Конспект занятия на тему: употребление имён существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами по теме «Весна».
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Алехина Анастасия Михайловна

Данный конспект занятия направлен на активизацию словаря по теме "весна", упражнение в употреблении имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнение в употреблении имён существительных в родительном падеже множественного числа, упражнение в употрблении простых предлогов, в подборе и употрблении антонимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_vesne.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: употребление имён существительных с уменьшительно -ласкательными суффиксами  по теме «Весна».

Цель: формирование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Коррекционно - образовательные: 

  • активизировать словарь по теме весна (соц., ком.);
  • упражнять в развитии диалогической речи (соц., ком.);
  • упражнять в употреблении имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (соц., ком.);
  • упражнять в употреблении имён существительных в родительном падеже множественного числа (соц., ком.);
  • упражнять в подборе и употреблении антонимов (соц., ком.);
  • упражнять в употреблении простых предлогов (соц., ком.).

Коррекционно - развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление (соц., ком.);
  • развивать оптико-пространственные представления (соц., ком.);
  • развивать зрительное восприятие (соц., ком.);
  • развивать фонематическое восприятие (соц., ком.);
  • развивать тактильное восприятие (соц., ком);  
  • развивать мелкую и общую моторику (соц., ком., здоровье).

Воспитательные:

  • воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая (соц., ком.):
  • воспитывать активность и инициативность (соц., ком.).

Оборудование: нарисованные деревья, птички, мяч, цветы  с предметами, журавли, дерево с полосками.

Ход занятия

I. Организационный момент

Л: Здравствуйте, ребята. А как вы думаете, какое сейчас время года?

Д: Сейчас весна.

Л:  Какие вы знаете признаки весны?

Д: Почки появляются, листья начинают распускаться, цветочки начинают расти, снег растаял, потекли ручейки.

Л: Хорошо. Я сегодня предлагаю вам совершить прогулку-путешествие, а куда вы сейчас узнаете. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

Ребята, а как вы думаете, что это?

Д: Это лес.

Л: И вот сегодня мы с вами совершим прогулку-путешествие по лесу.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

Л: А совершать прогулку мы с вами будем по необычному лесу. А по какому, мы узнаем, отгадав ещё одну загадку.

Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.

Про какое время года эта загадка?

Д: Про весну.

Л: А совершать прогулку мы будем с вами по весеннему лесу. И поговорим мы с вами сегодня о весне.

2. Игра «Что есть в лесу»

Л: Вот и очутились мы с вами в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
Д: (Поднимают руки.)
Л: Подул теплый ветерок — ш-ш-ш, зашелестели листья. Повторяйте за мной ш-ш-ш.
Д:  (Быстро-быстро шевелят пальчиками.)
Л: Подул холодный ветер — с-с-с, закачались сосны.
Д: (Покачиваются и машут руками.)
Л: Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Д: (Расслабляются.)

Л: А в далеке слышно как где то едет поезд, ч-ч-ч. Повторяйте за мной ч-ч-ч.

Д: (Повторяют движения за логопедом.)
Л: А теперь где то капельки росы зазвенели по листочкам и травинкам, ть –ть – ть.

Д: (Повторяют за логопедом.)

Л: А теперь тихонечко, чтобы не разбились капельки воды, пройдёт и сядет на место тот, кто стоит справа от…, слева от…

Д: (Садятся на свои места).

3. Игра «Где находятся птички»

Л: А как вы думаете, что есть в лесу?

Д: В лесу есть много деревьев.

Л: А какие деревья есть в лесу?

Д: В лесу есть ёлки, сосны, сосны, берёзы, дубы.

Л: Посмотрите. А оказывается, у нас есть много птиц и их нужно рассадить на дерево, поможем им всем удобно сесть?

Д: Да.

Л: Итак, каждый из вас будет выходить, брать птичку, и я вам буду предлагать, куда нужно будет посадить птичку, а вы будите её сажать.

Итак, посади птичку в скворечник.

Где находится птичка?

Д: Птичка сидит в скворечнике.

Л: (И т.д.)

Д: (Рассаживают птичек и говорят, где они сидят.)

Л: Хорошо. Вот и всех мы птичек рассадили. Молодцы.

4. Игра «Назови ласково»

Л: Ну что, идём мы с вами дальше. И выходим мы с вами на полянку, а вся поляна освещена солнцем. И везде прыгают солнечные зайчики. А какие у нас зайчики все пушистые и ласковые. Поиграем в игру «Назови ласково». Вставайте в круг. Я буду кидать вам мяч, как-будто солнечный зайчик прыгнул к вам в ладошки, называть слово, а вы будите кидать мне мяч обратно и называть предмет ласково.

Дерево, проталина, солнце, белка, медведь, заяц, поляна, туча, ручей, канава.

Д: (Ловят мяч и называют ласково.)

5. Физминутка

Л: Что то мы с вами долго уже идём по лесу. Нужно нам с вами отдохнуть, покажем всем лесным жителям, что мы с вами тоже умеем делать зарядку.

Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх).

Ну что, показали мы лесным жителям, что тоже умеем делать лесную зарядку. Молодцы, садитесь на места.

6. Игра «Необычная полянка»

Л: Посмотрите, ребята, на этой необычной полянке распустились цветки. А как эти цветы называются?

Д: Это ландыши и одуванчики.

Л: Да. Но это необычные цветы, они с какими то картинками, сейчас каждый из вас подойдёт и возьмёт по цветку и назовёт предмет ласково. (Ручей. трава, гнездо, птица и т.д.

Д: (Берут по картинке и называют предметы ласково.)

7. Игра «Доскажи словечко»

Л: Ну что, идём дальше?

Д: Да.

Л: Ребята, а кто прилетает весной к нам из жарких стран?

Д: Перелётные птицы.

Л: Да. А каких вы знаете перелётных птиц?

Д: Журавли, жаворонки, ласточки и т.д.

Л: И кто это, посмотрите?

Д: Это журавли.

Л: И журавли прилетели из жарких стран, многое там увидели и услышали. И хотят с вами поиграть, поиграем с ними?

Д: Да.

Л:  Я буду передавать вам сообщения журавлей, а вы будите должны досказать словечко.

На дереве гнездо, а на деревьях (что?) … (гнезда)

Во дворе дерево, а в лесу (что?)… (деревья).

У дерева ствол, а у деревьев (что?) … (стволы).

На дороге ручей, а на полях - ….(что?) (ручьи).

Во дворе лужа, а в парке - (что?) (лужи).

Возле сугроба упала сосулька, а с крыши дома свисает много чего? (сосулек)

В лесу виднелась первая проталина, а на поляне виднелись что? (проталины)

Ну, вот и поиграли мы с журавлями. Журавлям пора лететь дальше, а мы с вами будем гулять по лесу дальше.

8. Игра «Скажи наоборот»

Л: Идём мы с вами дальше. А что это такое ребята? Как вы думаете?

Д: Это необычное дерево.

Л: Здесь какие то полоски висят на веточках. Я думаю, что это просто снег не успел растаять, а мы с вами говорили, что весной что происходит со снегом?

Д: Весной весь снег тает.

Л: Да. Я предлагаю помочь снегу растаять, а для этого мы с вами выполним задание, которое написано на этих полосках, остатках снега. Вы будите снимать по очереди по одной из полосок, я буду читать, а вы будите договаривать нужное словечко.

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые).

Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое, светлое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Вот и сняли мы весь снег с веточек, теперь он быстрее растает и на дереве появятся листочки.

III. Итог занятия

Л: Ну вот ребята и заканчивается наша прогулка. Пора возвращаться домой. Где мы с вами сегодня были? О чём говорили? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней логопедической группе "Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -очк, -ечк, -чик"

Занятие позволит в игровой форме познакомить детей с образоанием существительных с   уменьшительно-ласкательными  суффиксами -очк, -ечк, -чик....

Конспект занятия: Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать внимание, словесно - логическое мышление....

Конспект занятия с презентацией по развитию лексико-грамматических категорий «Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами»

Тема: Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Цель: учить правильно использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.Задачи:• Совершенствовать навыки ...

Автоматизация звука /ЛЬ/ при обучении детей словообразованию: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ОК, -ЁК, -ОНОК, -ЁНОК, -УЛ.

Практический речевой материал позволяет обучать дошкольников словообразованию при автоматизации звука /ЛЬ/, используя принцип аналогии. Материал разбит на блоки в соответствии с суффиксами, а также - ...

«Звук и буква Ч. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных»

закрепление произношения звука [Ч], знакомство со звуком и буквой;звуко-слоговой анализ слов;формирование фонематического слуха;формирование навыка пересказа;закрепление употребления уменьшительно-лас...