Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»
консультация (младшая группа)
Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно общения с мамой, но встречаются и такие, которые нуждаются в специальном стимулировании речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.docx | 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни.
Что делать если ребенок не говорит?»
Подготовил: учитель-логопед МДОБУ №2
И.В. Таран.
Способность овладения языком является у человека врожденной, но для формирования полноценной речи ребенку необходима благоприятная речевая среда. Известно, что речь у ребенка развивается лучше, когда с ним много разговаривают, и не просто разговаривают, а общаются. Так что, уже просто словесно общаясь с ребенком, взрослые целенаправленно занимаются развитием его речи, даже не отдавая себе в этом отчета.
Для некоторых детей этого оказывается достаточно, но встречаются и такие, которые нуждаются в специальном стимулировании речевого развития. Без этого они с опозданием начинают говорить. В дальнейшем их речь развивается неравномерно, а часто и с серьезными отклонениями. При нормальном развитии первые слова у детей появляются до года, а в три года у них должна сложиться развитая фразовая речь. Более позднее формирование речи может привести к отставанию в развитии, в том числе интеллектуальном. Ведь слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь.
Иногда, практически сразу после рождения, можно предвидеть у ребенка возможную задержку речевого развития. К этому предрасполагают: осложненная беременность и роды, родовые и послеродовые травмы головы, асфиксия новорожденного, соматические заболевания, повышенное внутричерепное давление. Предрасположены к отставанию в речевом развитии ослабленные дети, плохо развивающиеся физически (они вяло сосут, позже положенного времени начинают держать голову, ползать, ходить).
В становлении речи все дети проходят одни и те же стадии, но индивидуальные особенности каждого ребенка накладывают свой отпечаток на картину его речевого развития и могут вызывать отклонения. Эти отклонения чаще всего касаются того возраста, в котором у него возникают те или иные речевые возможности. Иногда эти отклонения не выходят за пределы нормы, а иногда формирование речи у ребенка запаздывает, и тогда говорят о задержке у него речевого развития.
После года в речевом развитии детей появляется уже слишком много индивидуальных особенностей и своеобразия, так что как-то типизировать его становится сложно. В целом к полугора годам у ребенка должна появиться простая фраза (действие + предмет). Слова в этих фразах могут произноситься не полностью, могут пропускаться члены предложения.
К двум годам ребенок должен произносить предложение из трех — четырех слов. Ему пора начинать оформлять свою речь грамматически (пока еще далеко не всегда, разумеется), то есть употреблять окончания (например, множественного числа, в том числе и неправильно: кукла — куклов), пора использовать некоторые суффиксы (например, уменьшительный), приставки (пришла, ушла). В этом возрасте именно уровень развития фразовой речи, а не богатство словарного запаса определяет, насколько благоприятна речевая ситуация ребенка.
После двух лет нормально развивающийся ребенок уже хорошо понимает речь, правильно выполняет доступные инструкции. К трем годам у него должна сформироваться сложная (из нескольких слов), полноценная, грамотно оформленная фраза с использованием предлогов, прилагательных, наречий, местоимений, то есть почти всех языковых средств. Для этого возраста считается нормой неправильное произнесение отдельных звуков: чаще всего шипящих, свистящих и соноров.
Таким образом, к трем годам становление речи ребенка в основном и в принципе завершается, и ее дальнейшее развитие заключается в постепенном совершенствовании и усложнении уже сложившихся языковых форм.
Чего НЕ стоит делать родителям:
• Связывать задержку речи ребенка с историей развития речи в семье, например, полагая, что если дедушка заговорил после 5 лет, то и здесь «само пройдет». Во-первых, во времена детства дедушки общество предъявляло менее жесткие требования к развитию детей, не была столь распространена ранняя диагностика и пр. Во-вторых, велика вероятность субъективных факторов в оценке сроков появления речи у предыдущих поколений. В-третьих, особенности речи «по наследству» не передаются, нарушения речи у каждого индивидуальны и зависят от особенностей нервной системы конкретного ребенка.
• Ждать до 2, 3, 4 и другого количества лет, чтобы обратиться к логопеду. Грамотный логопед способен определить тип речевого развития и дать рекомендации по речевому развитию в любом возрасте.
Однако бывают случаи, когда речь у ребенка внезапно появляется примерно в три года, причем он сразу начинает говорить полной, развернутой, грамотно оформленной фразой. Понимание речи у таких детей с самого начала бывает сформировано полностью. Такой тип развития встречается практически у одних только мальчиков и считается вариантом нормы.
Формирование активной собственной речи нужно начать со звукоподражаний. Это — временные для ребенка слова. Они необходимы только потому, что на первых порах других слов он попросту произнести не сможет. Ребенку проще всего воспроизводить отдельные слоги: открытые (согласный звук + гласный — МА, БА) и закрытые (гласный звук + согласный — AM, АП). Ему также доступны слова, состоящие из двух одинаковых открытых слогов (мама, папа и т.п.) или двух одинаковых закрытых слогов.
Задания со словами-предметами
- Скорее всего, у ребенка уже есть некоторый багаж слов-звукоподражаний. Нужно научить его использовать их по отношению ко всем предметам одного вида. Например, словом БИ-БИ он должен называть любую машину, а не только свою игрушечную, словом АВ-АВ — любую собаку. С этой целью задавайте ему вопросы: Это что? (указывая на предмет). Затем спрашивайте: Что это? (указывая на иной предмет того же вида). Сами неоднократно называйте новый предмет звукоподражательно, если ребенок не сообразит, как это сделать.
- Формируйте у ребенка новые звукоподражания. Эти слова должны обозначать предметы, которые знакомы ребенку не только по картинкам, но и «вживую». Слово поезд можно заменить на ТУ-ТУ, но ребенок должен знать, как выглядит настоящий поезд или хотя бы игрушечная железная дорога, он также должен представлять себе, как она «работает». Большая часть звукоподражаний имитирует звуки, издаваемые предметами. Поэтому для их формирования используйте примерно такие образы: Это — корова. Она мычит — МУ-МУ. Корова — МУ-МУ. Как мычит корова? МУ-МУ! Кто это? Корова — МУ-МУ.
Примерный словарь существительных-звукоподражаний: собака — АВ-АВ,
корова — МУ-МУ, машина — БИ-БИ, поезд — ТУ-ТУ, кошка — МЯУ-МЯУ,
коза — МЕ-Е-Е, баран — БЕ-Е-Е, звонок — ДИНЬ - ДИНЬ, самолет — У-У-У,
лошадка — И-ГО-ГО, курица — КО-КО, гусь — ГА-ГА, часы — ТИК-ТАК, ля
гушка — КВА-КВА, мышка — ПИ-ПИ, дождик — КАП-КАП, дудочка — ДУ-ДУ, барабан - БУМ-БУМ, мишка - БУ-БУ, болячка - BA-BA.
Одновременно обучайте ребенка произносить обычные слова самой простой структуры — из двух одинаковых открытых слогов (мама, баба, папа, няня, дядя…). Знакомьте ребенка с более сложными словами (из одного — двух слогов). Слова должны называть предметы ближайшего окружения или части тела. Можно использовать уменьшительные имена — они очень легко произносятся (Катя, Ваня). Не добивайтесь точного произнесения слов, помните, некоторые звуки ребенок пока еще физически не может выговорить.
Примерный речевой материал: мяч, кубик, лиса, киса, муха, рука, нога, нос, глаз, зубы, лобик, стол, стул, диван, лапа, каша, суп, миска, ножик, хлеб, булка, тапок, носок, майка, кофта, пальто, кухня, ванна, пол, окно, дом, садик, вода, вата, йод, сумка, книга.
Примерно к двум годам или немного позже ребенку нужно повторять за вами любые слова (в том числе из трех-четырех слогов). Вначале это будет получаться очень несовершенно. Он может произносить их не полностью, путать местами слоги, иногда эти слова в его речи будут едва узнаваемыми. Это не страшно. Главное, чтобы он хоть как-то начал называть окружающие предметы. Со временем произношение будет уточняться.
Примерный словарь глаголов-звукоподражаний: кушать — АМ-АМ, спать — БАЙ-БАЙ, стучать — ТУК-ТУК, ехать (сначала на поезде, а потом и вообще ехать) — ТУ-ТУ, упасть — БАХ, плавать (течь) — БУЛЬ-БУЛЬ, идти — ТОП-ТОП, купать - КУП-КУП, болеть - БО-БО.
Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.
- Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».
- Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
- Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
- Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», — вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный»,
«Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
- Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.
- Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку? »
- Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами — через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности.
- Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте — вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова.
9. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети... До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными:
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
- рвать на мелкие куски бумагу;
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка;
- делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
- «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;
- показать отдельно только один большой палец;
- махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать «фонарики»;
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
- собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль);
- закручивать шурупы, гайки;
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
- складывать матрешек, играть с вкладышами;
- рисовать рукой и пальцами в воздухе;
- играть с песком, водой;
- рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.
Правила занятий с детьми
- В собственной речи одновременно со звукоподражаниями используйте и обычные слова (Что это? БИ-БИ. Правильно. БИ-БИ — это машина). Тогда ребенок будет понимать, что его «БИ-БИ» и машина — это одно и то же. Если же вы постоянно будете употреблять в своей речи временные слова ребенка, у него не будет стимула заменять их на полноценные.
- Не вводите в речь ребенка слишком много звукоподражаний. Они нужны для того, чтобы «запустить» его фразовую речь. Ведь для возникновения фразы требуется какой-то минимальный объем речевого материала.
- Формируйте у ребенка звукоподражания только тогда, когда слова, которые они заменяют, сложны для произнесения. Старайтесь не использовать звукоподражаний для простых слов (каша, суп, стул, рука). Подобные слова ребенок вполне способен выговорить, пусть даже и пропустив в них тот или иной звук (например: рука — ука, стул — тул).
- Добивайтесь, чтобы ребенок понимал смысл слов, которые произносит, и использовал их по назначению. Для этого почаще предлагайте ему выбор между предметами: Ване дать Лялю или мяч? Задавайте вопросы типа: Ваня кушает кашу или суп? Это нож или вилка?
- Если ребенок ограничивается жестикуляцией, делайте вид, что не понимаете его. Допустим, он тянется к предмету и хочет, чтобы вы дали ему его. Дайте ему что-то другое. Говорите: Я не поняла тебя, скажи словом, что тебе нужно.
- Употребляйте с глаголами существительные, обозначающие одушевленные предметы, поскольку только живые существа могут совершать действия. Можно использовать неодушевленные существительные, обозначающие предметы, для которых естественно совершать определенные действия (самолет может лететь, вода — течь, поезд и машина — ехать или стоять).
- Не используйте неодушевленные имена существительные, обозначающие предметы, для которых характерно статичное положение (стол, окно, дом, сад, дорога, трава), поскольку такие предметы не могут «выполнять активных действий», наглядно доступных ребенку.
- Эти два правила не относятся к глаголам повелительного наклонения. Они, напротив, употребляются с дополнениями, где предмет пассивен (Дай мяч).
- Всегда спрашивайте у ребенка, что он делает (или что делает кто-то другой).
- Как можно реже используйте глаголы с приставками (пойдем, покушаем) и почаще — глаголы, начинающиеся с корневой части, чтобы ребенок усваивал именно корень. Окончания на первых порах он будет опускать.
- Когда ребенок спрашивает о предмете или человеке (Что это? или Кто это?), иногда делайте вид, что не понимаете, и просите показать пальцем.
- Ребенок может задавать вопрос Что это? по поводу одушевленного существа. Объясняйте: Про живое существо нужно спрашивать — кто это ?
- Словарь прилагательных и наречий пополняется у ребенка медленней, чем словарь существительных или глаголов. Ближе к трем годам предлагайте ребенку повторять за вами любые прилагательные и наречия.
- Стимулируйте ребенка характеризовать предметы с помощью слов- признаков. Когда кормите его, спрашивайте, горячая ли чашка с чаем, вкусная ли каша. Когда собираетесь купать, пошлите вначале проверить, горячая или холодная вода в ванне. Собираясь убирать в квартире, попросите ребенка посмотреть, грязный или чистый пол на кухне.
- Таким же образом создавайте ребенку условия для использования наречий. Когда он пришел с прогулки, поинтересуйтесь, холодно на улице или жарко.
- Если ребенок использовал новое наречие или прилагательное, сейчас же закрепите это слово в его речи, относя его к различным предметам и ситуациям. Например, он говорит, что в комнате темно. Попросите его выглянуть в окно и сказать, темно ли на улице, и т. п.
После того как ребенок начал говорить, его речевое развитие нужно продолжать стимулировать в различных направлениях: работать над обогащением словаря, совершенствовать грамматическое строение речи, формировать фразовую речь.
Используемая литература:
1. Полякова М.А. Как правильно учить ребенка говорить.
2. Лынская М. Неговорящий ребенок. М., 2015.
3. Лынская М.Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей третьего года жизни"
Развитие детей и их поведение на третьем году жизни определяются тем, что они приобрели в первые два года, а также условиями воспитания и задачами воспитания....
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей третьего года жизни"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Речь детей четвертого года жизни: норма, нарушения, приемы развития».
Информация способствует повышению уровня педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей четвертого года жизни....
Консультация для родителей по развитию речи детей третьего года жизни
материал носит ознакомительный и рекомендательный характер. в нем представлены игры и упражнения на развитие детской речи, которые родители могут применять в домашних условиях....
Буклет для родителей на тему: "Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребёнок не говорит?".
Показатели речевого развития. Примерный словарь звукоподражаний. Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с ярки...
Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений у ребенка третьего года жизни в условиях Дома ребенка.
Предлагается система игр - занятий по формированию восприятия формы для детей 3-го года жизни...