматическим строем языка.
Для занятий материал я отбираю таким образом, чтобы дать ребёнку широкую, полную ориентировку в способах словообразования, словоизменения, воспитываю у детей языковоё чутьё, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю. Для того, чтобы дети вступали в диалог со сверстниками, получая опыт равенства в общении, учились контролировать друг друга и себя;
- говорить понятно, связно;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы;
- рассуждать, аргументировать, высказывать предложения я подобрала цикл игр и упражнений с грамматическим содержанием. В играх я использую приём ролевого моделирования. Дети охотно включаются в игру. Даже застенчивые дети начинают сами придумывать загадки и это им очень нравится. С помощью дидактических игр парами: «Угадай по звуку», «Найди пару», «Угадай, кого я встретил», «Костюм на заказ», дети, которые раньше не могли высказаться, задать вопрос, обосновать своё суждение, сейчас прекрасно это делают.
Также я использую такие формы организации диалога со сверстниками:
- недисциплинарные формы привличения и удержания внимания;
- организация пространства общения;
- беседы;
- занятия: эмоциональный комфорт(волшебная палочка, зажжённая свеча);
- творческая атмосфера в группе.
Культура речевого воспитания в детском саду складывалась на протяжении всего двадцатого века. У её истоков стояли такие замечательные педагоги и психологи, как Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, М.М. Конина, А.П. Усова, Ф.А. Сохин.
В детском саду ребёнок учится диалогу в процессе общения при разнообразных видах деятельности. Взрослый – основной источник языка и форм речи, общение с ним вовлекает ребёнка в мир языка, в мир диалога.
Я целенаправленно вовлекаю детей в общение, реагирую на инициативные высказывания, отвечаю на вопросы детей, организую разнообразные игры и занятия, в том числе и речевые. На занятиях очень хорошо помогают групповые беседы: деятельность кооперативного листа, театрализованные игры. В процессе игры дети общаются между собой, у них развивается диалог. С помощью игр я учу детей рассказывать сказки, сочинять по картинке, охотно изображать различные ситуации из жизни героев.
Придерживаясь принципов о том, что среда является воспитывающим и развивающим элементом образовательного процесса, я работаю над оснащением и оформлением групповой комнаты. Мною были выделены разнообразные уголки и целевые зоны: игровой уголок, уголок интересных книг, уголок «уединения», «мы художники», «мы спортсмены», уголок экспериментальной деятельности, «мы строители», музыкальный уголок. Созданная предметно – развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на «зоны ближайшего развития», на информированность и индивидуальные возможности детей.
В развитии диалогического общения у старших дошкольников мне очень помогает совместная деятельность:
-второго воспитателя,
-педагога – психолога,
-музыкального руководителя,
-преподавателя физической культуры,
-преподавателя изодеятельности.
Мы работаем в тесном сотрудничестве. Педагог – психолог проводит с детьми различные коррекционные занятия по развитию диалогического общения. Музыкальный руководитель, преподаватель физической культуры и преподаватель изодеятельности на своих занятиях проводят различные игры по развитию у детей диалогического общения, т.е. умению договариваться между собой, умению задавать вопросы и отвечать на вопросы, говорить различные высказывания, рассуждать. Результатом сотрудничества является цикл комплексных развивающих занятий, подборка дидактических игр по развитию речи детей, родительские уголки, информационно – консультативные стенды, выставки поделок.
Одним из условий воспитания ребёнка в дошкольном учреждении является взаимодействие с семьями воспитанников. Я убеждена, что только при взаимодействии с родителями можно добиться результатов в воспитании и обучении детей. Сотрудничество с родителями реализуется через:
- посещение детей на дому;
- посещение открытых мероприятий.
Использую разнообразные формы работы с родителями:
- «Открытые занятия»;
- консультации;
-анкетирование;
- родительские собрания;
- дискуссии;
- тематические встречи.
Мои воспитанники поступили в разные учебные заведения города: гимназии, лицей, общеобразовательные школы. Уровень знаний детей высок.
После просмотра «Открытых занятий» для учителей СОШ № 18 был сделан вывод учителями о том, что дети нашей группы готовы к школьному обучению.
По итогам проведённой мною диагностики в начале учебного года, в подготовительной к школе группе на умение в диалоге инициативно высказываться, умение привлекать внимание своими высказываниями, грамматически правильно строить речь, я пришла к такому выводу: общение детей и их диалогическую речь нельзя назвать сформировавшимися. Так как в старшем дошкольном возрасте не все дети могут вести диалог. У некоторых детей наблюдается проявление интереса к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, т.е. каждый ребёнок говорит о своём и не слышит партнёра, не отвечает на их высказывания.
Но по итогам проведённой диагностики в конце года, в подготовительной к школе группе я сделала вывод, что дети в диалоге со сверстниками, получая опыт равенства в общении научились уже:
- контролировать друг друга;
- говорить понятно, связно;
- задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и понимать;
- грамматически правильно строить речь.
Также они научились слушать своего собеседника, сказанного не повторять, вежливо высказывать предложения, несогласие, пожелания.
С данной темой выступала на ГМО воспитателей в ДОУ № 52 в марте 2008 года. Участвовала в конкурсе на получение денежного поощрения лучших воспитателей муниципальных дошкольных учреждений в 2008 году. Принимала участие в III педагогической конференции работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края.
Начало года
Конец года
Список литературы
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 1999. – 272 с.
2.Арушанова А.Г., Дурова Н. В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога/ Под ред. А. Г. Арушановой. – М.: «Мозаика – Синтез», 2003. – 216 с.
3. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога. 5 – 7 лет: Книга для воспитателей/ Под ред. А.Г. Арушановой. – М.: Мозаика – Синтез,2004. – 186 с.
4. Волков Б. С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. – М.: А.П.О., 1996. – 102с.
5.Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. – 143с.
6.Подготовительная к школе группа в детском саду. Книга для воспитателя. Под. ред. М.В.
Залужской. Сост.Г.М. Лямина. – М., «Просвещение», 1972. -319с.
7.Развитие речи дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И.Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3 – е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,1984. – 223с., ил.
8.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных сло...
Развитие диалогической и монологической речи дошкольников через игру- драматизацию
laquo;Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».(К. Д. Ушинский.)...
«Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством проведения динамических пауз и игровых упражнений»
Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошко...
«Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников посредством проведения динамических пауз и игровых упражнений»
Основная цель моего опыта – адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обеспечение психоэмоционального...
Комплекс упражнений и игр для развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР
№ п/пНазвание упражнения или игрыЦельОписание1Упражнение «Обратись с просьбой»Учить детей формулировать просьбу и благодарить. В роли ведущего выступает взрослый, дет...
«Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя ...
Система работы по развитию диалогической речи, как средства коммуникации, через дидактические игры и упражнения по технологии Бизиковой О.А.
Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникат...