Программа кружковой работы по развитию коммуникативных навыков "Речецветик"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме
Данная прогграмма является образовательно-равивающей и направлена на речевое развитие ребенка, раскрытие его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того в рамках программы возможно развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи,тем самым помогая адаптироваться дошкольнику к дальнейшему школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty_po_razvitiyu_kommunikativnykh_navykov.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы по развитию коммуникативных навыков «Речецветик».
Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят педагогов перед необходимостью поиска новых методов работы с детьми. Еще более остро проблемы социализации и коммуникации проявляются в развитии детей с ОВЗ.
В ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
По определению известного психолога Р. С. Немова, коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.
Составитель словаря «Педагогическое речеведение» А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими.
По мнению педагога Е. Т. Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения.
Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, значимости для других людей.
I.Актуальность
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и логопеда, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.
По мнению современных психологов Н. В. Клюевой и Ю. В. Филипповой, неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка.
Существуют и более сложные причины – психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).
Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально – личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляции и тонкой моторики, - всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой «дефект», и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё мнение, повышенная ранимость и неуверенность в себе. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.
Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на речевое развитие ребенка, его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребенка, тем самым, помогая адаптироваться дошкольнику к обучению в общеобразовательном учреждении.
Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и является значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники, испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека. В процессе работы дети приближаются к осознанию важных идей - о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.
Методологической основой программы являются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А. М. Шахнарович), психологии (теория общения – А. А. Боданев, Б. Ф. Ломов), психоаналитики (теория речи – А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).
Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О. М. Казарцева, Т. А. Ладынежская, М. Р. Львов, А. Г. Арутаева, Л. М. Шипицина и др.
Методики обследования самооценки у детей, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В. Г. Щур, В. Ф. Ряховского, А. Я. Варги
Программа «Речецветик»- это комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.
II.
Цель программы:
Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, формирование «позитивного отношения к своему «Я», адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
- выявление и развитие речевых способностей детей
- научить владеть основными элементами правильной точной речи;
- формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.
Развивающие:
- развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм;
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;
- развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации;
- развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;
- развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;
- развитие коммуникативных качеств ребенка.
Воспитательные:
- воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
- создание детям условий для их духовно-нравственного роста.
Основные принципы организации обучения:
- принцип развивающего обучения;
- принцип доступности изучаемого материала;
- принцип постепенности, последовательности и систематичности;
- проблемно- ситуативный характер заданий;
- принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);
- принцип одобрения и принятия;
- свободы самовыражения.
Основные средства обучения:
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- развивающие игры ( игры- драматизации, сюжетно – ролевые игры);
- упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- моделирование, составление схем высказываний, пиктограмм;
- разыгрывание инсценировок и сказок, импровизации;
- анализ заданных ситуаций;
- чтение художественных произведений;
- беседы;
- сочинение историй.
Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития речевых навыков дошкольника для успешных занятий, так как это должно способствовать повышению их заинтересованности к овладению речевым этикетом и правильной речью.
III.Структура программы
Программа «Речецветик» состоит из пяти разделов:
1. «Мир взрослых людей»
Развитие потребности общаться с взрослыми. Правила поведения и общения с взрослыми.
2. «Поиграем вместе!»
Развитие потребности в общении со сверстниками.
3. «Секреты твоего успеха»
Навыки общения с внешним миром.
4. «Речевой этикет»
Речевые формы обращения: благодарность, приветствие, прощание, обращение-просьба, извинение.
5. «Искусство диалога»
Как слушать собеседника и вести себя во время диалога.
IV.Тематический план занятий кружка «Речецветик»
2 года обучения, 36 часов
№ | Сроки проведения | Тема | Цели |
Первый год обучения. | |||
Раздел 1. | Мир взрослых людей. | ||
сентябрь | Давайте познакомимся! | Познакомить с правилами речевого поведения во время знакомства | |
сентябрь | Мое любимое имя. | Знакомить с историей возникновения имен и фамилий | |
октябрь | Моя семья. | Учить понимать проявление теплых родственных отношений | |
октябрь | Милая мама моя! | Воспитывать желание делать добрые дела для близкого человека | |
ноябрь | Я с бабушкой своей дружу. | Воспитывать уважение к старшим | |
ноябрь | Мой поселок. | Знакомить с историей, настоящим и перспективой развития родного поселка | |
декабрь | Моя улица. | Закреплять умение ориентироваться, знание адреса | |
декабрь | Дом, в котором я живу. | Привлечь внимание к проблемам домашнего уюта | |
январь | Верный друг-собака. | Учить составлять рассказы разных типов. | |
январь | Наша любимица кошка. | Развивать пантомимические навыки, выразительность речи | |
Раздел 2. | Поиграем вместе! | ||
февраль | Это - ты, это – я, это – все мои друзья! | Развивать навыки социального поведения | |
февраль | Мальчики и девочки. | Прививать культуру общения детей разных полов в совместной деятельности | |
март | Ссоры и споры. | Учить поиску конструктивных решений конфликта, формировать навыки ведения спора | |
март | Весело живется нам. | Развивать интонационную выразительность речи | |
апрель | Перепутаница. | Развивать фантазию, воображение | |
апрель | В слова играем – дружно сочиняем. | Упражнять в придумывании рифм | |
май | Чтобы слышать слово. | Учить оценивать роль звучащего слова | |
май | В мире звуков. | Учить сопоставлять звуки окружающего мира и звуки речи | |
Второй год обучения. | |||
Раздел 3. | Секреты твоего успеха. | ||
сентябрь | Мои умные помощники. | Учить распознавать эмоции, воспринимать несловесную информацию | |
сентябрь | Общаемся без слов. | Познакомить с невербальными средствами общения(мимикой, жестами, телодвижениями) | |
октябрь | Язык жестов и движений. | Развивать умение рассказывать, сопровождая речь уместными жестами | |
октябрь | Язык знаков в стране вещей. | Знакомить с целями и средствами общения | |
ноябрь | Напишите мне письмо. | Знакомить с видами общения на расстоянии | |
ноябрь | Чудо чудное – книга! | Развивать любовь к книге, бережное к ней отношение | |
декабрь | Удивительный мир театра. | Знакомить с правилами поведения в театре, формировать умение согласовывать действия с действиями партнеров | |
декабрь | Может ли природа говорить? | Формировать эстетическое восприятие природы, воспитывать бережное отношение к ней | |
январь | Лесное приключение. | Развивать навыки наблюдательности, словесного описания животных | |
Раздел 4. | Речевой этикет. | ||
январь | Доброе слово лечит, а худое калечит. | Познакомить с правилами этики; показать, как можно словом воздействовать на чувства и поведение людей. | |
февраль | Все начинается со слова «Здравствуй!» | Развивать представление о форме вежливого приветствия, раскрывать значение вежливых слов. | |
февраль | Это слово говорят, когда вас благодарят. | Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. | |
март | Как обратится с просьбой? | Учить вежливо, обращаться с просьбой к собеседнику. | |
март | Когда без извинения не обойтись? | Познакомить с правилами общения, которые используются при извинении. | |
апрель | Вежливость – приятная добродетель. | Закреплять навыки вежливого общения с окружающими. | |
Раздел 5. | Искусство диалога. | ||
апрель | Слово – мостик понимания. | Развивать умение продумывать высказывание в разных ситуациях. | |
май | У меня зазвонил телефон. | Познакомить с правилами общения по телефону. | |
май | К нам гости пришли! | Развивать навыки доброжелательного отношения, гостевого этикета. |
V. Рекомендации к проведению занятий
Курс "Речецветик" рассчитан на два года обучения, групповой форме работы с детьми.
Занятия проводятся в группе по 8 человек (первый год обучения) или 8-10 человек (второй год обучения) два раза в месяц по одному часу.
Занятия проходят на базе детского сада.
К основным видам деятельности на занятии относятся:
Вводная часть.
- Речевая разминка;
- Ролевая гимнастика;
- Упражнения на технику речи;
- Грамматические, лексические упражнения.
Основная часть – речевая ситуация.
- Игры на релаксацию, мимические игры;
- Подвижные игры, игры с элементами театрализации;
- Игры на развитие психических процессов;
- Коррекционные игры для детей с затруднениями в общении;
- Разыгрывание проблемных ситуаций.
- Показ логопедом особенностей речевой деятельности;
- Анализ текстов различных речевых жанров;
Заключительная часть.
- Обсуждение, оценка занятия, ответов;
VI. Описание планируемых результатов. Контроль и оценка результатов.
Форма работы кружка "Речецветик" направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это позволить детям успешно освоить мир человеческих отношений.
Основными достижениями работы кружка являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.
Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой).
В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.
В целом к предполагаемым результатам можно отнести:
№ | Воспитательные и развивающие задачи | Качества, которые формируются | Механизм отслеживания |
1. | Формирование навыков и умений эффективного общения | Способность дать адекватную оценку в повседневном общении и уместности выбранных средств общения . | Включенное педагогическое наблюдение, беседы |
3. | Воспитание коммуникативных качеств обучающихся | Коммуникативные навыки, культура речи. Чувство ответственности к занятиям. | Качество выполнения заданий |
4. | Развитие специальных навыков анализировать и оценивать говоримую (устную) речь | Соответствие основного тона, темпа, громкости речи, выделенных смысловых ударений речевой задаче говорящего | Качество выполнения заданий |
5. | Развитие творческих речевых способностей через систему специальных продуктивных заданий | Самостоятельность, инициатива, воображение | Через систему специальных заданий |
Итогами двух лет работы с детьми по программе "Речецветик" являются:
- Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой коллективной деятельности.
- Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.
- Сформированность у дошкольников культуры речи.
Контроль над техническими навыками воспитанников:
Формирование и развитие культуры речи и культуры общения | Самостоятельность оценивания речевой ситуации, речевой роли, а также уместность использования словесных и несловесных средств общения | Участие в творческих выступлениях, монологах, диалогах при повторении пройденного материала. |
Правильность речи ( с точки зрения нарушений норм литературного языка) | Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры(в пределах обозначенных в программе) | Демонстрация различных видов речевой деятельности |
VII. Условия реализации
Главным условием для реализации программы является сам учитель-логопед. Он выступает в разных качествах: актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.
Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности, условия для максимально свободной реализации данных природой интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного обучающегося.
Педагог должен:
- иметь базовые знания по анатомии, возрастной психологии, филологии;
- знать новые детские мультфильмы, игрушки, передачи, книги и использовать это в своей работе при необходимости.
- Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для воспитанников.
Для успешной работы кружка «Речецветик» и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:
- Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных картин и др.)
- Библиотеку детских стихотворений, сказок и рассказов.
- Учебные пособия (библиотеку научно-методической литературы , а также книги по развитию речи).
- ИКТ по данному направлению деятельности.
VIII. Список литературы
- Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007
- Л.А. Баландина Риторика для малышей. – Феникс, 2003
- Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007
- Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008
- Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....
Программа кружковой работы по развитию речи ("Говорушечки" Iмл.группа), по ИЗО деятельности ("Мир красок")
В программе кружка разработана работа с детьми по данной теме. Темы соответствуют общеобразовательной программе ДОУ....
Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук “Играем и развиваем” с детьми 4-5 лет
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...
План - программа кружковой работы по развитию двигательной активности дошкольников
Программа кружковой работы по гимнастике составлена с целью помочь решать проблемы, связанные с развитием эмоционального уровня, оздоровления детей, развития двигательных навыков и умений, а также вос...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...
Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный мир общения».
Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.«Волшебный мир общения»....