Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» «Волшебная страна»
план-конспект занятия по окружающему миру

Бутусова Светлана Павловна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область

«Познавательное развитие»

«Волшебная страна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_defektolog.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №200»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область

«Познавательное развитие» 

«Волшебная страна»

Коррекционная группа №4.

(II этап обучения)

                                                 

                                   

 

 

                                                       

Подготовил:                                                                

Бутусова Светлана Павловна,

учитель-дефектолог.

Оренбург, 2015

Коррекционно-образовательные цели: Закрепление и обобщение знаний детей о весне, признаках весны. Активизация словаря по данной теме. Закрепление умения детей отвечать полными предложениями на вопросы. Закрепление знания геометрических фигур и цвета.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие диалогической речи, зрительного восприятия, произвольного внимания, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие творческого воображения. Снятие психоэмоционального напряжения.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, коммуникативная игра.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ картинок с предметами.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.                                  

Создание среды для организации и проведения НОД: конверт с письмом; картинки: солнца, лампочка, костер; пузырьковая колонна; панно «Полянка с подснежниками»; СD с музыкой; магнитная доска; картинки: скворечники, скворцы; оборудование «Сухой дождь»; стол-планшет для рисования на песке; набор геометрических фигур; «Чудесный мешочек»; большая конфета; музыкальная игрушка «Шум дождя»; корзина.

Предварительная работа: разучивание физминутки, беседы о весне.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;

- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;

- расширение и активизация словарного запаса.

    Критерии оценки деятельности детей в НОД

Ребенок задает вопросы.

Активно участвует в продуктивной деятельности.

Проявляет самостоятельность.

Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

Сопереживает.

Эмоционально реагирует.

Соподчиняет мотивы.

Проявляет волевое усилие.

Аргументирует самооценку.

План НОД

Части НОД

Содержание

Время

1. Вводная часть

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

3 мин.

2. Основная часть

Игры и упражнения с оборудованием сенсорной комнаты.

19 мин.

3. Заключительная часть

Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД.

3 мин.

Длительность НОД 25 мин.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1.Вводная часть

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Чтение стихотворения «Ветерок».

Чтение письма «Времена года».

Чтение стихотворения «Лети, лети».

 Учитель-дефектолог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. У нас сегодня необычный день. К нам пришли гости. Поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте!

Учитель-дефектолог: 

Ветерок весенний дует, вертит,

В форточку влетел конвертик!

Ну-ка, Никита, посмотри,

Что за вести там внутри?

Илья, помоги ему.

(Дети открывают конверт и достают письмо).

Учитель-дефектолог: 

Ребята, смотрите, это письмо для нас. Давайте его прочитаем!

«Жили-были 4 времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца - Зима, 3 месяца - Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения, птицы перестали петь песни, люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето, а Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод…»

Учитель-дефектолог: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но здесь есть картинки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?  

Дети: Солнце.

Учитель-дефектолог: Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо на свете.

Учитель-дефектолог: 

Поможем весне найти солнышко?

А найти мы его сможем только в волшебной стране, там, где живет сама Весна!

Учитель-дефектолог: 

Вы хотите помочь Весне найти солнышко?

Дети: Да.

Учитель-дефектолог: Куда нам для этого нужно отправиться?

Дети: В волшебную страну.

Учитель-дефектолог: Тогда отправляемся в путь.

А путешествовать мы отправимся не на поезде или самолете, а в своем воображении. Прикройте глаза и представьте, что вы попадаете в волшебную страну.

Ты воображение лети, лети.

Нас в волшебную страну перенеси.

Мимо радуги-дуги ты по небу пронеси.

Где течет живой ручей,

Солнце нужно отыскать скорее.

Ты неси нас быстро, быстро, чтоб сверкали в небе искры!

Открывается дверь в сенсорную комнату. Звучит музыка (1).

Дети заходят, оглядываются.

3 мин.

Социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие.

2.Основная часть.

 Игры и упражнения с оборудованием сенсорной комнаты.

Работа по схемам.

Чтение стихотворения «Подснежник».

Работа на магнитной доске: дидактическая игра «Заплатки».

Упражнение «Цветной дождик».

Динамическая пауза

«Это мы можем».

Дидактическое упражнение

«Оживающие фигуры».

Психологический этюд

«Солнечный зайчик».

Учитель-дефектолог: Вот мы и на лесной поляне в волшебной стране.

Посмотрите нас встречает сама Весна!

Весна: Здравствуйте, ребята!

Я весна-красна. Заждалась вас тут. Мне нужна ваша помощь.

Учитель-дефектолог: Чем же помочь тебе Весна?

Весна: Настало моё время, а зима все не хочет уходить. Соберет на небе снежные тучи, да и завьет метелью, а то и морозный денек подбросит.

Учитель-дефектолог: А мы знаем, что за чудо может помочь тебе, Весна.

Правда, ребята?

 Дети: Да.

 Весна: Что это за чудо такое?

Дети: Солнышко.

Учитель-дефектолог: Правильно! Есть чудо -  это солнышко. Мы как раз отправились его искать.

Весна: Помогите мне найти солнышко, а я вам помогу. Собирайте лучики, они подскажут куда идти. А вот и первый лучик.

Весна отдаёт лучик в корзине детям и уходит.

Учитель-дефектолог: Поторопимся помочь Весне. Смотрите внимательно на лучик. Куда он указывает нам путь? 

Идут по схеме. Подходят к полянке с подснежниками.

Учитель-дефектолог: Весной еще прохладно. Солнце не прогрело сырую холодную землю.   Пробивается сквозь снег молодая весенняя травка. Воздух чистый и свежий. Какая красота, посмотрите, на лесной полянке зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, шапочки пробиваются из-под снега. Знаете, как они называются?  

Дети: Подснежники.

Учитель-дефектолог: Скажите, какого цвета бутоны у подснежников?

Дети: Белые.

Учитель-дефектолог: Посмотрите, какие зеленые листочки.

«Подснежник»

Из серой земли появился росток

За ним и подснежника светлый цветок.

Сперва понемножку        

Зелёную выставил ножку

Потом потянулся из всех своих сил.

Учитель-дефектолог: Тут и Ручеек. Но, он еще спит, а разбудить его может только солнышко.

Учитель-дефектолог: А вот и второй лучик! Смотрите куда он поведет нас дальше.

Подходят к магнитной доске. Дидактическая игра «Заплатки»

Учитель-дефектолог: Весной возвращаются скворцы. Но, чтобы они заселились в свои домики-скворечники нужно их починить. Подберите подходящие заплатки и заселите каждого скворца в подходящий ему домик.

Учитель-дефектолог: Молодцы! Вы помогли скворцам. Но, чтобы они запели свою песенку нужно солнышку засветить.

Учитель-дефектолог: А вот и третий лучик.

Подходят к «Сухому дождику». Звучит «шум дождя».

Учитель-дефектолог: Какие звуки вы услышали?

Дети: Пошел дождь.

Учитель-дефектолог: Молодцы, правильно. Это шум дождя.

Упражнение «Цветной дождик»

Учитель-дефектолог: Посмотрите, какие здесь красивые ленточки – разноцветные.

Похожи на весёлый дождик?

Звучит музыка «Дождь» (2).

Дети: Да.

Поиграем с дождиком?

Дети: Поиграем.

Вставайте в середину.

Сколько знаю я дождей.

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Ну, а наш дождик цветной,

Словно с радугой-дугой.

Учитель-дефектолог:

Вот, он какой дождик.

Дождик какой?

Дети: Цветной, сухой, красивый. Учитель-дефектолог:

Поиграем с дождиком?

Дети: Поиграем.

Дотроньтесь до ленточки красного цвета.

Дотроньтесь до ленточки желтого цвета (синего, зеленого, фиолетового).

Учитель-дефектолог: Молодцы! У вас всё получилось! А вот и еще лучик. Куда же он нас поведет?

Встают по середине комнаты. Звучит музыка (3)

Динамическая пауза

«Это мы можем»

Дети повторяют движения учителя-дефектолога, сопровождая их словами: «Это тоже я могу».


Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!

Учитель-дефектолог: Молодцы! А вот и лучик! Смотрите куда нам идти дальше.

Подходят к столу с песком.

Учитель-дефектолог: Куда же мы с вами пришли?

Дети: К песку.

Учитель-дефектолог: Вспомним как нужно вести себя около песка.

  1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  2. Нельзя бросать песок в других детей.
  3. Нельзя портить рисунок или постройку других детей.
  4. После игры с песком нужно помыть руки!

Звучит музыка (4).  

 Учитель-дефектолог: Весной в этой волшебной стране оживает всё вокруг. Даже геометрические фигуры превращаются в предметы, только им нужна помощь волшебников, таких как вы.

Дидактическое упражнение

«Оживающие фигуры»

Учитель-дефектолог: Посмотрите, для вашего волшебства вам нужен «Чудесный мешочек», а в нём…. давайте посмотрим, что там лежит?

Дети по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической фигуре и отвечают на вопросы:

  • Что за геометрическая фигура у тебя в руке?
  • Какого цвета?

Подумайте, что вы можете дорисовать к вашей фигуре и нарисуйте.

Дети выполняют задание.

Учитель-дефектолог: Илья, что у тебя получилось?

Никита, а что у тебя получилось?

Учитель-дефектолог: Молодцы! Какие вы волшебники!

Вот и еще лучик! Что же на нем нарисовано.

Дети: Солнышко!

Учитель-дефектолог: Это означает, что мы собрали все лучики. Посмотрите, что вы видите? Показывает круг. 

Дети: Это круг.

Учитель-дефектолог: Попробуем сделать солнышко и посмотрим, что у нас получиться.

А что нужно добавить к кругу, чтобы получилось солнышко?

Дети: Лучики.

Собираем солнышко из кружка и лучиков.

Звучит музыка (5).

Психологический этюд

«Солнечный зайчик».

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять,

На плече давай скакать.

(Дети протягивают вперед ладонь. Закрывают глаза. Выключается свет)

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Нежно согревает.

(Включаем светильник и просим детей открыть глаза).

Учитель-дефектолог: Вот и солнышко проснулось.

Звучит музыка (6). Посмотрите какое оно?

Что можно сказать про солнышко? Какое оно?

Дети: Доброе, теплое, ласковое, улыбчивое, радостное, сияющее, озорное.

Учитель-дефектолог: Дотроньтесь до лучиков. Вам нравится?

Дети: Нравится.

Учитель-дефектолог: Посмотрите и птички запели, и ручеек проснулся. А снег начал таять.

Включается свет. Появляется весна.

Весна: Какие вы молодцы! Вы нашли солнышко, а оно разбудило всё вокруг. Запели птички, побежали ручейки, стало теплее на полянке.  

В благодарность вам у меня для вас подарок. Примите эту большую конфету. Но, она не простая а волшебная. Откроите её в группе и угостите своих друзей и всех детей в группе. А теперь мне пора с вами прощаться.

 Вам нужно отправляться в детский сад. 

Весна: До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Весна!

Учитель-дефектолог: Закроем глазки. Скажем один, два, три воображение в детский сад нас перенеси! Пока дети произносят эти слова весна незаметно уходит.

19 мин. 

социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.

3.Заключительная часть.

 

Учитель-дефектолог: Вот мы перенеслись в детский сад.

Учитель-дефектолог: Где мы были?

Дети: В волшебной стране.

Учитель-дефектолог: Кому мы помогали?

Дети: Весне.

Учитель-дефектолог: Как мы помогали?

Дети: Собирали лучики.

Учитель-дефектолог: Вам понравилось?

Дети: Да.

Учитель-дефектолог: Вы такие молодцы, всё выполняли правильно.

3 мин.

Социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие.

Длительность НОД 25 мин.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Комнатные растения – спутники жизни»

Познавательное развитие с элементами трудовой деятельности. Основной целью занятия является: формировать экологическую культуру у детей по уходу за комнатными растениями. Задачи: расширять и системати...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Познавательное развитие" "Путешествие в красную сказку".

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в красную сказку" в средней группе в рамках реализации пректа "Радужная неделя"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Познавательное развитие" "Путешествие в жёлтую сказку".

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Путешествие в жёлтую сказку".(Реализация проекта "Радужная неделя")...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по областям "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие","Развитие речи" на тему "Краденое солнце" по сказке К.Чуковского для детей 2 младшей группы

Познакомить детей с произведением К.Чуковского "Краденое солнце". Формировать дружеские отношения в коллективе, способность накоплению опыта доброжелательных отношений, воспитывать коммуника...

Конспект и презентация непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Для старшей группы. На тему: «Новый год у ворот»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».Для старшей группы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...