Литературная викторина по произведениям В.Г. Сутеева
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Писарева Ирина Витальевна

 

Цель. Закрепить знания о творчестве В.Г. Сутеева; воспитывать любовь к худо­жественной литературе; упражнять в уме­нии определять и называть произведения по отрывку, отгадывать загадки.

Материал. Выставка книг В.Г. Сутеева, портрет писателя, детские рисунки, дет­ские костюмы для инсценировок, предме­ты, упоминаемые в сказках, сказочные персонажи.

Предварительная работа. Чтение про­изведений В.Г. Сутеева, просмотр иллюст­раций к книгам разных писателей, мульт­фильмов, рисование любимых героев, конструирование кораблика, разучивание текстов для драматизации.

 

Ход викторины

 

Воспитатель. Здравствуйте! Вы никогда не задумывались, почему серьезные взрос­лые люди сочиняют книги для детей? Ско­рее всего, потому, что каждый взрослый в душе ребенок, ему хочется оставаться по­дольше в теплом и уютном мире сказки. Приглашаю вас в сказку - в мир, полный до­бра, чудес, волшебства и тайн! Стоит пенек, на пеньке - теремок, а в теремке живут серь­езные, обстоятельные зверушки - запасли­вый Ежик, трусоватый, но добрый Заяц, лю­бопытные котята и хозяйственный Щенок... Сегодня наша встреча будет посвящена дет­скому писателю, художнику, кинорежиссеру Владимиру Григорьевичу Сутееву (рассказывает биографию, обращает внимание на выставку книг, рисунки детей, предлагает назвать знакомые произведения).

Первое задание. Я буду зачитывать от­рывки из книги, а вы должны отгадать, из какой книги эти строчки.

«А в воде уже бой идет: Волк и Лиса друг у друга рыбу выдирают. Медведь не долго думал и с разбегу тоже бултыхнулся в воду» (рассказ «Кот-рыболов»).

«Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал... На голову Снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сде­лали, а вместо носа воткнули морковку» (рассказ «Елка»).

«А добрый Петух подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и "кукареку". Стал Гусь ни на кого не похож» (рассказ «Это что за птица?»).

«Заяц с кочки на кочку прыгает. Ежик позади идет, перед собой палкой дорогу проверяет.

- Эй, Колючая Голова, что ты там пле­тешься еле-еле? Наверно, твоя палка...» (рассказ «Палочка-выручалочка»).

«Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый - не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тро­пинке» (рассказ «Мешок яблок»).

«Мушка на прял очке нитки прядет. Ля­гушка с колодца воду носит - огород поливает. Ежик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит. А Петушок на мельнице муку мелет» (рассказ «Разные колеса»).

«Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться?» (рассказ «Под грибом»).

«Крик, шум на весь лес. И уже драка на­чинается. Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону но­гой лягнул» (рассказ «Яблоко»).

Воспитатель. Молодцы!

Второе задание. Я буду загадывать за­гадки, а отгадки вы должны найти в книгах.

Загадки

Удивительный портной, -

Нет катушки ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет...

Но зато иголки есть.

Сколько? И не перечесть!

 (Рассказы, где встречается отгадка, т.е. Еж, - «Разные колеса», «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Дядя Миша», «Мешок яблок».)

                                     Он зимой под вьюги вой

Спит в избушке снеговой.

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь - рассказы «Дядя Миша», «Яблоко», «Елка», «Терем-теремок», «Кот-рыболов».)

 

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Бабочка - рассказы «Под грибом», «Цыпленок и Утенок».)

                                     Мохнатенькая,

Усатенькая,

Ест и пьет,

Песенки поет.

(Кошка, кот - рассказы «Капризная кошка», «Три котенка», «Кот-рыболов», «Кто сказал "мяу!"?», «Дядя Миша».)

                                      Само с кулачок,

Красный бочок,

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь - сладко.

(Яблоко - рассказы «Яблоко», «Мешок яблок».)

Сидит в норке,

Ест хлеба корку.

(Мышонок - рассказы «Дядя Миша», «Три котенка», «Под грибом», «Кто сказал "мяу!"?», «Кораблик», «Мышонок и Каран­даш», «Терем-теремок».)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

(Петух - рассказы «Петух и краски», «Кто сказал "мяу!"?», «Это что за пти­ца?», «Разные колеса», «Терем-теремок».)

Раздается лай щенка (входит взрослый в костюме собаки).

- Здравствуйте! Представляете, ребята, я спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон я услышал, как кто-то сказал «мяу!».

Я поднял голову, посмотрел - никого не увидел. «Это, наверное, мне присни­лось», - подумал я и снова улегся поудоб­нее. И тут кто-то опять сказал: «Мяу!»

Я вскочил, обежал всю комнату, загля­нул под кровать, под стол - никого нет!

Дети, вы мне поможете найти того, кто сказал «мяу»?

Дети рассказывают, с кем встречался Щенок.

Воспитатель. Щенок, ты теперь знаешь, кто сказал «мяу»! А что ты нам принес?

Щенок. Разные предметы из книг В.Г. Су­теева. Я буду доставать их, а вы скажете, кому принадлежит тот или иной предмет или из какой он сказки.

Карандаш («Капризная кошка», «Мы­шонок и Карандаш», «Петух и краски», «Умелые руки»).

Письмо Дедушке Морозу («Елка»).

Краски («Петух и краски»).

Палка («Палочка-выручалочка»).

Яблоко («Яблоко», «Мешок яблок»).

Удочка («Дядя Миша», «Кот-рыболов»).

Ореховая скорлупа («Кораблик»).

Колеса («Разные колеса»).

Мячик («Умелые руки»).

Воспитатель. Прислушайтесь! Слыши­те шорох? Кто-то к нам в гости идет.

Входят взрослые в костюмах мышей.

Мыши. Здравствуйте, дети! Мы к вам пришли из книги, которую очень любил Владимир Григорьевич Сутеев. Эта книга норвежского писателя Альфа Прёйсена называется «Веселый Новый год». Сутеев нарисовал к ней замечательные картинки. Вы их видели, когда начинали знакомить­ся с его творчеством. А давайте с вами по­пробуем это стихотворение разыграть! Мы исполним роли мамы-мышки и мышиного папы, а вы все будете мышатами.

 

Инсценировка стихотворения А.Прейсена «Веселый Новый год»

                       (Перевод с норвежского Ю.Вронского.)

Воспитатель.

Короче день, длиннее ночь,

И холод на дворе.

И мама-мышь в своей норе

Внушает детворе…

Мама-мышь.

Надеюсь, в мышеловку

Никто не попадет,

Тогда опять все вместе

Мы встретим Новый год!

 

Дети(все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

Надо весело встречать Новый год.

Ура!

Воспитатель.

Кусочек угля мама-мышь

Хватает поутру

И, начиная с потолка,

Чернит свою нору.

Моют пол мышата,

Чтоб в норке был уют,

Метут хвостами корки,

Танцуют и поют.

Дети (все).

 Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

Надо весело встречать Новый год.

 Ура!

Воспитатель.

Но вот желанный Новый год!

 И в норку с чердака

 Мышиный папа приволок

 Ботинок без носка.

Украсили ботинок

 Бутылочным стеклом,

 Блестящей паутиной

 И пестрым лоскутком.

 Дети (все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

 Надо весело встречать

 Новый год.

 Ура!

Воспитатель.

Мышиный папа говорит...

 

 Папа-мышь.

Давайте встанем в круг,

 Чтоб был ботинок посреди,

 А вся семья - вокруг.

Дадим хвосты друг другу

 И - раз, два, три! - вперед!

Воспитатель.

 Так начался веселый

 Мышиный хоровод.

Дети (все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

Надо весело встречать Новый год.

Ура!

Воспитатель.

Их новогодняя еда –

Семь крошек от котлет,

 А тем, кто любит сладости,

Обертка от конфет.

 Лежит среди закусок

И ветчины кусок.

Лежит он так, чтоб каждый

Его понюхать мог.

 Дети (все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

 Надо весело встречать Новый год.

Ура!

Воспитатель.

И бабка-мышь пришла сюда.

Теперь она сидит

В своей качалке, как всегда,

И на мышат глядит.

 Качалкой верно служит

 Картофелина ей.

 Подобные качалки

Не редкость у мышей,

 Дети (все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

 Надо весело встречать Новый год.

 Ура!

Воспитатель.

И все играют, и поют,

И пляшут, а потом

Мышиный папа говорит...

 Папа-мышь.

Теперь, друзья, вздремнем!

Воспитатель.

Мышата спать ложатся

 И здесь, и там, и тут,

Но и во сне мышата

Танцуют и поют.

Дети (все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

 Надо весело встречать Новый год.

Ура!

Воспитатель.

А мышь-старушка стережет

Покой других мышей

 И напевает...

 Бабушка-мышь.

 Новый год

Хорош для малышей!

 И если в мышеловку

 Никто не попадет,

То через год все вместе

 Мы встретим Новый год.

 Дети (все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

Надо весело встречать Новый год.

Ура!

Воспитатель. Вот молодцы! Сколько ска­зок прочли! Мышки приготовили для вас сюрприз. Угощайтесь орешками да грибочка­ми. Да своих друзей не забывайте и читайте замечательные рассказы, сказки, рассматри­вайте иллюстрации В.Г. Сутеева. И помните: он «был счастлив, что посвятил себя детям».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_po_proizvedeniyam_suteeva.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина по произведениям В.Г. Сутеева

Цель. Закрепить знания о творчестве В.Г. Сутеева; воспитывать любовь к художественной литературе; упражнять в умении определять и называть произведения по отрывку, отгадывать загадки.

Материал. Выставка книг В.Г. Сутеева, портрет писателя, детские рисунки, детские костюмы для инсценировок, предметы, упоминаемые в сказках, сказочные персонажи.

Предварительная работа. Чтение произведений В.Г. Сутеева, просмотр иллюстраций к книгам разных писателей, мультфильмов, рисование любимых героев, конструирование кораблика, разучивание текстов для драматизации.

Ход викторины

Воспитатель. Здравствуйте! Вы никогда не задумывались, почему серьезные взрослые люди сочиняют книги для детей? Скорее всего, потому, что каждый взрослый в душе ребенок, ему хочется оставаться подольше в теплом и уютном мире сказки. Приглашаю вас в сказку - в мир, полный добра, чудес, волшебства и тайн! Стоит пенек, на пеньке - теремок, а в теремке живут серьезные, обстоятельные зверушки - запасливый Ежик, трусоватый, но добрый Заяц, любопытные котята и хозяйственный Щенок... Сегодня наша встреча будет посвящена детскому писателю, художнику, кинорежиссеру Владимиру Григорьевичу Сутееву (рассказывает биографию, обращает внимание на выставку книг, рисунки детей, предлагает назвать знакомые произведения).

Первое задание. Я буду зачитывать отрывки из книги, а вы должны отгадать, из какой книги эти строчки.

«А в воде уже бой идет: Волк и Лиса друг у друга рыбу выдирают. Медведь не долго думал и с разбегу тоже бултыхнулся в воду» (рассказ «Кот-рыболов»).

«Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал... На голову Снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку» (рассказ «Елка»).

«А добрый Петух подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и "кукареку". Стал Гусь ни на кого не похож» (рассказ «Это что за птица?»).

«Заяц с кочки на кочку прыгает. Ежик позади идет, перед собой палкой дорогу проверяет.

- Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься еле-еле? Наверно, твоя палка...» (рассказ «Палочка-выручалочка»).

«Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый - не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке» (рассказ «Мешок яблок»).

«Мушка на прял очке нитки прядет. Лягушка с колодца воду носит - огород поливает. Ежик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит. А Петушок на мельнице муку мелет» (рассказ «Разные колеса»).

«Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться?» (рассказ «Под грибом»).

«Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул» (рассказ «Яблоко»).

Воспитатель. Молодцы!

Второе задание. Я буду загадывать загадки, а отгадки вы должны найти в книгах.

Загадки

Удивительный портной, -

Нет катушки ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет...

Но зато иголки есть.

Сколько? И не перечесть!

 (Рассказы, где встречается отгадка, т.е. Еж, - «Разные колеса», «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Дядя Миша», «Мешок яблок».)

                                     Он зимой под вьюги вой

Спит в избушке снеговой.

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь - рассказы «Дядя Миша», «Яблоко», «Елка», «Терем-теремок», «Кот-рыболов».)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Бабочка - рассказы «Под грибом», «Цыпленок и Утенок».)

                                     Мохнатенькая,

Усатенькая,

Ест и пьет,

Песенки поет.

(Кошка, кот - рассказы «Капризная кошка», «Три котенка», «Кот-рыболов», «Кто сказал "мяу!"?», «Дядя Миша».)

                                      Само с кулачок,

Красный бочок,

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь - сладко.

(Яблоко - рассказы «Яблоко», «Мешок яблок».)

Сидит в норке,

Ест хлеба корку.

(Мышонок - рассказы «Дядя Миша», «Три котенка», «Под грибом», «Кто сказал "мяу!"?», «Кораблик», «Мышонок и Карандаш», «Терем-теремок».)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

(Петух - рассказы «Петух и краски», «Кто сказал "мяу!"?», «Это что за птица?», «Разные колеса», «Терем-теремок».)

Раздается лай щенка (входит взрослый в костюме собаки).

- Здравствуйте! Представляете, ребята, я спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон я услышал, как кто-то сказал «мяу!».

Я поднял голову, посмотрел - никого не увидел. «Это, наверное, мне приснилось», - подумал я и снова улегся поудобнее. И тут кто-то опять сказал: «Мяу!»

Я вскочил, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол - никого нет!

Дети, вы мне поможете найти того, кто сказал «мяу»?

Дети рассказывают, с кем встречался Щенок.

Воспитатель. Щенок, ты теперь знаешь, кто сказал «мяу»! А что ты нам принес?

Щенок. Разные предметы из книг В.Г. Сутеева. Я буду доставать их, а вы скажете, кому принадлежит тот или иной предмет или из какой он сказки.

Карандаш («Капризная кошка», «Мышонок и Карандаш», «Петух и краски», «Умелые руки»).

Письмо Дедушке Морозу («Елка»).

Краски («Петух и краски»).

Палка («Палочка-выручалочка»).

Яблоко («Яблоко», «Мешок яблок»).

Удочка («Дядя Миша», «Кот-рыболов»).

Ореховая скорлупа («Кораблик»).

Колеса («Разные колеса»).

Мячик («Умелые руки»).

Воспитатель. Прислушайтесь! Слышите шорох? Кто-то к нам в гости идет.

Входят взрослые в костюмах мышей.

Мыши. Здравствуйте, дети! Мы к вам пришли из книги, которую очень любил Владимир Григорьевич Сутеев. Эта книга норвежского писателя Альфа Прёйсена называется «Веселый Новый год». Сутеев нарисовал к ней замечательные картинки. Вы их видели, когда начинали знакомиться с его творчеством. А давайте с вами попробуем это стихотворение разыграть! Мы исполним роли мамы-мышки и мышиного папы, а вы все будете мышатами.

Инсценировка стихотворения А.Прейсена «Веселый Новый год»

                       (Перевод с норвежского Ю.Вронского.)

Воспитатель.

Короче день, длиннее ночь,

И холод на дворе.

И мама-мышь в своей норе

Внушает детворе…

Мама-мышь.

Надеюсь, в мышеловку

Никто не попадет,

Тогда опять все вместе

Мы встретим Новый год!

Дети(все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

Надо весело встречать Новый год.

Ура!

Воспитатель.

Кусочек угля мама-мышь

Хватает поутру

И, начиная с потолка,

Чернит свою нору.

Моют пол мышата,

Чтоб в норке был уют,

Метут хвостами корки,

Танцуют и поют.

Дети (все).

 Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

Надо весело встречать Новый год.

 Ура!

Воспитатель.

Но вот желанный Новый год!

 И в норку с чердака

 Мышиный папа приволок

 Ботинок без носка.

Украсили ботинок

 Бутылочным стеклом,

 Блестящей паутиной

 И пестрым лоскутком.

 Дети (все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

 Надо весело встречать

 Новый год.

 Ура!

Воспитатель.

Мышиный папа говорит...

 Папа-мышь.

Давайте встанем в круг,

 Чтоб был ботинок посреди,

 А вся семья - вокруг.

Дадим хвосты друг другу

 И - раз, два, три! - вперед!

Воспитатель.

 Так начался веселый

 Мышиный хоровод.

Дети (все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

Надо весело встречать Новый год.

Ура!

Воспитатель.

Их новогодняя еда –

Семь крошек от котлет,

 А тем, кто любит сладости,

Обертка от конфет.

 Лежит среди закусок

И ветчины кусок.

Лежит он так, чтоб каждый

Его понюхать мог.

 Дети (все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

 Надо весело встречать Новый год.

Ура!

Воспитатель.

И бабка-мышь пришла сюда.

Теперь она сидит

В своей качалке, как всегда,

И на мышат глядит.

 Качалкой верно служит

 Картофелина ей.

 Подобные качалки

Не редкость у мышей,

 Дети (все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

 Надо весело встречать Новый год.

 Ура!

Воспитатель.

И все играют, и поют,

И пляшут, а потом

Мышиный папа говорит...

 Папа-мышь.

Теперь, друзья, вздремнем!

Воспитатель.

Мышата спать ложатся

 И здесь, и там, и тут,

Но и во сне мышата

Танцуют и поют.

Дети (все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

 Надо весело встречать Новый год.

Ура!

Воспитатель.

А мышь-старушка стережет

Покой других мышей

 И напевает...

 Бабушка-мышь.

 Новый год

Хорош для малышей!

 И если в мышеловку

 Никто не попадет,

То через год все вместе

 Мы встретим Новый год.

 Дети (все).

Прыг да скок!

Хоп-ля-ля, фалле-ралле-ра!

Надо весело встречать Новый год.

Ура!

Воспитатель. Вот молодцы! Сколько сказок прочли! Мышки приготовили для вас сюрприз. Угощайтесь орешками да грибочками. Да своих друзей не забывайте и читайте замечательные рассказы, сказки, рассматривайте иллюстрации В.Г. Сутеева. И помните: он «был счастлив, что посвятил себя детям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по произведениям Н.Носова

Литературная викторина для детей подготовительной группы с целью закрепления произведений Н.Носова...

Конспект литературной викторины по произведениям К.И. Чуковского с приложением

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского для детей средней группы....

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста.

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект литературной викторины по произведениям К.Чуковского в старшей логопедической группе

С помощью этого конспекта вы покажете детям  удивительный мир сказок Корнея Ивановича Чуковского, их мудрость и красоту; закрепите уважение и  любовь к сказкам. Продолжайте развивать интерес...

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака

Цель: закрепить знания о многочисленных произведениях С.Я. Маршака. В игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака. Пробудить интерес к его творчеству. Учить воспринимать содержание п...

Литературная викторина по произведениям В.Г.Сутеева.

Викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста....