Составление описательных рассказов по картине «Стройка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лузина Марина Евгеньевна

Составление описательных рассказов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_stroyke.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

«Составление описательного рассказа по картине «На стройке»»

Для подготовительной к школе группы

Лузина Марина Евгеньевна

воспитатель первой квалификационной категории

Программное содержание:

-закреплять представления о строительстве жилых домов, учить называть части дома;

-уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях, машинах;

-развивать зрительное внимание, учить находить на картине главные предметы, устанавливать связи между ними;

-учить составлению рассказа по картине с опорой на картинки;

-закреплять навыки ведения индивидуальной и групповой беседы, умения давать полные ответы на вопросы;

-способствовать совершенствованию словесно-логического мышления, памяти, творческого воображения, умения использовать в речи различные конструкции предложений;

-развивать связную речь, пополнять и активизировать словарный запас;

-воспитывать бережное отношение к жилью.

Оборудование: картина «На стройке» (художник В.Каратай); картинки с изображением рабочих строительных профессий; последовательные картинки «Как построить дом»; картинки: чертеж нового дома, бригада строителей, машины, работающие на стройке, детская площадка, скамейки, «улыбающийся домик»; карточки «Прочитай слово по первым звукам», со словами, обозначающими названия строительных профессий и машин; картинка «Алгоритм составления синквейна».

Предварительная работа: чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Маяковский «Кем быть?»; беседа о строительных профессиях и машинах; игры с крупным конструктором -строительство разных домиков; разучивание пословиц и поговорок о труде.

Ход:

Воспитатель. Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, слушайте внимательно:

Есть окошки, есть крылечко,
а внутри нагрелась печка.
Поселиться можно в нём.
Догадались? Это ... (дом).

Правильно! Но прежде чем поселиться в доме, его нужно построить. Я предлагаю вам вспомнить, с чего начинается строительство дома?

Дети. Сначала делают проект дома (чертеж), потом строят фундамент, затем выкладывают стены, потом возводят крышу, после этого вставляют окна и двери, кладут полы и дом готов.

Дидактическая игра из серии сюжетные картинки «Как построить дом».

Пальчиковая игра на развитие словообразования:

Этот дом – одноэтажный.

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трехэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Дети разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам вспомнить строительные профессии.

Воспитатель показывает предметные картинки с изображением рабочих строительных профессий, дети по очереди составляют предложения по картинке.

Дети. Архитектор проектирует дома. Экскаваторщик роет котлован для фундамента. Крановщик управляет подъемным краном, подает кирпичи и блоки наверх. Каменщик выкладывает фундамент и стены дома из блоков и кирпича. Кровельщик кроет крышу кровлей. Плотник вставляет рамы и двери. Стекольщик вставляет стекла в рамы. Сейчас  используют в основном пластиковые окна, их устанавливает монтажник пластиковых окон. Штукатур штукатурит стены. Маляр красит стены, потолки. Сантехник устанавливает и налаживает краны, раковины, унитазы. Электрик прокладывает электрический кабель во все квартиры.

Воспитатель. Ребята, а как называют начальника строительства, того кто раздаёт задания рабочим, следит за тем, чтобы рабочие в срок исполняли всё то, что им поручено, следит за качеством исполнения работ? 

Дети. Прораб.

Воспитатель. Прораб - это сокращение словосочетания «производитель работ».

Чтобы нам не забыть, кто работает на стройке, вывесим картинку с изображением бригады строителей.

Дидактическая игра «Что кому пригодится?». Детям раздаются карточки, нужно прочитать названия инструментов по первым звукам картинок. И затем сказать людям какой профессии они пригодятся.

Воспитатель. Начальник строительства показал строителям вот этот чертеж нового дома. Как вы думаете, какой должен получиться дом?

Дети. Большой, высокий, многоэтажный, кирпичный.

Воспитатель. Давайте посмотрим, какой дом они начали строить. Угадали ли вы, когда рассматривали его чертеж? (Перевернуть картину лицевой стороной вперед.) Молодцы, ребята, угадали! Вы очень внимательные. Рассмотрите картину и скажите, что вы видите.

Дети. На картине изображена стройка. Строители в комбинезонах и касках, каждый занят своей работой. Строители работают в хорошую погоду.

Воспитатель. Чем хороша для строителей работа на стройке? (Строители дышат свежим воздухом, занимаются любимым делом, чувствуют гордость от пользы своего труда).

Воспитатель. Чем плоха для строителей работа на стройке? (На высоте может закружиться голова, работа опасная, можно упасть с высоты, на стройке очень шумно, строители работают в любую погоду – и в дождь, и в снег, могут простудиться).

Воспитатель. Правильно, ребята. Работа строителей трудная, но она очень важна для всех людей, которые нуждаются в жилье. Строители должны обладать физической силой, выносливостью. И конечно же строителям необходимо устраивать перерывы, чтобы отдохнуть. И мы сейчас с вами отдохнем и сделаем массаж спины.

Массаж спины «Дождь»

Дети стоят по кругу спиной друг к другу.

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам.

(хлопки ладонями по спине)

Гром! Гром! Как из пушек! Нынче праздник у лягушек.

(поколачивание спины кулачками)

Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.

(постукивание спины пальцами)

Только мой братишка в луже, ловит рыбу нам на ужин.

(поглаживание спины ладошками)

Воспитатель. У строителей есть помощники. Посмотрите на картину и назовите, какие машины приехали им помогать.

Дети. Экскаватор, трактор, подъемный кран, грузовик, бетономешалка.

Воспитатель. Чтобы нам не забыть, кто помогает строителям, вывесим картинку с изображением железных помощников.

Воспитатель. Ребята, вспомните, какие пословицы о труде вы знаете?

Дети. Каков строитель, такова и обитель!
Дело мастера боится.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Кто любит труд, того люди чтут.
Построить здание - надо иметь знание.
Дом возвести – не плетень заплести.
Труд человека кормит, а лень портит.

Терпенье и труд всё перетрут.

Умелые руки не знают скуки.
Не взявшись за топор, избы не срубишь.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Было бы терпенье – будет и уменье.

Делу время - потехе час.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Воспитатель. Когда закончится строительство, строители приведут в порядок территорию вокруг дома. Сделают дорожки, установят скамейки, поставят детскую площадку. Чтобы нам это не забыть вывесим картинку с изображением скамейки и детской площадки.

Вот и будет построен новый дом. Как назвать всех тех, кто будет жить в этом доме одним словом?

Дети. Жильцы.

Воспитатель. Как новый дом будет помогать им в жизни?

Дети. Он будет дарить им тепло, уют, создавать хорошее настроение, радовать своей чистотой и новыми квартирами.

Воспитатель. Ребята, подумайте и скажите, о чем мечтает новый дом?

Дети. Дом мечтает, чтобы все жильцы в нем жили дружно.

Воспитатель. Ребята, чтобы вы не забыли об этом, вывесим картинку с изображением «улыбающегося» домика. Какая занимательная история о строящемся доме у нас с вами получилась!

Сейчас мы составим рассказ по картине «На стройке», а помогут нам вот эти картинки.

С чего начнем свой рассказ? (На картине изображено строительство нового дома. Строители каких специальностей работают и какую работу они выполняют. Рассказать о машинах, которые помогают строителям. Рассказ нужно закончить описанием того, как новый дом будет помогать людям в их жизни и о том, как они должны о нем заботиться).

Дети составляют рассказ с опорой на картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа по картине "Ранняя весна"

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Коммуникация"....

Составление описательного рассказа по картине для детей средней группы. Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область - Коммуникация

Думаю,  для многих педагогов  этот конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению описательного рассказа по картине  для детей средней группы станет полезным...

Конспект занятия "Составление описательного рассказа по картине "На стройке""

«Составление описательного рассказа по картине «На стройке» (Для подготовительной к школе группы). Рассчитан на два занятия.Программное содержание.Уточнить и систематизировать зна­ния детей о строител...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок....