НОД по образовательной области «Речевое развитие» "Волшебный лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Программное содержание: 1.Закрепить умение детей составлять загадки – описания о животных выделяя характерные признаки и действия, используя модель. Формировать у детей умение составлять повествовательные рассказы, тексты – рассуждения, используя разнообразные средства связи и соблюдая структуру. 2. Закрепить умение подбирать слова – признаки, слова – действия, родственные слова, слова синонимы, антонимы, сравнения. 3. Упражнять в умении образовывать относительные прилагательные. Закреплять умение детей составлять предложения. 4. Развивать выразительность речи, умение пользоваться разными интонациями. 5. Формировать умение детей составлять рассказы в парах.
Словарная работа: лесочек, лесник, лесоруб, лесовод, лесные, лесная, подлесок,
перелесок, дубрава, бор, зеленый друг, легкие земли, сквер, точно терем расписной, зеленое богатство, лиственный, березовый, шумный, растет, живет, радует….
Материал: Иллюстрации животных, птиц, насекомых, деревьев, цветов, микрофон, модели составления для рассказов, загадок, название передачи, фишки в форме цветов, грибов, листьев.
Ход занятия:
I. Вводная часть: - Ребята, я сегодня вам приготовила загадку. Хотите е отгадать? Послушайте. Загадка: « В этом доме сто осин, сто берез, сто рябин, сосны ели и дубы, травы, ягоды, грибы, много жителей в нем назовите этот дом? (Лес).
- Скоро состоится передача «Волшебный лес», на которой мы должны представить свои рассказы о лесе. Вы хотите принять в ней участие?
II. Основная часть: - Ребята, чтобы нам составить рассказы о лесе, я вам предлагаю отправиться на прогулку в лес. Закройте глаза и скажите такие слова: «Здравствуй, здравствуй чудо лес полный сказок и чудес» Давайте скажем громко, ласково, радостно, грустно, шепотом, тихо.
- Вот мы и в лесу. Послушайте стихотворение Погореловского «Чудный лес».
«Здравствуй, лес! Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листовою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Вест в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь и что за птица?
Все открой не утаи
Ты увидишь мы свои»
- Ребята скажите, что растет в лесу? (грибы, деревья, ягоды, кусты, травы….).
- Посмотрите здесь дерево, но на нем нет листьев? Давайте украсим дерево листьями. Назовите слова - признаки к слову лес (лиственный, шумный, красивый, прекрасный, удобный, свежий, превосходный, уютный, березовый, дубовый, смешанный….); слова - действия к слову лес (дышит, живет, растет, радует, удивляет, восхищает, дает кислород, обогащает, лечит…)
- Отправляемся дальше. Здесь у нас полянка. Какого она цвета? (зеленого). Это трава. Как можно сказать ласково о траве? (травушка – шелковая, травка, травинка, трава - краса, травушка - муравушка).
- Ребята давайте украсим полянку цветами. Подберите родственные слова к слову лес.
- Как можно про лес сказать ласково? (лесок, лесочек)
Тропинка в лесу, какая? (лесная)
Жители леса, какие? (лесные)
Охраняет лес кто? (лесничий, лесник)
Рубит лес кто? (лесоруб)
Маленький лес? (подлесок)
Узкая полоса, соединяющая два леса? (перелесок)
- А как иначе можно сказать о лесе.
- Густой непроходимый лес, можно назвать (чаща)
- Лес где, растут дубы, называется (дубрава)
- Лес это наш друг, он весь в зелени, можно сказать о нем, что он (зеленый друг, зеленое богатство)
- Лес дает нам кислород, можно сказать, что лес это (легкие земли)
Значит, иначе лес можно назвать, не лес, а (чаща, роща, бор, дубрава, зеленый друг, зеленое богатство, легкие земли…).
- Давайте поиграем в игру «Подари словечко» Дети выбирают три картинки с предметами и подбирают к ним слова признаки, затем переносят эти слова к слову лес, составляют с этими словосочетаниями предложения.
- Ребята, а кто в лесу живет? (птицы, животные, насекомые).
Загадки о птицах, о животных, насекомых.
- А сейчас, я вам предлагаю поиграть в игру: «Чей, чья, чьи, чьё»
Шубка (норка) у лисы чья? лисья Дупло у белки чьё? беличье
Берлога медведя чья? медвежья Нос (хвост) у белки чей? (беличий)
Нос (хвост) у медведя чей? медвежий Уши зайца чьи? заячьи
Лапы (уши) у лисы чьи? лисьи Хвост у белки чей? беличий
- А теперь ребята, давайте отдохнем. Что в лесу растет, давайте нарисуем. Рисование в воздухе. Пальчиковая игра «Цветок». Упражнение «Дерево».
- Ребята скажите, какое значение имеет лес в жизни человека?
– В лесу человек отдыхает, потому что, нет ничего милее дышать и думать здесь.
– Значит, лес – это место отдыха.
– В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит.
– Значит, лес – аптека.
– В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.
– Значит, лес- источник чистой воды и пищи.
– Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья в лесу.
– Значит, лес – это источник топлива.
– Из древесины делают различные изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники.
– Значит, лес – это источник древесины.
– В лесу растут разные растения, живут всякие животные.
– Лес – это дом для растений, животных, грибов.
– Растения выделяют кислород, которым мы дышим и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.
– Лес- защитник воздуха, водоемов, почв.
– А еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.
- Ребята давайте выложим в лесу тропинку.
Д\и «Добавь словечко»
Дорога в городе широкая, а тропинка в лесу (узкая)
Волк голодный, а медведь (сытый)
Деревья высокие, а кусты (низкие)
Заяц прыгает быстро, а медведь ходит (медленно)
Волк далеко от дерева, а ёж (близко)
В лесу ягод много, а грибов (мало)
Зимой снег в лесу белый, а весной (черный)
Летом в лесу тепло, а зимой (холодно)
Днем в лесу светло, а ночью (темно)
Трава мягкая, а ствол дерева (твердый)
- А с чем можно сравнить лес (чудесный терем, дом лесной, зеленый друг, кладовая лесных плодов, зеленый наряд земли, точно терем расписной….).
- Ребята, вот мы с вами погуляли в лесу, но вы помните мы, с вами должны составить рассказы о лесе для передачи: «Волшебный лес».
В передаче будут такие рубрики: 1. Загадки о жителях волшебного леса; 2. Рассуждение на тему: «Почему лес волшебный»; 3. «Сказка волшебного леса». Дети составляют загадки, рассказы, сказки в парах.
Затем проводиться передача. Дети с микрофоном рассказывают свои загадки, рассказы.
III. Заключительная часть Анализ детских рассказов.
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Детский сад № 193 «Земляничка»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 51
Воспитатель: Зубова И.В.
г.о. Тольятти
март, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей
план-конспект "Мой любимый город"....
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»
Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел; закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...
Конспект мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ "Волшебные ключи"
использование проблемного обучения...
Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»
Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»: «Волшебный песок» для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) разновозрастной группы.
Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в процессе экспериментирования. Обучение детей применять в игре знания, о свойствах сухого и мокрого песка....
Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» «Волшебная страна»
Конспект непосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие»«Волшебная страна»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»: «Волшебный песок» для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) разновозрастной группы.
Развитие познавательной активности детей с ОВЗ в процессе экспериментирования. Обучение детей применять в игре знания, о свойствах сухого и мокрого песка....