Конспект занятия "Составление описательного рассказа по картине "На стройке""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
«Составление описательного рассказа по картине «На стройке» (Для подготовительной к школе группы). Рассчитан на два занятия.
Программное содержание.
Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях. Закреплять представления о строительстве жилых домов, учить называть части дома. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к составлению рассказа по картине (с опорой на картинки), закреплять навыки ведения индивидуальной и групповой беседы.
Развивать зрительное внимание детей, учить их находить на картине главные предметы, устанавливать связи между ними. Развивать связную речь детей, пополнять и активизировать их словарный запас.
Способствовать совершенствованию словесно-логического мышления, творческого воображения, развитию чувства эмпатии.
Воспитывать бережное отношение к жилью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_stroyke.doc | 526 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятий
«Составление
описательного рассказа
по картине «На стройке»
(Для подготовительной к школе группы)
Рассчитан на два занятия
Программное содержание.
Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях. Закреплять представления о строительстве жилых домов, учить называть части дома. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к составлению рассказа по картине (с опорой на картинки), закреплять навыки ведения индивидуальной и групповой беседы.
Развивать зрительное внимание детей, учить их находить на картине главные предметы, устанавливать связи между ними. Развивать связную речь детей, пополнять и активизировать их словарный запас.
Способствовать совершенствованию словесно-логического мышления, творческого воображения, развитию чувства эмпатии.
Воспитывать бережное отношение к жилью.
Оборудование. Картина «На стройке» (художник В. Каратай). Картина-схема нового дома. Наборы домиков из картона (одноэтажных) для каждой пары детей (фундамент, фасад, окно, дверь, фронтон, крыша). Костюм для начальника стройки; очки, каска. Наборное полотно. Картинки; «Архитектор», «Прораб», «Экскаваторщик», «Каменщик», «Штукатур», «Маляр», «Плотник», «Стекольщик», «Шофер», «Крановщик», «Бетонщик», «Электрик», «Сантехник», «Сварщик». Газетная вырезка «Бригада строителей». Картинки; чертеж нового дома, машины и механизмы, работающие на стройке, дерево, кустик и цветок, «улыбающийся» домик. Рисунки; «Дверь», «Окно», «Лестница», «Лифт», «Балкон», «Стена», «Пол», «Потолок», «Крыша» — на всех детей. Простые и цветные карандаши для всех детей.
Предварительная работа
• Чтение; Дж. Родари, «Чем пахнут ремесла», В. Маяковский, «Кем быть?»
• Экскурсия на стройку. Беседа о строительных профессиях.
• Игры с крупным конструктором — строительство разных домиков.
• Разучивание пословиц и поговорок о труде.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята! А расскажу-ка я вам сегодня историю о господах строителях. Хотите послушать?
Дети. Да!
Воспитатель. Начало-то я придумала, а вот дальше. Что-то не очень получается, поможете мне?
Дети! Да!
Воспитатель. Ну тогда садитесь и слушайте.
Жили-были господа строители. Жили они в маленьком рабочем домике. Догадайтесь, кто это был?
Дети. Каменщик, штукатур.
— Столяр, маляр, стекольщик.
— Экскаваторщик, шофер.
— Бетонщик, электрик.
— Сантехник, сварщик.
- Крановщик.
Воспитатель. Правильно, угадали.
Стало строителям жить вместе тесно, и начали они ссориться. И вот каждый из них решил уехать из города и построить себе небольшой домик в деревне. А какие у них получились домики, мы сейчас увидим.
Пожалуйста, встаньте парами — каждый со своим другом. Представьте себя кем-нибудь из строителей и выложите домики по углам нашей комнаты — «постройте» их. Обычно дом начинают строить с фундамента, выкладывают стены. Передняя стена называется фасад. Затем возводят крышу, зашивают фронтоны, вставляют окна и двери, кладут полы.
Воспитатель показывает части дома из набора и закрепляет с детьми их названия. Дети выполняют задание, выкладывают домики на полу, ковре по-разному — кто начинает строить с фундамента, кто с крыши.
Воспитатель. Какие у вас получились домики?
Дети. Маленькие.
— Одноэтажные.
— Деревянные.
— Кирпичные.
— Новые.
Воспитатель. Расскажите, как вы их строили. Что делали сначала, что потом?
Ответы детей.
Как и где можно построить домик начиная с крыши, сверху вниз, чтобы он не разрушился?
Ответы детей.
Молодцы, ребята, продолжим наш рассказ.
…Строители развели вокруг своих домиков огороды и стали жить. Но руки, их золотые умелые руки просили знакомой, любимой работы. И вот однажды к ним приехал начальник строительства (надевает каску и очки и далее говорит от лица начальника строительства). Ну, господа строители, «вместе тесно, а врозь скучно»? А вот еще одна пословица: «Птицу узнают в полете, а человека - в работе». Вспомните, какие пословицы о труде вы знаете?
Ответы детей.
• Динамическая пауза «Потренируем руки».
Начальник строительства.
Ты — маляр,
Ты — штукатур,
Каменщик наш друг,
Экскаваторщик, крановщик,
Стекольщик,
Слесарь, столяр и шофер…
Грустно стало вдруг.
А-ну, вставайте в дружный круг.
(Дети встают в круг.)
На друзей мы поглядим —
Всех на стройку пригласим.
На работу всем нам нужно,
Будем мы работать дружно.
А рукам нужна сноровка
И закалка, тренировка.
Повторяйте все за мной…
Делает массаж рук: потирает руки со всех сторон, похлопывает их, массирует каждый палец по очереди. Дети повторяют все движения. Воспитатель снимает очки и каску.
Воспитатель. И вот строители решили отправиться на новую стройку, ведь каждый из них был мастером своего дела. Посмотрите на эти картинки и скажите, что каждый из них будет делать на стройке?
Воспитатель показывает предметные картинки с изображением рабочих строительных профессий. Дети по очереди составляют предложения по картинке. Кто ответил, тот садится на стульчик около картины.
Дети. Архитектор проектирует дома.
— Экскаваторщик роет котлован для фундамента.
— Крановщик управляет подъемным краном.
— Каменщики выкладывают фундамент и стены дома из блоков и кирпича.
— Стекольщик вставляет стекла.
— Штукатур штукатурит стены.
— Плотник вставляет рамы и двери.
— Маляр красит стены, потолки.
— Сантехник устанавливает и налаживает краны, раковины и унитазы.
Воспитатель. Чтобы нам не забыть, кто работает на стройке, вывесим картинку с фотографией бригады строителей (выставляет на наборное полотно газетную вырезку «Бригада строителей»). Начальник строительства показал строителям чертеж нового дома. Как вы думаете, какой должен получиться дом?
Дети. Большой!
— Многоэтажный!
— Длинный!
- Кирпичный…
Воспитатель. Давайте посмотрим, какой дом они начали строить. Угадали ли вы, когда рассматривали его чертеж? (Переворачивает картину лицевой стороной вперед). Молодцы, ребята, угадали! Вы очень внимательные. Рассмотрите картину и скажите, что вам понравилось.
Дети. Мне понравилось, что строители работают дружно, аккуратно.
— Мне понравилось, что они в защитной одежде — в комбинезонах, касках.
— Мне понравилось, что строители работают в хорошую погоду — светит солнышко, нет дождика.
Воспитатель. Чем хороша для строителей работа на стройке?
Дети. Строители дышат свежим воздухом.
— Они занимаются любимым делом.
— Строители чувствуют гордость от пользы своего труда.
Воспитатель. Чем плоха для строителей работа на стройке и чем она опасна?
Дети. На высоте у строителей может закружиться голова.
— На стройке очень шумно, ездят машины, гудят разные механизмы.
— Строители работают в любую погоду — и в дождь, и в снег. Они могут простудиться.
Воспитатель. Правильно, ребята. Работа строителей трудная, но она очень важна для всех людей, которые нуждаются в жилье. Но дом недостроен. Назовите, без чего стоит дом.
Дети. Дом без крыши.
— Без стекол.
— Без лестниц.
— Без лифта.
— Без балконов.
Воспитатель. Мы уже с вами знаем, что у господ строителей были очень умелые руки. И вот они, эти руки, вспомнили о своих железных друзьях-помощниках — умных машинах и позвали их на помощь. Посмотрите на картину и назовите, какие машины приехали им помогать?
Дети. Это экскаватор, трактор!
— Подъемный кран и панелевоз!
— Грузовики, лебедка.
— Бетономешалка.
Воспитатель. Чтобы нам не забыть, кто помогает строителям, поставим на наборное полотно картинку с изображением их железных помощников и умных механизмов (выставляет на наборное полотно картинку с изображением машин и механизмов, работающих на стройке). Когда закончится строительство, строители приведут в порядок территорию вокруг дома
Дети. Строители сделают дорожки.
— Посадят деревья, кусты, цветы.
— Установят скамейки.
— Построят детскую площадку.
Воспитатель. Чтобы нам это не забыть, поставим на наборное полотно картинку с изображением дерева, кустов и цветов (выставляет на наборное полотно картинку с изображением дерева, кустика и цветка). Гудят с утра до вечера умные машины, весело мелькают умелые руки. Повторите это предложение бодро и радостно.
Дети выполняют задание. Воспитатель встает перед картиной и заслоняет ее.
И вот построен новый дом. А кто же поселится в нем?
Дети. Врачи, музыканты!
— Сами строители!
— Учителя, военные.
— Ученые, программисты.
— Коммерсанты.
Воспитатель. Как назвать всех, кто живет в этом доме, одним словом?
Дети. Жильцы.
Воспитатель. Как новый дом будет помогать им в жизни?
Дети. Он будет дарить им тепло, уют, создавать хорошее настроение, радовать своей чистотой и новыми квартирами.
— Все люди после работы будут торопиться домой, потому что они знают, что дома им будет спокойно и хорошо.
Воспитатель. Догадайтесь, чему радовались части дома, когда он был закончен? Закройте глаза. Попробуйте представить себя на их месте и рассказать, что вы чувствуете.
Воспитатель раздает детям рисунки с изображением частей дома и предлагает «оживить» их. Дети рисуют глазки, ротики, украшают рисунки разными деталями.
Дети. Я — лестница. Я рада, когда по мне бегают веселые ребятишки и спортсмены.
— Я — лифт. Я хочу помочь всем мамам и бабушкам подняться домой с тяжелыми продуктами.
— Я — окно. Я люблю быть чистым и видеть все хорошее и дома, и на улице.
— Я — пол. Я люблю тепло и когда меня покрывают красивыми коврами.
— Я — балкон. Очень люблю цветы.
— Я — крыша. Я защищаю дом от дождя и солнца. Мои друзья — антенны телевизоров.
Воспитатель. Ребята, подумайте и скажите, о чем мечтает новый дом?
Дети. Дом мечтает, чтобы все жильцы в нем жили дружно.
— Чтобы не писали на стенках и не сорили.
— Чтобы не жгли спички в подъездах и лифтах.
— Чтобы аккуратно пользовались мусоропроводом.
Воспитатель. Ребята! Чтобы вы не забыли об этом, поставим на наборное полотно картинку с изображением «улыбающегося» домика (выставляет на наборное полотно картинку с изображением «улыбающегося» домика). Какая занимательная история о строящемся доме у нас с вами получилась! Вы согласны? Даже жалко, что о ней никто не узнает. Подождите, подождите, а вот пришла наша няня.
Няня. Ребята, о чем интересном вы тут рассказывали? Мне бы очень хотелось это узнать. Пожалуйста, расскажите.
Воспитатель. Согласны?
Дети. Да!
Воспитатель. Тогда мы составим рассказ по картине «На стройке», а помогут нам вот эти картинки (обращает внимание детей на наборное полотно). С чего начнем свой рассказ?
Дети. Мы видим на картине строительство нового дома.
— Можно рассказать о том, рабочих каких строительных специальностей приглашает начальник строительства поработать на стройке и какую работу они выполняют.
Воспитатель. О чем вы будете рассказывать дальше?
Дети. Расскажем об умных машинах, которые помогают строителям.
— Потом расскажем о том, как они благоустраивают территорию вокруг дома.
Воспитатель. Чем вы закончите свой рассказ?
Дети. Рассказ нужно закончить описанием того, как новый дом будет помогать людям в их жизни.
— И о том, как они должны о нем заботиться.
Дети составляют рассказ по цепочке, или один ребенок рассказывает его целиком с опорой на картинки на наборном полотне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.
Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....
Конспект : Составление описательного рассказа по картине И.Билибина "Баба-Яга"
Конпект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа по картине И.Билибина "Баба-Яга"...
Конспект "Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Учить детей составлять описательный рассказ....
Составление описательных рассказов по картине «Стройка»
Составление описательных рассказов...
Конспект "«Составление описательного рассказа по картине Весна» 25.04.2021
Тема: «Составление описательного рассказа по картине «Весна» Цель: формирование умений составлять небольшой рассказ по картине.Задачи:Образовательные: формировать умение детей ...
Конспект "Составление описательного рассказа по картине"
Обучение дошкольников подготовительного к школе возраста составлению описательного рассказа по картине на зимнюю тематику...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...