Картотека существительных. Грамматика. Закрепление форм существительных множественного числа в именительном падеже
картотека по развитию речи по теме
Картотека составлена по материалам книги Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой ;« Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Авторы предлагают определённую последовательность при формировании словоизменения, при закреплении различных грамматических форм. Первый этап работы - "Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа". Методика по формированию словоизменения , предложенная Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой, особенно эффективна в коррекционной работе с детьми , имеющими логопедическое заключение - " ОНР ( 2 уровень речевого развития").
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМ. П.
1. Формы множественного числа с окончанием – ы
1) словоформа с ударным окончанием – ы и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов
· Авторы допускают отнесение к этому разделу слов, звуковая структура которых меняется, как в словах к «О»т – к «А»ты, ду «П» - ду «Б»ы
кот – кот`ы нос – нос`ы кит – кит`ы дуб – дуб`ы ус – ус`ы суп – суп`ы
час – час`ы шар – шар`ы
топор – топор`ы комар – комар`ы живот – живот`ы
стол – стол`ы слон – слон`ы болт – болт`ы шкаф – шкаф`ы куст – куст`ы
винт – винт`ы бинт – бинт`ы крот – крот`ы двор – двор`ы гриб – гриб`ы
зонт – зонт`ы морж – морж`и
карандаш - карандаш`и малыш – малыш`и камыш – камыш`и
хвост – хвост`ы
2) форма множественного числа с безударным окончанием – ы и с одинаковой звуковой структурой основы
н`ота – н`оты р`ыба – р`ыбы л`ужа – л`ужи
к`орова – кор`овы в`олос – в`олосы помид`ор – помид`оры син`ица – син`ицы
бар`ан – бар`аны вор`она – вор`оны жир`аф – жир`афы ак`ула – ак`улы
бегем`от – бегем`оты
т`ыква – т`ыквы б`уква – б`уквы к`офта – к`офты
сл`ива – сл`ивы гр`уша - гр`уши пт`ица – пт`ицы
зуб – з`убы торт – т`орты клён – кл`ёны
стр`аус – стр`аусы обезьяна – обезь`яны к`урица – к`урицы
лис`а – л`исы коз`а – к`озы пил`а – п`илы сов`а – с`овы
голов`а – г`оловы овц`а – `овцы игл`а – `иглы изб`а – `избы
3) форма множественного числа с ударным окончанием - ы, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов и др.)
козёл – козл`ы конец – конц`ы узел – узл`ы щегол – щегл`ы гонец – гонц`ы
певец – певц`ы
лев – льв`ы сон – сн`ы лоб – лб`ы рот – рт`ы огурец – огурц`ы
осёл – осл`ы скворец – скворц`ы
4) словоформа с безударным окончанием – ы и с изменённой звуковой структурой основы слова
дятел – д`ятлы перец – п`ерцы заяц – з`айцы палец – п`альцы метла – м`ётлы
ухо –` уши
2. Формы множественного числа с окончанием – и.
1) словоформа с ударным окончанием – и и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов
мяч – мяч`и паук – паук`и петух – петух`и сапог – сапог`и индюк – индюк`и
язык – язык`и парик – парик`и
барсук – барсук`и корабль – корабл`и пиджак – пиджак`и воротник – воротник`и
грузовик - грузовики плащ – плащ`и грач – грач`и снегирь – снегир`и
ключ – ключ`и
2) форма множественного числа с безударным окончанием – и и с одинаковой звуковой структурой основы
нога – н`оги щека – щ`ёки конь – к`они рука – р`уки гусь – г`уси лось – л`оси
олень – ол`ени собака – соб`аки лошадь – л`ошади лебедь – л`ебеди
голубь – г`олуби сорока – сор`оки
кошка – к`ошки вилка – в`илки юбка – `юбки туфля – т`уфли утка – `утки
лодка – л`одки ветка – в`етки ложка – л`ожки волк – в`олки
свинья – св`иньи книга – кн`иги бр`юки
бабочка – б`абочки медведь – медв`еди
3) форма множественного числа с ударным окончанием - и, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов и др.)
носок – носк`и щенок – щенк`и кошелёк – кошельк`и
соловей – соловь`и воробей – воробь`и кабачок – кабачк`и муравей – муравь`и
звонок – звонк`и огонь – огн`и пень – пн`и платок – платк`и
4) словоформа с безударным окончанием – и и с изменённой звуковой структурой основы слова
ноготь – н`огти локоть – л`окти коготь – к`огти
3. Формы множественного числа с окончанием –а
1) словоформа с ударным окончанием – а и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов
дом – дом`а город – город`а глаз – глаз`а тополь – топол`я
облако – облак`а остров – остров`а парус – парус`а
2) форма множественного числа с безударным окончанием – а и с одинаковой звуковой структурой основы
блюдце – бл`юдца
3) форма множественного числа с ударным окончанием - а, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов и др.)
4) словоформа с безударным окончанием – а и с изменённой звуковой структурой основы слова
ведро – в`ёдра бедро – б`ёдра окно – `окна гнездо – гн`ёзда
кольцо – к`ольца яйцо – `яйца
4. Формы множественного числа с окончанием – ja
1) словоформа с ударным окончанием – ja и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов
2) форма множественного числа с безударным окончанием – ja и с одинаковой звуковой структурой основы
платье – пл`атья
3) форма множественного числа с безударным окончанием - ja, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов и др.)
4) словоформа с безударным окончанием – ja и с изменённой звуковой структурой основы слова
кол – к`олья дерево – дер`евья крыло - крылья
стул – ст`улья перо – п`ерья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_sushchestvitelnykh_pechat.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека существительных. Грамматика. Закрепление форм существительных множественного числа в именительном падеже. Картотека составлена по материалам книги Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой « Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Авторы предлагают определённую последовательность при формировании словоизменения, при закреплении различных грамматических форм. Первый этап работы - "Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа". Методика по формированию словоизменения , предложенная Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой, особенно эффективна в коррекционной работе с детьми , имеющими логопедическое заключение - " ОНР ( 2 уровень речевого развития")
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМ. П.
- Формы множественного числа с окончанием – ы
- словоформа с ударным окончанием – ы и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов
- Авторы допускают отнести к этому разделу слова, звуковая структура которых меняется, как в словах к «О»т – к «А»ты, ду «П» - ду «Б»ы
кот – кот`ы нос – нос`ы кит – кит`ы дуб – дуб`ы ус – ус`ы суп – суп`ы час – час`ы шар – шар`ы
топор – топор`ы комар – комар`ы живот – живот`ы
стол – стол`ы слон – слон`ы болт – болт`ы шкаф – шкаф`ы куст – куст`ы винт – винт`ы бинт – бинт`ы крот – крот`ы двор – двор`ы гриб – гриб`ы зонт – зонт`ы морж – морж`и
карандаш - карандаш`и малыш – малыш`и камыш – камыш`и
хвост – хвост`ы
- форма множественного числа с безударным окончанием – ы и с одинаковой звуковой структурой основы
н`ота – н`оты р`ыба – р`ыбы л`ужа – л`ужи
к`орова – кор`овы в`олос – в`олосы помид`ор – помид`оры син`ица – син`ицы бар`ан – бар`аны вор`она – вор`оны жир`аф – жир`афы ак`ула – ак`улы бегем`от – бегем`оты
т`ыква – т`ыквы б`уква – б`уквы к`офта – к`офты
сл`ива – сл`ивы гр`уша - гр`уши пт`ица – пт`ицы
зуб – з`убы торт – т`орты клён – кл`ёны
стр`аус – стр`аусы обезьяна – обезь`яны к`урица – к`урицы
лис`а – л`исы коз`а – к`озы пил`а – п`илы сов`а – с`овы голов`а – г`оловы овц`а – `овцы игл`а – `иглы изб`а – `избы
- форма множественного числа с ударным окончанием - ы, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов и др.)
козёл – козл`ы конец – конц`ы узел – узл`ы щегол – щегл`ы гонец – гонц`ы певец – певц`ы
лев – льв`ы сон – сн`ы лоб – лб`ы рот – рт`ы огурец – огурц`ы осёл – осл`ы скворец – скворц`ы
- словоформа с безударным окончанием – ы и с изменённой звуковой структурой основы слова
дятел – д`ятлы перец – п`ерцы заяц – з`айцы палец – п`альцы метла – м`ётлы
ухо –` уши
- Формы множественного числа с окончанием – и.
- словоформа с ударным окончанием – и и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов
мяч – мяч`и
паук – паук`и петух – петух`и сапог – сапог`и индюк – индюк`и язык – язык`и парик – парик`и
барсук – барсук`и корабль – корабл`и пиджак – пиджак`и воротник – воротник`и грузовик - грузовики плащ – плащ`и грач – грач`и снегирь – снегир`и ключ – ключ`и
- форма множественного числа с безударным окончанием – и и с одинаковой звуковой структурой основы
нога – н`оги щека – щ`ёки конь – к`они рука – р`уки гусь – г`уси лось – л`оси
олень – ол`ени собака – соб`аки лошадь – л`ошади лебедь – л`ебеди голубь – г`олуби сорока – сор`оки
кошка – к`ошки вилка – в`илки юбка – `юбки туфля – т`уфли утка – `утки лодка – л`одки ветка – в`етки ложка – л`ожки волк – в`олки
свинья – св`иньи книга – кн`иги бр`юки
бабочка – б`абочки медведь – медв`еди
- форма множественного числа с ударным окончанием - и, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов и др.)
носок – носк`и щенок – щенк`и кошелёк – кошельк`и соловей – соловь`и воробей – воробь`и кабачок – кабачк`и муравей – муравь`и звонок – звонк`и огонь – огн`и пень – пн`и платок – платк`и
- словоформа с безударным окончанием – и и с изменённой звуковой структурой основы слова
ноготь – н`огти локоть – л`окти коготь – к`огти
- Формы множественного числа с окончанием –а
- словоформа с ударным окончанием – а и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов
дом – дом`а город – город`а глаз – глаз`а тополь – топол`я
облако – облак`а остров – остров`а парус – парус`а
- форма множественного числа с безударным окончанием – а и с одинаковой звуковой структурой основы
блюдце – бл`юдца
- форма множественного числа с ударным окончанием - а, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов и др.)
- словоформа с безударным окончанием – а и с изменённой звуковой структурой основы слова
ведро – в`ёдра бедро – б`ёдра окно – `окна гнездо – гн`ёзда кольцо – к`ольца яйцо – `яйца
- Формы множественного числа с окончанием – ja
- словоформа с ударным окончанием – ja и с одинаковой звуковой структурой основы форм слов
- форма множественного числа с безударным окончанием – ja и с одинаковой звуковой структурой основы
платье – пл`атья
- форма множественного числа с безударным окончанием - ja, но с изменённой звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов и др.)
- словоформа с безударным окончанием – ja и с изменённой звуковой структурой основы слова
кол – к`олья дерево – дер`евья крыло - крылья
стул – ст`улья перо – п`ерья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Существительное множественного числа и единственного числа
Существительное множественного и единственного числа....
Конспект занятия на формирование окончаний имен существительных множественного числа ИМ.П. лексическая тема: «Цветы»
Формирование окончаний имен существительных множественного числа ИМ.П....
Конспект открытого занятия по теме: "Автоматизация звука [С] в словах. Образование существительных множественного числа".
Форма проведения: индивидуальная. Тема: «Автоматизация звука [С] в словах. Образование существительных множественного числа.Цель: Закрепление произношения звука [С] в словах.Задачи:об...
Совместная деятельность логопеда с детьми с ТНР-ОНР в подготовительной группе на тему: «Образование существительных множественного числа по лексической теме: «Зимняя одежда». Закрепление звука «Р», буквы «Р». (с использованием игровой технологии)
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ТНР-ОНР на тему: «Образование существительных множественного числа по лексической теме: «Зимняя одежда». Закреплен...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...
Обучение дошкольников словоизменению: формы имён существительных во множественном числе Именительном падеже, оканчивающихся на -Я и Родительном падеже, оканчивающихся на -ЕВ.
Методическая разработка содержит в себе речевой материал и изображения соответствующих предметов для обучения дошкольников словоизменению путём аналогии (трудные случаи)....
Фрагмент открытого занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей младшего дошкольного возраста: винительный падеж существительных в единственном и во множественном числе. Сюжет «Что в мешке у Буратино?»
Фрагмент открытого занятияпо развитию лексико-грамматических категорий у детей младшего дошкольного возраста: винительный падеж существительных в единственном и во множественном числе. Сюжет &laq...