Конспект занятия на формирование окончаний имен существительных множественного числа ИМ.П. лексическая тема: «Цветы»
план-конспект занятия по логопедии на тему
Формирование окончаний имен существительных множественного числа ИМ.П.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на формирование окончаний имен существительных множественного числа ИМ.П.
Лексическая тема: «Цветы»
Составлено: Арининой Мариной Сергеевной
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизация словаря по теме « цветы»
- учить детей называть части целого предмета;
- совершенствовать грамматический строй речи( учить образованию сущ.именительного пад.мн.ч.)
- продолжать учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- развитие речевого дыхания;
- развитие логического мышления;
- развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать в детях чувство прекрасного;
- воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: Парные картинки с изображениями предметов, на одной из которых нарисован один цветок, а на другой - несколько таких же цветов: колокольчик – колокольчики, одуванчик – одуванчики, подснежник – подснежники, фиалка – фиалки…,василек – васильки, картинки - где действие совершается, а где уже совершено, мяч,
Лексическая тема « Цветы».
Ход занятия:
I.Вводная часть
1.Организационный момент
Логопед: Здравствуйте ребята! Покажите ваше настроение. Давайте улыбнемся, друг другу, ведь на улице весна, светит солнышко и появились первые весенние ( что?)
Логопед: Нашептал мне весенний ветерок, что здесь недалеко есть одна волшебная полянка, где нас ждут в гости. Отправимся туда?
Закружил нас ветерок и вот… оказались мы на прекрасной полянке.
II. Основная часть
1.Объявление темы и постановка задачи
А на полянке растут? Что растет на поляне? ( цветы) Какие? (весенние, ранние, лесные)
Логопед: А как они называются, мы сейчас узнаем из загадок.
1.Д/И « Угадай-ка». Развитие слухового внимания, активизация словаря.
1.На зеленом шнурочке
Белые цветочки (ландыш)
2.На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар (одуванчик)
3.Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (подснежник).
4.Эй, звоночек, синий цвет-
С язычком, а звона нет (колокольчик)
5.На солнечной опушке
В траве стоит она
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла
Пусть поможет вам смекалка
Как зовут цветок (фиалка)
Ребята, а как можно назвать все эти цветы одним словом (весенние, ранние, лесные…)
2 Д/И « Чем отличаются»
Логопед: Детям предлагаются картинки с изображением цветов: (один – много). Посмотрите на картинки и выберите те из них, на которых изображено много цветов. Картинки распределяются в 2-а ряда. 1 - картинки с изображением одного цветка. 2- картинки с изображением нескольких цветов. Скажите, чем отличаются картинки.
Дети называют картинки второго ряда (ромашки, колокольчики, одуванчики…), уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов.
Логопед: Какой одинаковый звук слышится в конце слова?( звук И).
3.Д/И« Услышал – хлопни».
Логопед: Я сейчас буду называть слова. Если я произнесу название цветка в единственном числе(одного цветка) – вы будете сидеть тихо, а если я скажу название цветка во множественном числе( много) – вы похлопаете в ладоши.
Крокус, васильки, незабудки, ландыш, одуванчики, фиалки, нарцисс, тюльпан, подснежники, ….
Логопед: Молодцы. Какой звук вы слышали, в конце слов, обозначающих много предметов? ( Звук И)
(На доску выставляется буква И, рядом с серией картинок с изображением нескольких цветов).
4.Д/И «Четвёртый лишний»
Логопед: Ребята, найдите в каждой строчке лишний цветок и объясните почему вы сделали такой выбор. ( колокольчик, фиалка, незабудка, ландыш – все голубые, а ландыш белый; подснежник, ландыш, фиалка, тюльпан – все низкие, а тюльпан высокий ; ландыш, тюльпан, подснежник, астра – все цветы ранние, весенние, а астра – поздний цветок и т. д.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают
Головками качают.
5.Д/И «Назови части» ( по картинке)
Логопед: выставляет картинку цветка. Беседа с детьми «Знакомство с крокусом»
Как называется этот цветок? Крокус.
Рассматривание цветка.
Что есть у крокуса?
Это – … (стебель)
Это – …(листок)
Это – …(лепесток)
Какого цвета стебли и листья у цветов? (зеленого)
Какого цвета цветы? (желтые, красные, белые)
6.Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
Логопед предлагает детям показать на картинках где действие уже совершено, а где совершается? Задай вопрос Что делает или что сделал?).
Цветок цветет – отцвел
Тюльпан растет – вырос
Бабочка летит – прилетела
Дождик идет – прошел
7.Д/И «Составь предложение».
Логопед: Давайте поиграем с вами в игру. Я буду кидать мячик, и говорить предложение, в котором слова перепутаны, а вы поставите слова правильно и скажете это предложение, кинув мне мячик обратно.
Пример:
Растут поляне на ромашки. - На поляне растут ромашки.
Колокольчики девочка поливает
На цветут незабудки лугу
Сильные идут дожди.
8.Стихотворение
Кто помнит стихотворение « Если я сорву цветок». Кто хочет рассказать?
Если я сорву цветы,
Если ты сорвешь цветы,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы. ( Т.Собакин)
III. Заключительная часть.
Вспомните, о чём мы говорили на занятии. Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали сегодня? Повторите дома стихотворение. Поиграйте с родителями в игру «Один-много».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой. Лексическая тема "Перелётные птицы". Подготовительная группа
Конспект логопедического занятия по рассказу Н.И. Сладкова "Скворцы - знахари". Цели: развитие глагольной синонимии, формирование слоговой структуры слова, расширение представлений об окружающем мире ...
Конспект занятия по развитию легсико-грамматической стороны речи в средней группе. Лексическая тема "Части тела"
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в средней группе. Тема: «Части тела» с использованием речедвигательных упражнений и пальчиковых игр....
Конспекты занятий по развитию речи для старшей и подготовительной группы по лексическим темам
Конспекты занятий по развитию речи для старшей/подготовительной группы занятия по развитию речи...
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию речевого выдоха дошкольников старшего возраста с ФФН. Лексическая тема: «Времена года»
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию речевого выдоха дошкольников старшего возраста с ФФН. Лексическая тема: «Времена года»Цель: развитие ротового выдохаЗ...
Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по лексической теме «Комнатные растения».
Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Комнатные растения».Задачи:Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и ух...
Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по лексической теме «Игрушки».
Цель: расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки», их значение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны.Задачи:Коррекционно-образовател...