НОД по образовательной области «Речевое развитие» "Волшебный лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Зубова Ирина Валерьевна

План-конспект для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_les.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:  1.Закрепить умение  детей  составлять загадки – описания о животных выделяя характерные признаки и действия, используя модель. Формировать у детей умение  составлять  повествовательные  рассказы, тексты – рассуждения, используя  разнообразные  средства  связи и соблюдая структуру. 2. Закрепить умение подбирать слова – признаки, слова – действия, родственные слова, слова  синонимы, антонимы, сравнения. 3. Упражнять в умении  образовывать относительные прилагательные. Закреплять  умение детей  составлять предложения. 4. Развивать выразительность речи, умение пользоваться  разными интонациями. 5. Формировать  умение  детей  составлять рассказы в парах.

Словарная  работа: лесочек, лесник, лесоруб, лесовод, лесные, лесная, подлесок,

перелесок, дубрава, бор, зеленый  друг, легкие  земли, сквер, точно терем расписной, зеленое богатство, лиственный, березовый, шумный, растет, живет, радует….

Материал: Иллюстрации животных, птиц, насекомых, деревьев, цветов, микрофон, модели составления для  рассказов, загадок, название передачи, фишки в форме цветов, грибов, листьев.

Ход занятия:  

I. Вводная часть:  - Ребята, я сегодня вам приготовила загадку. Хотите е отгадать? Послушайте. Загадка: « В этом  доме сто осин, сто берез, сто рябин, сосны ели и дубы, травы, ягоды, грибы, много  жителей в нем назовите этот дом? (Лес).

- Скоро состоится передача «Волшебный  лес», на которой мы  должны представить свои  рассказы о лесе. Вы хотите  принять в ней  участие?

II. Основная часть: - Ребята, чтобы нам составить рассказы о лесе, я вам предлагаю отправиться на прогулку в лес. Закройте глаза и скажите такие слова: «Здравствуй, здравствуй чудо лес полный  сказок и чудес» Давайте  скажем громко, ласково, радостно, грустно, шепотом, тихо.

- Вот мы и в лесу. Послушайте  стихотворение Погореловского «Чудный  лес».

«Здравствуй, лес! Дремучий  лес,

Полный  сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листовою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Вест в росе, как  в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь и что за птица?

Все открой не  утаи

Ты увидишь мы свои»

- Ребята скажите, что растет в лесу? (грибы, деревья, ягоды, кусты, травы….).

- Посмотрите здесь дерево, но на нем нет листьев? Давайте  украсим дерево листьями. Назовите слова -  признаки к слову лес (лиственный, шумный, красивый, прекрасный, удобный, свежий, превосходный, уютный, березовый, дубовый, смешанный….); слова -  действия  к слову лес (дышит, живет, растет, радует, удивляет, восхищает, дает кислород, обогащает, лечит…)

- Отправляемся  дальше. Здесь у нас полянка. Какого она цвета? (зеленого). Это трава. Как можно сказать ласково о траве? (травушка – шелковая, травка, травинка, трава - краса, травушка - муравушка).

- Ребята давайте  украсим полянку цветами. Подберите   родственные  слова  к слову лес.

- Как  можно про лес сказать ласково? (лесок, лесочек)

  Тропинка в лесу,  какая? (лесная)

  Жители леса, какие? (лесные)

  Охраняет лес кто? (лесничий, лесник)

  Рубит лес кто? (лесоруб)

  Маленький  лес? (подлесок)

  Узкая полоса, соединяющая два леса? (перелесок)

- А как иначе можно сказать о лесе.

- Густой  непроходимый  лес, можно назвать (чаща)

- Лес где, растут дубы, называется (дубрава)

- Лес  это наш друг, он весь в зелени, можно сказать о нем, что он (зеленый  друг, зеленое  богатство)

- Лес  дает нам кислород, можно сказать, что лес  это (легкие  земли)

Значит, иначе лес можно назвать, не лес, а (чаща, роща, бор, дубрава, зеленый  друг, зеленое богатство, легкие земли…).

- Давайте  поиграем в игру «Подари словечко» Дети выбирают три картинки с  предметами и подбирают к ним  слова признаки, затем переносят эти слова к слову лес, составляют с  этими словосочетаниями предложения.

- Ребята, а кто в лесу живет? (птицы, животные, насекомые).

Загадки о птицах, о животных, насекомых.

- А сейчас, я вам предлагаю поиграть в игру: «Чей, чья, чьи, чьё»

Шубка (норка)  у лисы чья? лисья          Дупло у  белки чьё?  беличье

Берлога медведя чья? медвежья              Нос (хвост) у  белки чей? (беличий)

Нос (хвост) у медведя чей? медвежий    Уши  зайца чьи? заячьи

Лапы (уши) у лисы чьи? лисьи                Хвост у  белки чей? беличий

- А теперь ребята, давайте  отдохнем. Что в лесу растет, давайте  нарисуем. Рисование  в воздухе. Пальчиковая игра «Цветок». Упражнение  «Дерево».

- Ребята скажите, какое  значение  имеет лес в жизни человека?

– В лесу человек отдыхает, потому что, нет ничего милее дышать и думать здесь.

– Значит, лес – это место отдыха.

 – В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит.

 – Значит, лес – аптека.

 – В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.

– Значит, лес- источник чистой воды и пищи.

– Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья  в лесу. 

 – Значит, лес – это источник топлива.

 – Из древесины делают различные  изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники.

 – Значит, лес – это источник древесины.

 – В лесу растут разные растения, живут всякие животные.

 – Лес – это дом для растений, животных, грибов.

 – Растения выделяют кислород, которым мы дышим и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой    водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.

 – Лес- защитник воздуха, водоемов, почв.

 – А еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.

- Ребята давайте выложим в лесу тропинку.

Д\и «Добавь словечко»

Дорога в  городе широкая, а тропинка в лесу (узкая)

Волк голодный, а медведь (сытый)

Деревья высокие, а кусты (низкие)

Заяц прыгает быстро, а медведь ходит (медленно)

Волк далеко от дерева, а ёж (близко)

В лесу ягод много, а грибов (мало)

Зимой  снег в лесу белый, а весной  (черный)

Летом в лесу тепло, а зимой  (холодно)

Днем в лесу светло, а ночью (темно)

Трава мягкая, а ствол дерева (твердый)

- А с чем можно сравнить лес (чудесный терем, дом лесной, зеленый  друг, кладовая  лесных плодов, зеленый  наряд земли, точно терем расписной….).

- Ребята, вот мы с вами погуляли в  лесу, но вы помните мы, с вами должны составить рассказы о лесе для  передачи: «Волшебный лес».

В передаче будут такие  рубрики:  1. Загадки о жителях волшебного леса; 2. Рассуждение  на тему: «Почему лес волшебный»; 3. «Сказка  волшебного леса». Дети составляют загадки, рассказы, сказки в  парах.

Затем проводиться передача. Дети с микрофоном рассказывают свои загадки, рассказы.

III. Заключительная часть   Анализ детских рассказов.

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Детский  сад № 193 «Земляничка»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 51

                                                                                         Воспитатель: Зубова И.В.

г.о. Тольятти

март, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»: «Волшебный песок» для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) разновозрастной группы.

Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в процессе экспериментирования.  Обучение детей применять в игре знания, о свойствах сухого и мокрого песка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» «Волшебная страна»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие»«Волшебная страна»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»: «Волшебный песок» для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) разновозрастной группы.

Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в процессе экспериментирования.  Обучение детей применять в игре знания, о свойствах сухого и мокрого песка....