«Звук и буква Ч. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
- закрепление произношения звука [Ч], знакомство со звуком и буквой;
- звуко-слоговой анализ слов;
- формирование фонематического слуха;
- формирование навыка пересказа;
- закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- словообразование отчеств мужского рода;
- закрепление навыка печатания, чтения.
- правописание ЧА, ЧУ;
- формирование навыка построения простых и сложных распространенных повествовательных предложений;
- активизация словаря по теме;
- формирование связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuk_i_bukva_ch.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №377 городского округа Самара
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: «Звук и буква Ч. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных»
Подготовила учитель – логопед:
Махмудова Гульфия Аббясовна
Самара, 2023 г
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности
Тема: «Звук и буква Ч. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных»
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие ребенка.
Цель: познакомить детей со звуком и буквой Ч.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление произношения звука [Ч], знакомство со звуком и буквой;
- звуко-слоговой анализ слов;
- формирование фонематического слуха;
- формирование навыка пересказа;
- закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- словообразование отчеств мужского рода;
- закрепление навыка печатания, чтения.
- правописание ЧА, ЧУ;
- формирование навыка построения простых и сложных распространенных повествовательных предложений;
- активизация словаря по теме;
- формирование связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к слову;
- положительной мотивации к занятию;
- воспитывать умение высказывать свое отношение к прочитанному;
- воспитывать умение слушать музыкальное произведение из мультфильма.
- воспитывать у детей навыки совместной деятельности, дружеские взаимоотношения;
- воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Коррекционно-развивающие:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие навыка ориентировки на плоскости;
- развитие словаря;
- развитие навыка умения определять время по часам;
- развитие навыка построения предложений;
- развитие связной речи;
- развитие умения определять жанр произведения;
- развитие навыка печатания, чтения;
- развитие интереса к произведению русского композитора.
Материал и оборудование:
- предметные картинки (врач, грач, мяч, бочка, кирпич, обруч, чай, чайник, чайка, чашка, пчелы, качели, печенье, чулок, мальчик, сито, девочка, летчик, песочница, учитель, спички, часы, черемуха, тень);
- демонстрационные картинки из серии «Большой-маленький»;
- карточки для чтения (с пропущенной буквой Ч);
- наборы для схем;
- тетради;
- ручки.
Ход НОД
- Организационный момент:
Стук в дверь. Звучит фрагмент песни Чебурашки из мультфильма «Чебурашка»
«Здравствуйте ребята!!!
Вы узнали кто я?
Я вымышленный зверёк с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящий на задних лапах, персонаж сказки «Чебурашка» Эдуарда Успенского, а песню мою написал композитор Владимир Шаинский.
Я давно мечтал попасть в детский сад?
Примите меня?
Я с вами поиграю, а заодно и позанимаюсь.
Хочу узнать много нового и интересного»:
Игра «Поздоровайтесь, называя друг друга по имени ласково»
(Здравствуй, Вовочка; здравствуй, Танечка…)
- Знакомство с темой:
Отгадайте загадки:
Он коричневого цвета. Его любят все за это. Знает каждая дворняжка Друга Гены…(Чебурашку) | Его пинают, он не плачет, Его бросают – назад скачет. Упадет – поскачет, ударят – не плачет… (мяч) |
Что общего в этих словах? - Чебурашка, мяч – в этих словах слышится звук [Ч]
- Основная часть:
Произнесение и характеристика звука Ч:
- Поезд едет: Ч-Ч…
- когда произносим звук Ч: губки слегка выдвинуты вперед, кончик языка отходит от корешков верхних зубов;
- звук Ч – согласный звук, так как воздух встречает преграду между языком и небом;
- глухой, так как образуется при помощи одного шума (проверим горлышко);
- всегда мягкий, поэтому обозначаем зеленым цветом.
На что похожа буква?
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Из каких элементов состоит буква?
Из крючочка и палочки.
Пропишем в воздухе указательным пальцем букву Ч.
Выложим из фасоленок или ниточек букву Ч (на выбор).
- Воспроизведение слоговых рядов
Игра «Запомни-повтори-выполни»
ач-оч-уч-ич ча-чо-чу-чи чня-чне-чню-чни | Ча-ча-ча-горит в комнате свеча Чу-чу-чу-молоточком я стучу Оч-оч-оч-наступила в поле ночь |
- Выделение звука Ч
«Хлопни - топни», если услышешь звук Ч»:
- ча, чо, тя, ач, ти, ать, ся, чи, ись, си, ти, ить;
- ситец, чаша, гречиха, пять, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, мечта, просить, прощать, чудо.
Послушай рассказ «Очки»
- назовите из рассказа слова со звуком Ч;
- ответьте на вопросы;
- послушайте рассказ еще раз;
- перескажите его.
- Что вы слушали? (сказку, стихотворение или рассказ) – рассказ
Дедушка надел очки. Он начал читать книжку. Внучек Вовочка подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки; я тоже хочу научиться читать книжки» | Для чего нужны очки дедушке? Почему он читает в очках? Можно ли читать в очках, не зная букв? Что нужно, чтобы научиться читать – надеть очки или выучить буквы? |
- Упражнение в образовании и употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
а) Заучивание потешки с движениями «Бычок»
Встретил ежика бычок.
И лизнул его в бочок,
И, лизнув его в бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется,
В рот не суй, что попадется.
Назовите из потешки слова со звуком Ч: (бочок – бычок – язычок)
Чем похожи эти слова? – они называют слова ласково, содержат звук Ч.
б) игра с мячом «Назови слова ласково»
Мяч-мячик Ключ- Чашка- Пенек- Носок- Собака- Белка- Замок- | Рукавица- Вилка- Ручей- Ложка- Пуговица- Огурец- Огонь- | Стакан- Кувшин- Чайник- Нож- Дверь- |
- Динамическая пауза «Часы»
- Чебурашка, посмотри что на картинке?
- Часы.
- А ты знаешь который час на циферблате?
- Нет.
- Ребята, подскажите Чебурашке.
- 2 часа (часовая стрелка на цифре 2, а минутная на цифре 12).
- Чебурашка, отдохни вместе с нами!!!
Тик-так, тик-так- Все часы идут вот так: Тик-так. | Наклоните голову то к одному. то к другому плечу. |
Смотри скорей, который час: Тик-так (3 раза). | Смотри. Раскачиваться в такт маятника. |
Налево - раз, направо – раз, мы тоже можем так. Тик – так (2 раза). | Ноги вместе, руки на пояс. Наклоните голову к правому, затем к левому плечу. |
- Словообразование отчеств мужского рода.
Упражнение «Назови отчество сына»
У Глеба сын – Глебович У Ивана - Иванович У Александра - У Романа - У Владимира - У Петра - У Ильи – У Степана – У Андрея – У Сергея – У Анатолия – У Михаила – У Федора - | У Дениса – У Ефима – У Алексея – У Василия – У Юрия – У Бориса - У Льва – У Фомы - У Максима - У Антона - У Павла - У Никиты - У Константина- |
- Знакомство с правописанием ЧА, ЧУ:
ЧА пиши с буквой А | ЧУ пиши с буквой У |
- Печатание под диктовку слов из букв кассы с опорой на правило: ЧАСЫ, ЧУДО.
Составление схемы слова ЧАСЫ:
- назови первый звук, какой он? – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленой фишкой.
- назови второй звук … и тд.
- сколько всего звуков? Посчитай – 4 звука.
- сколько букв в слове? Посчитай – 4 буквы.
- составьте предложение со словом ЧАСЫ
- составим схему предложения
- как обозначим первое слово в предложении? – уголком
- слова? – длинным прямоугольником.
- что поставим в конце предложения? – точку.
- что обозначает точка? – конец предложения
- Назови 1-е слово, 2-е, 3-е….
- сколько всего слов в предложении?
- сколько слогов - частей в слове часы, прохлопайте слово, обозначим их короткими прямоугольниками - 2
- Какую песенку знаете? – сколько в слове гласных-красных, столько и слогов? – (А), (Ы) - 2
- назовите слово ласково – ЧАСИКИ
- прохлопайте слово по слогам, сколько слогов в слове ЧАСИКИ – 3
Самостоятельно выложите слово ЧУДО из букв кассы, используя правило.
Чебурашка, ты запомнил правило?
- Забыл.
Ребята, напомните правило Чебурашке:
«ЧА- пиши с буквой А, ЧУ- пиши с буквой У»
- Чтение слов по карточкам с пропущенной буквой Ч
Ко мне в кабинет прибежала мышка и отгрызла букву Ч в табличках со словами
Игра «Отгадайте слово?»
вра… гра… мя… пе…ь те…ь тка… | клю… могу… жгу… до…ь колю… горя… обру… кирпи… | …ай …улок …ашка …айник …удо …удак …уб …улан + ЧЕБУРАШКА |
Чебурашка – «А можно я тоже прочитаю слово?»
- Разгадайте ребусы. Какое слово здесь зашифровано?
Назовите место звука Ч в словах, используйте звуковую линейку.
Какую фишку возьмем? – зеленую
Почему? – звук Ч согласный, всегда мягкий.
- Итог занятия:
- Ребята, о чем мы сегодня говорили?
- О звуке и букве Ч.
- Чебурашка, тебе понравилось в детском саду?
- Да! Я узнал много нового и интересного! Спасибо вам, ребята! До новых встреч!
+ музыка ЧЕБУРАШКА уходит, прощаясь!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: «Звук и буква З» (закрепление)
Цель:закрепление звука [З] и буквы З в форме игры – соревнования по командамЗадачи: учить подбирать слова с определенным звуком, закреплять умениеопределять место звука в слове, давать характерис...
Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов по теме семья
Конспект занятия...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР в средней группе.Тема «Употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по лексической теме «Одежда»».
Програмное содержание занятия: Обучение правильному употреблению уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по теме "Одежда". Активизация словаря по теме "Одежда". Закре...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква Ш" закрепление
Конспект по обучению грамоте "Звук и буква ш"...
Образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных с помощью суффиксов -Ц, -ИЦ.
Методическая разработка содержит речевой материал, изображения соответствующих предметов, а также рифмованный текст для обучения дошкольников образованию уменьшительно-ласкательных форм имён существит...
Конспект открытого логопедического занятия "Звук [Ч]. Буква Ч. Закрепление" по технологии "Ситуация" Л.Г. Петерсон
Технологическая карта логопедического занятия по обучению грамотедля детей 6-7 лет...