Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.
проект по окружающему миру
РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г.), представители других национальностей составляют чуть более 20 % населения .
Актуальность проекта: Россия – большая Родина, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина
Цель проекта: сформировать представления о народах России: их географии, численности, культуре (одежде, пище, жилище, религии, праздниках и этических нормах).
Задачи:
- Знакомство с традициями, историей, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
- Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Воспитание уважения к культурному наследию народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya-_rodina_moya_vr.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
« РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !»
Тема: Какие народы живут в России.
Дружба народов мира.
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………………………. 3
2. Какие народы живут в России
- Русские …………………………………………………………………………… 4
- Татары ……………………………………………………………………………. 7
- Ингуши …………………………………………………………………………….. 10
- Карачаевцы …………..…………………………………………………………... 11
- Ненцы …………………………………………………………………………….. 13
- Саамы ……………………………………………………………………………… 14
3. Заключение …………………………………………………………………………. 16
4. Список литературы ………………………………………………………………. 17
Введение
РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г.), представители других национальностей составляют чуть более 20 % населения .
Очень интересно знать особенности народов той страны, в которой ты живёшь. Именно поэтому я решила выбрать эту тему. Существует целая наука, изучающая происхождение народов, их материальную и духовную культуру, особенности их быта – этнография.
Актуальность проекта: Россия – большая Родина, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Проблема: Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью нашей души. Помня об этом, мы стремимся воспитывать в себе любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель проекта: сформировать представления о народах России: их географии, численности, культуре (одежде, пище, жилище, религии, праздниках и этических нормах).
Задачи:
- Знакомство с традициями, историей, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
- Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Воспитание уважения к культурному наследию народов России.
План:
- Выяснить какие народы населяют Россию.
- Выбрать наиболее интересные национальности.
- Узнать о традициях, культуре этих народов.
- Найти наглядный материал и создать презентацию по проблеме исследования.
- Разработать проект.
- Выступить с проектом на уроке.
Методы исследования:
1) работа с определениями;
2) работа со статистическими данными переписи населения;
3) работа с картами атласа;
4) поиски информации в Интернете.
Результаты исследования:
- Сообщение по теме исследования;
- Презентация ученицы;
- Рекомендации учителя для родителей.
Невозможно рассказать обо всех народах России полностью. Я расскажу вам о некоторых народах: русских, татарах, нанайцах, ингушах, карачаевцах, саамах и ненцах.
Живут в Росси разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
В.Степанов
РУССКИЕ
Русские - крупнейший по численности народ в Российской Федерации, в том числе Адыгее, Башкирии, Бурятии, Дагестане и во многих других республиках.
Число русских в мире составляет около 137 миллионов, из них в РФ 111, миллионов (по переписи 2010 года).
Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи.
Национальная одежда
Мужчины носили прямые туникообразные, а затем и выкройные рубашки-косоворотки, выпущенные поверх нешироких штанов и подпоясанные поясом. В качестве верхней одежды были известны разнообразные кафтаны с клиньями по бокам. Зимой носили овчинные шубы, полушубки и длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками.
Основную часть женского костюма составляла длинная рубашка из белого холста, рукава которой имели особые вставки на плечах, а ворот собирался в сборку. Поверх рубахи носили сарафан, который подпоясывали тканым поясом. С сарафаном замужние женщины по праздникам носили различные кокошники, богато украшенные вышивкой, жемчугом. В будни на голове носили повойник и платок. Девичий головной убор отличался от женского тем, что верх головы оставался открытым. Волосы девушки заплетали в косу и украшали лентами. Согласно очень древнему обычаю невесты под венец шли с распущенными волосами.
Наиболее распространённым видом женской и мужской обуви были лыковые лапти. Праздничной обувью у крестьян служили сапоги. Зимней обувью служили валенки из овечьей шерсти.
Русская кухня — традиционная кухня русского народа. Блюда, рецепты и вкусовые акценты достаточно сильно меняются в зависимости от географии. Русская кухня вобрала в себя большое количество блюд народов, входящих в состав РФ или ранее входивших в состав СССР. Основу питания большинства населения (крестьян) составляли зерновые и овощи, из которых готовились супы, каши и хлебобулочные изделия. «Щи да каша — пища наша» — как гласит русская пословица. Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи, борщ, рассольник и уха. Кроме того, к русским супам относятся холодные супы, такие, как ботвинья, окрошка. Основным гарниром до широкого распространения картофеля была репа. Традиционной русской приправой и молочным продуктом является сметана, которой заправляют супы, пельмени и салаты. Другим русским молочным продуктом является творог, из которого изготовляются сырники. Большое влияние на кухню оказала Православная церковь, так как более половины дней в году были постными, когда определённые категории продуктов были запрещены. Именно поэтому в русской национальной кухне преобладают грибные и рыбные блюда, кушанья из зерна, овощей, лесных ягод и трав. Овощи едят не только в сыром виде, но и варёными, пареными, печёными, квашеными, солёными, мочёными и маринованными. Разнообразие каш базировалось на многообразии зерновых культур, растущих в России. Причём, из каждого вида зерна делалось несколько сортов круп — от целых до дроблёных различными способами. За границей русская кухня ассоциируется в первую очередь с такими блюдами и продуктами, как блины, икра, пельмени. Как правило, пища готовилась в печи, поэтому очень широко используются варение, томление, запекание. Рыбу готовили на пару, варили, жарили, тушили, пекли, фаршировали её различными начинками (например, из каши или грибов). Делали заливное, ели её солёной, вяленой, сушёной, квашеной. Икру употребляли не только просоленную, но и варёную в уксусе и маковом молоке.
Многие блюда имеют ритуальное значение и едятся во время определённых праздников и ритуалов: кутья (поминки, Рождество), блины (Масленица) и пасха (Пасха). Из напитков традиционно русскими считаются квас, ягодные кисели и морсы. Из русских десертов известны сладкие мучные изделия: калачи, пряники, также варенья и мёд. Огромное количество иностранных блюд внедрилось в русскую кухню: чай, пельмени, шашлык, жаркое, голубцы.
Некоторые блюда были созданы в императорский период (1721 —1918) придворными кулинарами: Оливье, винегрет. Большинство блюд русской кухни готовятся в печи, для чего используются глиняные горшки. Традиционной посудой являются миски и деревянные ложки. Для приготовления чая традиционно используется самовар.
Характерным для жилища было широкое применение дерева как строительного материала и бревенчато-срубная конструкция домов. Фасады домов украшались резьбой. Она отличалась большим разнообразием локальных вариантов. Особо выделялась резьба с характерным высоким рельефом и сложным сочным рисунком, иногда ещё и окрашенными в разные цвета. Для всех вариантов русского традиционного жилища был характерен единый принцип внутреннего его функционального распределения. Главное было положение печи. Угол по диагонали от неё считался «красным», наиболее почётным. Здесь висели иконы, располагался стол, за которым семья принимала пищу. Место у печи предназначалось для стряпни; у входной двери на неподвижной лавке мужчины располагались со своей работой; у окон, близ стола, на зиму ставили ткацкий стан; на лавке, расположенной вдоль стены, пряли. Спали на полатях. Мебель-стол, неподвижные лавки, скамьи, полки - изготовлялись сразу же при постройке дома.
Самой распространённой религией является православие, принятое в 988 году, значительно меньше старообрядчество, протестантизм и католицизм. Значительно распространён атеизм.
Наиболее значимыми праздниками русского народа являются:
Новый год (в ночь с 3 1 декабря на 1 января). Принято декорировать помещение украшенной новогодней ёлкой или ветками. В полночь на 1 января слушается поздравление главы государства и бой курантов. На стол принято подавать, среди прочего, салат оливье и шампанское. Детям дарят подарки (от «Деда Мороза»), Согласно социологическим опросам, это наиболее отмечаемый праздник.
Рождество Христово (7 января по новому стилю и 25 декабря по юлианскому календарю) — православный праздник. В ночь перед рождеством принято гадать, что никогда не одобрялось православной церковью. Особенно популярны были гадания девушек о будущем замужестве. Праздник отмечается торжественным праздничным ужином. Традиция отмечать Рождество официально восстановлена в постсоветской России.
Крещение (19 января по новому стилю) — православный праздник. В ночь на Крещение принято освящать воду в церкви. С Крещением связывают наступление особенно сильных «Крещенских морозов». Практикуется также купание в проруби, вырубленной в виде креста (иордани).
Масленица («Масленичная неделя») — неделя перед Великим Постом. Имеет древние языческие корни. В ходе всей недели пекут и едят блины. Есть и много других, менее известных традиций, соответствующих каждому из дней масленичной недели.
Вербное воскресенье — православный праздник (вход Господень в Иерусалим). Принято декорировать помещение ветками вербы, символизирующими пальмовые ветви тех, кто встречал Иисуса Христа.
Пасха — православный праздник Светлого Воскресения Господа Иисуса Христа. Праздничная еда— пасха (творог с цукатами), куличи, крашенные в красный цвет и сваренные вкрутую яйца. Православные верующие приветствуют друг друга возгласами: «Христос воскресе!». «Воистину воскресе!» и троекратно целуются.
ТАТАРЫ
Татары - основное население Татарии, Башкирии, Удмуртии, а также в областях Вол го-Уральского региона.
По данным Переписи населения 2002 года численность татар, проживающих на территории России, составляет 5 миллионов 558 тысяч человек.
Татары относятся к тюркской группе алтайской семьи. Предками татар считают тюрков и монголов, булгаров. Татары поселились на Южном Урале в Поволжье, а также в Сибири.
В России у татар есть своя Республика Татарстан, главный город - Казань. Говорят татары на татарском языке.
Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубаха туникообразного кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы, шубы. В дорогу надевали прямоспинный меховой тулуп с кушаком или чекмень такого же кроя, но суконный. Головным убором мужчин была тюбитейка разных форм, поверх нее в холодную погоду надевали меховую или стеганую шапку, а летом войлочную шляпу. Женские головные уборы отличались большим разнообразием - разнотипные богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Женщины носили много украшений - серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты, при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами.
Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища - супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленую колбасу (казылык). Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога) и др. Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки - чай, айран - смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда - элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (бал-май) - свадебное блюдо и др.
Традиционные татарские деревни (аулы) располагались вдоль речной сети и транспортных коммуникаций. В лесной зоне планировка их была различной - кучевая, гнездовая, беспорядочная, деревни отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, наличием многочисленных тупичков. Постройки располагались внутри усадьбы, а улицу образовывала сплошная линия глухих оград. Упорядоченностью застройки отличались поселения лесостепной и степной зон. В центре поселения располагались мечети, лавки, общественные хлебные амбары. Пожарные сараи, административные здания, здесь же проживали семьи зажиточных крестьян, духовенство, торговцы.
Усадьбы разделялись на две части - передний двор с жилищем, хранилищами и помещениями для скота и задний, где были огород, гумно с током, овином, мякинником, баня. Постройки усадьбы располагались либо беспорядочно, либо группировались П - Г- образно, в два ряда и т.д. Строения возводились из дерева с преобладанием срубной техники, но были также постройки из глины, кирпича, камня, самана, плетневой конструкции. Жилище было трехраздельным - изба-сени-изба или двухраздельным – изба - сени, у зажиточных татар пятистенки, крестовики, двух-, трехэтажные дома с кладовыми и лавками на нижнем этаже. Крыши были двух- или четырехскатные, они крылись тесом, дранкой, соломой, камышом, иногда обмазывались глиной. Преобладала внутренняя планировка северно-среднерусского типа. Печь располагалась у входа, вдоль передней стены настилались нары с почетным местом «тур» в середине, по линии печи жилище разделялось перегородкой или занавесью на две части: женскую - кухонную и мужскую - гостевую. Печь была русского типа, иногда с котлом, вмазанным или подвесным. Отдыхали, ели, работали, спали на нарах, в северных районах они были укороченными и дополнялись лавками и столами. Спальные места огораживались занавесью или пологом. В оформлении интерьера большую роль играли вышитые матерчатые изделия. В некоторых районах обилен был наружный декор жилищ - резьбой и полихромной росписью.
Верующие Татары, за исключением небольшой группы кряшен, которые были обращены в 16-18 веках в православие, мусульмане.
Наиболее значительные мусульманские праздники:
Корбан гаете связан с жертвоприношением.
Ураза гаете отмечается по окончании 30-дневного поста и день рождения пророка Мухаммеда - Мэулид. Крещёные Татары отмечали христианские праздники, в которых наблюдались элементы традиционных народных праздников Татар.
Сабантуй - наиболее значительный и древний праздник плуга - в честь весеннего сева. Он не имел не только точной календарной даты, но и определённого (установленного) дня недели. Всё зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур. Деревни одной округи праздновали в определённой очерёдности. Кульминацию праздника составлял мэйдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш и конные скачки, предваряемые подворным сбором подарков для одаривания победителей. Кроме того, праздник включал в себя ряд обрядов, детских, юношеских забав, составляющих его подготовительную часть - карга (дэрэ, зэрэ) боткасы - коллективное угощение кашей, приготовленной из собранных продуктов. Её готовили в большом котле на лугах или на пригорке. Обязательным элементом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц. которые готовила каждая хозяйка. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы Татар, которые в прошлом его не праздновали.
С 1992 два религиозных праздника - Курбан-байрам (мусульманский) и Рождество (христианское) включены в официальный праздничный календарь Татарстана.
Заключение
Россия – уникальная страна!
Уникальна она не только природными богатствами, достопримечательностями. Она включает в себя многообразные народы. По данным на июнь 2010 года в России зарегистрировано 200 различных народностей! Какие же?
Среди них есть широко известные народы, такие как татары, черкесы, башкиры, белорусы, чеченцы. Существуют также малоизвестные и малочисленные народности – сето, манси, ульчи, кеты, тофалары и прочие.
А какие народы имеют численность более миллиона? Это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.
Наша страна включается в себя разнообразные республики, в которых народы и проживают.
Рассмотрев шесть народов России, мы увидели, что различия в культуре, укладе жизни вызваны географическим положением территории проживания народа. Необходимо воспитывать в людях уважительное отношение к традициям и культуре любого народа России.
Разные народы рассеяны по всей российской земле, и порой на одной территории могут проживать алтайцы, хакасы и русские, кабардинцы и черкесы. Какие отношения складываются среди них? В большинстве случаев, вполне мирные и дружелюбные.
Все народы, которые проживают на русской земле – это кусочки мозаики нашей красивой, самодостаточной, гордой, многонациональной России!
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
Список литературы
1. «Народы России», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994
2.Карпов Г.В. «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», 1981
3. «Народонаселение» - энциклопедический словарь,1994
4. «Энциклопедия туриста», научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,1993
5. «Россия: Физическая и экономическая география» - энциклопедия для детей, «Аванта+», 2005
6. «Большая энциклопедия школьника», «Росмэн»,2006
Источники информации:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%F2%E0%F0%FB Википедия
- http://www.tv2.tomsk.ru/sites/www.tv2.tomsk.ru/files/0ec15a9f6091.jpg
- http://cs12707.vkontakte.ru/u21798597/video/l_3259b23c.jpg
- http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/64/47/64047711_narod_russiahorz.jpg
- http://img853.imageshack.us/img853/280/41466494.jpg
- http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/kompania-awtomagnat.10/0_6775b_53fd27a3_XL
- http://peterburg2.ru/attachment/92PxjWPtd531/700x438/3_resize.jpg
- http://vesti.kz/society/96325/
- http://artyx.ru
- http://www.cbook.ru/peoples/more/tish_big/t155.jpg
- http://rufact.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B
- www.ethnology.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе "Какие народы живут в России"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме "Какие народы живут в России"...
НОД "Какие народы живут в России"
НОД по гражданско патриотическому воспитанию дошкольников.Тема: Какие народы живут в России.Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважите...
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ «КАКИЕ НАРОДЫ ЖИВУТ В РОССИИ».
Обеспечить эмоциональное благополучие; познакомить детей с многонациональным составом населения; воспитывать уважительные дружелюбные чувства к людям разных национальностей....
Познавательная беседа на тему: «Какие народы живут в России»
Формирование представлений о народах, проживающих на территории России....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: «Какие народы живут в России».
Ознакомление детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истори...