Конспект ОД по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки б и бь».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
.Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) .
Задачи:
- познакомить детей со звуками (б и бь) ;
- учить различать на слух звучание музыкального инструмента (барабан);пение колыбельной песни (баю-бай);бульканье воды (буль-буль);сигнал
- развивать внимание, память, воображение.
-исследовательская деятельность с водой.
Оборудование: щенок Бобик; кроватка игрушечная; стаканы с водой на каждого ребенка,трубочки одноразовые на каждого ребенка, барабаны
на каждого ребенка,машина-грузовик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi_bb.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по развитию речи в младшей группе
Тема: «Звуковая культура речи: звуки б и бь».
Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) .
Задачи:
- познакомить детей со звуками (б и бь) ;
- учить различать на слух звучание музыкального инструмента (барабан);пение колыбельной песни (баю-бай);бульканье воды (буль-буль);сигнал
- развивать внимание, память, воображение.
-исследовательская деятельность с водой.
Оборудование: щенок Бобик; кроватка игрушечная; стаканы с водой на каждого ребенка,трубочки одноразовые на каждого ребенка, барабаны
на каждого ребенка,машина-грузовик.
Ход ОД:
Дети сидят на стульчиках. Гимнастика для язычка.
Сюрпризный момент.
Раздается сигнал машины (бип-бип),в гости к детям приехала грузовая машина с собакой Бобик.
Воспитатель:Дети, какая машина к нам приехала?
Дети:Большая,грузовая.
Воспитатель:Как сигналит машина?
Дети:Бип-бип.(повторяют хором и по одному)
Собачка:Здравствуйте дети ,меня зовут Бобик!
Дети:Здравствуй Бобик! (Бобик здоровается с каждым ребенком и спрашивает как его зовут).
Собачка:Я приехал на машине.Моя машина любит петь песенку (бип-бип).Спойте мне ее пожалуйста!
Дети:Би-би! (хором и по одному).
Воспитатель:Дети! Бобик! Хотите послушать еще одну красивую песенку.Песенку водички!Подойдите ко мне,посмотрите я взяла стаканчик
с водичкой,беру трубочку,носиком вдыхаю воздух, ротиком дую в трубочку…Слышите как водичка поет (буль-буль).Хотите спеть песенку
водички?
Дети:Да!
Воспитатель:Подойдите к столу,садитесь на стульчики,возьмите трубочку , опустите в стакан с водой и подуйте…Бобик слышишь как поет
водичка?(Бобик хвалит всех детей).
Воспитатель:Какую песенку пела ваша водичка?
Дети:Буль-буль! (хором и по одному).
Воспитатель:Бобик,дети!Подойдите ко мне,посмотрите-что здесь лежит?
Дети:Барабан!
Воспитатель:Я беру в руки палочки и ударяю по барабану.. «Бум-бам,бум-бам,барабанит барабан».
Воспитатель:Хотите спеть еще одну песенку для Бобика?
Дети:Да!
Воспитатель:Возьмите в ручки барабанные палочки и красиво ударяйте по барабану…Слышите как поет барабан?(бум-бам).(Каждый ребенок
поет песенку барабана).
Воспитатель:Какие, дети, молодцы- как красиво спели песенку барабана! И Бобику эта песенка понравилась.
Воспитатель:Дети,сегодня ваши язычки научились петь песенку машины (бип-бип),песенку водички (буль-буль) ,песенку барабана (бум
-бам). И теперь ваши язычки с удовольствием споют колыбельную для Бобика,который очень устал и хочет отдохнуть.
Воспитатель: «Баб-баю-баю,Бобика качаю»(Исполняется хором и индивидуально детьми,которым педагог передает засыпающего Бобика.
Дети укладывают Бобика в кроватку.
Воспитатель:Пусть Бобик отдохнет,а мы пойдем на прогулку!
Конспект НОД по развитию речи в средней группе.
Тема: Звуковая культура речи: звук (ч).
Образовательная область: «Коммуникация».
Образовательные задачи: познакомить детей с новым звуком (ч); отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах; научить произносить звук (ч) медленно - быстро, громко – тихо (шепотом); активизировать и расширять словарный запас по теме; закреплять умение определять место звука в начале и конце слов.
Развивающие: развивать физиологическое дыхание.
Воспитательные: воспитывать интонационную выразительность речи.
Методы и приёмы: словесные (художественное слово, объяснение, указание); игровые (артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент).
Словарная работа: сундучок, калач.
Оборудование: мягкая игрушка: Чебурашка, красивая коробка с картинками.
Предварительная работа: проведение артикуляционных гимнастик, физминуток.
Ход НОД
- Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю вспомнить «Правила дружных дошколят»
Все мы дружные ребята, мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем, как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо, будет радостно, легко.
- Загадка.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
« Если б не было его, не сказали б ничего».
Дети: - «Язык»
Воспитатель: Для чего нужен язык человеку? (что бы разговаривать)
Где находится язык? (во рту)
Что ещё находится во рту? (зубы)
Как работает язычок? Покажите. (дети показывают)
Что делает язычок когда мы молчим? (отдыхает спокойно лежит).
3. Артикуляционные гимнастики.
Воспитатель: « А больше всего язычок любит играть»
(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)
1) Я - веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
(Дети, щелкая язычком, движутся по кругу)
2) Упражнение «Часики».
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
3) Упражнение « Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!
4. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
Водички: с-с-с-с…
Комарика: з-з-з-з…
Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает».
Дети: звук (ч).
Воспитатель: Правильно, послушайте новую историю о Язычке. « Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел « ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок, и у него получилось: « ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.
Давайте и мы все вместе её споём.
( Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)
Послушайте, как поёт песенку Ангелинин язычок!
А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте, как поёт песенку язычок Насти, Влада и т.д.
5. Игра «Громко - шепотом», «Быстро – медленно».
Воспитатель: Стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза. Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем.
Чу-чу-чу-я гулять хочу. (Громко, вместе, индивидуально)
Ча-ча-ча-дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально)
Чи-чи-чи-пироги в печи. (Шепотом, девочки)
Чо-чо-чо-ох, как горячо. (Быстро, мальчики)
Ач-ач-ач-пришел врач. (Медленно, девочки)
Уч-уч-уч-у меня ключ. (Громко, мальчики)
Оч-оч-оч-скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе)
6. Физминутка «Паровоз».
Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, по рельсам я стучу,
Сначала я вперед бегу, потом назад качусь,
Теперь звоню в звонок: ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!
Теперь в свисток свищу: ТУУ-ТУУУУУУ!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ой! Неужели это я такой наделал шум. (дети двигаются по кругу, убыстряя темп).
7. Игра «Найди звук».
Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук ч в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. Слушайте внимательно: Чай, меч, чудо, ключ, черепаха, врач, чашка, мяч.
8. Дидактическая игра «Чудесный сундучок».
Воспитатель: К нам в гости приехал мультипликационный персонаж, друг крокодила Гены, кто же это? (вноситься игрушка Чебурашка). Чебурашка приготовил для нас сюрприз (вноситься сундучок). Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что в нем лежит, только надо сказать такие слова: «сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди достают из сундука картинки и называют их, если в названии есть звук (ч), дети кладут ее в зеленую корзинку, если нет в белую корзину. Чайник, снеговик, чайка, ежик, черепаха, санки, калач, солнце, тучи, снег, мяч.
Итог занятия.
Воспитатель:
- Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика)
- А как он её поёт? (все дети отвечают: ч-ч-ч). Молодцы, ребята.
Конспект беседы в средней группе
Тема: «Мой дом. Мой город.».
Цель: Закреплять у детей знания о понятиях- «дом», «город»
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.
Развивающие: Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.
Развивать образное мышление и память.
Развивать внимание, воображение, творческие способности .
Образовательные: Расширять знания детей о своей «малой родине, улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении.
Повторить жилища животных. Обогащать словарь детей правильными названиями предметов , их свойств, действий, которые с ними можно совершать, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе
Учить образовывать прилагательные от существительных (дом из стекла-стеклянный….)
Методы и приемы:
Наглядный: показ, рассматривание, инсценирование.
Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово,
Практические: инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка»,
Д/И игра «Чей домик», Д/И «Разные дома», физминутка «Автобус»
Индивидуальная работа: инсценировка сказки «Заюшкина избушка»,
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? Кажется, я знаю! И вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.
Что это за зверь лесной встал,
как столбик под сосной и стоит среди травы-уши больше головы?
Воспитатель: Правильно, это заяц. Давайте постучим и поздороваемся с ним.
Инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка»
(Стучат) Зайчик, выходи скорее.
Из домика выходит лиса.
Лиса: Здрасьте, здрасьте! Нет здесь никакого зайца! Я здесь живу. Это мой дом!
(Уходит обратно в домик.)
Воспитатель: Ребята, что же случилось? Почему лиса у зайчика в домике живет? И где же сам зайчик?
Входит заяц и плачет.
Воспитатель: Здравствуй, зайчик. Почему ты плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала! Остался я без домика.
Воспитатель: Ребята, правильно поступила лиса, выгнав зайчика из его собственного домика?
Дети отвечают - «нет».
Воспитатель: Конечно. Ведь это его дом, и никто не имеет права его выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем лису.
Дети стучат в домик.
Лиса: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Воспитатель: Лисонька-лиса, выходи, пожалуйста. Мы хотим с тобой поговорить.
Лиса выходит.
Воспитатель: Ты нехорошо поступила. Нет у тебя права выгонять зайца из его дома.
Лиса: А как же я? Где же мне жить? Моя избушка растаяла!
Воспитатель: Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы найдем для тебя подходящий домик.
Игра «Чей домик»
Одной группе детей раздаются картинки с изображением животных, а другой группе - жилища животных, каждый находит себе пару (медведь-берлога, лиса-нора, белка-дупло, волк-логово, собака-будка)
Воспитатель: Вот, лисичка, нашли мы твой домик, твою норку. Ты рада?
Лиса: Спасибо, ребята.
Воспитатель: Оставайтесь у нас в гостях, наши ребята расскажут вам еще много интересного и поучительного.
Герои садятся.
Вы знаете, где живут звери, как называются их домики. А где живут люди? (отвечают)
Воспитатель: Для чего нужны людям дома? (отдыхают, кушают, спят, зимой здесь тепло)
А вы знаете, что в далекие времена люди жили в пещерах. Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы, каменные дома. Сейчас это большие многоэтажные кирпичные, панельные дома. В каждой стране дома разные. Они отвечают своеобразному образу жизни людей. Какие дома вы знаете? (отвечают)
Д/и «Разные дома»
-Как мы назовём дом из кирпича (кирпичный), из стекла, из дерева, из железа, из бумаги, из пластилина, изо льда.
Стихотворение «Дома бывают разные»
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные…
Вроде бы обычные.
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.
Воспитатель: У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес?
(отвечают)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Может лисичка и зайчик захотят прийти к вам в гости.(называют)
Воспитатель: Вы назвали улицы, на которых вы живете.
Воспитатель:
Умнички! Ребята, родной дом-это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной город! Как называется город, в котором мы живем? Наш дом-это наша большая Родина-Россия!
Рассматриваем фотографии родного города (дети узнают и называют знакомые им места).
Педагог. Наш город большой и красивый.
-Детский парк
-Площадь (на ней проходят праздники)
-Много разных магазинов
-Различные предприятия, где трудятся ваши родители.
- В нашем городе все живут дружно и никто никого из домов не выгоняет.
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается
Воспитатель: Понравилось вам, лисичка и зайчик, на нашем занятии? А вам, ребята? Что интересного было? (отвечают)
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями, пора им уже домой возвращаться. Как говорится в пословице: «В гостях хорошо, а дома лучше!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»
Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»
Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группеТема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »
Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками «З», «зь»...
Конспект организованной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук и».
Конспект организованной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук и»....