«Л-ЛЬ» Конспект занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи.
Тема: Автоматизация звуков [л, ль] в прямых слогах и словах.
Цель: Закреплять правильное произношение звуков [л, ль]
Задачи: Коррекционно-образовательные
1. Совершенствовать навык произнесения звуков [л, ль]
2. Развивать речевую моторику: совершенствование плавного выдоха и направления воздушной струи.
3. Закреплять правильный артикуляционный уклад органов речи при произнесении звука.
4. Развивать фонематические процессы: слуховое восприятие, внимание, память.
5. Развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление).
Воспитательные:
1 Воспитание интереса к учебному процессу.
2 Воспитание усидчивости и внимания.
3 Воспитание умения действовать по инструкции.
Категория участников: дети подготовительной к школе группы
Оборудование: Дидактическая игра «Ритмическое путешествие», «Автоматизация звука», мольберты 2 шт., картинки с предметами, в названии которых есть звуки [л, ль], символы обозначения для характеристики звуков, картинки: весло, мыло, лопата, метла, иголка, полотенце, лом, пила, ложки, вилка, стол, стул.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования
города Ялуторовска «Детский сад №6»
«Л-ЛЬ»
Конспект занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи.
Автор: Чугина Елена Александровна
Учитель-логопед, первая категория
Ялуторовск
Конспект занятия по коррекции фонетико - фонематических нарушений речи.
Тема: Автоматизация звуков [л, ль] в прямых слогах и словах.
Цель: Закреплять правильное произношение звуков [л, ль]
Задачи: Коррекционно-образовательные
1. Совершенствовать навык произнесения звуков [л, ль]
2. Развивать речевую моторику: совершенствование плавного выдоха и направления воздушной струи.
3. Закреплять правильный артикуляционный уклад органов речи при произнесении звука.
4. Развивать фонематические процессы: слуховое восприятие, внимание, память.
5. Развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление).
Воспитательные:
1 Воспитание интереса к учебному процессу.
2 Воспитание усидчивости и внимания.
3 Воспитание умения действовать по инструкции.
Категория участников: дети подготовительной к школе группы
Оборудование: Дидактическая игра «Ритмическое путешествие», «Автоматизация звука», мольберты 2 шт., картинки с предметами, в названии которых есть звуки [л, ль], символы обозначения для характеристики звуков, картинки: весло, мыло, лопата, метла, иголка, полотенце, лом, пила, ложки, вилка, стол, стул.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
1). Ребята, отгадайте загадку.
Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой.
Хвост пушистый и большой,
На увертки мастерица,
А зовут ее…(лисица)
Показ картинки.
- Какой первый звук в слове лисица? (ль).
- Расскажите нашей гостье, как правильно должны работать наши помощники – губы, зубы, язык и воздух. (Губы в улыбке, зубы сближены, язык лежит внизу за зубами, воздух идет теплый посередине язычка).
2). КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ для закрепления звука:
Упражнения: "Трубочка”, ” Улыбка”, "Часики”, ” Змейка”, "Лошадка”.
3). Ребята, я предлагаю всем встать в круг. Вокруг себя повернись и в цветочек превратись. Присаживайтесь на ковер, как вам удобно и выполним массаж лица.
Вы не дети, а цветы,
Небывалой красоты!
Все вас ценят, все вас любят –
Насекомые и люди.
Любят и животные…
Особенно голодные.
Слова | Действия |
Неуклюжие жуки топчут наши лепестки | Постукивание по лицу подушечками пальцев |
А прожорливые мошки объедают понемножку | Пощипывание |
Мухи возле нас снуют, больно крылышками бьют | Похлопывание |
Паутиной как веревкой нас паук опутал ловко | Проведение пальчиками вертикальных и горизонтальных линий по лицу |
Вот как нас обидели разные вредители, Но хозяюшка - пчела вредных мошек прогнала | Поглаживание |
И за это пчелке в дар отдадим мы свой нектар | Подуть на раскрытые ладошки |
2. Сообщение темы занятия. Основная часть.
Цель: развивать навык произнесения звука [л, ль] в слогах и в словах.
Ребята, я предлагаю вам полететь на самолете.
(выставить на мольберт картинку)
1). Вспомните, как гудит самолет? ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ
Слова | Действия |
Самолет построим сами - ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ | Дети стоят на одном колене, руки в стороны |
Понесемся над лесами - ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ | Дети свободно двигаются по комнате, изображая самолет |
Понесемся над лесами - ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ | Дети свободно двигаются по комнате, изображая самолет |
А потом вернемся к маме - ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ | Дети стоят на одном колене, руки в стороны |
2). Ребята, мы приземлились у болота, а кто живет на болоте?
Лягушки. (Выставить на мольберт пособия «Ритмическое путешествие»)
Эти лягушки особенные, они поют разные песенки и при этом прыгают по листьям кувшинок.
Поем вместе с лягушками, четко проговаривая слоги
ЛА-ЛА-ЛА, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛИ-ЛИ-ЛИ.
(на столе лежат символы звуков)
Ребята, расскажите, какие знакомые звуки вы услышали во всех слогах? (л, ль)
3). Что вы можете рассказать о звуке (л)?
Согласный, твердый, звонкий.
А звук (ль), он какой?
Согласный, мягкий, звонкий.
Подберите символы для наших звуков и выставите их на мольберт.
Молодцы, с заданием справились.
4). Сейчас, я предлагаю вам подойти к столу, на котором лежат картинки и выбрать только те, в названии которых встречаются звуки (л, ль) и определит место звука в слове.
5). Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Путаница». Присаживайтесь на ковер. Вам предстоит найти картинку с предметом, про который мы будем говорить.
(На ковре лежат картинки: весло, мыло, лопата, метла, иголка, полотенце, лом, пила, ложки, вилка, стол, стул).
Веслом одежду постирайте.
Нет, лучше мылом.
А мылом огород вскопайте.
Не мылом, а лопатой.
Лопатой подметите двор.
Лучше метлой.
Метлою вышейте узор.
Не метлой, а иголкой.
Иголкой руки вытирайте.
Лучше полотенцем.
А полотенцем лед сбивайте.
Это надо делать ломом.
Нет, ломом напилите дрова.
Пилой, а не ломом.
Пилою ешьте вкусный плов.
Уж лучше ложкой.
На ложку сядьте, свесив ножки.
Сидеть надо на стуле.
А стулом кушайте картошку.
Вилкой.
На вилку скатерть постелите.
Скатерть стелют на стол.
На лодочке столом гребите.
Нет, лучше веслом.
6).А теперь я попрошу вас присесть за столы. Послушайте задание. Вам нужно на картинке найти предметы, в названии которых встречаются звуки (л, ль) и обвести картинку карандашом.
3. Итог занятия.
Цель: подвести итоги, то есть определить результативность занятия.
Какие звуки мы с вами вспомнили сегодня?
Что вы сможете рассказать об этих звуках?
Какое задание для вас было самое трудное?
Что понравилось?
Список литературы.
1. О.Е.Громова. Инновации в логопедическую практику. «Линка-Пресс»,2008.
2. И.Л.Лебедева трудный звук, ты наш друг. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
3.Н.В.Нищева. Система коррекционной системы. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематических нарушений.
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического нарушения. Автоматизация{ С} в прямых слогах и в словах....
Конспект ООД по коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет) "В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ МИШКА"
Конспект на закрепление слухового и моторного звука [Ш], автоматизация звука в слогах и словах....
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка 6 лет с элементами логопедической ритмики
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка 6 лет с элементами логопедической ритмикиТема: Звук «Ш»Цель: Постановка звука «Ш». Изучение лексическ...
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи с ребенком 6 лет с использованием природных материалов
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи с ребенком 6 лет с использованием природных материаловТема: Звук «С»Цель: Постановка звука « С»Задачи:Раз...
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...
Конспект подгруппового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 - 6 лет) Тема: «В гости к нам пришёл мишка»
Конспект подгруппового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)...
Коррекция фонетико-фонематического нарушения речи у дошкольников
Материал для родителей дошкольников рассказывает о структуре фонетико-фонематического недоразвития речи у детей и путях его преодоления....