Конспект НОД. Путешествие в мир звуков.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в мир звуков».
Доминирующее направление: речевое развитие.
Интеграция направлений: социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Интегрированные задачи: Закреплять навыки звукового анализа слова, умение различать гласные и согласные звуки, характеризовать согласные звуки, умение делить слова на слоги, умение составлять предложение из нескольких слов. Развивающие задачи: Развитие речевого слуха. Развитие диалогической речи. Развивать умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения. Воспитательные задачи: Воспитание инициативы, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Виды детской деятельности: коммуникативная; познавательно - игровая; двигательная; продуктивная.
Формы организации: беседа, дидактические игры, физминутка. Предварительная работа: занятие по ЗКР, разучивание чистоговорок и скороговорок.
Оборудование: набор для звукового анализа слова, ноутбук, аудиозапись «Звуки природы», «По дороге с облаками», иллюстрации школьных принадлежностей, звуковая «ромашка», схемы предложений, атрибуты для драматизации сказки «Теремок».
Ожидаемые результаты: дети выполняют звуковой анализ слова, составляют предложения из нескольких слов, различают гласные и согласные звуки, характеризуют согласные звуки, называют слова-предметы, слова-действия, имеют хорошо развитую двигательную активность.
Мотивация: за ширмой раздается плач. Вос-ль: Ой, что это? (предположения детей). Хотите посмотреть? (сидит Заяц с букварем в руках и плачет). Дети: Здравствуй милый заинька! Почему ты плачешь? Что случилось?
Зайка: - Недавно я пошел учиться в лесную школу, в ней учится много моих друзей. Дети: Ну и замечательно, значит ты совсем вырос.
Зайчик: - А плачу я, потому что у меня ничего не получается, учу, учу буквы и звуки и все время забываю, да и писать у меня не получается. Беда а а а (плачет).
Вос-ль:- Да вот беда, так беда, ребята, что можем сделать? (предложения детей, нужно помочь). Заяц: Да, ребята, помогите. Я очень люблю учиться, для этого у меня все есть: и большие уши, и рот замечательный, и глаза красивые. Я принимаю ваше предложение. Приглашаю вас в Лесную школу. Ребята, только у меня к вам просьба. Я очень боюсь, что опять все забуду. Дети: Не беспокойся, Заинька, мы запишем все это на видео, и ты сможешь освежить свои знания, а так же провести видео урок со своими друзьями. (Выбрать желающего работать с камерой). Вос – ль: Что ж, Зайка, показывай дорогу в свою Лесную школу. Звучит мелодия «По дороге с облаками». Физкультминутка.
Заяц: Всех вас в лес я приглашаю,
(Руки на поясе, повороты вправо и влево)
В лес ко мне пойдём сейчас,
В гости жду сегодня вас.
(Шагаем по кругу)
Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.
Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!
(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)
Ножки выше поднимаем –
По сугробам мы шагаем.
(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)
Солнцу в небе улыбнись,
(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)
А деревьям - поклонись.
(Наклониться вперед)
Прыгнем мы через канаву,
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
К зайцу мы идём в дубраву!
(Шагаем по кругу)
Вот мы с вами и пришли.
Слышатся звуки природы.
Вос – ль: Что это? Вы слышите? Дети: птицы поют, ручей журчит, корова мычит. Вос-ль: - Слышите, сколько разных звуков существует в природе, их очень, очень много. Звуки произносят птицы, животные, окружающие нас предметы. А самое главное, что мы с вами люди, единственные существа на планете, которые умеют говорить, т. е обладают речью. А еще мы умеем читать, а помогают нам в этом буквы. (На экране появляются изображение птиц, животных, окружающих предметов).
Вос-ль: А чем отличаются буквы от звуков? Дети: Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем. Вос - ль: Из каких звуков состоит наша речь? Дети: Гласных и согласных. На лесной поляне растет необычное дерево, у которого вместо листьев растут звуки. Игра «Назови звук». Игровое упражнение с клубочками «Произнеси гласный звук». Вос-ль: А чем они отличаются? Дети: Гласные мы произносим при помощи голоса, можем их пропеть, а согласные нам помогают произносить голос, зубы, язык, губы. Вос – ль: Легко вам было проговаривать гласные? А согласные? Ребенок: Помните, мы читали сказку, в которой звуки не хотели дружить между собой? Вос – ль: Хотите поиграть, я непротив. Драматизация сказки «Теремок». (Дети самостоятельно распределяют роли.)
Ребенок: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, невысок теремок. Бежит звук Б и спрашивает
- Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?
Ребенок: - Никто не отвечает. И стал звук Б жить в теремочке. Бежит мимо звук Д и спрашивает
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Ребенок: А звук Б отвечает
- Это я звук Б, согласный звук. Буквой Б меня зовут. А ты кто?
- Я звук Д, согласный звук, буквой Д меня зовут. Давай вместе жить?
Ребенок: И стали они жить вместе. Бежит мимо звук Р и спрашивает
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Ребенок: А звуки Б и Д отвечают - Это я звук Б, согласный. Я звук Д, согласный звук ты кто?
- Я звук Р, согласный звук. Буквой Р меня зовут. Давай вместе жить?
Ребенок: И стали они жить вместе. Бежит мимо звук Ж и спрашивает
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Ребенок: А звук Б отвечает
- Это я звук Б, согласный звук, я звук Д согласный звук, я звук Р согласный звук. А ты кто?
- Я звук Ж согласный звук, давайте жить вместе!
Ребенок: И стали они жить вместе. Бегут мимо звук А и У и спрашивают :
- Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живет?
Звуки отвечают, а вы кто? - Мы звуки А и У, мы гласные звуки. А давайте вместе жить?
Звук Р говорит: Мы звуки согласные, а вы гласные и жить мы с вами не будем.
Ребенок: Обиделись звуки и ушли. А согласные звуки вышли гулять и стали пробовать собрать слова. И ничего у них не вышло. Тогда поняли они, что нельзя им жить без гласных звуков, позвали они гласные звуки, извинились и с тех пор стали жить дружно в одном большом и уютном доме и назвали этот дом Алфавит. Главным словом для них стало слово – дружба. (Дети выстраиваются в слово «дружба»). Вос-ль: В чем смысл этой сказки? Дети: Звуки должны дружить между собой. Воспитатель: А какими бывают согласные звуки? Дети: Твердые, мягкие, звонкие и глухие.
Задание № 1. Игра «Собери цветок». В лесу был сильный ветер, сорвал лепестки с цветов и разбросал по всей поляне. Сердцевинкам скучно без лепестков. Нужно собрать лепестки. Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков на поляне выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук. Задание №2. Зайка: В школе нас учат обозначать звуки в словах символами, у меня это никак не получается. Может быть, мы все вместе попытаемся разобраться? Вос – ль: Что вы видите на экране? (ручка, пенал, книга, доска). Помогите Зайке выложить слова символами. (Один ребенок у доски).
Задание № 3. Как назвать эти изображения, одним словом? (Предметы). Вы знаете, предметы называем словами, а слова состоят из слогов. Игра «Прохлопай по слогам». - Стукнешь о стенку, а я отскочу. Бросишь на землю, а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я совсем не хочу! (Мяч)
- Я скачу туда-сюда по деревьям ловко. Не пустует никогда у меня кладовка. (Белка) - Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан) - Он от дедушки ушел, он от бабушки ушел, И от зайца, и от волка, и от медведя ушел, А от лисицы не ушел. (Колобок).
Вос - ль: Какой сделаем вывод? (Слова состоят из 1, 2, 3 слогов). Вос – ль: А из слов мы составляем предложения. Задание № 4. Из предметов, изображенных на экране составить предложение и выложить схему. (Предложить Зайке). Вос - ль: Ну, ребята, молодцы. Зайка: Спасибо, ребята, вам большое. Я запомнил, какие бывают звуки, что слова состоят из звуков. Научился из слов составлять предложение.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка д/с №23
Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы
Тема: «Путешествие в мир звуков».
Выполнила воспитатель: Горбатова Л.П.
Ишим,2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Путешествие в страну звуков и букв"
Конспект комбинированного занятия по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности...
Конспект занятия « Путешествие в мир звуков»
Цель; экспериментирование со звуками, помочь детям получить ответы на вопросы: « Как распространяется звуковая волна, выявить причины усиления звука, выделить характерные звуки стеклянных ...
Конспект НОД "Путешествие в страну звуков" средняя гр.
Конспект НОД "Путешествие в страну звуков" средняя гр. ...
Конспект НОД "Путешествие в страну звуков" средняя гр.
Конспект НОД "Путешествие в страну звуков" средняя гр....
Конспект занятия «Путешествие в Звукоград». Звук и буква Д.
Проведения занятия в логопедической группе с детьми 5-6 лет по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Учить детей четко произносить звук Д. Познакомить с буквой Д. Развив...
Конспект занятия "Путешествие в космос" (звуки Т-ТЬ)
Конспект занятия "Путешествие в космос" (звуки Т-ТЬ)...
Конспект занятия "Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А "(знакомство)
Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А (знакомство)...