Конспект ОД по развитию речи в младшей группе "Снеговик - шаровик"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_po_razvitiyu_rechi_v_mladshey_gruppe.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект ОД по развитию речи в младшей группе
«Снеговик - шаровик».
Составила: воспитатель Паршенкова Е.А.
Санкт – Петербург
2014
Задачи:
- сохранять и укреплять зрительный анализатор, развивать глазодвигательные навыки, прослеживающую функцию глаз;
- способствовать созданию мотивации, интереса к речевой деятельности у дошкольников;
- способствовать расширению словарного запаса детей;
- закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов;
- упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с именами существительными в роде, числе, падеже;
- формировать умение находить предмет по словесному описанию;
- развивать длительный выдох;
- развивать цветоощущение, зрительное восприятие, память;
- формировать навык ориентировки в постранстве;
- формировать умение согласовывать речь с движением;
- развивать общую моторику движений и мелкую моторику рук.
Словарь: зимние забавы - санки, лыжи, катание с горки, игра в снежки, лепка снежной бабы и т.д., зайчик, заинька, заюшка, прилагательные, обозначающие названия цветов — красный, синий, желтый, зеленый.
Оборудование: кусочки ваты, зрительный стимул, изображающий морковку, фланелеграф, картинки с изображением теремка, снеговика, ширма, макет елки, игрушки – заяц, снеговик, поднос, силуэты варежек красного, синего, желтого, зеленого цветов (по одной паре на каждого ребенка), игрушки в единственном и множественном числе для игры «Магазин игрушек».
Ход:
1. Организационный момент. Воспитатель приглашает детей, располагается с ними у входа в группу.
2. - Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)
Вот повеял ветерок,
Холодом пахнуло,
Это бабушка Зима
Рукавом махнула.
Полетели с высоты
Белые пушинки.
На деревья и кусты
Сыплются снежинки!
Упражнение на развитие длительного выдоха.
Воспитатель раздает детям кусочки ваты.
- Давайте подуем на снежинки! Откройте ротик. Положите широкий язычок на нижнюю губку. Вот так. Подставьте ладошку со снежинкой, подуйте. Какой ветерок дует? (Холодный.)
Упражнение повторяется 2-3 раза.
3. - Хороша зимняя пора, много разных забав у нее. В какие игры вы любите играть зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, кататься с горки, играть в снежки, лепить снеговика и т. д.)
4. - Сейчас я расскажу вам историю про одну девочку, которая очень любила лепить из снега. (По ходу рассказа на фланелеграф выставляются картинки – теремок, снеговик.)
- Жила-была девочка Маша. Очень она любила зимой гулять. Оденется Маша потеплее, и никакой мороз ей не страшен. Однажды Маша взяла лопатку и построила снежный теремок. Хороший получился теремок: и окно есть, и крыша, да только холодно в нем. Полюбовалась Маша теремком – холодком и домой ушла.
Стоит в поле теремок – холодок,
Он не низок, не высок, не высок….
Катится мимо Снеговик – Шаровик. Увидел теремок и говорит:
Стоит в поле теремок – холодок,
Он не низок, не высок, не высок…
Кто, кто в теремке?
Кто, кто в холодке?
- Никто не ответил Снеговику – Шаровику. Закатился он в теремок и стал в нем жить -поживать.
5. - Хотите отправиться в гости к Снеговику?
- Поедем на санках. Быстро в саночки садись и поехали! Держись! (И/у «На санках»: дети встают парами, держась за руки, имитируют езду на санках.)
- Эх, на санках полетим
Мы со снежной горки,
И за нами побежит ветерок вдогонку. (Останавливаются у ширмы.)
- А вот и теремок: Стоит в поле теремок – холодок,
Он не низок, не высок, не высок… (На ширме изображение теремка.)
- Давайте постучим: Кто, кто в теремке?
Кто, кто в холодке?
- Нет ответа. Никого в теремке. Куда же подевался Снеговик?
Снеговик в лесу пропал.
Он куда-то убежал.
Может, испугался волка?
Может, сбился он с дороги,
И в сугробах тонут ноги?
- Пойдем искать Снеговика?
6. Динамическая пауза. (Выполняют движения по тексту.)
Крепче за руки беритесь,
В круг широкий становитесь.
Мы сейчас пойдем направо – раз, два, три.
А теперь пойдем налево – раз, два, три.
Мы руками громко хлопнем – раз, два, три.
И ногами дружно топнем – раз, два, три.
А сейчас мы повернемся – раз, два, три.
И друг другу улыбнемся - раз, два, три.
7. Воспитатель обращает внимание детей на макет елки на ширме, под которым находится игрушечный заяц.
- Смотрите, ребятки, чьи-то глазки, чей-то хвостик,
Чьи-то ушки там торчат?
Кто там смотрит из-под елки
На меня и на ребят? (Заяц, зайка.)
- Верно, это заяц. Может быть, он видел Снеговика? Давайте спросим у него. Позовем его ласково. Как назвать зайца ласково? (Зайчик, заинька, заюшка, зайчонок, зайка…)
- Заинька, не встречал ли ты Снеговика – Шаровика?
Заяц. Я скажу вам, где Снеговик, если вы со мной поиграете.
- Ребята, поиграем с зайчиком?
8. Зрительная гимнастика.
- Что любит зайка? (Морковку).
Воспитатель демонстрирует детям зрительный стимул, изображающий морковку. Проводится зрительная гимнастика, при этом показ предмета осуществляется в медленном темпе, сопровождается стихотворными строками:
Вверх морковку подниму.
Раз, два, три - на нее ты посмотри.
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
Детки глазками моргают, а потом их закрывают.
9. Д/у «Найди пару».
- Бабушка связала зайчику разноцветные варежки, а зайчонок все пары перепутал. Каждому из вас я дам по одной рукавичке, а вам нужно будет найти ей пару (по одной рукавичке из каждой пары разложены на ковре). Юра, у тебя варежка какого цвета? (У меня красная варежка.) Какую рукавичку тебе нужно найти? (Красную.) А у тебя, Соня, какая варежка? И т.д.
Дети находят на ковре рукавичку нужного цвета, составляют пары варежек, располагая их на фланелеграфе. После выполнения задания воспитатель спрашивает детей:
- Варежки какого цвета есть у Зайца? (Красные, желтые, синие, зеленые.)
10. Д/и «Что изменилось?»
- А теперь закройте глазки. (Дети закрывают глаза, воспитатель в это время убирает одну из варежек.)
- Открывайте глаза. Угадайте, какой варежки не стало? (Синей варежки.)
- Еще раз закройте глаза. (Воспитатель убирает пару варежек.)
- Открывайте глазки. Что изменилось? (Нет желтых варежек.)
Заяц. Вот спасибо, малыши. Помогли мне от души.
- Зайка, скажи нам, где Снеговик?
Заяц. Снеговик отправился в магазин игрушек за подарком для своего друга Медвежонка. Там его найдете. А я поспешу домой, к маме и папе. До свиданья, ребятки!
11. - Давайте, ребята, отправимся в магазин игрушек. Быстро в саночки садись и поехали! Держись! (И/у «На санках»)
Останавливаются у полки с игрушками, где оборудован «магазин».
- А вот и Снеговик. Давайте поможем ему, расскажем, какие игрушки продаются в магазине и сколько их.
Проводится д/у «Магазин игрушек». Дети называют предметы и их качества, согласовывая имена существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
12. Д/и «Угадай игрушку» (по описанию).
- Догадайтесь, какую игрушку Снеговик выбрал для Медвежонка: этот предмет круглой формы, один бочок у него красный, другой – желтый, посередине – зеленая полоска, он резиновый, упругий. Что это? (Мяч.)
- Как вы догадались?
13. И/у «Лепим снежки».
- Давайте поиграем со Снеговиком.
Знаю я, что любят дети
Лыжи, санки и коньки.
И, конечно, все на свете
Любят поиграть… в снежки.
- Давайте покажем, как мы лепим снежки. (Речь сопровождается движением.)
1, 2, 3, 4, (Хлопают в ладоши.)
Мы с тобой снежок лепили. («Лепят» снежок.)
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним
И…сломаем. (Топают ногами.)
14. - Мы с вами играли со снегом, а снег на ощупь какой? (Холодный.) Замерзли наши ручки. Давайте погреем пальчики.
Пальчиковая игра. Пальчики у нас попляшут: (Шевелят пальчиками.)
Вот они, вот они! (Протягивают ладошки.)
В кулачки мы пальцы спрячем,
В кулачки, в кулачки!
Пальчики опять попляшут:
Вот они, вот они!
Мы ладошками помашем:
«Приходи к нам, приходи!»
- Снеговик обязательно придет к вам в гости, детишки. А сейчас ему пора возвращаться в свой теремок. А нам пора возвращаться обратно в детский сад. Садимся в саночки. Поехали! (И/у «На санках»)
15. Итог.
- Вам понравилось наше путешествие?
- А что понравилось больше всего?
Литература:
Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1993, №9.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Серия «Грамматика в картинках». — СПб.: Паритет, 2005.
Конина М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи // Дошкольное воспитание. – 2008, № 11.
Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн.1. Младшая и средняя группы. – М., 2003.
Развитие речи детей 3-4 лет: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения / Авторы-составители О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М., 2008.
Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей // Дошкольное воспитание. – 1988, №2,3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки б и бь».
.Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) .Задачи:- познакомить детей со звуками (б и бь) ;- учить различать на слух звучание музыкального инструм...
Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки б, бь».
Конспект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте....
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [Т], [П], [К]»
развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей; работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков [а], [о], [у], [и] в с...
Конспект занятий по развитию речи в младшей группе: "Звуковая культура речи звук "Т"."
Цель: формировать звуковую культуру речи: звука (Т).Образовательные задачи:- формировать умение у детей отчетливо произносить звукоподражание со звуком (т);- закреплять произношение звука (т) в словах...
Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Солнышко» Тема: «Звуковая культура речи: звуки б, бь» Образовательная область: речевое развитие
Задачи:Воспитывающие:-Воспитывать навыки культурного поведения и способность к общению.Образовательные:-Упражнять детей в чётком произношении звуков [б], [б'];-Закрепить произношение заданны...
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с элементами театрализации «Теремок». Младшая группа
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с элементами театрализации «Теремок». Младшая группа...