Конспект занятия на формирование окончаний имен существительных множественного числа ИМ.П. лексическая тема: «Цветы»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Аринина Марина Сергеевна

Формирование окончаний имен существительных множественного числа ИМ.П.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на формирование окончаний имен существительных множественного числа ИМ.П.

Лексическая тема: «Цветы»

Составлено: Арининой Мариной Сергеевной

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

  • активизация словаря по теме « цветы»
  • учить детей называть части целого предмета;
  • совершенствовать грамматический строй речи( учить образованию сущ.именительного пад.мн.ч.)
  • продолжать учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие логического мышления;
  • развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать в детях чувство прекрасного;
  •  воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование:  Парные картинки с изображениями предметов, на одной из которых нарисован один цветок, а на другой - несколько таких же цветов: колокольчик – колокольчики, одуванчик – одуванчики, подснежник – подснежники, фиалка – фиалки…,василек – васильки, картинки -  где действие совершается, а где уже совершено, мяч,

Лексическая тема « Цветы».

Ход занятия:

I.Вводная часть

1.Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Покажите ваше настроение. Давайте улыбнемся,  друг  другу, ведь на улице весна, светит солнышко и появились первые весенние ( что?)

Логопед: Нашептал мне весенний ветерок, что здесь недалеко есть одна волшебная полянка, где нас ждут в гости. Отправимся туда?

Закружил нас ветерок и вот… оказались мы на прекрасной полянке.                  

II. Основная часть

1.Объявление темы и постановка задачи

 А на полянке растут? Что растет на поляне? ( цветы) Какие? (весенние, ранние, лесные)

Логопед: А как они называются, мы сейчас узнаем из загадок.

1.Д/И « Угадай-ка». Развитие слухового внимания, активизация словаря.

1.На зеленом шнурочке

Белые цветочки (ландыш)

2.На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар (одуванчик)

3.Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (подснежник).

4.Эй, звоночек, синий цвет-

С язычком, а звона нет (колокольчик)

5.На солнечной опушке

В траве стоит она

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла

Пусть поможет вам смекалка

Как зовут цветок (фиалка)

Ребята, а как можно назвать все эти цветы одним словом (весенние, ранние, лесные…)

2 Д/И « Чем отличаются»

 Логопед: Детям предлагаются картинки с изображением цветов: (один – много). Посмотрите на картинки и выберите те из них, на которых изображено много цветов. Картинки распределяются в 2-а ряда. 1 - картинки с изображением одного цветка. 2- картинки с изображением нескольких цветов. Скажите, чем отличаются картинки.

Дети называют картинки второго ряда (ромашки, колокольчики, одуванчики…), уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов.

Логопед: Какой одинаковый звук слышится в конце слова?( звук И).

3.Д/И« Услышал – хлопни».

Логопед: Я сейчас буду называть слова.  Если я произнесу название  цветка в единственном числе(одного цветка) – вы будете сидеть тихо, а если я скажу название цветка во множественном числе( много) – вы похлопаете  в ладоши.

Крокус, васильки, незабудки, ландыш, одуванчики, фиалки, нарцисс, тюльпан, подснежники, ….

Логопед: Молодцы. Какой звук вы слышали, в конце слов, обозначающих много предметов? ( Звук И)

(На доску выставляется буква И, рядом с  серией картинок с изображением нескольких цветов).

4.Д/И  «Четвёртый лишний»

Логопед: Ребята, найдите в каждой строчке лишний цветок и объясните почему вы сделали такой выбор. ( колокольчик, фиалка, незабудка, ландыш – все голубые, а ландыш белый; подснежник, ландыш, фиалка, тюльпан – все низкие, а тюльпан высокий ; ландыш, тюльпан, подснежник, астра – все цветы ранние, весенние, а астра – поздний цветок и т. д.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают

Головками качают.

5.Д/И «Назови части» ( по картинке)

Логопед: выставляет картинку цветка. Беседа с детьми «Знакомство  с крокусом»

Как называется этот цветок? Крокус.

Рассматривание цветка.

Что есть у крокуса?

Это – … (стебель)

Это – …(листок)

Это – …(лепесток)

Какого цвета стебли и листья у цветов? (зеленого)

Какого цвета цветы? (желтые, красные, белые)

6.Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

Логопед предлагает детям показать на картинках где действие уже совершено, а где совершается? Задай вопрос Что делает или что сделал?).

Цветок цветет – отцвел

Тюльпан растет – вырос

Бабочка летит – прилетела

Дождик идет – прошел

7.Д/И «Составь предложение».

Логопед: Давайте поиграем с вами  в игру. Я буду кидать мячик,  и говорить предложение, в котором слова перепутаны, а вы поставите слова правильно и скажете это предложение, кинув мне мячик обратно.

Пример:

Растут поляне  на ромашки. - На поляне растут ромашки.

Колокольчики девочка поливает

На цветут незабудки лугу

Сильные идут дожди.

8.Стихотворение

Кто помнит стихотворение « Если я сорву цветок». Кто хочет рассказать?

Если я сорву цветы,

Если ты сорвешь цветы,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы. ( Т.Собакин)

 
III. Заключительная часть.

Вспомните, о чём мы говорили на занятии. Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали сегодня? Повторите дома стихотворение. Поиграйте с родителями в игру «Один-много».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой. Лексическая тема "Перелётные птицы". Подготовительная группа

Конспект логопедического занятия по рассказу Н.И. Сладкова "Скворцы - знахари". Цели: развитие глагольной синонимии, формирование слоговой структуры слова, расширение представлений об окружающем мире ...

Конспект занятия по развитию легсико-грамматической стороны речи в средней группе. Лексическая тема "Части тела"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи  в средней группе. Тема: «Части тела» с использованием речедвигательных упражнений и пальчиковых игр....

Конспекты занятий по развитию речи для старшей и подготовительной группы по лексическим темам

Конспекты занятий по развитию речи для старшей/подготовительной группы занятия по развитию речи...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию речевого выдоха дошкольников старшего возраста с ФФН. Лексическая тема: «Времена года»

Конспект индивидуального логопедического занятия  по формированию речевого выдоха дошкольников старшего возраста с ФФН. Лексическая тема: «Времена года»Цель: развитие ротового выдохаЗ...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по лексической теме «Комнатные растения».

Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Комнатные растения».Задачи:Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и ух...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по лексической теме «Игрушки».

Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки», их значение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны.Задачи:Коррекционно-образовател...