Актуальный педагогический опыт по теме: "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".
статья по математике по теме

Жирнова Наталья Анатольевна

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является подготовка детей к успешному обучению в школе. В рамках данного направления педагогом была выбрана тема опыта «Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием».

Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования в условиях реализации программы с учетом ФГТ, со сложившимися в последнее время в детском саду благоприятными условиями для формирования навыков ориентирования в пространстве у детей дошкольного возраста.

Цель опыта: активизировать формирование навыков ориентирования в пространстве посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях, вне занятий;
  • учить отличать пространственные направления «от себя»: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо) и т.д.;
  • учить детей ориентироваться «на себе», иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себе» стороны справа, слева, вверху и т.д.;
  • учить детей ориентироваться на плоскости (в двухмерном пространстве), выделяя на доске (на листе бумаги) верхнее, нижнее, правое, левое поля, центр, верхний и нижний правый угол, верхний и нижний левый угол;
  • развивать словарный запас дошкольников, умение правильно употреблять слова и грамматические формы, обозначающие пространственные отношения;
  • развивать умение применять навыки ориентирования в пространстве в самостоятельной игровой деятельности дошкольников;
  • формировать навыки сотрудничества и сотворчества в детском коллективе в процессе формирования навыков ориентирования в пространстве;
  • организовать ряд мероприятий с воспитателями и родителями по обучению формированию навыков ориентирования в пространстве посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием
  • создать условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования навыков ориентирования в пространстве: раскрепощенную, комфортную обстановку, необходимую учебную базу.

Началом работы по теме актуального педагогического опыта стало проведение мониторинга по определению исходного уровня сформированности у дошкольников навыков ориентирования в пространстве, в ходе которого была использована методика, разработанная автором опыта на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Данные мониторинга позволяют констатировать тот факт, что традиционное обучение не обеспечивает достаточного уровня сформированности у детей навыков ориентирования в пространстве. Следовательно, нужны такие технологии, которые активизируют данный процесс.

В материалах опыта излагаются разнообразные формы, методы и средства работы, которые включают в себя систему игр и упражнений с математическим содержанием, направленных на формирование навыков ориентирования в пространстве.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx81.53 КБ

Предварительный просмотр:

Жирнова Наталья Анатольевна

Управление образования и науки

Администрации Губкинского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение

«Научно-методический центр»

Формирование навыков ориентирования в пространстве

у дошкольников посредством обучения играм

и упражнениям с математическим содержанием

Автор опыта: Жирнова Наталья Анатольевна,

воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка» города Губкина Белгородской области

Губкин

2013

Содержание

Информация об опыте………………………………………….стр. 3

Технология опыта...…………………………………...………..стр. 9

Результативность опыта..…..………………………………….стр. 19

Библиографический список…………………………………....стр. 22

Приложение к опыту…………………………………………...стр. 23

Раздел I.

Информация об опыте.

Условия возникновения и становления опыта

Жирнова Наталья Анатольевна работает воспитателем в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» города Губкина Белгородской области, которое было открыто в 1988 году. В детском саду функционируют 11 групп: 2 группы раннего возраста, 9 общеразвивающих групп, из которых 3 группы для детей компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Воспитательно-образовательной работе и высокой ее результативности способствуют уютная групповая комната, методический кабинет, эстетически оформленный музыкальный зал, спортивный зал, которые оснащены необходимым материалом, дидактическим оборудованием, техническими средствами, спортивным инвентарем, отвечающими современным требованиям. Имеется мультимедийная установка: экран, проектор; ноутбук для применения информационно-коммуникационных технологий; магнитная доска для иллюстрационного материала; CD и DVD-диски, аудиокассеты с записями учебного и музыкального материала; музыкальный центр.

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является подготовка детей к успешному обучению в школе. В рамках данного направления педагогом была выбрана тема опыта «Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием».

Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования в условиях реализации программы с учетом федеральных государственных требований, со сложившимися в последнее время в детском саду благоприятными условиями для формирования навыков ориентирования в пространстве у детей дошкольного возраста.

Объектами ближайшего социального окружения являются МБОУ «СОШ №13», детская библиотека, театр для детей и молодежи, стадион. Это позволяет педагогам детского сада совместно с детьми взаимодействовать с данными учреждениями, совершать экскурсии, формировать навыки ориентирования в пространстве на практике, но не дает полноценного результата. Кроме того, как показал опрос, только 24% родителей понимают важность вопроса и уделяют внимание формированию навыков ориентирования в пространстве на практике, во время прогулки с ребенком, а 76% родителей не придают вопросу формирования навыков ориентирования в пространстве должного внимания, не знают с помощью каких игр, игровых приемов, упражнений, можно научить ребенка ориентироваться в окружающем пространстве, с чего начать, просто не имеют времени. К тому же необходимо идти всегда в ногу с потоком современной информации, чтобы суметь дать родителям своевременную, грамотную консультацию, пополнять и обновлять предметно-развивающую среду.

Началом работы по теме актуального педагогического опыта стало проведение мониторинга по определению исходного уровня сформированности у дошкольников навыков ориентирования в пространстве, для проведения которого автор опыта разработал на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой диагностическую методику, включающую в себя инструментарий, оценку результатов в виде баллов и уровней (высокий, средней, низкий) (Приложение №1). Отслеживаемые результаты заносились в таблицу с критериями.

В ходе мониторинга было выявлено: 9% детей с высоким уровнем, 39% со средним уровнем, 62% с низким уровнем. У детей не сформировано умение двигаться за воспитателем в определенном направлении, они не имеют достаточно опыта практического освоения окружающего пространства, опыта ориентировки в частях собственного тела.

Полученные данные позволяют констатировать тот факт, что традиционное обучение не обеспечивает достаточного уровня сформированности у детей навыков ориентирования в пространстве. Следовательно, нужны такие технологии, которые активизируют данный процесс.

Актуальность опыта

Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной всесторонне развитой личности ребёнка. С точки зрения федеральных государственных требований актуальность опыта заключается и в том, что формирование элементарных математических представлений, в частности, формирование навыков ориентирования в пространстве, лежит в основе подготовки дошкольника к обучению в школе (свободно ориентируется на доске, в тетради). Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести с половиной лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Отсюда вытекает, что актуальность опыта состоит еще и в том, чтобы донести до сознания коллег, родителей, детей важность данной проблемы, активизировать взаимодействие между семьей и детским садом.

Это породило ряд противоречий, которые должен решить данный опыт:

  • между необходимостью формирования у детей навыков ориентирования в пространстве и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду;
  • между необходимостью формирования у дошкольников определённой системы навыков по ориентированию в пространстве и недостаточной образовательной базой родителей по данному направлению.

Овладение пространственными представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности, совершенствует сенсорные, интеллектуальные способности детей дошкольного возраста. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Дидактические игры и упражнения маскируют ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры и упражнения с математическим содержанием, применяемые в работе с дошкольниками, позволяют расширять знания детей и повышать уровень сформированности у них навыков ориентирования в пространстве.

Ведущая педагогическая идея – идея использования дидактических игр и упражнений с целью активизации формирования у дошкольников навыков ориентирования в пространстве и создание всех необходимых условий для этого процесса.

Длительность работы над опытом

Представленный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с дошкольниками с 2010 года по 2013 год.

1 этап. Констатирующий

  1. Начальный мониторинг детей.
  2. Изучение методической литературы по данному вопросу.
  3. Разработка конспектов мероприятий с детьми, родителями, педагогами, осуществление подборки игр и упражнений с математическим содержанием по теме.

2 этап. Формирующий

  1. Апробация новых технологий.
  2. Последовательное формирование навыков ориентирования в пространстве посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием.

3 этап. Заключительный

  1. Заключительный мониторинг детей.
  2. Установление динамики усвоения материала по ориентированию в пространстве.
  3. Подведение итогов работы и определение ее эффективности.

Диапазон опыта

Представленный опыт работы является единой системой использования в процессе непосредственно образовательной деятельности дидактических игр и упражнений, которая включает совместную с педагогом групповую и индивидуальную работу и самостоятельную деятельность детей; взаимодействие педагога с другими педагогами и родителями – консультации, методические рекомендации, практические занятия.

Теоретическая база опыта

Методическая направленность работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах многих ученых, известных педагогов-исследователей, психологов. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и другие известные педагоги.

В своем учебном пособии А. А. Столяр писал, что пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами), а в понятие «пространственная ориентация» входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

Известно, что большую часть времени ребенок-дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. Ведущей задачей формирования пространственных представлений и является формирование навыков ориентирования дошкольников в открытом пространстве. В исследованиях Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, А.А. Столяра подчеркивается, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, научить их строить схематические изображения ближайшего окружения, а так же самостоятельно обозначать условными знаками объекты природы. Они утверждают, что овладение пространственными представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности, совершенствует сенсорные, интеллектуальные способности детей дошкольного возраста.

Пространственная ориентировка, по определению профессора B.C. Свердлова, есть практическое выражение пространственных восприятий и представлений. Осуществляется она на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение, удаленности, пространственных отношений между предметами). Обязательно при этом участие внимания, памяти и мышления.

Ф.Н. Шемякин под «ориентировкой в пространстве» подразумевает:

  • Определение «точки стояния», т.е. местонахождение человека по отношению к окружающим его объектам.
  • Определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующего в пространстве.
  • Определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственных отношений между ними.

Л.М. Хализева отмечает, что активное передвижение – необходимый компонент пространственной ориентации, ибо человек ориентируется в пространстве ради того, чтобы успешно осуществлять передвижение из одного пункта местности в другой. Поэтому, ориентировка в пространстве практически всегда имеет дело с тремя задачами: выбрать маршрут передвижения (выбор направления), придерживаться его (сохранение передвижения); обнаружить в конце передвижения цель. Отсюда понятно, что координированность и четкая пространная ориентированность движений является важнейшими компонентами и вместе с тем показателями овладения человеком пространственной ориентацией. С точки зрения B.C. Мухиной отмечается, что ребенок в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве и служит их основой. Опыты исследователей (А. Венгер, Н.М. Поддьякова и др.) показывают, что уже на втором году жизни дети познают удаленность и местоположение предмета на основе мышечного чувства, к которому присоединяются зрительные ощущения. Функция двигательного анализатора до 3-4 лет оказывается ведущей. Лишь после 5-6 лет ребенок может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия, передвижения и манипулирования предметами.

С.Л. Рубинштейн заметил, что большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке. Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмыслить и оценивать расположение объектов и отношения между ними.

Таким образом, познание пространства возрастает в зависимости от обогащения жизненного опыта, расширения знаний о предметах и явлениях внешнего мира. Чем больше расширяется круг движений, самостоятельно выполняемых ребенком, тем более точными становятся его представления о расположении предметов в пространстве, о собственных движениях.

Т.А. Мусейибова пишет, чтобы овладеть системой отсчета по направлениям пространства, ребенок должен уметь:

  • Различать основные пространственные направления (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз) и промежуточные (впереди справа, впереди слева, сзади справа); узнавать их, называть, уметь самостоятельно определять, ориентируясь в пространстве «от себя», «от другого человека» и «от любых объектов». - Определять свое местонахождение среди окружающих предметов и относительно другого человека;
  • Определять размещенность предметов в пространстве, фиксировать их местонахождение впереди или сзади, справа, слева, ориентируясь «от себя», «от другого лица», «от любых предметов».
  • Определять пространственные отношения между предметами по признаку их расположения, по линиям основных и промежуточных направлений (например, справа от дома - гараж, за домом видна дорога);
  • Пространственно ориентировать свои движения (при ходьбе, беге), давать словесную характеристику предметно-пространственного окружения в соответствии с направлениями пространства, выполнять различные поручения и задания;
  • Ориентироваться на плоскости (поверхность стола, страница книги, тетрадь в клетку, в линейку, верхняя её часть, нижняя, правая, левая, середина).

Т.М. Лукьянова утверждает, что обучение детей умению ориентироваться на плоскости предполагает формирование у них более сложных умений, строчное размещение на листе знаков, форм, элементов рисунка. Выделить «малое пространство», правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифр, букв, знаков, рисунка – сложная задача. Она становится посильной для шестилетнего ребенка, если осуществляется под руководством педагога.

Таким образом, ориентировка на плоскости считается умением сложным, и дети овладевают им постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста, в процессе разнообразной деятельности. Дошкольный возраст – ответственный этап в развитии механизмов пространственного мышления.

Изучив теоретические основы данной проблемы, можно сделать вывод, что формирование навыков ориентирования в пространстве имеет непосредственную связь с основными положениями отечественных психологов и педагогов по данному вопросу, а опыт многих педагогов-исследователей помогает методически правильно обучать детей задачам образовательной области «Познание» по формированию элементарных математических представлений, формировать навыки ориентирования в пространстве у дошкольников посредством игр и упражнений с математическим содержанием.

Новизна опыта

Новизна опыта определяется системой методических приёмов и подходов к формированию навыков ориентирования в пространстве посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием в ходе интеграции образовательных областей. Следующим элементом новизны данного опыта является усовершенствование условий воспитательно-образовательной работы, ее методического обеспечения.

Характеристика условий, в которых возможно

применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных образовательных учреждениях с детьми разных возрастных групп при организации основной образовательной деятельности независимо от определенного учебно-методического комплекта.

Раздел II.

Технология описания опыта

Цель опыта: активизировать формирование навыков ориентирования в пространстве посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием.

Перед педагогом встал вопрос о необходимости определения круга знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены детьми в процессе активного формирования навыков ориентирования в пространстве. В итоге, он выглядит так:

  • ориентировка «на себя»; освоение «схемы собственного тела»;
  • ориентировка «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;
  • определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
  • определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;
  • определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;
  • определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются;
  • освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным отношениям и направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево и т.д.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях, вне занятий;
  • учить отличать пространственные направления «от себя»: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо) и т.д.;
  • учить детей ориентироваться «на себе», иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себе» стороны справа, слева, вверху и т.д.;
  • учить детей ориентироваться на плоскости (в двухмерном пространстве), выделяя на доске (на листе бумаги) верхнее, нижнее, правое, левое поля, центр, верхний и нижний правый угол, верхний и нижний левый угол;
  • развивать словарный запас дошкольников, умение правильно употреблять слова и грамматические формы, обозначающие пространственные отношения;
  • развивать умение применять навыки ориентирования в пространстве в самостоятельной игровой деятельности дошкольников;
  • формировать навыки сотрудничества и сотворчества в детском коллективе в процессе формирования навыков ориентирования в пространстве;
  • организовать ряд мероприятий с воспитателями и родителями по обучению формированию навыков ориентирования в пространстве посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием
  • создать условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования навыков ориентирования в пространстве: раскрепощенную, комфортную обстановку, необходимую учебную базу.

Изучив психолого-педагогическую  литературу, проанализировав содержание примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, педагог разработал диагностическую методику, включающую в себя инструментарий, оценку результатов в виде баллов и уровней (высокий, средней, низкий) (Приложение №1). Отслеживаемые результаты заносились в таблицу с критериями.

Для выполнения поставленной цели и задач педагогом использовались разнообразные формы, методы и средства образовательной работы. В первую очередь – это непосредственно образовательная деятельность по программе.

Другой формой организации работы с детьми явилась непосредственно образовательная деятельность по формированию навыков ориентирования в пространстве в индивидуальной форме. Она нужна как способным детям, с высоким уровнем сформированности навыков ориентирования в пространстве, так и детям с низким уровнем развития, у которых слабо сформированы ранее указанные навыки.

В своей деятельности по формированию навыков ориентирования в пространстве педагог использовал и подгрупповую форму работы с целью ознакомления с новой дидактической игрой или выполнения математических упражнений (заданий) особой сложности.

В ходе всей своей деятельности педагог широко использовал дидактические игры и игровые упражнения с математическим содержанием, закреплял, углублял и расширял с их помощью математические представления детей. Они несли основную учебную нагрузку. В ходе педагогической деятельности и работы над опытом Наталья Анатольевна создала обширную картотеку таких игр и упражнений на каждый возраст, сделала подборку картинок по возрастам, собрала несколько серий графических диктантов, разработала перспективное планирование по использованию игр, упражнений в процессе формирования у дошкольников навыков ориентирования в пространстве (Приложение №2).

Дошкольники получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях в ходе непосредственно образовательной деятельности, а их усвоение происходит в разных видах практической деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой, двигательной, игровой), в ходе прогулок, экскурсий, подвижных игр, физкультурных упражнений, практической ориентировки в групповой комнате, в помещении детского сада, на участке, улице.

Обучение детей ориентированию в пространстве Наталья Анатольевна строила на двух основных методах:

  • метод активизации познавательной, двигательной, речевой активности посредством использования занимательного, наглядного, дидактического материала;
  • метод «от простого к сложному».

Работу по формированию навыков ориентирования в пространстве, как показывает практика педагога, нужно начинать как можно раньше, чтобы у детей постепенно накапливался опыт и представления о пространственных отношениях. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок, Наталья Анатольевна посчитала осознание детьми второй младшей группы схемы собственного тела, четкое усвоение правой и левой руки, правой и левой части своего тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве: впереди – там, где лицо, позади (сзади) – там, где спина, справа (направо) – там, где правая рука (та, которой держат ложку, рисуют), слева (налево) – там, где левая рука (та, которой держат хлеб, придерживают тарелку, лист). Во время умывания или одевания детей второй младшей группы педагог непринужденно разговаривал с ними, называл части тела и лица, побуждал самих детей называть их. Для закрепления частей тела, умения определять правую и левую стороны педагог использовал потешки, стихи, песенки, предлагал детям занимательные упражнения типа: «В правую руку возьмем карандаш, пусть нарисует он нам пейзаж», «В правую руку платок вы возьмите, в правую сторону дружно махните!», дидактические игры «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу», «Поможем Маше-растеряше собраться на прогулку». При проведении этих игр Наталья Анатольевна уделяла внимание тому, чтобы внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания. Она делала акцент на различение и называние частей тела и лица. Детям предлагалось помыть кукле грудку, спинку, плечи, животик. Предлагала детям вместе с родителями придумать небольшие стихотворения о «правом и левом». Использовала упражнения на занятиях во время проведения пальчиковых игр, физкультминуток, включала их в разные режимные моменты (одевание, умывание, подготовка к прогулке), во время проведения подвижных игр и физкультурных упражнений. В ходе непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Музыка» и «Физическая культура» воспитатель совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре предлагал детям взять в правую руку синий флажок, а в левую - зеленый или в правую руку взять длинную ленточку, а в левую - короткую, просил малышей сказать, в какой руке у них тот или иной предмет. Педагог обращал внимание детей на то, что когда взрослые люди здороваются, они подают друг другу правую руку. Для того чтобы не забыть, какая рука левая, Наталья Анатольевна предложила детям второй младшей группы вместе с родителями сплести из разноцветных ниток браслет и надеть его на левую руку, потому что в школе дети будут писать слева направо. В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое внимание уделялось развитию умения определять различные стороны на себе: голова - вверху, ноги - внизу; правая нога, левая нога; правое ухо, левое ухо и т. п. Данная работа проводилась как индивидуально, так и с небольшими подгруппами детей. Воспитатель просил их дотронуться руками до колена и догадаться, какая нога у них правая, а какая - левая. Малыши узнали, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука. Аналогичным образом дети угадывали, какая щека правая, какая - левая. Продолжительность упражнений не превышала 3-5 минут. Были использованы игры: «Сделай, как я», «Мое тело», «Веселые человечки», «В какой руке?» и другие. В ходе подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности «У Мишутки в зоопарке» были использованы игры: «Что (кто) где находится?», «Помоги кукле Кате сервировать стол», «Слева – справа, сверху – снизу», «Найди свое место» (Приложение №4).

В ходе упражнений Наталья Анатольевна не рассаживала детей друг против друга, в круг, по углам, так как для детей младшего дошкольного возраста важно, чтобы не нарушалась однородность в восприятии пространства. Необходимо, чтобы дети и педагог сидели или стояли лицом в одну сторону. Опираясь на эти умения детей, педагог учил их указывать пространственные направления «от себя»: вперед, назад, налево, направо. Например, воспитатель просил детей взять флажки (или погремушки) и вытянуть руки в стороны. На какой-то момент внимание малышей акцентировалось на том, что синий флажок у них в правой руке, и они показывали им в правую сторону; держа зеленый флажок в левой руке, они показывали им в левую сторону. По указанию педагога дети показывали флажками вниз, вверх, налево, направо. Они приучались по слову наклоняться вперед, поднимать руки вверх, опускать вниз и т. д. Умение указывать направление «вперед», «вниз», «налево», «направо» педагог закреплял с помощью упражнений: «Куда показывает мой флажок», «Волшебная палочка», «Найди игрушку по заданию воспитателя» и игр: «В прятки», «Куда бросили мяч?», «Покажи дорогу Колобку», «Помоги Курочке Рябе найти золотое яичко», «Расскажи куда идешь и что найдешь». Такие игры и упражнения повторялись 6-8 раз, им отводилось примерно 4-5 мин.

В младшей группе дети получили первые навыки ориентировки на плоскости листа. В ходе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, художественному творчеству (аппликация, обучение составлению узоров), Наталья Анатольевна учила ребят располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхней и нижней полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо. Педагог побуждал самих детей называть направление действия или местоположение предметов на плоскости: «Как ты раскладываешь кружочки?» («Слева направо».) «Где больше кружков?» («Внизу».) «Где меньше?» («Вверху».). Показывая приемы изображения, раскрашивания предметов на занятиях по рисованию, педагог называл направление движения руки: сверху вниз, слева направо. У малышей развивались умения проводить линии на листе бумаги сверху вниз и слева направо: «дождик», «дорожки», «ленточки» и т.п.

На данном этапе работы для своих коллег Наталья Анатольевна подготовила консультацию «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве» (Приложение №6). Был организован «День открытых дверей группы», в ходе которого родители и воспитатели были приглашены на выставку-презентацию игр.

Умение различать правую и левую руку развивалось и закреплялось ежегодно, так как это служит основой различения пространственных направлений. В средней группе дети продолжили носить браслеты на левой руке. В начале учебного года педагог выяснил, в какой мере дети умеют ориентироваться на себе, и закрепил данное умение. Большое внимание уделялось упражнениям в различении левой и правой руки, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом; закреплялось умение показывать рукой (флажком, палочкой) вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо. Закрепив умение детей ориентироваться на себе, указывать направления вперед, назад и т д., Наталья Анатольевна перешла к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Вначале детям предлагалось определить расположение только двух игрушек или вещей, находящихся от них в противоположных направлениях: впереди - сзади, справа - слева. Позднее количество предметов увеличилось до четырех. Предметы сначала располагались на небольшом расстоянии от ребенка, постепенно расстояние увеличилось. Дети с удовольствием продемонстрировали умение ориентироваться на себе, от себя четкое определение пространственных отношений слева, справа сказочным героям Буратино и Незнайке в ходе непосредственно образовательной деятельности «Как Незнайка и Буратино познакомились со словами «справа», «слева» (Приложение №4), где были использованы игры: «Что изменилось?», «Расскажи, что где находится», «Игра с карандашами».

Основой различения пространственных направлений вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа послужило различение частей тела, определение сторон на самом себе. После того как ребенок определял расположение предметов, педагог предлагал ему повернуться налево или направо (на 90°), а позднее кругом (на 180°). В дальнейшем это позволило детям понять относительность в определении местоположения предметов от самого себя. Повернулся ребенок налево, и пирамидка (кукла, машинка) теперь стоит перед ним (впереди), а не слева от него. Наиболее эффективными, по мнению Натальи Анатольевны, явились упражнения, связанные с движениями, перемещением детей, которые проводились как на занятиях, так и в повседневной жизни. Большое значение придавалось использованию дидактических игр: «Кто ушел и где он стоял?», «Откуда голос?», «Жмурки», «Корабли», «Магазин» и другие.

После того как дети приобрели умение различать и называть основные пространственные направления, педагог учил их передвигаться в указанном направлении, упражнял в различении и обозначении основных пространственных направлений. Для этого использовалась игры «Куда пойдешь, что найдешь?», «Найди предмет», «Путешествие», «Разведчики». Вначале ребенку предлагалось выбирать направление только из двух парных (вперед - назад, налево - направо), а позднее - из четырех. Постепенно увеличивалось количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Одновременно могли участвовать и два ребенка.

Представления «ближе», «дальше», «близко», «далеко» дети получали, производя те или иные действия с игрушками и предметами. «Чей мяч покатился дальше?», «Кто дальше бросил снежок?», «Далеко или близко?» - подобные вопросы привлекали внимание детей к расстоянию. Так в игровой форме педагог помог им постепенно усвоить значение слов ближе, дальше, близко, далеко.

В средней группе большое внимание педагог продолжал уделять развитию у детей ориентировки на листе бумаги, на плоскости стола. Ребята определяли верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, раскладывали определенное количество предметов вверху и внизу, или слева и справа, учились определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур и предметов, воссоздавать это расположение, воспроизводить узор. С этой целью Наталья Анатольевна использовала таблицы (Приложение №3), на которых изображено от трех до пяти геометрических фигур для зрительных диктантов, игры «Повтори узор», «Продолжи ряд», «Парные картинки», «Найди отличия». Упражнения и игры проводились как фронтально, так и с подгруппами детей.

Педагог добивался от детей 4-5 лет четкой ориентировки в пространстве, грамотного использования предлогов и наречий, характеризующих пространственные отношения. Это обусловило правильное выполнение общеразвивающих упражнений в ходе во время утренней гимнастики, основных движений в ходе физического и музыкального развития детей. Например, дети во время спортивного развлечения «Игры с воздушными шарами» (Приложение №5), показали умение ориентироваться в спортивном зале, двигаться в нужном направлении в ходе построения команд, проведения эстафет.

На данном этапе работы для своих коллег Наталья Анатольевна подготовила консультации: «Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников в ходе различных видов деятельности», «Подвижные игры и ориентирование в пространстве», «Использование физкультминуток в работе с дошкольниками как средство формирования пространственных ориентировок» (Приложение №6), где педагог порекомендовал подборку текстов физкультминуток, с помощью которых можно закреплять навыки ориентирования. А для родителей группы были подготовлены консультации и памятки: «Познаем, играя», «Ориентируемся в пространстве вместе с ребенком», «Как помочь ребенку запомнить «лево», «право», «Далеко ли, близко ли?» (Приложение №7), где воспитатель советует, как в процессе прогулки с ребенком в занимательной, игровой форме формировать понимание пространственных отношений, был организован круглый стол «Математика для дошкольников, или, Советы родителям о том, как знакомить дошкольников в игровой форме с элементарными математическими понятиями».

У детей 5-6 лет педагог закреплял умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью Наталья Анатольевна рекомендовала родителям надеть детям на левую руку часы, что в дальнейшем способствовало лучшему усвоению и временных отношений. Использовала игровые упражнения: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т.п.

Как и в средней группе, дети упражнялись в различении противоположных направлений, но задания усложнялись, что выражалось в увеличении количества предметов (от 2 до 6), местоположение которых ребенку предлагалось определить, а также расстояние между ребенком и предметами. Дети постепенно учились определять направление местоположения любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них. Педагог учил детей не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Костя -сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа - доска».

В старшей группе большое внимание уделялось закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Воспитатель для точного обозначения направления движения употреблял в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), прямо, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. и учил этому детей в ходе непосредственно образовательной деятельности, например, «В море-океане» (Приложение №4).

Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, Наталья Анатольевна учила их производить движения в указанном направлении. Большое значение в этом случае имело использование определенной системы игр с правилами - дидактических и подвижных. В начале года детям была предложена игра «Куда пойдешь и что найдешь?» в более сложном варианте: дети выбирали из четырех направлений, задание одновременно выполняли несколько человек. Далее использовались игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики», в ходе которых детям предлагалось найти спрятанные игрушки (предметы, вещи), но теперь дети в процессе активного передвижения по заданию воспитателя меняли направление. Сначала использовались парные направления, а позднее направления указывались в любом порядке. Проведение таких игр педагог ограничивал небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь была увеличена до размеров всей групповой комнаты, участка.

Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, педагог использовал игры «Правильно улицу пройдешь - в новый дом придешь, ошибешься - в старом останешься», «Правильно пройдешь - другой флажок возьмешь», «Передай пакет».

В ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста для педагога важно было научить их, действуя по указанию, различать направления движений, развить быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал. С этой целью были использованы игры «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок», «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?», «О чем расскажет тишина?». Количество заданий  воспитатель вначале ограничивал (2-3), а потом увеличивал до 4-5. Заинтересованность детей в выполнении более сложных заданий, требующих четкого различения основных пространственных направлений, Наталья Анатольевна создавала заменой игрушек.

Немаловажное значение в работе педагога имело обучение детей 5-6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету, а также свое положение среди окружающих предметов. Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны научиться мысленно представить себя в положении предмета. В связи с этим сначала были упражнения в определении направления положения предметов от самого себя при повороте на 90 и 180°. Далее педагог учил детей определять стороны тела друг друга, куклы, мишки. С детьми проводились следующие игры: «Где что стоит?», «Поручения», «Прятки», «Что изменилось?», «Новоселье», «Магазин», «Найди такую же картинку». Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, Наталья Анатольевна учила их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяло раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой.

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве. В начале учебного года в ходе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений педагог учил детей располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево, уделяя внимание последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур и предметов по отношению друг к другу. Дальше дети обучались умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Педагог объяснял детям значение выражений «в центре», «посередине», «справа», «слева», «сбоку», «по верхней», «по нижней», «по боковой стороне справа», «по боковой стороне слева», «левый (правый) верхний угол», «левый (правый) нижний угол», «верхняя (нижняя) строчка» и др. Одним из эффективных приемов для закрепления этих знаний явился «зрительный диктант». На первых этапах дети рассматривали готовую композицию орнамента, анализировали его и воспроизводили по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами, создавали орнамент под диктовку воспитателя. Затем дети самостоятельно создавали орнаменты из готовых геометрических фигур, рассказывали, сколько каких фигур они брали и как их разместили. Использовались игры «Составь узор», «Повтори ряд», «Посмотри и повтори», «Математические бусы» и другие.

На бумаге в клетку дети под диктовку педагога проводили отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении (графический диктант). Если ребенок не допускал ошибок, то у него получался узор или рисунок. Еще на листе бумаги дети располагали цифры. Наталья Анатольевна предлагала детям игровые упражнения: «Посчитай клеточки», «Что получилось?», «Повтори рисунок по клеточкам», «Повтори числовой ряд» и другие.

Для закрепления у детей старшего дошкольного возраста умения ориентироваться в двухмерном пространстве Наталья Анатольевна использовала дидактическую игру «Полет в космос», в процессе которой по листу бумаги темного цвета (космос), ребенок перемещает кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый нижний угол, затем в правый верхний и т.д., иллюстративный материал и прием «вхождения в картину»: воспитатель предлагал детям не только перечислить изображенные на ней предметы, но и определить их пространственное расположение, меняя последовательно точку зрения наблюдателя.

Наиболее сложными, по мнению педагога, явились задания, связанные с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т.д. Такие упражнения выполнялись на занятиях и в повседневной жизни в игровой форме, например: «Обставь кукле комнату как на рисунке», «Разведчик, найди спрятанный пакет, пользуясь картой»; «Путешествие на игрушечном автомобиле» и т.д. Дети осваивали условные знаки для обозначения предметов (геометрические фигуры), пространственных направлений (линии, стрелки) и т.д. От использования готовых схем воспитатель постепенно подводил детей к самостоятельному их составлению. При этом схематическое изображение соотносится с реальной пространственной ситуацией. Постепенно педагог добивался того, что дети, анализируя пространственные ситуации, произвольно трансформировали трехмерное пространство в двухмерное. На основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, дети учились составлять планы-схемы пути из детского сада домой, в библиотеку, в ближайший магазин и т.д. Практически проделывая путь, в план-схему вносились уточнения, дополнения и т.д. Данные умения закреплялись с помощью игр и упражнений: «Помоги Красной Шапочке пройти к бабушке», «Я с мамой гуляю по городу», «Проводи Машу и Витю в библиотеку» и другие.

Педагог работал и над тем, чтобы дети правильно употребляли точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке.

На заключительном этапе работы над опытом воспитателям дошкольного учреждения были представлены консультации «Обучение детей старшего дошкольного возраста работе в тетради посредством выполнения игровых упражнений», «Условные знаки, схемы, планы и обучение работе с ними старших дошкольников», «Как работать с графическими диктантами» (Приложение №6), в ходе которой педагог подробно рассказал о том, как правильно, интересно, занимательно должна быть построена работа по написанию графических диктантов со старшими дошкольниками. Для родителей группы были подготовлены консультации «Играем, развиваемся – в школу собираемся», «Ориентировка в пространстве и во времени» (Приложение №7), в ходе которой родителям был предложен ряд игровых упражнений, посредством которых можно легко активизировать у детей понимание пространственных и временных отношений, папка-передвижка «Учим детей ориентироваться в пространстве», семинар-практикум «Давайте поиграем», в ходе которого педагог продолжила знакомить родителей с играми по ориентированию в пространстве, провела обучение созданию домашней игротеки и показала непосредственно образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений «Веселые путешественники» (Приложение №4), в процессе которой дети продемонстрировали умение ориентироваться в пространстве, сформированность внимания, мышления, умения рассуждать, давать оценку, отвечать на вопрос полным предложением, действовать по заданию.

Таким образом, Наталья Анатольевна вела работу по развитию пространственных представлений у детей в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий, а программные требования по формированию навыков ориентировки в пространстве (трехмерном, двухмерном) реализовала как на занятиях, так и в других видах деятельности с детьми, посредством разработанной системы игр и упражнений с математическим содержанием.

Раздел III.

Результативность опыта

Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня сформированности навыков ориентирования в пространстве у детей дошкольного возраста, проводимая в ходе мониторинга, результаты которого фиксировались в таблице. Диагностическая методика была разработана автором опыта в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и включает в себя инструментарий, оценку результатов в виде баллов и уровней (высокий, средней, низкий) (Приложение №1).

Предпосылкой для достижения положительной динамики решения данной проблемы являлись контроль и наблюдение за дошкольниками в разных формах деятельности: организованной образовательной деятельности, индивидуальной, подгрупповой, свободной.

Первичный и итоговый мониторинг результативности умений и знаний детей проводился ежегодно. Представленные результаты обследования дошкольников свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.

Мониторинг уровня сформированности у дошкольников навыков ориентирования в пространстве

(на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Навыки ориентирования в пространстве

2010-2011, вт. мл. гр.

2011-2012, средняя гр.

2012-2013, старшая гр.

В б.,%,ч.

С б.,%,ч.

Н б.,%,ч.

В б.,%,ч.

С б.,%,ч.

Н б.,%,ч.

В б.,%,ч.

С б.,%,ч.

Н

б.,

%, ч.

1. Ориентируется «на себе»; освоил «схему собственного тела».

1,3 б., 25,5%,   6 ч.

2,4 б., 47,7%, 10 ч.

1,3 б., 26,8%,  6 ч.

1,9 б., 37,6%,  8 ч.

2,5 б., 49,9%, 11 ч.

0.6 б., 12,5%,  3 ч.

2,3 б., 46,3%, 12 ч.

2,5 б., 50,3%, 14 ч.

0,2 б., 3,4%1 ч.

2. Ориентируется «на внешних объектах»; выделяет различные стороны предметов.

0,8 б., 16,7%,  4 ч.

3 б., 59%13 ч.

1,2 б., 24,3%,  5 ч.

1,5 б., 29,5%,  7 ч.

3 б., 59,8%, 13 ч.

0,5 б., 10,7%,  2 ч.

1,8 б., 35,8%, 10 ч.

3 б., 60,3%, 16 ч.

0,2 б., 3,9%1 ч.

3. Определяет расположение предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте.

0,4 б., 8,3%,  2 ч.

2,7 б., 53,5%, 12 ч.

1,9 б., 38,2%,  8 ч.

0,9 б., 17,4%,  4 ч.

3 б., 61,2%, 13 ч.

1 б., 21,4%,  5 ч.

1,1 б., 22,3%,  6 ч.

3,5 б., 68,5%, 18 ч.

0,5 б., 9,2%3 ч.

4. Определяет собственное положение в пространстве («точку стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете.

0,3 б., 5,4%,  1 ч.

2,6 б., 52,1%, 12 ч.

2,1 б., 42,5%,  9 ч.

0,8 б., 15,1%,  3 ч.

2,9 б., 58,6%, 13 ч.

1,3 б., 26,3%,  6 ч.

1,3 б., 25,6%,  7 ч.

3,2 б., 63,9%, 17 ч.

0,5 б., 10,5%,   3 ч.

5. Определяет пространственное размещение предметов относительно друг друга.

0,6 б., 12,3%,  3 ч.

2,7 б., 53,1%, 11 ч.

1,7 б., 34,6%,  8 ч.

1,3 б., 25,9%,  6 ч.

2,9 б., 58,8%, 13 ч.

0,8 б., 15,3%,  3 ч.

1,9 б., 37,2%, 10 ч.

2,8 б., 55,4%, 15 ч.

0,4 б., 7,4%2 ч.

6. Определяет пространственное расположение объектов при ориентировке на плоскости; определяет их размещенность относительно друг друга и по отношению к плоскости.

0,3 б., 6,3%,  2 ч.

2,1 б., 42,5%,  9 ч.

2,6 б., 51,2%, 11 ч.

0,7 б., 13,9%,   3 ч.

2,8 б., 55,9%, 12 ч.

1,5 б., 30,2%,  7 ч.

1,4 б., 28,5%,  8 ч.

3,1 б., 61,4%, 16 ч.

0,5 б., 10,1%,   3 ч.

7. Освоил и правильно применяет словесную систему отсчета по основным пространственным отношениям и направлениям.

0,5 б., 10,5%,  3 ч.

2,7 б., 53,1%, 11 ч.

1,8 б., 36,4%,  8 ч.

1,2 б., 23,6%,  5 ч.

2,8 б., 59,5%, 13 ч.

0,8 б., 16,9%,  4 ч.

1,6 б., 31,6%,  9 ч.

3,1 б., 62,3%, 17 ч.

0,3 б., 6,1%1 ч.

Средний показатель (б., %, ч.).

0,6 б., 12%3 ч.

2,6 б., 52%11 ч.

1,8 б., 36%8 ч.

1,2 б., 23%5 ч.

2,9 б., 58%13 ч.

1 б., 19%4 ч.

1,6 б., 32%9 ч.

3,1 б., 61%16 ч.

0,4 б., 7%

2 ч.

3,2 б., 64%,

14 ч.

1,8 б., 36%8 ч.

4,1 б., 81%,

18 ч.

1 б., 19%4 ч.

4,7 б., 93%,

25 ч.

0,4 б., 7%

2 ч.

Итак, динамика уровня сформированности навыков ориентирования в пространстве в конце 2012-2013 учебного года по сравнению с концом 2010-2011учебного года составила 29%. Это стало возможным благодаря систематическому использованию правильно подобранных игр и упражнений с математическим содержанием, физкультминуток и другого занимательного материала.

Наблюдения показали, что дети стали легко ориентироваться в пространстве и на плоскости, правильно определяют пространственные отношения между предметами по отношению к себе и к определенному предмету, правильно определяют центр, стороны, углы на плоскости (лист, доска и др.), правильно употребляют в речи предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения.

В ходе практической работы с педагогами во всех группах детского сада значительно пополнилась предметно-развивающая среда по формированию навыков ориентированию в пространстве: дидактическими играми, демонстрационными наглядными материалами, наглядными материалами для индивидуальной работы, образцами графических диктантов, дидактическими играми.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики сформированности навыков ориентирования в пространстве – оптимальна. Цель достигнута, задачи для достижения данной цели выполнены, благодаря целенаправленному и систематическому использованию специально подобранных игр и упражнений с математическим содержанием. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности использования данной технологии для активизации способностей детей дошкольного возраста ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Положительный результат в работе побудил меня к дальнейшей новаторской, творческой деятельности по данному направлению. В перспективу работы внесены следующие задачи:

- продолжать находить новые идеи в изготовлении и применении игр и упражнений с математическим содержанием;

- разработать систему работы с родителями.

Библиографический список

  1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. – 302с.
  2. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 304с.
  3. Говорова, Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI / Р. Говорова. – СПБ, 1994. – 237с.
  4. Данилова, В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В. В. Данилова. – М.: Просвещение, 1997. – 175с.
  5. Земцова, О. А. Вправо – влево, вверх – вниз: Ориентируемся в пространстве / О. А. Земцова – М.: Махаон, 2005. – 16с.
  6. Леушина, Л. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л. А. Леушина – М.: Просвещение, 2002. – 368с.
  7. Метлина, А. С. Математика в детском саду / А. С. Метлина – М.: Просвещение, 1994. – 255с.
  8. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова – М.: Просвещение, 1995. – 94с.
  9. Мусейибова, Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI / Т. А. Мусейибова. – СПБ, 1994. – 237с.
  10. Мусейибова, Т. А. Формирование некоторых пространственных ориентаций // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI / Т. А. Мусейибова. – СПБ, 1994. – 237с.
  11. Сай, М. К. Математика в детском саду / М. К. Сай, Е. И. Удальцова. – Минск: Народная Асвета, 2000. – 95с.
  12. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева – М.: Просвещение, 2001. – 80с.
  13. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр – М.: Просвещение, 2000. – 303с.
  14. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития / Н. И. Фрейлах – М.: ИД Форум: ИНФРА-М, 2006. – 208с.
  15. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие / Е. И. Щербакова – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392с.

Приложение

  1. Приложение №1 – Диагностическая методика выявления уровня сформированности у дошкольников навыков ориентирования в пространстве.
  2. Приложение №2 – Перспективное планирование работы по использованию игр, упражнений в процессе формирования у дошкольников навыков ориентирования в пространстве.
  3. Приложение №3 – Таблицы для развития ориентировки на листе бумаги.
  4. Приложение №4 – Конспекты непосредственно образовательной деятельности.
  5. Приложение №5 – Конспект спортивного развлечения.
  6. Приложение №6 – Консультации для воспитателей.
  7. Приложение №7 – Консультации для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

Обобщенный педагогический опыт по теме "Формирование привычек здорового образа жизни у старших дошкольников"

"Я не боюсь еще и еще раз сказать:забота о здоровье - важнейшая работа             воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей...

Педагогический опыт по теме: «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города, через организацию предметно-развивающей среды»

Условия возникновения опытаДошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Недостаточное воспита...

Опыт работы. Тема "Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии"

Опыт работы.Тема: «Формированиекоммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии»Актуальность:Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореал...

ЦЕЛОСТНЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III уровня»

      Развитие мелкой моторики руки детей является актуальным направлением работы воспитателя в дошкольном учреждении. Некоторые учителя начальных классов отмечают, что у ребенка...

Опыт работы "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".

Цель опыта: активизировать формирование навыков ориентирования в пространстве посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием.Началом работы по теме актуального педагогического о...