«Звук и буква Ч. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Махмудова Гульфия Аббясовна
  • закрепление произношения звука [Ч], знакомство со звуком и буквой;
  • звуко-слоговой анализ слов;
  • формирование фонематического слуха;
  • формирование навыка пересказа;
  • закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • словообразование отчеств мужского рода;
  • закрепление навыка печатания, чтения.
  • правописание ЧА, ЧУ;
  • формирование навыка построения простых и сложных распространенных повествовательных предложений;
  • активизация словаря по теме;
  • формирование связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_i_bukva_ch.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №377 городского округа Самара

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква Ч. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных»

Подготовила учитель – логопед:

Махмудова Гульфия Аббясовна

Самара, 2023 г

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности

Тема: «Звук и буква Ч. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных»

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие ребенка.

Цель: познакомить детей со звуком и буквой Ч.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление произношения звука [Ч], знакомство со звуком и буквой;
  • звуко-слоговой анализ слов;
  • формирование фонематического слуха;
  • формирование навыка пересказа;
  • закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • словообразование отчеств мужского рода;
  • закрепление навыка печатания, чтения.
  • правописание ЧА, ЧУ;
  • формирование навыка построения простых и сложных распространенных повествовательных предложений;
  • активизация словаря по теме;
  • формирование связной речи.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову;
  • положительной мотивации к занятию;
  • воспитывать умение высказывать свое отношение к прочитанному;
  • воспитывать умение слушать музыкальное произведение из мультфильма.
  • воспитывать у детей навыки совместной деятельности, дружеские взаимоотношения;
  • воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • развитие навыка ориентировки на плоскости;
  • развитие словаря;
  • развитие навыка умения определять время по часам;
  • развитие навыка построения предложений;
  • развитие связной речи;
  • развитие умения определять жанр произведения;
  • развитие навыка печатания, чтения;
  • развитие интереса к произведению русского композитора.

Материал и оборудование:

  • предметные картинки (врач, грач, мяч, бочка, кирпич, обруч, чай, чайник, чайка, чашка, пчелы, качели, печенье, чулок, мальчик, сито, девочка, летчик, песочница, учитель, спички, часы, черемуха, тень);
  • демонстрационные картинки из серии «Большой-маленький»;
  • карточки для чтения (с пропущенной буквой Ч);
  • наборы для схем;
  • тетради;
  • ручки.

Ход НОД

  1. Организационный момент:

Стук в дверь. Звучит фрагмент песни Чебурашки из мультфильма «Чебурашка»

«Здравствуйте ребята!!!

Вы узнали кто я?

Я вымышленный зверёк с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящий на задних лапах, персонаж сказки «Чебурашка» Эдуарда Успенского, а песню мою написал композитор Владимир Шаинский.

Я давно мечтал попасть в детский сад?

Примите меня?

Я с вами поиграю, а заодно и позанимаюсь.

Хочу узнать много нового и интересного»:

Игра «Поздоровайтесь, называя друг друга по имени ласково»

(Здравствуй, Вовочка; здравствуй, Танечка…)

  1. Знакомство с темой:

Отгадайте загадки:

Он коричневого цвета.

Его любят все за это.

Знает каждая дворняжка Друга Гены…(Чебурашку)

Его пинают, он не плачет,

Его бросают – назад скачет.

Упадет – поскачет, ударят – не плачет… (мяч)

Что общего в этих словах? - Чебурашка, мяч –  в этих словах слышится звук [Ч]

  1. Основная часть:

Произнесение и характеристика звука Ч:

  • Поезд едет: Ч-Ч…
  • когда произносим звук Ч: губки слегка выдвинуты вперед, кончик языка отходит от корешков верхних зубов;
  • звук Ч – согласный звук, так как воздух встречает преграду между языком и небом;
  • глухой, так как образуется при помощи одного шума (проверим горлышко);
  • всегда мягкий, поэтому обозначаем зеленым цветом.

На что похожа буква?

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Из каких элементов состоит буква?

Из крючочка и палочки.

Пропишем в воздухе указательным пальцем букву Ч.

Выложим из фасоленок или ниточек букву Ч (на выбор).

  1. Воспроизведение слоговых рядов

Игра «Запомни-повтори-выполни»

ач-оч-уч-ич

ча-чо-чу-чи

чня-чне-чню-чни

Ча-ча-ча-горит в комнате свеча

Чу-чу-чу-молоточком я стучу

Оч-оч-оч-наступила в поле ночь

  1. Выделение звука Ч

«Хлопни - топни», если услышешь звук Ч»:

  • ча, чо, тя, ач, ти, ать, ся, чи, ись, си, ти, ить;
  • ситец, чаша, гречиха, пять, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, мечта, просить, прощать, чудо.

Послушай рассказ «Очки»

  • назовите из рассказа слова со звуком Ч;
  • ответьте на вопросы;
  • послушайте рассказ еще раз;
  • перескажите его.
  • Что вы слушали? (сказку, стихотворение или рассказ) – рассказ

Дедушка надел очки. Он начал читать книжку. Внучек Вовочка подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки; я тоже хочу научиться читать книжки»

Для чего нужны очки дедушке?

Почему он читает в очках?

Можно ли читать в очках, не зная букв?

Что нужно, чтобы научиться читать – надеть очки или выучить буквы?

  1. Упражнение в образовании и употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

а) Заучивание потешки с движениями «Бычок»

Встретил ежика бычок.

И лизнул его в бочок,

И, лизнув его в бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется,

В рот не суй, что попадется.

                   

Назовите из потешки слова со звуком Ч: (бочок – бычок – язычок)

Чем похожи эти слова? – они называют слова ласково, содержат звук Ч.

б) игра с мячом «Назови слова ласково»

Мяч-мячик

Ключ-

Чашка-

Пенек-

Носок-

Собака-

Белка-

Замок-

Рукавица-

Вилка-

Ручей-

Ложка-

Пуговица-

Огурец-

Огонь-

Стакан-

Кувшин-

Чайник-

Нож-

Дверь-

  1. Динамическая пауза «Часы»

- Чебурашка, посмотри что на картинке?

- Часы.

- А ты знаешь который час на циферблате?

- Нет.

- Ребята, подскажите Чебурашке.

- 2 часа (часовая стрелка на цифре 2, а минутная на цифре 12).

- Чебурашка, отдохни вместе с нами!!!

Тик-так, тик-так-

Все часы идут вот так:

Тик-так.

Наклоните голову то к одному. то к другому плечу.

Смотри скорей, который час:

Тик-так (3 раза).

Смотри.

Раскачиваться в такт маятника.

Налево - раз, направо – раз,

мы тоже можем так.

Тик – так (2 раза).

Ноги вместе,

руки на пояс.

Наклоните голову к правому, затем к левому плечу.

  1. Словообразование отчеств мужского рода.

Упражнение «Назови отчество сына»

У Глеба сын – Глебович

У Ивана -  Иванович

У Александра -

У Романа -

У Владимира -

У Петра -

У Ильи –

У Степана –

У Андрея –

У Сергея –

У Анатолия –

У Михаила –

У Федора -

У Дениса –

У Ефима –

У Алексея –

У Василия –

У Юрия –

У Бориса -

У Льва –

У Фомы -

У Максима -

У Антона -

У Павла -

У Никиты -

У Константина-

  1. Знакомство с правописанием ЧА, ЧУ:

ЧА пиши с буквой А

ЧУ пиши с буквой У

  1. Печатание под диктовку слов из букв кассы с опорой на правило: ЧАСЫ, ЧУДО.

Составление схемы слова ЧАСЫ:

  • назови первый звук, какой он? – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленой фишкой.
  • назови второй звук … и тд.
  • сколько всего звуков? Посчитай – 4 звука.
  • сколько букв в слове? Посчитай – 4 буквы.
  • составьте предложение со словом ЧАСЫ
  • составим схему предложения
  • как обозначим первое слово в предложении? – уголком
  • слова? – длинным прямоугольником.
  • что поставим в конце предложения? – точку.
  • что обозначает точка? – конец предложения
  • Назови 1-е слово, 2-е, 3-е….
  • сколько всего слов в предложении?
  • сколько слогов - частей в слове часы, прохлопайте слово, обозначим их короткими прямоугольниками - 2
  • Какую песенку знаете? – сколько в слове гласных-красных, столько и слогов? – (А), (Ы) - 2
  • назовите слово ласково – ЧАСИКИ
  • прохлопайте слово по слогам, сколько слогов в слове ЧАСИКИ – 3

Самостоятельно выложите слово ЧУДО из букв кассы, используя правило.

Чебурашка, ты запомнил правило?

- Забыл.

Ребята, напомните правило Чебурашке:

«ЧА- пиши с буквой А, ЧУ- пиши с буквой У»

  1. Чтение слов по карточкам с пропущенной буквой Ч

Ко мне в кабинет прибежала мышка и отгрызла букву Ч в табличках со словами

Игра «Отгадайте слово?»

вра…

гра…

мя…

пе…ь

те…ь

тка…

клю…

могу

жгу…

до…ь

колю…

горя…

обру…

кирпи…

…ай

…улок

…ашка

…айник

…удо

…удак

…уб

…улан

+ ЧЕБУРАШКА

Чебурашка – «А можно я тоже прочитаю слово?»

  1. Разгадайте ребусы. Какое слово здесь зашифровано?

Назовите место звука Ч в словах, используйте звуковую линейку.

Какую фишку возьмем? – зеленую

Почему? – звук Ч согласный, всегда мягкий.

  1. Итог занятия:

- Ребята, о чем мы сегодня говорили?

- О звуке и букве Ч.

- Чебурашка, тебе понравилось в детском саду?

- Да! Я узнал много нового и интересного! Спасибо вам, ребята! До новых встреч!

+ музыка ЧЕБУРАШКА уходит, прощаясь!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: «Звук и буква З» (закрепление)

Цель:закрепление звука [З] и буквы З в форме игры – соревнования по командамЗадачи: учить подбирать слова с определенным звуком, закреплять умениеопределять место звука в слове, давать характерис...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР в средней группе.Тема «Употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по лексической теме «Одежда»».

Програмное содержание занятия: Обучение правильному употреблению уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по теме "Одежда". Активизация словаря по теме "Одежда". Закре...

Образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных с помощью суффиксов -Ц, -ИЦ.

Методическая разработка содержит речевой материал, изображения соответствующих предметов, а также рифмованный текст для обучения дошкольников образованию уменьшительно-ласкательных форм имён существит...

Конспект открытого логопедического занятия "Звук [Ч]. Буква Ч. Закрепление" по технологии "Ситуация" Л.Г. Петерсон

Технологическая карта логопедического занятия по обучению грамотедля детей 6-7 лет...