Авторская программа коррекционно-развивающего сопровождения детей старшей логопедической группы (5-6 лет) "Говорим и показываем"
рабочая программа по развитию речи на тему
Программа «Говорим и показываем» посвящена проблеме коррекции психоречевого развития старших дошкольников.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации в силу имеющихся нарушений в развитии. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает недоразвитие речи.
Как правило, нарушения речи напрямую связаны расстройствами отдельных функций головного мозга. В целом неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включаться в игровую деятельность или переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Дети также отличаются низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью и повышенной истощаемостью, что ведет к появлению разного рода ошибок при выполнении заданий.
Поэтому правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе заключается в учете возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и грамотном подборе наиболее эффективных технологий.
Учитывая перечисленное выше, педагоги детского сада «Колобок» разработали коррекционную программу «Говорим и показываем», в которой решили совместить технологии, направленные на развитие речи, движений и мыслительной деятельности.
Программа «Говорим и показываем» может представлять интерес для воспитателей и специалистов, работающих с детьми с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alekseeva_programma.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарская область средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.Челно-Вершины структурное подразделение «Колобок»
Авторская программа
коррекционно-развивающего сопровождения детей старшей логопедической группы (5-6 лет)
«Говорим и показываем»
Авторы-составители:
Алексеева З.М., воспитатель
Зайцева С.В., руководитель структурного подразделения
С. Челно-Вершины
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Говорим и показываем» предназначена для использования в дошкольных образовательных учреждениях, работающих с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с нарушениями речи.
Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования послужило толчком к переосмыслению содержания и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе и с нарушениями речи.
Своевременное овладение правильной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных навыков. Развитие внимания, памяти, мыслительной, речевой деятельности ребенка дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития, невозможного без отсутствия хотя бы одного из данных компонентов.
Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. В норме, к 5 годам ребенок должен произносить все звуки. У многих детей, в силу ряда причин (нарушения анатомического строения речевого аппарата, функциональная незрелость речевых зон головного мозга, несформированность произвольных движений и т.д.), этот процесс задерживается. Общее недоразвитие речи затрудняет общение, способствует возникновению таких психологических особенностей, как замкнутость, робость, нерешительность, приводит к снижению мыслительной активности, недоразвитию ряда психомоторных функций: страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук. Сами собой нарушения речи не исправляются. Нарушения речи преодолеваются как педагогическими методами, включающими специально организованную образовательную деятельность и коррекционно-развивающие мероприятия, так и медицинскими средствами. При создании благоприятных условий, правильной организации образовательной деятельности и стратегии коррекционно-развивающей работы, можно исправить или минимизировать имеющиеся нарушения и предупредить появление сопутствующих нарушения развития.
При построении коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать все линии развития ребенка, следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено не только на речевые нарушения, но и на развитие психомоторной сферы, коммуникативно-познавательной деятельности.
Учитывая это, мы составили коррекционно-педагогическую программу, в основе которой лежат логоритмические занятия с использованием кинезиологической гимнастики.
Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речевых и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых нарушений: от фонетико-фонематических нарушений речи (нарушения произношения ряда звуков) до тяжелых речевых дефектов, как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка сразу нескольких систем родного языка: лексики, грамматики, фонетики).
Кинезеологические упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы письма. Успешному развитию ребенка способствует учет функциональной ассиметрии полушарий головного мозга и организация образовательной деятельности в соответствии с динамикой развития головного мозга. Функциональная ассиметрия распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Необходимым условием развития интеллектуально-познавательной и речевой активности является полноценное развитие межполушарного взаимодействия посредством включения в образовательную деятельность кинезиологических упражнений.
Таким образом, включение в логоритмику кинезеологических упражнений будет способствовать развитию межполушарного взаимодействия, а значит развивать познавательную, мыслительную и речевые деятельности, что, несомненно, будет способствовать повышению коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи в целом.
Программа определяет содержание и организацию коррекционно-развивающего сопровождения детей старшей логопедической группы. Программа реализуется на третьем часе физической культуры, как в первую, так и во вторую половину дня.
.
Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает познавательно-речевое, физическое, социально-личностное развитие детей в возрасте от 5-6 с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с общим недоразвитием речи приобретают особую значимость:
- от простого к сложному;
- систематичность;
- доступность;
- повторяемость материала;
- научная обоснованность и практическая применяемость
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
Цели Программы — Коррекция психоречевых нарушений у старших дошкольников с ОНР через повышение двигательной активности и развитие межполушарного взаимодействия.
Задачи
Педагоги | Дети | Родители |
1.Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. 2.Построение комплексно-тематической модели коррекционно-развивающего процесса. 3.Обеспечение познавательного, социально-личностного, и физического развития детей. 4.Интеграция образовательных областей в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса | 1. Развитие речевой, мыслительной двигательной сфер, памяти, внимания, облегчение процесса чтения и письма. 2. Развитие ручной и артикуляционной моторики, координации. 3. Развитие эмоциональности, музыкальных качеств (чувство ритма, слух). | 1.Повышение компетентности родителей в области воспитания и обучения детей с ОНР. 2.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей с ОНР. |
В основе Программы лежат методические разработки М.Ю.Картушиной «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет» – Москва: Творческий центр «Сфера», 2009), практическое пособие О.А.Новиковской «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» - Санкт Петербург: КОРОНА принт, 2005, кинезеологический комплекс упражнений, разработанный кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии Тверского областного института повышения квалификации А.Л.Сиротюк (Журнал «Дошкольное воспитание», №1 2005)
Организационные условия реализации программы:
Программа рассчитана на детей – 5-6 лет, воспитанников старшей логопедической группы.
Общее количество часов – 35 часов.
Периодичность проведения – 1 раз в неделю.
Продолжительность – 1 час (25 мин.).
Нормы наполнения групп – 13 детей.
Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.
Санитарно-гигиенические требования.
Образовательная деятельность должна проводиться в музыкальном зале, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Дети одеты в удобную спортивную форму и чешки.
Материально-техническое оснащение Программы
Для проведения образовательной деятельности необходимо следующее материально-техническое оснащение: игрушки, другие атрибуты в необходимом для занятий количестве, магнитофон и прочее.
Для проведения занятий понадобятся:
- иллюстрации, сказки, стихи;
- подборка музыкальных произведений;
- подборка упражнений и этюдов;
Кадровое обеспечение: воспитатель, использующий данную программу, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Занятия могут проводиться как одним педагогом, так и несколькими сразу.
Прогнозируемые результаты
К концу учебного года:
1. Повысится эффективность коррекционно-развивающей работы.
2. Дети старшей логопедической группы должны:
- правильно произносить и дифференцировать в речи поставленные звуки;
- правильно передавать слоговую структуру слов;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка и возрастными нормами;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
- владеть элементарными графо-моторными навыками.
3. Дети должны свободно и легко исполнять упражнения на координацию корпуса, рук, ног, головы.
4. Повысится уровень развития ВПФ: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления.
Диагностический инструментарий:
- диагностика уровня развития ВПФ (Векслер, тесты М.Н. Ильиной на определения уровня развития внимания, восприятия, памяти, тонкой моторики пальцев рук);
- речевые карты;
- мониторинг логопедического обследования;
- сравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов;
Виды и формы контроля освоения программы:
Промежуточный (18 часов работы по Программе)
Итоговый (35 часов работы по Программе).
Содержание программы
Тематический план
неделя | Тема | Цель | |
сентябрь | I | «Детский сад» | Формирование умения согласовывать речь и движения |
II | «Светофория» | Развитие внимания, мышления, координации движений, обшей моторики | |
III | «Собираем урожай» | Развитие темпа движений, ритма, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве | |
IV | «В сад осенний мы пошли» | Формирование речевого дыхания, произвольности поведения и самоконтроля | |
октябрь | I | «В лес осенний мы пойдем» | Развитие умения соотносить темп музыки с движением |
II | «Грибное лукошко» | Развитие коммуникативных навыков и фонематического слуха | |
III | «Летят перелетные птицы» | Развитие межполушарного взаимодействия | |
IV | «Лесные звери» | Развитие рефлексии – умения реагировать на неправильную речь и сопутствующие ей движения | |
ноябрь | I | «Мы идем гулять» | Развивать коммуникативные навыки, произвольность поведения, речевое дыхание |
II | «Игрушки» | Развитие мимики, умения распределять мышечный тонус, оптико-пространственные ощущения | |
III | «Путешествие в Страну фантазии» | Отрабатывать выразительность мимики, пластики, выразительности речи | |
IV | «Забытые игрушки» | Развитие подражательности и изобретательной деятельности с элементами творчества | |
декабрь | I | «Зима» | Развивать выразительность движений, темп, ритм, плавный длительный выдох |
II | «Зимние забавы» | Развивать умение воздействовать на биологически активные точки для стимуляции работы мозга | |
III | «Бал сказок» | Развивать координацию движений, фантазию, творчество | |
IV | «Новогодний хоровод» | Развитие навыков самоконтроля, интонационной выразительности, просодических компонентов речи. | |
январь | II | «Зимующие птицы» | Развитие общей произвольной моторики и моторики мышц лица, произвольности поведения |
III | «Зима в лесу» | Коррекция моторных отклонений и нарушений звукопроизношений | |
IV | «Зимнее подворье» | Развивать произвольность поведения путем формирования личностных качеств: выдержки, сосредоточенности и внимания. | |
февраль | I | «Терем-теремок» | Закрепление речевой активности в поведении и словесном общении |
II | «В гостях у снеговика Тимошки» | Развивать фонематическое восприятие, двигательные, певческие, речевые и слуховые навыки | |
III | «Бравые солдаты» | Психомышечная тренировка с фиксацией напряжения ног | |
IV | «Венский стул» | Развитие воображения, внимания, регуляция мышечного тонуса | |
март | I | «Мамин день» | Развитие артикуляционного аппарата, координации движений |
II | «Грачи прилетели» | Развивать слуховое внимание, зрительную память | |
III | «Где мы были, мы не скажем» | Развивать подражательные движения, воображение, фантазию | |
IV | «Капитошка» | Развитие чувства ритма, темпа движений, умений снимать мышечные напряжения | |
апрель | I | «Весна идет, весне дорогу» | Развитие речевого дыхания, мелкой моторики, силы голоса. |
II | «Все работы хороши» | Развивать кинестические ощущения, общую и мелкую моторику | |
III | «Тайна Третьей планеты» | Развитие мыслительной деятельности, внимания, восприятия. фантазии | |
IV | «Транспорт» | Развитие зрительно-двигательных координаций, общей моторики | |
май | I | «В гости к Лунтику» | Развитие звукоподражания, темпо-ритмических движений |
II | «А мы просо сеяли» | Энерготизация мозга, активизация нейрогуморальной регуляции | |
III | «Части тела» | Снятие рефлексо периферического зрения, ритмирование правого полушария | |
IV | «Спасем Витаминку» | Развитие и закрепление навыков ЗОЖ |
Литература
1. Борюкова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М., 2000.
2. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. – М., 2011.
3. Косарева У.В. Коррекция и развитие. – С., 2002.
4. Картушина М.Ю.. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. – М., 2009..
5. Новиковская О.А. Логоритмика. – Санкт-Петербург, 2005.
6.Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.
7. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. – М., 2003.
8. Сиротюк А.Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка. – Дошкольное воспитание, 2005. – №1.
9. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие психолога в старшей логопедической группе с детьми с ОНР по теме "Зимующие птицы"
Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в старшей логопедической группе с детьми с ОНР по теме «Зимующие птицы» с презентацией, в которой используется утилита Microsoft Mouse Mischief (не...
Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в старшей логопедической группе с применением утилиты "Несколько мышей" и с использованием лексичекой темы "Транспорт"
Одно занятие из цикла "Несколько мышей" в логопедической группе с использованием лексических тем, изучаемых в данный период....
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей логопедической группы
Это занятие давалось мной на высшую квалификационную категорию. Это было еще до введения новых правил аттестации....
Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: "Хотим быть здоровыми"
Познакомить родителей с методами и приемами массажа рук. Оптимизировать чувствительность рук у детей с ОНР с помощью пассивного массажа, который предусматривает использование разнообразных контрастных...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы во II младшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Программа является первой ступенью в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с общим недоразвитием речи и предназначена для работы логопеда в младшей логопедической группе. Данная рабочая...
программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению
программа направлена на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...
Коррекционно-развивающее занятие (НОД) в старшей логопедической группе "Предлог ОТ"
Конспект занятия соответствует ФГОС. Дети знакомятся с предлогомОТ в игровой форме, использованы различные формы организации детей и приемы работы....