Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Канзычакова Елена Николаевна

конспект занятия по развитию речи поможет воспитателям: Формировать умения обобщать, классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

Расширять словарный запас через участие в словесно - речевых играх.

Упражнять в делении слов на слоги.

Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.

Закрепить свойство воды (без запаха, без вкуса, без формы, прозрачная).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Развитие интегративной деятельности детей дошкольном возрасте в условиях двуязычия.

Обогащать интеллектуально творческий потенциал личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования развития речи детей.

Формирование культуры здорового образа жизни.

Образовательные задачи:

Формировать умения обобщать, классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

Расширять словарный запас через участие в словесно - речевых играх.

Упражнять в делении слов на слоги.

Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.

Закрепить свойство воды (без запаха, без вкуса, без формы, прозрачная).

Упражнять в координации речи с движениями.

Закреплять математические понятия (величина, цвет, форма).

Развивающие задачи:

Формировать у старших дошкольников представление о понятии «фантазия».

Учить фантазировать, развивать образное восприятие.

Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания.

Воспитательные задачи

Воспитывать задачи:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Развивать эмоциональную сферу детей.

Словарная работа: фантазия, солнце, яркое, лучистое, светлое, горячее, облака, небо, голубое, река, течет, журчит, плывет, шумит, плещется, бурлит, вода, без вкуса, без запаха, без формы, прозрачная, рыбы: сом, карась, щука, пескарь, окунь, ерш, акула, дельфин; улыбка, добрый, нежный, прекрасный.

Форма проведения – игра-путешествия.

Материалы и оборудование: корзинка с конфетти, «волшебные ключики», мяч, разовые стаканчики, фартуки, трубочки, салфетки, картинки с изображением рыб, аудиозапись: «Волшебная музыка», «Звуки реки», интерактивная доска, проектор.

Ход занятия

В группу входит педагог в образе принцессы и приглашает детей в путешествие в волшебную Страну слов. Дети входят в музыкальный зал.

Принцесса. Дети, давайте друг друга поприветствуем.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в одном краю

Я вас всех приветствую!

Принцесса. Мои милые дети! Спасибо, что вы откликнулись на мое приглашение и пришли ко мне в гости. Я – Принцесса из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?

Ответы детей.

Принцесса. Тогда я приглашаю вас совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествовать мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?

Ответы детей.

Принцесса. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем, представляем, то, чего на сомом дели нет. Давайте все вмести произнесем это заветное слова – «фантазия».

Дети сначала хором, потом шепотом, при желании – индивидуально произносят это слова.  

Принцесса. Итак, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим поля, леса, реки, слышим журчание рек, чувствуем свежий воздух после дождя. (Звучит «Волшебная музыка».) Вот мы и прибыли. Откройте глаза.

Перед нами тропинка. Какая она по размеру? (длинная)

Какая по ширине? (узкая)

Из чего она сделана?(из камней)

Какого цвета камни? (белые, желтые, черные)

Какай формы камни? (круглые, овальные, треугольные)

А вы знаете о том, что по камням очень полезно ходить босиком, что бы ноги были здоровыми. Вы хотите попробовать пройти босиком?

Дети снимают обувь вместе с воспитателем, взявшись за руки, идут «змейкой» по тропинке. В конце тропинке обувают обувь.

Принцесса.

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это – солнце.

Воспитатель обращает внимание на изображение солнца на интерактивной доске.

Принцесса. Посмотрите какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их.

Массаж лица

Личико солнце согрело,

Потеплело, потеплело.

(Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.)

Наши руки потянулись,

Наши губы улыбнулись.

(Медленно тянут руки вверх, улыбаются.)

Принцесса. Как можно сказать о солнышке, какое оно?

А если солнце перестанет светить и греть, что тогда произойдет на земле? (станет темно и холодно)

А хотите, поиграем с солнышком?

Пальчиковая гимнастика

Дети встают в круг.

        Солнышко, солнышко,

        Погуляй у речки.

Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу.

        Солнышко, солнышко,

        Разбросай колечки!

Быстро сжимают и разжимают кулаки.

        Мы колечки соберем,

        Золоченые возьмем.

Выполняют  хватательные движения щепотью.

        Покатаем, поваляем….

Круговыми движениями трут ладонь о ладонь.

        И назад тебе вернем.

Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.

Принцесса. А где находится солнце? (на небе)

 А что вы можете сказать о небе? Какое оно бывает?

Ответы детей.

Принцесса. Молодцы, дети, какие вы наблюдательные! Оказывается небо бывает разным.

 А вы знаете, что слова можно найти везде?

        Я слова найду везде –

        И на небе, и в воде,

        На полу, на потолке,

        На носу и на руке.

        Вы не слышали такого?

        Не беда! Играем в слово!

 Найдите слова на небе, прохлопайте их. (солнце, облака, тучи, луна, звезды.)

Сколько раз хлопнули? Значит, сколько слогов в этих словах? (два, три.) 

А теперь найдите слова на земле и также прохлопайте их. (дети выполняют задание).

Принцесса. Какие вы молодцы, много слов нашли на земле.

Дети, закройте глаза и послушайте, что это за шум?

Звучит музыка «Звуки реки».

Принцесса. Правильно это вода. А где может так шуметь вода?

Скажите, что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, плывет, шумит, плещется, бурлит, шипит, волнуется и т.д.

За каждое названное слово Принцесса дает детям камешек.

Принцесса. Какие дети у меня молодцы много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей «спасибо».

А вы хотите еще больше узнать о свойствах воды?

(Воспитатель подводит детей к столу , где заранее приготовлена вода в стаканчиках, трубочки, камешки.)

Принцесса. Дети, надевайте  фартуки и присаживайтесь за столы.

Что вы видите? (стаканы)

Что в стаканах? (вода)

Как вы догадались?

Давайте сначала я попробую воду.

А теперь вы попробуйте.

Какая она на вкус? (без вкусная)

Как вы думаете, она имеет запах?

Понюхайте воду. (без запаха)

Каким цветом вода?

А теперь возьмите трубочки и подуйте в них. Что происходит? (появляются пузыри)

От чего появляются пузыри?

Это от того, что вода тяжелее воздуха и выталкивает его.

Теперь возьмите камешек и опустите в воду.

Что с ним произошло? (потонул)

А как вы думаете почему?

Камешек потонул,  потому что он тяжелее воды.

Вот и познакомились со свойствами воды.

Принцесса предлагает  детям выйти из-за столов, снять фартуки.

Принцесса. Дети, представьте, что мы плывем по реке.

Мы плывем по теплой речке,

Тихо плещется вода.

Дети имитируют движениями рук плавание в воде.

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда.

Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой.

Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.

Наконец она садится

На корягу под водой.

Садятся на несколько секунд в глубокий присед.

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть – погуляем.

Выполняют ходьбу на месте.

А теперь глубокий вдох –

И садимся на песок.

Принцесса.

Как промолвит речка

Волшебное словечко –

Засыпают раки,

Позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Ответы детей.

Принцесса. Ах , дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Воспитатель показывает картинки, дети называют их хором, затем индивидуально.

Принцесса. А какие рыбы у нас остались?

Дети. Остались акула, касатка.

Принцесса.  Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море.

Принцесса. Дети, мои рыки любят, когда их называют ласково.

Игра « Назови ласково»

Сом – сомик

Пескарь – пескарик

Окунь – окунек

Карп – карпик

Щука – щучечка

Карась – карасик

Принцесса. Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные.

Воспитатель построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова.

Если это рыба – у нее улыбка,

Если это рыбочка – у нее… (улыбочка),

Если это рыба – у нее… (улыба),

Если это рыбина – у нее… (улыбина),

Если это рыбища – у нее … (улыбища).

Принцесса. Вот какие улыбчивые веселые рыбы обитают в нашей волшебной реке!

Берет корзинку с конфетти

Принцесса.

Дует легкий ветерок.

У меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова –

Слова любви, слова добра.

 Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово -       «улыбка»!  Дети, а вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.

Дети передают кузовок друг другу, называя «прекрасные слова».

Принцесса. А кузовок – то мой волшебный . Все  наши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Принцесса. (с грустью). Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться нам в детский сад . Закройте пожалуйста глаза. (Звучит «Волшебная музыка».) Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Как вы думаете, с вами произошло что-нибудь хорошее? Где вы были? Что вы узнали?

Дети делятся своими впечатлениями.

Принцесса. Теперь вы знаете друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от волшебной Страны слов. Когда захотите, то сможете попасть в эту страну. Возьмите эти волшебные ключики и пофантазируйте. Я уверена, что вы узнаете еще много новых и добрых слов.

Принцесса провожает детей в группу, прощаясь с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...