Организованная образовательная деятельность"Во саду ли в огороде"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

организованная деятельность для детей старшего дошкольного возраста .Создание условия для развития умения детей  составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_peresskaz_skazki_muzhik_i_medved.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность: Развитие речи

Тема: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»

 (с элементами драматизации)

Цель: создание условия для развития умения детей  составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;

Задачи:  

Образовательная: создать условия  для развития  речевой активности у детей;

Развивающая:  создать условия для развития   мыслительной  деятельности; расширять знания детей по теме;

 Воспитательная:  создать условие для воспитания  у детей самоконтроля  за речью.

Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».

Ход ООД

1. Организационный момент.

Игра «Отгадай загадку»

а) Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет

Вот и завтрак, и обед. (Картофель)

б) Врос он в землю крепко.

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это? (Репка)

в) Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

2.Основная часть

1.Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.)

А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

2.Чтение сказки с последующим обсуждением.

Вопросы по содержанию сказки

Что посеял мужик?

Почему ему пришлось делиться с медведем?

Когда мужик собрал урожай репы?

Как он разделил урожай? Почему?

Почему рассердился медведь на мужика?

Что посеял на следующий год мужик?

Как поступил медведь?

Кто выиграл в этот раз? Почему?

Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

3.      Игра «Отгадай ».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа,  картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем по очереди дети рассказывают: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.

4.  Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем, Урожай соберем. -  Шаги на месте.

 Мы моркови наберем  -          «Собирают».

 И картошки накопаем -          «Копают».

 Срежем мы кочан капусты -  «Срезают».

 Круглый, сочный, очень вкусный -  Показывают круг руками — три раза.

 Щавеля нарвем немножко   -  «Рвут».

 И вернемся по дорожке -          Шаги на месте.

3.Заключительная часть

1. Повторное чтение русской народной  сказки «Мужик и медведь»  

с установкой на пересказ.

2. Пересказ текста русской народной  сказки «Мужик и медведь»  детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (медведь — маску, мужик — жилетку) и совместно с воспитателем  (автором) пересказывают сказку.

3.  Релаксация

Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

Кто главные герои русской народной сказки «Мужик и медведь»?

О каком овоще говорилось в сказке?

Мужик и медведь

Русская народная сказка

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик,   я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

—  Хорошо, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дубраву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубравы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву. А репу собрал, сложил  на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай—ка попробовать — каков корешок?

Мужик   дал ему репу. Медведь как съел: — заревел.

— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладенькие . Теперь не  приезжай ко мне в лес, а то заломаю.

На  другой год мужик посеял на том месте рожь.

Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

—  Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

Мужик говорит:

— Хорошо. Бери, медведюшка, корешки, а я себе  возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь собрал  и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

                           

Организованная образовательная деятельность: Развитие речи

 Тема: Рассказывание по теме «Осень»

Цель: создание условий для  развития умения  детей отвечать на вопросы и задавать их;

Задачи:

 Обучающая: создать условия для  систематизации  знания детей об осени и осенних явлениях;

Развивающая: создать условие для активизации  словаря  по данной теме;

Воспитательная: создать условие для воспитания  у детей интереса  к сезонным изменениям в природе.

Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д.; корзина с листьями;  письмо от Осени.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».

Ход ООД

1.Организационный момент.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

2.Основная часть

1. О каком времени года говорилось в стихотворении? (ответ детей)

2.Назовите осенние месяцы. ( ответ детей)

Осень в сентябре и октябре какая? (ответы детей). Ранняя, золотая, разноцветная.

Осень в ноябре какая?  ( ответы детей). Поздняя, холодная, сырая, морозная.

Что такое листопад? (ответ  детей).  

3. Игра «Подбери действие».

Сегодня мы поговорим об осенней поре.

Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью (что делает?) — моросит, идет и т.д.

Урожай осенью (Что делают?)  — убирают.

Птицы осенью(что делают?) — улетают.

Деревья осенью (что делают?)  — роняют листья.

Звери осенью (Что делают?)  — готовятся к зиме, меняют шубки.

4.      Игра «Подбери признак».

Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

5. Физкультминутка

К нам на длинной тонкой ножке -         Прыжки на одной ноге по кругу.

 Скачет дождик по дорожке        - Прыжки на другой ноге.

 В лужице  — смотри, смотри!

 — Он пускает пузыри -         Показывают руками на воображаемые пузыри.

6.     Письмо Осени. ( чтение письма)

Стук в дверь. Воспитатель заносит в кабинет корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Воспитатель  читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые воспитатель старается записать.

Рассказ «Осень»

На смену лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из—за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ...  (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

3.Заключительная часть

1.Чтение рассказа, составленного с помощью  ответов детей.

2. Релаксация

О каком времени года говорили?

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Во саду ли в огороде» для детей второй младшей группы.

Непосредственно - образовательная деятельность во второй младшей группе, с использованием технологии Л.М. Шипициной "Азбука общения"....

План — конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре "Веселый огород"

План — конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей средней группы...

Конспект организованной образовательной деятельности «Во саду ли в огороде…»

Конспект ООД в подготовительной группе для детей с ТНР. Цель: уточнить и активизировать словарь предметов, дейчтвий и признаков по теме "Сад - огород", учить составлять описательные рассказы...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности: «Во саду ли, в огороде»

Конспектнепосредственно- образовательной деятельностипо образовательной области«познавательное развитие»Тема: «Во саду ли, в огороде»...

Образовательная деятельность " Во саду ли в огороде" Средняя группа.

                  Конспект  занятия: «Во саду ли, в огороде» в средней группе.Цель: расширять и уточнять знания о фруктах и ов...