Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие по улицам нашего города ".
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме
Цель: развитие лексико-грамматической категорий и связной речи, формировать нравственно-патриотические чувства. Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_1.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по улицам нашего города» воспитателя МБДОУ«Детского сада №359»г.о.Самара Абаимовой Л.Н.
Цель:развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Образовательные задачи:
- продолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры ( экскурсовод );
- закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схеме;
- закреплять умение образовывать новые формы существительного (Самара - самарцы );
- обобщать знания детей о городе Самаре;
- учить узнавать животных по описанию;
- учить подбирать эпитеты, синонимы;
- учить образовывать притяжательные и сложные прилагательные;
- учить составлять сложносочинённое предложение с союзом а.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность детей: выделять главное, строить предположения, сравнивать, строить умозаключения;
- вызывать у детей интерес к познанию богатства языка и речи, к экспериментированию со словом;
- развитие пространственных представлений и ориентации по схеме;
- расширение запаса общих сведений о родном городе.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу.
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Оборудование: иллюстрации достопримечательностей города, карта-схема, иллюстрации с изображением диких и домашних животных, клубок ниток, мяч, билеты-сердечки, медали «Лучший экскурсовод», «Я знаю свой город».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о родном городе, заучивание стихотворений о городе Самаре, рассказывание об истории родного города, рисование «Моя Самара».
Предварительная словарная работа: экскурсовод, экскурсия, маршрут.
Работа с родителями: принести открытки и фотографии города, книги о Самаре, рассказать детям о достопримечательностях города.
Предполагаемые результаты: пополнение и активизация словарного запаса детей, умение составлять описательный рассказ, совершенствование связной речи, развитие логического и образного мышления, систематизация знаний по теме «Мой город».
Логика проведения непосредственно - образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, и мы, как приветливые и добродушные хозяева, рады им. Давайте поздороваемся.
Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Как он называется? ( Наш город называется Самара. )
Правильно, у нашего города красивое старинное название. Ребята, кто знает стихотворение о Самаре?
Один ребёнок читает стихотворение:
Город мой необозримый
В свете солнечного дня
Красотой неповторимой
Тешит, радует меня.
Я люблю мой милый город,
Что светлей и краше стал.
Он ещё ведь очень молод –
Пятый век лишь разменял.
Парки, улицы, бульвары
Взгляд ласкают много лет.
Для меня родней Самары
Города на свете нет!
Василий Семёнов
Воспитатель: Вот какими красивыми словами поэт описал наш родной город!
Издавна люди любили свой город, край и сложили о них много пословиц и поговорок. Назовите их.
- Береги землю любимую, как мать родимую.
- Люби и знай родной свой край.
- Нет земли краше, чем Родина наша.
- Одна у человека мать, одна и Родина.
- Матушка-Волга широка и долга.
- Леса и воды – украшение природы.
- На свете много земель, но лучше родной нет никакой.
- Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине.
Наш город стоит на прекрасной русской реке … ( Волге.)
Какие ещё города расположены на берегу Волги? ( На берегу Волги стоят Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Волгоград, Ярославль, Саратов, Самара, Ульяновск, Чебоксары, Сызрань, Тольятти, Кострома.)
У нашего города красивое старинное название Самара. 427 лет назад недалеко от слияния двух рек, Волги и Самары, была построена крепость. Самара изначально была небольшим бревенчатым городком с высокими стенами и дозорными вышками. Гарнизон города отражал набеги степных кочевников да лихих разбойников. Вокруг крепости стали селиться ремесленники, крестьяне, торговцы. В 1888 году крепость стала называться городом. Сначала город рос очень медленно. В старой Самаре было много особняков, церквей, красивых зданий. ( Воспитатель показывает детям иллюстрации с видами старого города. ) Вы можете увидеть старинные дома в центре современной Самары.
Было время, когда наш город переименовали, кто знает как много лет назывался наш город? ( Куйбышев.)
Но горожане решили вернуть городу старинное красивое название. И такое решение горожан поддержало правительство нашей страны. Так город вновь стал называться Самарой.
Сегодня наша Самара – это очень большой, красивый, современный город, в котором живут больше миллиона человек; это крупный промышленный, научный и культурный центр. ( Воспитатель показывает иллюстрации современной Самары. )
Наш город разделён на 9 районов. Кто знает, как называется район, в котором мы живём? ( Промышленный.) Какие улицы нашего района вы знаете? ( улицы Ново-Садовая, Солнечная, 5,6 Просеки, Аминева и др. ) На какой улице находится наш детский сад? ( Наш детский сад находится на улице Ново-Садовой.)
Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете свой адрес. Встаньте в круг, называйте свой адрес и передавайте друг другу клубочек по кругу, оставляя у себя нить.
Молодцы! А теперь поднимите руки вверх, опустите вниз.
Мы с вами много говорили о нашем родном городе, читали, вы рисовали любимые места Самары. Я уверена, что вы хорошо знаете свой родной город. Хотите это доказать? Тогда я предлагаю отправиться в путешествие по городу. Готовы? Автобус ждёт вас.
Автобус отправляется,
К поездке всё готово.
Билеты предлагаются
За красочное слово.
В автобусе место займёт лишь тот, кто скажет, наш город какой? (Современный, зелёный, благоустроенный, родной, любимый, чистый, красивый, милый, нарядный, чудесный, дорогой, замечательный и др. ) Детям раздаются «сердечки» - билеты, они садятся в автобус ( стулья в 2 ряда).
Вы были просто ребятами, а, сев в автобус, стали кем? ( Мы стали пассажирами.)
Ребята, у меня обозначен маршрут путешествия, где будут наши остановки узнаете, когда подберёте родственные слова к слову «город». (Пригородный, городок, городище, загородный, пригород.)
Вы обозначили наш маршрут, и на табло появилась надпись: «Доброго пути».
Ребята, как ещё можно вежливо попрощаться? ( На прощание можно сказать: счастливого пути, всего хорошего, всего доброго, до свидания и др. )
Отправляемся в путь. Чтобы наше путешествие было интересным, я предлагаю вам поиграть «Скажи со словом»
- городская ( школа, больница, дорога и др. )
- городской (дом, магазин, цирк, парк и др. )
- городское (здание, дерево, училище и др. )
А вот и первая остановка «Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького». Кто знает историческое название этого парка? ( Загородный парк.)
Ребята, что означает слово загородный?
Сейчас парк расположен практически в центре города.
Это один из старейших парков нашего города. Открыт он был 80 лет назад на территории бывшей купеческой усадьбы. Парк занимает огромную площадь ( около 40 гектаров ), там растут вековые дубы, а также редкие виды растений.
Игра «Как назвать лес?».
- Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
- Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес – лиственный.
- Если в лесу растут берёзы, ели и дубы, то этот лес – смешанный.
Игра «Подбери признак».
Берёза ( какая? ) – белая, стройная.
Сосна ( какая? ) – высокая, светолюбивая, колючая, стройная.
Дуб ( какой? ) – мощный, величественный, вековой.
Подбор синонимов.
Дуб – большой. А как сказать по-другому? ( Огромный, гигантский, громадный, могучий, здоровенный. )
Игра «Закончи предложение».
Я пойду в парк, чтобы… ( подышать свежим воздухом, покататься на аттракционах и др. )
Едем дальше, чтобы в дороге вы не скучали, предлагаю поиграть.
Мы живём в городе Самаре, значит мы … ( самарцы )
В Москве … ( москвичи )
В Сызрани … ( сызранцы )
В Казани ( казанцы )
В Нижнем Новгороде ( нижегородцы )
В Астрахани ( астраханцы )
В Волгограде ( волгоградцы )
В Саратове ( саратовцы )
В Тольятти ( тольяттинцы )
В Чебоксарах ( чебоксарцы )
В Ярославле ( ярославцы )
В Санкт- Петербурге ( петербуржцы )
Следующая остановка «Зоопарк». В самарском зоопарке более 2 тысяч животных, многие животные занесены в Красные книги.
Игра «Угадай по описанию».
- Уж очень вид у них чудной, у папы – локоны волной, а мама ходит стриженой. За что она обижена? ( Львица.)
- В реках Африки живёт злой зелёный пароход. Кто б навстречу ни поплыл, всех проглотит … ( крокодил).
- Полосатый, словно зебра,
И усатый, словно кот,
По лесным зелёным дебрям
На охоту он идёт. ( Тигр )
Игра «Составь предложение».
Лев жёлтый, а тигр полосатый. Лев храбрый, а заяц трусливый.
Лошадь – зебра, собака – волк, жираф – носорог, слон – кенгуру, олень – коза, бегемот – белый медведь, кошка – леопард.
Физминутка. «Весёлый зоопарк»
Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад!
( Ходьба )
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины,
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
( Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
Все мы весело играем
И движенья выполняем.
( Руки на поясе. Полуприседания с поворотами вправо-влево. )
Это лев. Он царь зверей.
В мире нет его сильней.
Он шагает очень важно,
Он красивый и отважный.
( Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой. Шаг выполняют грациозно, с лёгким подъёмом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе. )
А смешные обезьяны
Раскачали так лианы,
( Стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания. )
Что пружинят вниз и вверх
И взлетают выше всех!
( Прыжки с хлопками над головой. )
А вот добрый, умный слон
( Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны. )
Посылает всем поклон.
Он кивает головой
И знакомится с тобой.
( Пальцы рук прижать к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперёд-вправо, вперёд-влево. )
Лапку к лапке приставляя,
Друг за другом поспевая,
Шли пингвины дружно в ряд,
Словно маленький отряд.
( Дети двигаются мелким семенящим шагом на прямых ненапряжённых ногах. При этом пятку приставляют к пятке; носки разведены в стороны, руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо-влево. )
Кенгуру так быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
( Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять лёгкие прыжковые движения вправо-влево, вперёд-назад. )
Вправо-влево, поворот,
Прыжок назад, потом вперёд.
( Движения соответствуют тексту. )
Вот змея, она пугает
( Волнообразные движения правой рукой. )
И к себе не подпускает.
По земле ползёт она,
Извивается слегка.
( Волнообразные движения туловищем. )
Вот и вечер наступает,
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.
( Ходьба. ) ( Дети садятся на свои места. )
Игра «Чей? Чья? Чьё?».
Хобот чей? – слоновый.
Хвост чей? – тигровый.
Голова чья? – обезьянья.
Лапы чьи? – львиные.
Образование сложных прилагательных.
У лисы длинный хвост. Какая лиса? – Длиннохвостая.
У зайца тонкие лапки. Какой заяц? – Тонколапый.
У медведя толстые лапы. Какой медведь? – Толстолапый.
У белки острые уши. Какая белка? – Остроухая.
Продолжим нашу поездку по улице Ново- Садовой. Поиграем «Скажи наоборот» ( игра проводится с мячом. ):
Длинная улица – короткая улица
Узкая улица – широкая улица
Чистая улица – грязная улица
Старинная улица – современная улица
Ближняя улица – дальняя улица
Светлая улица – тёмная улица
Городская улица – сельская улица
Третья наша остановка - мемориальный комплекс «Ракета-носитель «Союз»». Ракету поставили в 2001 г. В ней открыли музей «Самара космическая». Этот памятник представляет собой настоящую ракету, которую поставили в честь юбилея полёта Юрия Гагарина в космос.
Как назывался первый космический корабль? ( «Восток»)
Что в Самаре названо в честь Ю. А. Гагарина? ( Имя Гагарина носит одна из улиц нашего города, есть и парк имени Ю. Гагарина. )
Полюбуйтесь нашим городом. Удивитесь! (мимика)
Скажите радостно: «Самара – красивый город!» Спросите. Сообщите об этом.
Наш город большой, а будет ещё … (больше ).
Наш город зелёный, а будет ещё … (зеленее ).
Наш город красивый, а будет ещё … ( красивее ).
Хотите ещё попутешествовать по городу? Я думаю, что вы так хорошо знаете наш город, что сами могли бы рассказать об интересных местах Самары.
Как называется профессия того, кто проводит экскурсию? ( Экскурсию проводит экскурсовод.)
Я предлагаю вам выбрать понравившуюся фотографию города и рассказать о нём. Помните, что у рассказа есть начало, середина и конец. Сначала вы назовёте место города, затем расскажете, чем это место интересно. В конце каждого рассказа экскурсовод пригласит всех посетить это интересное место города. Готовы к экскурсии? ( Рассказы 2-3 детей.) ( За экскурсию каждому ребёнку вручается медаль. )
Понравилось наше путешествие?
Где мы сегодня с вами побывали? ( Ответы детей. )
Что больше всего запомнилось?
Наша экскурсия заканчивается, поэтому хочется сказать: «Добро пожаловать в город Самару!»
Литература
- Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по солнечному Узбекистану".
Предлагается конспект обобщающего занятия по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с культурой республики Узбекистан. Задачи занятия - воспитание толерантного отношения к людям других н...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Путешествие в страну здоровья»
Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника. Образовательная задача:Формировать при...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие в страну геометрических фигур»
Интеграция образовательных областей.«Познание» (ФЭМП, познавательно - исследовательская деятельность, продуктивная деятельность (конструирование))«Физическая культура»,«Коммуникация»,«Социализация».Це...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на корабле»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на корабле» по формированию математических представлений...
Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в сказочный лес"
Дети побывают в сказочном лесу с помощью мультимедийной презентации, помогут Феи, изготовят волшебную палочку....
Презентация к непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие в страну дорожных знаков»
Презентация к непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ-технологий на тему «Путешествие в страну дорожных знаков»...