Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
рабочая программа по теме
Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty_umnye_palchiki.docx | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму
«Умные пальчики».
Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Содержание дополнительного образования в МДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.
Коллектив учреждения – сплоченный, творческий коллектив единомышленников, осуществляющих деятельность на проявление конструктивного сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия в обучении и воспитании детей, уважительного партнерства с семьями.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Умные пальчики»
Введение
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо- зрительно моторных координаций.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.
Цель Программы:
обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе использовались современные методики и технологии разных авторов: И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина…
Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение трех лет, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Общие задачи :
- Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
- Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
- Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
- Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
- Увеличить объем внимания, памяти.
- Развивать речь.
- Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
- Сохранение здоровья.
Задачи для детей 4-5 лет:
1.Способствовать развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности детей.
2.Развивать слухо- зрительно- моторную координацию в работе с мелкими предметами и бумагой разной фактуры.
3.Формировать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и обводку трафаретов.
4.Способствовать развитию ориентировке в пространстве и психических процессов (логического мышления, внимания, памяти.)
5.Расширять знания и представления об окружающем мире.
6.Воспитывать интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности.
Задачи для детей 5-6 лет:
1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнять в координации движений с речью.
2.Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.
3.Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки, умение выполнять задания по словесной инструкции.
4.Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.
5.Расширять знания и представления об окружающем мире.
6.Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.
Задачи для детей 6-7 лет:
1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.
6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Занятия по подготовке детей к обучению письму предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:
1. Гимнастика пальцев и кистей рук;
2. Задания по изодеятельности и конструированию.
3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами
4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;
5. Формирование элементарных графических навыков.
Методическое обеспечение
Занятия по подготовке детей к обучению письму проходят в отдельном кабинете во второй половине дня. Кружок посещают дети, начиная с 4-х лет. Длительность посещения кружка три года. Дети средней группы занимаются -20 минут, старшей группы-25 минут, подготовительной группы-30 минут.
Ведет данную кружковую работу воспитатель Юрасова Ольга Николаевна, имеющая высшую квалификационную категорию.
Формы и методы работы
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Занимательные задания и игры-соревнования.
- Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Дидактический материал и техническое оснащение
- Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»…
- Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока…)
- Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки…
- Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
- «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны…)
- Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки,
- Пооперационные схемы изготовления поделок, карточки –таблицы для зрительных диктантов, схемы для «Оригами», рисунки –тренажеры для выкладывания контура предметов.
- Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов..)
- Материал к играм М.Монтессори (пипетки, мерные емкости,..)
- Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
- Тематические иллюстрации.
Итоговая диагностика
К концу посещения кружка «Умные пальчики» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
- Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Сформированы графические навыки.
- Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга»
Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:
Фамилия Имя ребенка | Развитие мелкой моторики | Ориентировка в пространстве | Развитие графических навыков | Вырезывание ножницами | |||
Срисовывание образца | Штриховка | Графический диктант | Тест Керна Йерасика | ||||
1. | |||||||
2. |
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)
-Завязывание шнурков разной величины
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
-Зрительные, слуховые диктанты
-Д\И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
-Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д.Б.Эльконина
6. Тест Керна Йирасика
-Срисовывание фразы «Он ел суп»
-Срисовывание группы точек
-Рисование фигуры человека
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
7.Вырезание ножницами.
-Вырезание силуэта предмета
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов
Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла
Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.
Методы определения ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
- Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
- Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
- Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
- Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
- Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
- Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
- Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
- Неведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
- Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
- Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
- Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы
У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Антонова А.В. развитие графических навыков у дошкольников.
- Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
- Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996
- Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма.-М., 1959
- Дошкольное воспитание. 2003, №3-7
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.
- Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007
- Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва,2007
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
- Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. — М., 1998.
- «Организация работы в группах предшкольной подготовки», О.В.Загороднева, АРКТИ, 2011
- Особенности обучения письму шестилетних первоклассников.\\ Начальная школа.1987.№4
- .Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. Москва 2007
- Синицына Е. Умная тетрадь. — М., 1999.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-Москва,1995
- Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. —СПб., 2008.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...
Кружковая работа по развитию ручной умелости и речи у детей дошкольного возраста "Волшебные пальчики"
Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность.Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию....
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...
программа кружковой работы по развитию ручной умелости графо-моторных навыков
развитие мелкой моторики...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Дружные пальчики»
Пояснительная запискаВ современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколе...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет.
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет....
Рекомендации для родителей «Упражнения, способствующие развитию ручной умелости и подготовке руки ребёнка к письму»
Это важно знать: для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется только простой карандаш.Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, ...