Небылицы
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Методическая разработка поможет развить логическое мышление, фантазию, доказательную речь, умение замечать непоследовательность в суждениях,
небылицы в тексте и доказывать почему так не бвает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nebylitsy.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида № 95»
Методическая разработка для старшей группы о небылицах
« Так бывает или нет?»
Составила воспитатель ВКК
Смирнова Светлана Юрьевна.
Воронеж – 2014
ЦЕЛЬ. Развивать логическое мышление, фантазию, речь, чувство юмора,
умение замечать непоследовательность в суждениях, небылицы в тексте
и доказывать почему так не бывает. Помочь самоутверждению детей в ежед-
невном познании окружающего мира. Познакомить с фатнтограммой. МАТЕРИАЛЫ иОБОРУДОВАНИЕ. Куклы Петрушка и Шалтай-Болтай, новая книга, материалы для рисования.
Последовательность действий.
1часть. В группе появляется игрушечный персонаж – Петрушка. Он предлагает
детям вместе почитать новую интересную книгу.
Воспитатель читает первый текст:
Чик, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточки на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Затем спрашивает детей, почему они смеялись, почему им весело?
Петрушка рассказывает, что такие стихи называют небылицами. А почему?
Д. Что –то здесь не настоящее; по правде так не бывает.
2 часть. Петрушка предлагает послушать ещё одну небылицу.
Как петух в печи пироги печёт,
А кошка на окошке рубаху шьёт,
Поросёнок в ступе горох толчёт,
Конь у крыльца в три копыта бьёт,
Уточка в сапожках избу метёт.
В. Чем похожи эти небылицы? ( Ответы детей).
Да, в них всё не так как в жизни, всё перевёрнуто. Поэтому такие стихи ещё
называют перевёртышами. Или небылицами- перевёртышами. Они всегда
весёлые и смешные, и если дети знают бывает так или нет, то они смеются
и веселятся.
Петрушка показывает детям иллюстрации к произведениям К.Чуковского
« Путаница», «Тараканище» и предлагает вспомнить были ли там небылицы
и перевёртыши.( Чтение отрывков из этих книг).
3 часть. Педагог предлагает попытаться превратить небылицу в быль (несколь-
ко строк).
ПОВАР. Олег Григорьев.
Повар готовил обед, а тут отключили свет.
Повар леща берёт и опускает в компот.
Бросает в котёл поленья, в печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой, угли бьёт поварёжкой.
Сахар сыплет в бульон , и очень доволен он.
То – то был винегрет, когда починили свет!
Вопросы к детям:
* Так бывает или нет? А как надо? Почему? Объясните.
4 часть. Петрушка замечает в группе тряпичную куклу- Шалтая- Болтая, предла
гает вспомнить стишок про него и рассказать его без слов.
Воспитатель проводит физкультминутку ( упражнения, регулирующие мышеч-
ный тонус ).
Воспитатель. Дети.
Шалтай-Болтай сидел на стене. Стоят на месте, поворачивают корпус
вправо-влево, руки свободно висят.
Шалтай- Болтай свалился во сне. На последний слог наклоняют корпус
вперёд-вниз,руки свободно висят.
И вся королевская конница, Маршируют на месте.
И вся королевская рать… То же самое.
Не могут Шалтая, не могут Имитируют поднимание тяжести с по-
Болтая,Шалтая-Болтая, ла: наклоняют корпус сначала вперёд,
Шалтая-Болтая поднять. потом назад, на последний слог на –
клоняют корпус вперёд- вниз, руки
свободно висят.
5часть.
Педагог предлагает детям и Петрушке попробовать самим придумать небыли-
цы.( Варианты ответов детей ).
Затем обучает простейшим приёмам фантазирования ( по ТРИЗ ).Вместе вспоминают первые строки произведения К.И.Чуковского « Айболит» :
- Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И корова и волчица
И жучок и паучок и медведица.
Воспитатель знакомит с фантограммой, составленной на этот сюжет.
Например, используем приём увеличения и четверостишие может быть
таким:
-Добрейший докторище Айболит
Под дубом- великаном вновь сидит.
Ждёт он Гулливера на приём,
Таблетки и уколы – всё при нём.
Если применить приём уменьшения , то получиться может так:
-Студент-медик Айболит
Рядом с кустиком сидит.
К маленькому домику
Идут лечится гномики.
А если оживим сюжет, например, получится такое четверостишие:
-Дерево в лесу ожило, Айболита привалило.
Долго доктор выбирался, он устал, он испугался.
Прибежали звери, птицы-
Айболит, давай лечится!
Петрушка активно «помогает» детям в придумывании своих небылиц.
6 часть.
В. отмечает, что с Петрушкой сегодня было весело и интересно, и мы все узна-
ли много нового и познавательного. Но гостю пора возвращаться к своим сказочным героям.(Петрушка что-то шепчет воспитателю).
Педагог говорит, что гость очень любит весёлые и смешные рисунки и предлагает послушать ещё один перевёртыш и нарисовать по его содержанию
картинки для Петрушки.
Удивительная грядка. Ю. Коваль.
У меня на грядке – крокодил растёт!!!
А в Москве-реке огурец живёт!
Осенью на грядке крокодил поспел!
Огурец в Москве-реке всех лягушек съел!
Я боюсь ,ребятки, что на этот год
Вырастет на грядке страшный бегемот.
А в реке Москве-реке клюнет на крючок-
Как вам это нравится ?- Страшный кабачок!
Ох, когда ж на грядке будет всё в порядке?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
осенние небылицы
сценарий осеннего праздника...
конспект гимнастики побудки после дневного сна в младшей группе "Небылицы"
Гимнатика побудка с закаливающими мероприятиями в младшей группе: контрасное воздушное закаливание, упражнения в кроватях....
Подборка "Небылицы в лицах" для старшего дошкольного возраста
Подборка "Небылицы в лицах" для старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Небылицы и нелепицы - развиваем интеллект ребенка""
В консультации для родителей детей старшего-среднего возраста в доступной форме даны рекомандации по использованию в процессе интеллектуального развития дошкольников такого жанра, как поэзия абс...
"Звери, птицы - небылицы"
Рисование небылиц с помощью нетрадиционной техники выполнения работ....
"Сочиняем небылицы"
Обучение детей составлению небылиц, используя стихотворение Э. Успенского "Память"...
Методическая разработка: Технологическая карта ООД по развитию речи "Небылицы, небылицы..."
Небылицы - это небольшие стишки или песенки, в которых "всё поставлено с ног на голову". В них нарушается ход событий, логика действий, происходящих с героями. С их помощью дети учатся...