Конспект ОД по развитию речи в младшей группе "Снеговик - шаровик"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Паршенкова Елена Алексеевна
В конспекте решаются задачи развития навыков связной речи у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и упражнений на формирование грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_po_razvitiyu_rechi_v_mladshey_gruppe.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект ОД по развитию речи в младшей группе

«Снеговик - шаровик».

Составила: воспитатель Паршенкова Е.А.

Санкт – Петербург

2014

                                                                       

Задачи:

  1. сохранять и укреплять зрительный анализатор, развивать глазодвигательные навыки, прослеживающую функцию глаз;
  2. способствовать созданию мотивации, интереса к речевой деятельности у дошкольников;
  3. способствовать расширению словарного запаса детей;
  4. закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов;
  5. упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с именами существительными в роде, числе, падеже;
  6. формировать умение находить предмет по словесному описанию;
  7. развивать длительный выдох;
  8. развивать цветоощущение, зрительное восприятие, память;
  9. формировать навык ориентировки в постранстве;
  10. формировать умение согласовывать речь с движением;
  11. развивать общую моторику движений и мелкую моторику рук.

Словарь: зимние забавы - санки, лыжи, катание с горки, игра в снежки, лепка снежной бабы и т.д., зайчик, заинька, заюшка, прилагательные, обозначающие названия цветов — красный, синий, желтый, зеленый.

Оборудование: кусочки ваты, зрительный стимул, изображающий морковку, фланелеграф, картинки с изображением теремка, снеговика, ширма, макет елки, игрушки – заяц, снеговик, поднос, силуэты варежек красного, синего, желтого, зеленого цветов (по одной паре на каждого ребенка), игрушки в единственном и  множественном числе для игры «Магазин игрушек».

Ход:

1. Организационный момент. Воспитатель приглашает детей, располагается с ними у входа в группу.

2. - Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

      Вот повеял ветерок,

Холодом пахнуло,

Это бабушка Зима

Рукавом махнула.

Полетели с высоты

Белые пушинки.

На деревья и кусты

Сыплются снежинки!

Упражнение на развитие длительного выдоха.

Воспитатель раздает детям кусочки ваты.

- Давайте подуем на снежинки! Откройте ротик. Положите широкий язычок на нижнюю губку. Вот так. Подставьте ладошку со снежинкой, подуйте. Какой ветерок дует? (Холодный.)

Упражнение повторяется 2-3 раза.

3. - Хороша зимняя пора, много разных забав у нее. В какие игры вы любите играть зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, кататься с горки, играть в снежки, лепить снеговика и т. д.)

4. - Сейчас я расскажу вам историю про одну девочку, которая очень любила лепить из снега. (По ходу рассказа на фланелеграф выставляются картинки – теремок, снеговик.)

- Жила-была девочка Маша. Очень она любила зимой гулять. Оденется Маша потеплее, и никакой мороз ей не страшен. Однажды Маша взяла лопатку и построила снежный теремок. Хороший получился теремок: и окно есть, и крыша, да только холодно в нем. Полюбовалась Маша теремком – холодком и домой ушла.

Стоит в поле теремок – холодок,

Он не низок, не высок, не высок….

Катится мимо Снеговик – Шаровик. Увидел теремок и говорит:

      Стоит в поле теремок – холодок,

      Он не низок, не высок, не высок…

      Кто, кто в теремке?

      Кто, кто в холодке?

- Никто не ответил Снеговику – Шаровику. Закатился он в теремок и стал в нем жить -поживать.

     

5. - Хотите отправиться в гости к Снеговику?

- Поедем на санках. Быстро в саночки садись и поехали! Держись! (И/у «На санках»: дети встают парами, держась за руки, имитируют езду на санках.)

- Эх, на санках полетим

Мы со снежной горки,

И за нами побежит ветерок вдогонку. (Останавливаются у ширмы.)

- А вот и теремок: Стоит в поле теремок – холодок,

                                Он не низок, не высок, не высок… (На ширме изображение теремка.)

- Давайте постучим: Кто, кто в теремке?

                              Кто, кто в холодке?

- Нет ответа. Никого в теремке. Куда же подевался Снеговик?

      Снеговик в лесу пропал.

      Он куда-то убежал.

      Может, испугался волка?

      Может, сбился он с дороги,

      И в сугробах тонут ноги?

- Пойдем искать Снеговика?

6. Динамическая пауза.   (Выполняют движения по тексту.)

       Крепче за руки беритесь,

       В круг широкий становитесь.

       Мы сейчас пойдем направо – раз, два, три.

       А теперь пойдем налево – раз, два, три.

       Мы руками громко хлопнем – раз, два, три.

       И ногами дружно топнем – раз, два, три.

       А сейчас мы повернемся –  раз, два, три.

       И друг другу улыбнемся - раз, два, три.

7. Воспитатель обращает внимание детей на макет елки на ширме, под которым находится игрушечный заяц.

- Смотрите, ребятки, чьи-то глазки, чей-то хвостик,

         Чьи-то ушки там торчат?

         Кто там смотрит из-под елки

         На меня и на ребят? (Заяц, зайка.)

- Верно, это заяц. Может быть, он видел Снеговика? Давайте спросим у него. Позовем его ласково. Как назвать зайца ласково? (Зайчик, заинька, заюшка, зайчонок, зайка…)

- Заинька, не встречал ли ты Снеговика – Шаровика?

Заяц. Я скажу вам, где Снеговик, если вы со мной поиграете.

- Ребята, поиграем с зайчиком?

8. Зрительная гимнастика.

- Что любит зайка? (Морковку).

Воспитатель демонстрирует детям зрительный стимул, изображающий морковку. Проводится зрительная гимнастика, при этом показ предмета осуществляется в медленном темпе, сопровождается стихотворными строками:

Вверх морковку подниму.

Раз, два, три - на нее ты посмотри.
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
Детки глазками моргают, а потом их закрывают.

9. Д/у «Найди пару».

- Бабушка связала зайчику разноцветные варежки, а зайчонок все пары перепутал. Каждому из вас я дам по одной рукавичке, а вам нужно будет найти ей пару (по одной рукавичке из каждой пары разложены на ковре). Юра, у тебя варежка какого цвета? (У меня красная варежка.) Какую рукавичку тебе нужно найти? (Красную.) А у тебя, Соня, какая варежка? И т.д.

Дети находят на ковре рукавичку нужного цвета, составляют пары варежек, располагая их на фланелеграфе. После выполнения задания воспитатель спрашивает детей:

- Варежки какого цвета есть у Зайца? (Красные, желтые, синие, зеленые.)

10. Д/и «Что изменилось?»

- А теперь закройте глазки. (Дети закрывают глаза, воспитатель в это время убирает одну из варежек.)

- Открывайте глаза. Угадайте, какой варежки не стало? (Синей варежки.)

- Еще раз закройте глаза. (Воспитатель убирает пару варежек.)

- Открывайте глазки. Что изменилось? (Нет желтых варежек.)

Заяц. Вот спасибо, малыши. Помогли мне от души.

- Зайка, скажи нам, где Снеговик?

Заяц. Снеговик отправился в магазин игрушек за подарком для своего друга Медвежонка. Там его найдете. А я поспешу домой, к маме и папе. До свиданья, ребятки!

11. - Давайте, ребята, отправимся в магазин игрушек. Быстро в саночки садись и поехали! Держись! (И/у «На санках»)

Останавливаются у полки с игрушками, где оборудован «магазин».

- А вот и Снеговик. Давайте поможем ему, расскажем, какие игрушки продаются в магазине и сколько их.

Проводится д/у «Магазин игрушек». Дети называют предметы и их качества, согласовывая имена существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

12. Д/и «Угадай игрушку» (по описанию).

- Догадайтесь, какую игрушку Снеговик выбрал для Медвежонка: этот предмет круглой формы, один бочок у него красный, другой – желтый, посередине – зеленая полоска, он резиновый, упругий. Что это? (Мяч.)

- Как вы догадались?

13. И/у «Лепим снежки».

- Давайте поиграем со Снеговиком.

                  Знаю я, что любят дети

                        Лыжи, санки и коньки.

                        И, конечно, все на свете

                        Любят поиграть… в снежки.

- Давайте покажем, как мы лепим снежки. (Речь сопровождается движением.)

                       1, 2, 3, 4,                                                 (Хлопают в ладоши.)

                       Мы с тобой снежок лепили.                 («Лепят» снежок.)

                       Раз – подбросим,

                       Два – поймаем,

                       Три – уроним

                       И…сломаем.                                          (Топают ногами.)

14. - Мы с вами играли со снегом, а снег на ощупь какой? (Холодный.) Замерзли наши ручки. Давайте погреем  пальчики.

Пальчиковая игра.        Пальчики у нас попляшут:            (Шевелят пальчиками.)

                                        Вот они, вот они!                           (Протягивают ладошки.)

                                        В кулачки мы  пальцы спрячем,

                                        В кулачки, в кулачки!

                                        Пальчики опять попляшут:

                                        Вот они, вот они!

                                        Мы ладошками помашем:

                                        «Приходи к нам, приходи!»

- Снеговик обязательно придет к вам в гости, детишки. А сейчас ему пора возвращаться в свой теремок. А нам пора возвращаться обратно в детский сад. Садимся в саночки. Поехали! (И/у «На санках»)

15. Итог.

- Вам понравилось наше путешествие?

- А что понравилось больше всего?

Литература:

Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1993, №9.

Арушанова А. Г. Речь и  речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Серия «Грамматика в картинках». — СПб.: Паритет, 2005.

Конина М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи // Дошкольное воспитание. – 2008, № 11.

Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн.1. Младшая и средняя группы. – М., 2003.

Развитие речи детей 3-4 лет: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения / Авторы-составители О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М., 2008.

Тюрикова И. Роль дидактических игр  и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей // Дошкольное воспитание. – 1988, №2,3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки б и бь».

.Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) .Задачи:- познакомить детей со звуками (б и бь) ;- учить различать на слух звучание музыкального инструм...

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки б, бь».

Конспект по развитию речи в младшем  дошкольном возрасте....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [Т], [П], [К]»

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей; работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков [а], [о], [у], [и] в с...

Конспект занятий по развитию речи в младшей группе: "Звуковая культура речи звук "Т"."

Цель: формировать звуковую культуру речи: звука (Т).Образовательные задачи:- формировать умение у детей отчетливо произносить звукоподражание со звуком (т);- закреплять произношение звука (т) в словах...

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Солнышко» Тема: «Звуковая культура речи: звуки б, бь» Образовательная область: речевое развитие

Задачи:Воспитывающие:-Воспитывать навыки культурного поведения и способность к общению.Образовательные:-Упражнять детей в чётком произношении звуков  [б], [б'];-Закрепить произношение заданны...

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с элементами театрализации «Теремок». Младшая группа

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с элементами театрализации «Теремок». Младшая группа...