Конспект занятия "Составление описательного рассказа по картине "На стройке""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

«Составление описательного рассказа по картине «На стройке» (Для подготовительной к школе группы). Рассчитан на два занятия.

Программное содержание.

Уточнить и систематизировать зна­ния детей о строительных профессиях. Закреплять представления о строитель­стве жилых домов, учить называть час­ти дома. Учить детей давать полные от­веты на вопросы воспитателя, подго­тавливая их к составлению рассказа по картине (с опорой на картинки), закреп­лять навыки ведения индивидуальной и групповой беседы.

Развивать зрительное внимание де­тей, учить их находить на картине глав­ные предметы, устанавливать связи между ними. Развивать связную речь детей, пополнять и активизировать их словарный запас.

Способствовать совершенствова­нию словесно-логического мышления, творческого воображения, развитию чувства эмпатии.

Воспитывать бережное отношение к жилью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_stroyke.doc526 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий

«Составление

описательного рассказа

по картине «На стройке»

(Для подготовительной к школе группы)

Рассчитан на два занятия

Программное содержание.

Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях. Закреплять представления о строительстве жилых домов, учить называть части дома. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к составлению рассказа по картине (с опорой на картинки), закреплять навыки ведения индивидуальной и групповой беседы.

Развивать зрительное внимание детей, учить их находить на картине главные предметы, устанавливать связи между ними. Развивать связную речь детей, пополнять и активизировать их словарный запас.

Способствовать совершенствованию словесно-логического мышления, творческого воображения, развитию чувства эмпатии.

Воспитывать бережное отношение к жилью.

Оборудование. Картина «На стройке» (художник В. Каратай). Картина-схема нового дома. Наборы домиков из картона (одноэтажных) для каждой пары детей (фундамент, фасад, окно, дверь, фронтон, крыша). Костюм для начальника стройки; очки, каска. Наборное полотно. Картинки; «Архитектор», «Прораб», «Экскаваторщик», «Каменщик», «Штукатур», «Маляр», «Плотник», «Стекольщик», «Шофер», «Крановщик», «Бетонщик», «Электрик», «Сантехник», «Сварщик». Газетная вырезка «Бригада строителей». Картинки; чертеж нового дома, машины и механизмы, работающие на стройке, дерево, кустик и цветок, «улыбающийся» домик. Рисунки; «Дверь», «Окно», «Лестница», «Лифт», «Балкон», «Стена», «Пол», «Потолок», «Крыша» — на всех детей. Простые и цветные карандаши для всех детей.

Предварительная работа

• Чтение;  Дж. Родари, «Чем пахнут ремесла», В. Маяковский, «Кем быть?»

• Экскурсия на стройку.  Беседа о строительных профессиях.

• Игры с крупным конструктором — строительство разных домиков.

• Разучивание пословиц и поговорок о труде.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята! А расскажу-ка я вам сегодня историю о господах строителях. Хотите послушать?

Дети. Да!

Воспитатель. Начало-то я придумала, а вот дальше. Что-то не очень получается, поможете мне?

Дети! Да!

Воспитатель. Ну тогда садитесь и слушайте.

Жили-были   господа  строители. Жили они в маленьком рабочем домике. Догадайтесь, кто это был?

Дети.  Каменщик, штукатур.

—  Столяр, маляр, стекольщик.

—  Экскаваторщик, шофер.

—  Бетонщик, электрик.

—  Сантехник, сварщик.

  • Крановщик.

Воспитатель.   Правильно, угадали.

Стало строителям жить вместе тесно, и начали они ссориться. И вот каждый из них решил уехать из города и построить себе небольшой домик в деревне. А какие у них получились домики, мы сейчас увидим.

Пожалуйста, встаньте парами — каждый со своим другом. Представьте себя кем-нибудь из строителей и выложите домики по углам нашей комнаты — «постройте» их. Обычно дом начинают строить с фундамента, выкладывают стены. Передняя стена называется фасад. Затем возводят крышу, зашивают фронтоны, вставляют окна и двери, кладут полы.

Воспитатель показывает части дома из набора и закрепляет с детьми их названия. Дети выполняют задание, выкладывают домики на полу, ковре по-разному — кто начинает строить с фундамента, кто с крыши.

Воспитатель. Какие у вас получились домики?

Дети. Маленькие.

—  Одноэтажные.

—  Деревянные.

—  Кирпичные.

—  Новые.

Воспитатель. Расскажите, как вы их строили. Что делали сначала, что потом?

Ответы детей.

Как и где можно построить домик начиная с крыши, сверху вниз, чтобы он не разрушился?

Ответы детей.

Молодцы, ребята, продолжим наш рассказ.

…Строители развели вокруг своих домиков огороды и стали жить. Но руки, их золотые умелые руки просили знакомой, любимой работы. И вот однажды к ним приехал начальник строительства (надевает каску и очки и далее говорит от лица начальника строительства). Ну, господа строители, «вместе тесно, а врозь скучно»? А вот еще одна пословица: «Птицу узнают в полете, а человека - в работе». Вспомните, какие пословицы о труде вы знаете?

Ответы детей.

• Динамическая пауза «Потренируем руки».

Начальник строительства.

Ты — маляр,

Ты — штукатур,

Каменщик наш друг,

Экскаваторщик, крановщик,

Стекольщик,

Слесарь, столяр и шофер…

Грустно стало вдруг.

А-ну, вставайте в дружный круг.

(Дети встают в круг.)

На друзей мы поглядим —

Всех на стройку пригласим.

На работу всем нам нужно,

Будем мы работать дружно.

А рукам нужна сноровка

И закалка, тренировка.

Повторяйте все за мной…

Делает массаж рук: потирает руки со всех сторон, похлопывает их, массирует каждый палец по очереди. Дети повторяют все движения. Воспитатель снимает очки и каску.

Воспитатель. И вот строители решили отправиться на новую стройку, ведь каждый из них был мастером своего дела. Посмотрите на эти картинки и скажите, что каждый из них будет делать на стройке?

Воспитатель показывает предметные картинки с изображением рабочих строительных профессий. Дети по очереди составляют предложения по картинке. Кто ответил, тот садится на стульчик около картины.

Дети. Архитектор проектирует дома.

— Экскаваторщик роет котлован для фундамента.

—  Крановщик управляет подъемным краном.

—  Каменщики выкладывают фундамент и стены дома из блоков и кирпича.

— Стекольщик вставляет стекла.

— Штукатур штукатурит стены.

— Плотник вставляет рамы и двери.

— Маляр красит стены, потолки.

— Сантехник устанавливает и налаживает краны, раковины и унитазы.

Воспитатель. Чтобы нам не забыть, кто работает на стройке, вывесим картинку с фотографией бригады строителей (выставляет на наборное полотно газетную вырезку «Бригада строителей»). Начальник строительства показал строителям чертеж нового дома. Как вы думаете, какой должен получиться дом?

Дети.  Большой!

—  Многоэтажный!

—  Длинный!

- Кирпичный…

Воспитатель. Давайте посмотрим, какой дом они начали строить. Угадали ли вы, когда рассматривали его чертеж? (Переворачивает картину лицевой стороной вперед). Молодцы, ребята, угадали! Вы очень внимательные. Рассмотрите картину и скажите, что вам понравилось.

Дети. Мне понравилось, что строители работают дружно, аккуратно.

— Мне понравилось, что они в защитной одежде — в комбинезонах, касках.

—  Мне понравилось, что строители работают в хорошую погоду — светит солнышко, нет дождика.

Воспитатель. Чем хороша для строителей работа на стройке?

Дети. Строители дышат свежим воздухом.

— Они занимаются любимым делом.

—  Строители чувствуют гордость от пользы своего труда.

Воспитатель. Чем плоха для строителей работа на стройке и чем она опасна?

Дети. На высоте у строителей может закружиться голова.

—  На стройке очень шумно, ездят машины, гудят разные механизмы.

—  Строители работают в любую погоду — и в дождь, и в снег. Они могут простудиться.

Воспитатель. Правильно, ребята. Работа строителей трудная, но она очень важна для всех людей, которые нуждаются в жилье. Но дом недостроен. Назовите, без чего стоит дом.

Дети. Дом без крыши.

—  Без стекол.

—  Без лестниц.

—  Без лифта.

—  Без балконов.

Воспитатель. Мы уже с вами знаем, что у господ строителей были очень умелые руки. И вот они, эти руки, вспомнили о своих железных друзьях-помощниках — умных машинах и позвали их на помощь.   Посмотрите на картину и назовите, какие машины приехали им помогать?

Дети. Это экскаватор, трактор!

— Подъемный кран и панелевоз!

— Грузовики, лебедка.

—  Бетономешалка.

Воспитатель. Чтобы нам не забыть, кто помогает строителям, поставим на наборное полотно картинку с изображением их железных помощников и умных механизмов (выставляет на наборное полотно картинку с изображением машин и механизмов, работающих на стройке).  Когда закончится строительство, строители приведут в порядок территорию вокруг дома

Дети. Строители сделают дорожки.

— Посадят деревья, кусты, цветы.

— Установят скамейки.

— Построят детскую площадку.

Воспитатель. Чтобы нам это не забыть, поставим на наборное полотно картинку с изображением дерева, кустов и цветов (выставляет на наборное полотно картинку с изображением дерева, кустика и цветка). Гудят с утра до вечера умные машины, весело мелькают умелые руки. Повторите это предложение бодро и радостно.

Дети выполняют задание. Воспитатель встает перед картиной и заслоняет ее.

И вот построен новый дом. А кто же поселится в нем?

Дети.  Врачи, музыканты!

—  Сами строители!

—  Учителя, военные.

—  Ученые, программисты.

—  Коммерсанты.

Воспитатель. Как назвать всех, кто живет в этом доме, одним словом?

Дети.  Жильцы.

Воспитатель. Как новый дом будет помогать им в жизни?

Дети. Он будет дарить им тепло, уют, создавать хорошее настроение, радовать своей чистотой и новыми квартирами.

—  Все люди после работы будут торопиться домой, потому что они знают, что дома им будет спокойно и хорошо.

Воспитатель. Догадайтесь, чему радовались части дома, когда он был закончен? Закройте глаза. Попробуйте представить себя на их месте и рассказать, что вы чувствуете.

Воспитатель раздает детям рисунки с изображением частей дома и предлагает «оживить» их. Дети рисуют глазки, ротики, украшают рисунки разными деталями.

Дети. Я — лестница. Я рада, когда по мне бегают веселые ребятишки и спортсмены.

—  Я — лифт. Я хочу помочь всем мамам и бабушкам подняться домой с тяжелыми продуктами.

—  Я — окно. Я люблю быть чистым и видеть все хорошее и дома, и на улице.

—  Я — пол. Я люблю тепло и когда меня покрывают красивыми коврами.

—  Я — балкон. Очень люблю цветы.

—  Я — крыша. Я защищаю дом от дождя и солнца. Мои друзья — антенны телевизоров.

Воспитатель. Ребята, подумайте и скажите, о чем мечтает новый дом?

Дети. Дом мечтает, чтобы все жильцы в нем жили дружно.

—  Чтобы не писали на стенках и не сорили.

—  Чтобы не жгли спички в подъездах и лифтах.

—  Чтобы аккуратно пользовались мусоропроводом.

Воспитатель. Ребята! Чтобы вы не забыли об этом, поставим на наборное полотно картинку с изображением «улыбающегося» домика (выставляет на наборное полотно картинку с изображением «улыбающегося» домика). Какая занимательная история о строящемся доме у нас с вами получилась! Вы согласны? Даже жалко, что о ней никто не узнает. Подождите, подождите, а вот пришла наша няня.

Няня. Ребята, о чем интересном вы тут рассказывали? Мне бы очень хотелось это узнать. Пожалуйста, расскажите.

Воспитатель. Согласны?

Дети.  Да!

Воспитатель. Тогда мы составим рассказ по картине «На стройке», а помогут нам вот эти картинки (обращает внимание детей на наборное полотно). С чего начнем свой рассказ?

Дети. Мы видим на картине строительство нового дома.

— Можно рассказать о том, рабочих каких строительных специальностей приглашает начальник строительства поработать на стройке и какую работу они выполняют.

Воспитатель. О чем вы будете рассказывать дальше?

Дети. Расскажем об умных машинах, которые помогают строителям.

—  Потом расскажем о том, как они благоустраивают территорию вокруг дома.

Воспитатель. Чем вы закончите свой рассказ?

Дети. Рассказ нужно закончить описанием того, как новый дом будет помогать людям в их жизни.

—  И о том, как они должны о нем заботиться.

Дети составляют рассказ по цепочке, или один ребенок рассказывает его целиком с опорой на картинки на наборном полотне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Конспект : Составление описательного рассказа по картине И.Билибина "Баба-Яга"

Конпект занятия  по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа по картине И.Билибина "Баба-Яга"...

Конспект "«Составление описательного рассказа по картине Весна» 25.04.2021

Тема: «Составление описательного рассказа по картине «Весна»  Цель: формирование умений составлять небольшой рассказ по картине.Задачи:Образовательные: формировать умение детей ...

Конспект "Составление описательного рассказа по картине"

Обучение дошкольников подготовительного к школе возраста составлению описательного рассказа по картине на зимнюю тематику...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...