Конспект занятия «Как к нам приходит хлеб»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Домова Светлана Вячеславовна

                                                        Конспект  непосредственно-образовательной деятельности

« Коммуникация»

в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Конспект

                    по развитию речи в старшей группе

                     на тему: «Как к нам  приходит хлеб»

Цель:   расширить представления детей о долгом пути хлеба от поля до    

              стола.

Задачи:

1. Образовательная: уточнить представления детей о разнообразии хлебобулочных изделий, зерновых культурах, муке, сельскохозяйственной технике, расширить знания о процессе выращивания хлеба, профессиях.

2.Развивающая: продолжать развивать речь детей как средство общения, наблюдательность, любознательность, умение рассказывать о труде взрослых, делать выводы, поддерживать беседу.

3.Воспитательная:  воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.

 Предварительная работа:

  чтение рассказов о хлебе, рассматривание фотооткрыток, с изображением хлебных злаков, сельскохозяйственной техники, беседы о профессиях, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о хлебе, русские народные подвижные игры.

Методические приемы:

Словесные - беседа, объяснение,.

Наглядные - рассматривание хлебобулочных изделий, ржаной и пшеничной муки, зерен пшеницы, ржи, иллюстраций   с изображением сельскохозяйственной техники.

 Практические - активная самостоятельная деятельность детей, игры.

   Дети входят в группу под музыку.

Воспитатель:

-Ребята, давайте подарим нашим гостям свою улыбку и поздороваемся с ними.

-Ребята, я сегодня приготовила для вас сюрприз. Угадайте, что лежит на подносе.

          Бываю я черным,

           Бываю я белым,

           Румяным бываю

           И чуть подгорелым,

           Но это только иногда,

           Да ведь это не беда!

           Что это? (Хлеб) 

Воспитатель:

-Правильно, это хлеб.

(Снимаю салфетку с подноса, на котором находится  хлеб белый и ржаной, сушки печенье, пряники.)

-Послушайте стихотворение о хлебе. Ребенок читает стихотворение.

              Вот он - хлебушек душистый.

              Вот он - теплый, золотистый.

              В нем - здоровье наше, сила,

              В нем - чудесное тепло.

              Сколько рук его растило,

              Охраняло, берегло. 

              Ведь не сразу стали зерна

              Хлебом тем, что на столе,

               Люди долго и упорно

               Потрудились на земле.

На подносе лежат другие хлебобулочные изделия.

Что это? (булки, печенье, баранки).

Воспитатель: Мы все каждый день едим хлеб и  очень любим пряники, ватрушки, плюшки. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». (Игра с мячом.)

Хлеб - хлебушек

Булка - булочка

Пирог - пирожок

Сушка - сушечка

Блин - блинчик

Оладий - оладушек

Кекс - кексик

Ватрушка – ватрушечка

 Плюшка – плюшечка

Баранка – бараночка

Сухарь-сухарик

Воспитатель:   - Ребята, вы хотите узнать, как к нам приходит хлеб?Тогда  мы сегодня отправимся в путешествие.

- Скажите, а на чем можно путешествовать? ( Ответы детей.)    

 - Мы отправимся в путешествие на автобусе. Сначала мы отправимся в наш маленький музей.

Воспитатель: - Скажите, из чего   пекут хлеб? (из муки.)

-Правильно. Мука бывает пшеничная и ржаная. Рассмотрите, это пшеничная мука, а это ржаная. Похожа эта мука? ( Дети рассматривают муку.)

-Пшеничная мука светлая из нее пекут белый хлеб, булки, пироги. Ржаная мука темная из нее пекут ржаной хлеб.

-Скажите, из чего получают муку? (Из зерен.)

- Вот зерна пшеницы, а  это зерна ржи. Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. (Дети рассматривают зерна.)

 -Похожи зерна пшеницы  и ржи? (Нет.)

-Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи удлиненные.

Воспитатель:  Для того чтобы хлеб каждый день был на нашем столе, нужно много муки. Для этого надо вырастить много пшеницы и ржи. Люди, которые выращивают хлеб, называются хлеборобы. Это слово очень интересное, оно состоит из двух слов: « хлеб» и «работа». Давайте вместе повторим это слово.

 

Воспитатель:   

  Теперь мы побываем на поле.

Выращивать и убирать хлеб людям помогают сильные машины.

- Что это за машины, угадайте и покажите картинку с отгадкой.

       "Овсом не кормят,  кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит". (Трактор.)

-Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Он готовит поле к посеву.

-Что же делает трактор? ( Пашет землю.) Об этом говорится в стихотворении. Ребенок читает стихотворение.

                Трактора выходят в степи

               Тянут плуги на прицепе.

               Режут плуги, как ножом,

               Жирный сочный чернозем.

-И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять.

- Посмотрите, что прикрепляют к трактору? (сеялки)

 Они ровными рядами укладывают в землю зерна пшеницы. (Рассматривание иллюстраций.)

 - Идет время, появляются всходы. Отгадайте  еще загадку и найдите картинку с отгадкой.

                   Летит как стрела,

             Жужжит как пчела.

             (Самолет)

Послушайте стихотворение о работе самолета.

              Самолет над полем кружит

              Следом вьюга вьет и кружит.

               Летчик сверху всюду - всюду

              Сыпет белый порошок.

- Самолет делает все, чтобы сберечь урожай. Он распыляет удобрения и порошок от вредителей.

-Отгадайте еще загадку.

    Вырос в поле дом

    Полон зерном,

    Стены позолочены,

    Ставни заколочены.

     Ходит дом ходуном

     На столбе золотом. (Колос)

- Из зернышек вырастают колоски.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «колоски». Пальчиковая гимнастика.

По весне вспахали,            Дети делают скользящие движения ладоней друг            

                                              о     друга.

                               

   Зерном засевали,        Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и                  

                                              отводят в сторону (сеют).

Солнце припекало,      Перекрещивают ладони, раздвинув пальцы и                    

                                             поднимают руки (солнце).

Землю согревало,          Опускают руки, делая пружинящие движения                  

                                                ладонями, раскрытыми к полу.

Высоко поднялись колоски,       Сгибают руки в локтях, разворачивают                                    

  К солнышку тянутся они.       ладони друг к другу.

Ветер  налетает,                Покачивают руками над головой.

колоски качает,

А как дождичек идет,          Медленно опускают руки, быстро шевеля                                      

                                                        пальцами.

Рожь водицу пьет и пьет. Складывают ладошки чашечкой и подносят            

                                               ко рту (пьют)

 Вот так нива!                 Поднимают руки, пальцы раздвинуты.

До чего ж красива!      Трясут кистями рук над головой

Воспитатель: Молодцы. Действительно, когда зерна созревают в колосьях поле, становится очень красивым. Посмотрите, на что похожа нива? (Нива похожа на огромное море.) (Иллюстрация) Ниву художники изображают на картинах, поэты сочиняют стихи. Ребенок читает стихотворение.

                      Нива моя, нива, нива золотая!

                    Зреешь, ты на солнце, колос наливая;        

                     По тебе, по ветру, словно в синем море,

                    Волны так и ходят, ходят на просторе … 

Воспитатель: Ну что ж, продолжаем свое путешествие. Пора собирать урожай. Послушайте еще загадку и найдите картинку с отгадкой.

-Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?

(Комбайн)

-Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна.

 Отгадайте загадку.

                    Статный парень заводной

                Носит короб за спиной.

                И в тот короб поместится

               С поля целого пшеница.

(Грузовик.)

  Зерна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые  по очереди  подъезжают к комбайну.

 Еще загадка.

      Всю жизнь крыльями машет, а улететь не может. [ Мельница ]

О том, что происходит на мельнице, говорится в стихотворении.        

               Вот на мельнице пшеница

               Здесь такое с ней творится!

               В оборот её берут!

               В порошок её сотрут!

               Стали зернышки мукою.

Что же делают на мельнице?

Воспитатель: Посмотрите на картинку.  Куда потом везут муку? (на хлебозавод). Ребята, расскажите гостям, что делают на хлебозаводе?

   Муку в тесто замесили,     Сжимают и разжимают пальчики

  А из теста мы слепили,       Прихлопывают ладошками, «лепят»

Пироги и плюшки,                 Поочередно разгибают пальчики, начиная с          

                                                          мизинца.

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи-

Все мы испечем в печи.        Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!        Гладят живот.

Закончились все работы, можно и хороводы водить. Делу – время, а потехе – час!

Воспитатель: - Давайте поиграем в русскую народную игру «Каравай». (Дети  берутся за руки  и идут по кругу. Ребенок - «каравай» идет вне круга. В конце слов останавливается около одного из детей. Дети делают «воротики, «каравай» и один из детей бегут вне круга, стараясь быстрее забежать в «воротики».)

     Дети:                 В осенний день у каравая

                                 Хороводы, звон и смех.

      Каравай:          Сам друзей он выбирает

                                       Выбирает да не всех

        Дети:          Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.

Воспитатель: Выращивать и убирать хлеб людям помогают машины. Как вы думаете легко управлять этими машинами? (Трудно)

-Чтобы управлять трактором, комбайном, самолетом надо много знать и уметь. Нужно быть умным, сильным, выносливым,  быть мастером своего дела. Выращивают и выпекают хлеб люди разных профессий. Давайте их вспомним, поиграем в игру «Подскажи словечко».

1.   Под веселый птичий свист

      Пашет землю… (тракторист)

2.    Я в машине за рулем

       Утром вечером и днем

       Вот включаю я мотор

       Эй, поехали…(шофер)

3.   Послезавтра в понедельник

      Смелет всем зерно нам …(мельник)

4.    В небе синем самолет

        Управляет им …(пилот)

5.    Мебель, хлеб и огурцы

     Продают нам …  (продавцы)

Воспитатель: Вот как много людей разных профессий трудятся, чтобы мы каждый день  ели хлеб. Хлеб - богатство нашей Родины, созданное руками людей. Русский народ всегда  уважительно относился к хлебу. Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

1.    Хлеб - всему голова.

2.     Без хлеба нет обеда.

3.   Хлеб - батюшка, вода – матушка.

4. В хлебе вся сила!  

5.Каждую крошку в ладошку!

Воспитатель:      Ребята, хлеборобы работают и днем и  даже ночью, чтобы вовремя собрать урожай. Пекари на хлебозаводе работают тоже  круглые сутки, чтобы на завтрак мы ели мягкий хлебушек. Тяжело вырастить  хлеб. Хлеб надо беречь.

       

  Давайте вспомним правила обращения с хлебом. 

1реб. Хлеб наш берегите!

2 реб. Хлебом не сорите!

 3реб. Хлеб наш уважайте!

4реб. С хлебом не играйте!

5реб.  Хлеб выбрасывать нельзя!

Все:   Берегите хлеб, друзья!

Воспитатель: Молодцы. Хлеб нужно всегда доедать. Старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, мы оставляем свое здоровье. Хлеб нельзя бросать на землю. Раньше, если хлеб роняли на пол, его поднимали и просили за это прощения.

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад.   Молодцы, вы сегодня очень хорошо отвечали.

       А теперь на счет раз, два, три закрыли глаза,  открыли. Вот мы и в детском саду. Здесь нас ждет сюрприз. Повара нашего детского сада испекли для вас и наших гостей вкусные, ароматные булочки. Давайте угостим наших дорогих гостей. А сами после занятия  будем пить чай.

Цель:   расширить представления детей о долгом пути хлеба от поля до    

              стола.

Задачи:

1. Образовательная: уточнить представления детей о разнообразии хлебобулочных изделий, зерновых культурах, муке, сельскохозяйственной технике, расширить знания о процессе выращивания хлеба, профессиях.

2.Развивающая: продолжать развивать речь детей как средство общения, наблюдательность, любознательность, умение рассказывать о труде взрослых, делать выводы, поддерживать беседу.

3.Воспитательная:  воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.

Предварительная работа: чтение рассказов о хлебе, рассматривание фотооткрыток, с изображением хлебных злаков, сельскохозяйственной техники, беседы о профессиях, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о хлебе, русские народные подвижные игры.

Методические приемы:

Словесные - беседа, объяснение,.

Наглядные - рассматривание хлебобулочных изделий, ржаной и пшеничной муки, зерен пшеницы, ржи, иллюстраций   с изображением сельскохозяйственной техники.

 Практические - активная самостоятельная деятельность детей, игры.

Материал: поднос с хлебобулочными изделиями, салфетка, ржаная и пшеничная мука, хлебные зерна на блюдечках, иллюстрации « Как нам приходит хлеб», подставки, указка, поднос выпечкой, салфетки, полотенце.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

          детский сад комбинированного вида №8 «Березка»

                       Ступинского муниципального района

                                                Конспект

                    По развитию речи в старшей группе

                     на тему: «Как к нам  приходит   хлеб»

                                                                                             Воспитатель:

                                                                                                Домова

                                                                                               Светлана

                                                                                            Вячеславовна

                                                          Ступино

                                                           2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с презентацией " Путь хлеба к нашему столу"

конспект для разновозрастной группы в рамках проектной деятельности по теме "хлеб"...

Конспект занятия по развитию речи "Хлеб всему голова"

    Конспект занятия по развитию речи на тему:        ...

Конспект занятия "Откуда к нам хлеб пришёл"

Конспект занятия для детей подготовительной группы по экологии. На занятии дети закрепляют ранее полученные знания, обобщают полученный опыт. Занятие проводится в осенний период....

Конспект занятия «В каждой крошке хлеба – труд! » старшая группа

Тема «В каждой крошке хлеба – труд! »Задачи:-учить детей подбирать к существительному несколько прилагательных, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;-воспитывать уважение к труду землед...

Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

Систематизация знаний о хлебе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений детей о получении муки из зерна....

Конспект занятия в подготовительной группе: "Хлеб- наше богатство"

Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении. Познакомить с профессией пекаря, о том, что хлеб - богатство нашей страны. Формировать у детей представление о том, как из муки приготавл...

Конспект занятия на тему «Откуда хлеб пришел?»

Программное содержание:Закреплять знания детей о том, что хлеб это ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда людей.Систематизировать знания о хлеборобах, сельскохозяйственны...