Речь ребенка третьего года жизни.
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Ваш ребенок растет. Он уже многое умеет, все более разнообразными становятся его действия. Как и предметные действия, игровые действия ребенка проходят свой путь развития. В начале второго года жизни игрушка выступает в том же качестве, как и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, тянет ее в рот, то есть познает с помощью действий ее предметные свойства. Постепенно, на протяжении второго года жизни, дети с помощью взрослых усваивают игровое назначение предметов: начинают кормить куклу, укладывать ее спать, моют посуду, словом, отражают в игре реальные жизненные явления, участниками и наблюдателями которых они являются.
Наличие различных впечатлений необходимая предпосылка возникновения игры. Ребенок, постоянно находящийся в манеже, не знающий названия и назначения простых вещей, используемых в повседневной жизни, лишается основы для воссоздания ее в воображаемой ситуации, в игре.
Еще одно условие возникновения игры — умение ребенка подражать действиям взрослого. На втором году жизни игровые действия совершаются только с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, которые продемонстрировал ребенку взрослый. Воображаемая ситуация, которая необходима для возникновения игры, только-только начинает быть доступной ребенку. Элементы игры в этом возрасте переплетаются с манипуляциями, ни одно действие логически не следует из другого и не доводится до конца. Ребенок в игре еще не способен выстроить логическую цепочку действий.
Расширение жизненного опыта, взросление ребенка приводит к тому, что игра ребенка третьего года жизни становится более разнообразной и зрелой. Расширение диапазона отражаемых в игре ситуаций, развитие игровых навыков приводят к тому, что ребенок начинает заменять недостающие вещи другими или словом, начинает действовать в воображаемом плане. На третьем году жизни дети, как правило, увлечены игрой, в их действиях есть определенная логика, ни одно из них не повторяется, игра строится как последовательная цепочка событий. Дети третьего года жизни подчас сами придумывают сюжет игры, активно используют замещения одних предметов другими. Такая игра – это важное средство познания окружающего мира, ведущая деятельность ребенка, в которой лучше всею происходит его психическое развитие: складывается образное мышление, концентрируется внимание, тренируется память, отрабатывается социальное поведение. Малыш получает возможность проявить фантазию, испытать ощущение всесилия и свободы. Игра – приятная, доставляющая удовольствие ребенку деятельность. Поэтому так важно родителям серьезно относиться к играющему ребенку – если ребенок играет, он занят очень важным, и с взрослой точки зрения делом — он развивается и учится. Ребенку надо не только не мешать играть, но и всячески помогать и стимулировать его к этому.
Исследования показали, что игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Поэтому – учите детей играть! Прежде всего, нужно заинтересовать малыша игрой. Можно разыграть перед ним какую-нибудь несложную ситуацию, перевести в игровой план любимое стихотворение малыша, сказку. Важно, чтобы игра не превращалась в занятие – чтобы увлечь малыша, вы должны быть увлечены сами. Итак, задача взрослого — увлечь малыша и дать ему образцы игровых действий, из которых впоследствии разовьется самостоятельная игра. Но для того, чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужно строить не только отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала следует закладывать в игру элементы планирования, перехода от одного действия к другому. Надо, чтобы ребенок учился удерживать цель игры, выполнять одно действие ради другого. При этом полезно словесно обозначать окончание одного действия и начало другого, например: “Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять“. Первое время ребенок играет с игрушками, имеющими внешнее сходство с реальными вещами. Через некоторое время в игру можно постепенно вводить предметы-заместители. Сделайте вид, что вы ищете на столе отсутствующий, но совершенно необходимый для игры предмет, подключите к поискам малыша. Старайтесь стимулировать его речь, разговаривая с куклой, обращайтесь к ребенку, радуйтесь совместным находкам. Вначале малыш будет только подражать вам, не слишком осознавая смысл предлагаемых замещений.
Не навязывайте ему своих действий, не ругайте за непонятливость или неловкость. Если ребенок не понимает смысла замещения, не настаивайте, вернитесь к этой игре позже.
Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, уступая ему первенство в игре. Спустя некоторое время малыш не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы, потому что ребенок не всегда в состоянии сам оценить достигнутое.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, за тем дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: “Что это?". За каждым таким этапом — огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.
Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.
На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения — идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000 – 1200 слов.
ЛЕКСИКА
В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: “Митя хочет спать“, “Митя идет гулять“.
Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: “мамин, папин, Колин“. Затем появляются характеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами, как: “так, туда, тут“.
Овладение слоговой структурой слова – точное воспроизведение слогового ряда – звукового оформления, - к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает и тогда КАПЮШОН – это ПАКИШОН, ВЕЛОСИПЕД – ВИПЕД, а ФОТОАППАРАТ и вовсе — АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, названия картинок в котором располагаются в определенной слоговой последовательности.
- односложные слова - СОК, МЯЧ, ЛЕС;
- простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые - МАМА, КОЛЯ, МЫЛО;
- двухсложные слова со стечением согласных - ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;
- трехсложные слова без стечения согласных - КОРОВА, ВОРОНА, ВОРОТА;
- трехсложные слова со стечением согласных - БАРАНКА, БУРЕНКА;
- слова с закрытым слогом - БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕГРАФ;
- четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных - БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ.
Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных “ЛОТО“. Ежедневно следует анализировать не более 2-З картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Пройденное необходимо периодически повторять.
На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка - овладение грамматической структурой. Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, проговаривает все, что делает кукла Катя: “Катя села НА стул. Катя спряталась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла В постель. Катя залезла ПОД стол. Ката вылезла ИЗ-ПОД стола“.
Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на предлоги. Играя с сыном, вы соблюдаете те же правила: “Машина едет ПО улице. Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж. Машина выезжает ИЗ гаража. Машина выезжает ИЗ-ПОД моста. Машина едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла“. Так усваиваются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.
Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонорные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БАЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани - СЯНИ, зайка – ЗЯЙКА), заменяют шипящие – свистящими (шайба — СЯЙБА, жаба —ЗЯБА) или звуками т-д: шуба - ТЮБА, жук – ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу — ортодонту, так как, от прикуса зависит чистота произношения.
Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными импровизациями. Например:
Язычок живет в домике, который называется Ротик. Покажи! — Ребенок показывает. В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика. Каждое утро Язычок делает зарядку — “бегает“, по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз. Затем Язычок чистит зубки — кончиком языка погладить нижние, а потом - верхние зубы с внутренней стороны. Язычок завтракает. Ест манную кашу. — “Мня-мня-мня“. Язычок садится на лошадку и едет в гости к тетушке Щечке — предлагается пощелкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно. У тетушки идет ремонт, и Язычок помогает красить потолок и стены — кончиком языка погладить небо и внутреннюю поверхность щек. Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем — широкое движение языком по верхней и нижней губе. Язычок покачался на качелях в парке, — попеременные движения языком то к носу, то к подбородку. Язычок сел на лошадку и поехал домой“.
Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание. Гуляя с ним, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льется вода из крана, звонит телефон и т д.
Попросите малыша определить тот или иной звук. Подарите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабан, губную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. — они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определять, какая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.
Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: “Колобок“, “Курочка Ряба“ и т. д. Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата — улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость к сила движений языка, губ, работают голосовые связки.
С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Можно продолжать народные игры с пальчиками, организовать дома кукольный театр или, если хватит фантазии — театр теней.
Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи ребенка третьего года жизни (консультация для родителей)
Советы родителям по развитию речи малыша 2-3 лет....
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи ребенка третьего года жизни»
Развитие речи ребенка третьего года жизни На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предмет...
Развитие речи ребенка третьего года жизни
Памятка для родителей "Развитие речи ребенка третьего года жизни"...
Статья "Развитие речи ребенка третьего года жизни"
Полезная информация для родителей о развитии речи детей раннего возраста....
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»Период дошкольного детства является «сенситивным» для оказания поддержки и помощи родителя...
речь ребенка третьего года жизни
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»
Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...