Дикие животные зимой.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Дикие животные зимой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней логопедической  группе

по теме «Дикие животные зимой».

Подготовила и провела:

Воспитатель

Кузнецова Е.Н.

Рязань, 2014 г.

Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно–образовательные задачи:

1. Учить детей использовать в самостоятельной речи существительные множественного числа в форме родительного падежа (лисят, зайчат, волчат, медвежат, ежат), использовать в речи существительные в форме В.п., образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительного, образовывать существительные в форме Т.п.

2. Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных, закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.

3. Уточнить предметный словарь (медведь, лиса, заяц, белка, еж, волк, нора) и словарь признаков (мохнатый, коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, колючий, злой, голодный, серый, лохматый) по теме «Дикие животные».

4.Учить навыку использования в речи прилагательных: неуклюжий, косолапый, зубастый, умный, глаголов: тявкает, ревет, фыркает, воет.

5. Учить детей отгадывать загадки.

 Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать просодическую сторону речи, общую и мелкую моторику, зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.

 Коррекционно – воспитательные задачи:

Формировать интерес к живой природе, доброжелательность, инициативу, ответственность, навыки сотрудничества.

Оборудование:

Ноутбук с мультимедийной презентацией, проектор, «телеграмма» от жителей леса, морковки из картона по количеству детей, предметные картинки для проведения игры «Накорми животного», рисунки хвостов животных по количеству детей.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», знакомство с дикими животными и их образом жизни.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

1-й слайд (Дикие животные).

Воспитатель. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости и хотят посмотреть на вас умных добрых и воспитанных детей. Давайте поздороваемся.

Дети здороваются.

Воспитатель. А теперь ваши глазки смотрят на меня и не отвлекаются. Присаживайтесь за столы. Сядьте ровно и красиво. Молодцы!

Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма. Вы хотите узнать, что в ней написано? (ответы детей).

Воспитатель зачитывает текст.

«Срочно приходите,

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите

И нас срочно помирите!»

                                          Жители леса.

Воспитатель. Дети, вы хотите помочь животным (да)? Значит пора отправляться на помощь!

2. Поездка в лес. 

Воспитатель. Подумайте, ребята, а на чем можно отправиться в лес? (ответы детей).

Воспитатель. А я предлагаю отправиться в лес вот на чем! (Показ 2–го слайда).

Воспитатель. На чем же я предлагаю отправиться в лес? (Спросить 2-3 детей). Я буду паровоз, а вы - мои вагончики. Давайте встанем в шеренгу и  поедем по железной дороге в лес.

Дети вместе с воспитателем «едут» змейкой.

(3-й слайд)

Воспитатель. Ту-ту-ту, паровоз останавливается. Ребята, посмотрите, куда мы приехали?

Дети. В лес.

(2-е нажатие, Звучит мелодия «Звуки леса»)

Воспитатель. Что же вы слышите?

Дети. Шум леса, пение птиц.

Воспитатель. Теперь давайте сядем на пеньки, сядьте красиво, прямо, ноги поставьте ровно.

3. Куда спрятались звери?

Воспитатель. Дети, вы ничего странного не замечаете?  Где же животные? Давайте их поищем!

Дети с воспитателем находят снежинку с заданиями.

Воспитатель. Дети, это не простая снежинка. Злой волшебник приготовил для нас трудные загадки про животных, давайте попробуем их отгадать.  

(Воспитатель помогает детям наводящими вопросами, если они затрудняются.)

(дети рассаживаются, воспитатель начинает показ слайдов).

Воспитатель. Хитрая плутовка,

                Рыжая головка,

                Хвост пушистый-краса,

                А зовут ее…

Дети: лиса. (4-й слайд, 1-е нажатие - лиса)

Воспитатель. Лиса, какая?

Дети. Рыжая, хитрая, быстрая, ловкая, пушистая, красивая.

Воспитатель. А куда спряталась от нас лиса, где она живет?

Дети. Лиса спряталась в нору. (2-е нажатие)

Воспитатель. Молодцы! Давайте послушаем, как лиса кричит (3-е нажатие – голос лисы). 

Лиса голос подает так: тяв, тяв. Давайте повторим, как тявкает лиса.

(Дети повторяют).

Что она делает?

Дети. Она тявкает.

Воспитатель. Ребята, а детеныш у лисы кто? 5 слайд – Лисенок.

Дети. Лисенок.

6-й слайд – Лисята

Воспитатель. У лисы много кого? 

Дети: Лисят.

Воспитатель. Ребята, давайте отгадаем следующую загадку.

         Кто зимой холодной,

         Ходит злой, голодный?

Это кто?

Дети. Волк. 7-й слайд – (1-е нажатие).

Воспитатель. Какой волк?

Дети. Злой, голодный, серый, зубастый, лохматый.

(2-е нажатие)

Воспитатель. Куда спрятался волк, где он живет?

Дети. Волк спрятался в логово.

Воспитатель. Послушаем, как волк голос подает (3-е нажатие). Волк воет. Как волк голос подает? у-у-у (дети повторяют).

Дети. Волк воет.

8-й слайд – Волчонок.

Воспитатель. У волка детеныш кто?

Дети. Волчонок.

9-й слайд – Волчата.

Воспитатель. У волка много кого?

Дети. Волчат.

Воспитатель. Ребятки, а у нас следующая загадка.

         Зимой - беленький,

         Летом – серенький.

Это кто?

Дети. Заяц.

10 слайд – Заяц.

Воспитатель.  Какой он?

Дети. Маленький, трусливый, быстрый, шустрый, серый, белый.

Воспитатель. Куда спрятался зайчик?

Дети. Заяц спрятался в норку.

Воспитатель. Давайте послушаем, как звучит голос зайца.

Про зайца говорят, что он плачет, потому что звук его голоса похож на плач. Значит, что делает заяц?

Дети. Заяц плачет.

11-й слайд – Зайчонок.

Воспитатель. У зайца детеныш кто?

Дети. Зайчонок.

12-й слайд – Зайчата.

Воспитатель. У зайца много кого?

Дети. Зайчат.

4. Пальчиковая гимнастика. (Стук в дверь, еще одна снежинка)

Воспитатель. 13-й слайд. Злой волшебник придумал нам еще одно задание. Он хочет, чтобы мы выполнили гимнастику для пальчиков, в которой бы прозвучали звери и птицы. А мы с вами такую знаем. Давайте ее выполним.

Сидит белка на тележке,             Хлопают в ладоши и ударяют

Продает она орешки,                  кулачок о кулачок попеременно.

Лисичке-сестричке,                     Загибают по одному пальчику,

Воробью, синичке,                      начиная с большого.

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                             Ритмично хлопают в ладоши и 

Кому в зобок,                               ударяют кулачками.

Кому в лапочку.

(Продолжение)

Воспитатель. Давайте отгадаем следующую загадку.

               Под соснами, под елками

               Лежит клубок с иголками.

Это кто?         

Дети. Ежик.

14-й слайд – Еж. (1-е нажатие)

Воспитатель. Ежик какой?

Дети. Колючий, смелый, умный.

Воспитатель.. Куда спрятался ежик, где его дом?

Дети. Ежик спрятался в норку. (2-е нажатие)

Воспитатель. Послушаем, как еж голос подает (3-е нажатие). Как ежик голос подает? ф-ф-ф (дети повторяют).

Дети. Ежик фыркает.

15-й слайд – Ежонок.

Воспитатель. У ежа есть кто?

Дети. Ежонок.

16-й слайд – Ежиха с ежатами

Воспитатель. У ежа много кого?

Дети. Ежат.

Воспитатель. Следующая загадка.

         Зимой спит,

         Летом ульи ворошит

Это кто?

Дети. Медведь. 17-й слайд – Медведь (1-е нажатие).

Воспитатель. Медведь, какой?

Дети. Большой, косолапый, неуклюжий, лохматый.

Воспитатель. Куда спрятался медведь, где он живет?

Дети. Медведь спрятался в берлогу. (2-е нажатие)

Воспитатель. Послушайте, как голос подает медведь (3-е нажатие). Как медведь голос подает? Ы-ы-ы (дети повторяют)

Дети. Медведь ревет.

18-й слайд – Медвежонок.

Воспитатель. У медведя есть кто?

Дети. Медвежонок

19-й слайд – Медведица с медвежатами.

Воспитатель. У медведя много кого?

Дети. Медвежат.

Воспитатель. Следующая загадка.

       Кто по елкам ловко скачет

       И взлетает на дубы?

       Кто в дупле орешки прячет,

       Сушит на зиму грибы?

Это кто?

Дети. Белка. 20-й слайд – Белка (1-е нажатие).

Воспитатель. Белка какая?

Дети. Рыжая, шустрая, ловкая.

Воспитатель. Куда спряталась белка, где она живет?

Дети. Белка спряталась в дупло. (2-е нажатие)

Логопед. Послушайте, как голос подает белка (3-е нажатие).

Что делает белка?

Дети. Белка щелкает, грызет.

21-й слайд – Бельчонок.

Воспитатель. У белки есть кто?

Дети. Бельчонок

22-й слайд – Бельчата.

Воспитатель. У белки много кого?

Дети. Бельчат.

Воспитатель. Ребята, как можно назвать еще лесных зверей?

Дети. Дикими животными.

Воспитатель. А почему их называют дикими животными?

Дети. Потому что они живут в лесу, сами о себе заботятся и добывают еду.

5. «Накорми животного».

Дети с педагогом идут на ковер и находят еще одну снежинку с заданием.

Воспитатель. Дети, а на снежинке что-то написано. Злой волшебник перепутал весь корм для животных и хочет, чтобы вы правильно животных покормили.

- Чем можно угостить лису? (Дети перечисляют)

1-й ребенок: Я угощу лису молоком.

- Чем мы угостим белку?

2-й ребенок: Я угощу белку орешками.

- Чем мы угостим зайца?

3-й ребенок: Я угощу зайца морковкой.

- Чем мы угостим ежа?

4-й ребенок: Я угощу ежа грибами.

- Чем мы угостим волка?

5-й ребенок: Я угощу волка мясом.

- Чем мы угостим медведя?

6-й ребенок: Я угощу медведя медом.

Воспитатель. Какие вы добрые! Я думаю, что все животные остались сыты и довольны. А теперь давайте покажем злому волшебнику наши язычки, пусть он увидит, как мы можем ими помогать животным.

- Молодцы. Дети, а вы помните, чем мы кормили зайку? (морковкой) Давайте еще покормим зайку.

6. Гимнастика для глаз “Морковка”.

Воспитатель.Возьмем в руки морковки и поиграем с ними. (Дети берут картинки морковок). Голову нужно держать прямо, работают только глаза.

Мы морковку в ручку взяли,

С ней немножко поиграли.

Вверх морковку подними,                (взгляд вверх)

На нее ты посмотри.

Вниз морковку опусти,                     (посмотреть вниз)

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево.

Ай – да заинька умелый!

Глазками моргает,                             (моргание и закрывание глаз)

Глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли,                  (открыть глаза)

С ними весело плясали.

7. Дидактическая игра «Хвосты».

Воспитатель. Дети, а злой волшебник придумал для нас еще одну трудность. Он разнес хвосты по лесу. Давайте поможем  животным найти свои хвосты.  (Логопед раздает карточки с изображением хвостов животных)

Воспитатель. Чей хвост у тебя?

Ребенок. У меня лисий хвост.

Воспитатель. Какой он?

Ребенок. Длинный, рыжий, пушистый.

Воспитатель. Чей хвост у тебя?

Ребенок. У меня волчий хвост.

Воспитатель.  Какой он?

Ребенок. Серый, длинный.

Воспитатель. Чей хвост у тебя?

Ребенок. У меня заячий хвост.

Воспитатель. Какой он?

Ребенок. Он серый, короткий.

Воспитатель. Чей хвост у тебя?

Ребенок. У меня беличий хвост.

Воспитатель. Какой он?

Ребенок. Рыжий, пушистый.

Воспитатель. Молодцы ребята, и с этим заданием справились, закончились чары злого волшебника. Все животные помирились.

8. Итог занятия.

Воспитатель. Слайд 23-й. Дети, что же сегодня мы с вами делали.

Дети. Мы помогали расколдовать животных.

Воспитатель. А как мы им помогали? (Разгадывали загадки, подбирали корм, помогли найти хвосты, провели гимнастику для пальчиков и для язычка).

Воспитатель.  Дети, мы справились с заданиями злого волшебника? Слайд 24-й. (Да)

Понравилось вам наше путешествие?

Дети. Да.

Воспитатель. Слайд 25-й. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Ну-ка, ребятки, стройтесь за мной! Чух-чух-чух!!!

Едут под музыку.

Воспитатель. Вот мы и приехали в детский сад. А на память о нашем путешествии животные дарят вам свои портреты. (Раздает детям картинки с животными.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Конспект ООД игра "Что? Где? Когда?" тема "Зима. Дикие животные зимой."

Конспект организованной образовательной деятельности представлен в форме игры "Что? Где? Когда?" тема "Зима. Дикие животные зимой."...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....

Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой» "Прогулка в зимний лес"

Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста  «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой»"Прогулка в зимний лес"...

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...