Статья "Развитие речи ребенка третьего года жизни"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Полезная информация для родителей о развитии речи детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_rebyonka_tretego_goda_zhizni.docx | 33.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи ребёнка третьего года жизни
Для чего человеку нужна речь? Благодаря ей мы общаемся, познаем мир, развиваем мышление. Формирование общеречевых навыков – дело непростое. Необходимо обратить внимание на формирование правильной артикуляции, работу по формированию дыхания (физиологического, речевого), развитие силы голоса и на формирование правильного произношения.
- Формирование правильной артикуляции.
Артикуляция – это определенное положение органов, участвующих в произнесении звуков. Для чего нужна правильная артикуляция? Для того, чтобы наша речь была понятна другим людям.
Вы знаете, что у человека в процессе артикуляции участвуют:
- язык;
- губы (верхняя, нижняя);
- нижняя челюсть;
- нёбо (мягкое);
- мышцы щёк.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка подразделяются на:
- динамические (упражнения для губ и языка: движения языка вперед – назад, облизывание языка и т.д.)
- статичные (для работы над положением нижней челюсти)
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить нижеследующие упражнения вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
"Окошко" | |
"Чистим, зубки" | |
"Месим тесто" | |
"Чашечка" | |
"Дудочка" | |
"Заборчик" | |
"Маляр" | |
"Грибочек" | |
"Киска" | |
"Поймаем мышку" | |
"Лошадка" | |
"Пароход гудит" | |
"Слоник пьёт" | |
"Индюки болтают" | |
"Орешки" | |
"Качели" | |
"Часики" | |
"Блинчик" | |
"Вкусное варенье" | |
"Шарик" | |
"Гармошка" | |
"Барабанщик" | |
"Парашютик" | |
"Загнать мяч в ворота" |
Детям раннего возраста очень нравится мимическая гимнастика. Она способствует пониманию ребёнком эмоциональных состояний человека (радость, огорчение, гнев и т.д.), а также дает возможность с помощью мимики охарактеризовать вкус разных продуктов (горький, кислый, сладкий и т.д.)
- Работа по формированию дыхания.
Речь детей невозможна без правильного речевого дыхания. Дыхание ребенка раннего возраста отличается от дыхания дошкольника и тем более взрослого человека. Оно имеет слабый выдох, выдох может осуществляться через нос и рот одновременно; малыш не может произвольно контролировать правильность своего дыхания, часто говорит на вдохе.
Для того, чтобы ребенок мог владеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен освоить приемы правильного дыхания. Что такое дыхание? Это физиологический процесс, состоящий из двух фаз – вдоха и выдоха. Человек совершает их неосознанно.
Дыхание бывает:
- грудное;
- диафрагмальное;
- диафрагмально – грудное;
- верхнегрудное;
- ключичное.
Дыхание важно для отчетливого воспроизведения звуков. Сила дыхания зависит от того, какой звук мы собираемся произнести. Для произнесения гласных звуков требуется более сильное и продолжительное дыхание.
Для формирования правильного дыхания необходимо:
- выработать умение пользоваться направленной воздушной струёй;
- развить силу выдоха;
- уметь регулировать продолжительность вдоха;
- целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных, согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов.
Отрабатывая правильное речевое дыхание, необходимо придерживаться следующих правил:
- губы при выдохе немного открыты (растянуты в улыбке или сложены трубочкой);
- выдох должен быть продолжительный и плавный;
- предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне его рта;
- не поднимать плечи;
- не надувать щеки при выдохе;
- следить за осанкой ребенка;
- упражнения должны носить игровой характер.
Примеры упражнений на развитие плавного речевого выдоха:
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2–3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20–40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
– Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
– Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
– Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
– Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
Листопад
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
– Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер – подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
– Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко.
Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
– Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
Одуванчик
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе – на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
– Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно– чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
Также можно организовать игру «Дед или баба?»:
– Давайте поиграем в игру «Дед или баба?»! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок – это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались – это волосы на голове – то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!
Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
– Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
- Развитие силы голоса.
Работа над речевым дыханием проводится одновременно с формированием выразительности речи, то есть способности говорить высоким или низким, тихим или громким голосом, голосом с различной интонационной окраской.
- Формирование правильного произношения.
О правильном звукопроизношении ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопиться значительный запас слов. Время и порядок появления тех или иных звуков у детей неодинаковы. Как правило, к 2м годам ребенок усваивает:
- Губные звуки ([П],[П`],[Б],[Б`],[М],[М`]);
- Губно – зубные ([Ф],[Ф`],[В],[В`]);
- Переднеязычные ([Т],[Т`],[Д],[Д`],[Н],[Н`],[С`],[Л`]);
- Заднеязычные ([К],[К`],[Г],[Г`],[Х],[Х`]).
Свистящие ([С],[З],[Ц]), шипящие ([Ш],[Ж],[Щ`],[Ч`]) и сонорные звуки ([Р],[Р`],[Л]) малыши обычно заменяют или пропускают:
- [С]-> [С`], [В]-> [Ф]; [З] ->[С`]; [Ц] ->[Т`];
- [Ш]->[С`], [Т`]; [Ж]-> [С`], [Д`]; [Ч`]-> [Т`]; [Щ`]-> [Т`];
- [Р]-> [Л`];
- [Р`]-> [Л`]; [Л]-> [Л`].
В речи маленьких детей еще не сформирована звуконаполняемость слов. Они пропускают: в словах – отдельные слоги, при стечении согласных – отдельные звуки; а иногда в их речи появляются даже лишние звуки.
Стараясь научить ребенка правильно произносить слова, мы должны учитывать артикуляционную трудность некоторых звуков:
- губно – губных ([П],[Б],[М]);
- переднеязычных ([Т],[Д],[Н]);
- заднеязычных ([К],[Г],[Х]).
В качестве речевого материала в этом возрасте лучше использовать:
- изолированные звуки;
- звукоподражания;
- слова с доступными для произнесения ребенком звуками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи ребенка третьего года жизни (консультация для родителей)
Советы родителям по развитию речи малыша 2-3 лет....
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи ребенка третьего года жизни»
Развитие речи ребенка третьего года жизни На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предмет...
Развитие речи ребенка третьего года жизни
Памятка для родителей "Развитие речи ребенка третьего года жизни"...
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»Период дошкольного детства является «сенситивным» для оказания поддержки и помощи родителя...
речь ребенка третьего года жизни
Консультация для родителей...
Речь ребенка третьего года жизни.
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»
Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...