Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие по улицам нашего города ".
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

Цель: развитие лексико-грамматической категорий и связной речи, формировать нравственно-патриотические чувства. Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_1.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по улицам нашего города» воспитателя МБДОУ«Детского сада №359»г.о.Самара Абаимовой Л.Н.

                                                                                              Цель:развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Образовательные задачи:

  • продолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры ( экскурсовод );
  • закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схеме;
  • закреплять умение образовывать новые формы существительного  (Самара -  самарцы );
  • обобщать знания детей о городе Самаре;
  • учить узнавать животных по описанию;
  • учить подбирать эпитеты, синонимы;
  • учить образовывать притяжательные и сложные прилагательные;
  • учить составлять сложносочинённое предложение с союзом а.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность детей: выделять главное, строить предположения, сравнивать, строить умозаключения;
  • вызывать у детей интерес к познанию богатства языка и речи, к экспериментированию со словом;
  • развитие пространственных представлений и ориентации по схеме;
  • расширение запаса общих сведений о родном городе.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу.

Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Оборудование: иллюстрации достопримечательностей города, карта-схема, иллюстрации с изображением диких и домашних животных, клубок ниток, мяч, билеты-сердечки, медали «Лучший экскурсовод», «Я знаю свой город».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о родном городе, заучивание стихотворений о городе Самаре, рассказывание об истории родного города, рисование «Моя Самара».

Предварительная словарная работа: экскурсовод, экскурсия, маршрут.

Работа с родителями: принести открытки и фотографии города, книги о Самаре, рассказать детям о достопримечательностях города.

Предполагаемые результаты: пополнение и активизация словарного запаса детей, умение составлять описательный рассказ, совершенствование связной речи, развитие логического и образного мышления, систематизация знаний по теме «Мой город».

           Логика проведения непосредственно -                                    образовательной деятельности.                                                                                                      

  Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, и мы, как приветливые и добродушные хозяева, рады им. Давайте поздороваемся.

      Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Как он называется? ( Наш город называется Самара. )

   Правильно, у нашего города красивое старинное название. Ребята, кто знает стихотворение о Самаре?

     Один ребёнок читает стихотворение:

                 Город мой необозримый

                 В свете солнечного дня

                 Красотой неповторимой

                 Тешит, радует меня.

                 Я люблю мой милый город,

                 Что светлей и краше стал.

                 Он ещё ведь очень молод –

                 Пятый век лишь разменял.

                 Парки, улицы, бульвары

                 Взгляд ласкают много лет.

                 Для меня родней Самары

                 Города на свете нет!

                                             Василий Семёнов

 Воспитатель:  Вот какими красивыми словами поэт описал наш родной город!

      Издавна  люди любили свой город, край и сложили о них много пословиц и поговорок. Назовите их.

  • Береги землю любимую, как мать родимую.
  • Люби и знай родной свой край.
  • Нет земли краше, чем Родина наша.
  • Одна у человека мать, одна и Родина.
  • Матушка-Волга широка и долга.
  • Леса и воды – украшение природы.
  • На свете много земель, но лучше родной нет никакой.
  • Кто за Родину горой – тот истинный герой.

       Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине.

      Наш город стоит на прекрасной русской реке … ( Волге.)

      Какие ещё города расположены на берегу Волги? ( На берегу Волги стоят  Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Волгоград, Ярославль, Саратов, Самара, Ульяновск, Чебоксары, Сызрань, Тольятти, Кострома.)

    У нашего города красивое старинное название Самара. 427 лет назад недалеко от слияния двух рек, Волги и Самары, была построена крепость. Самара изначально была небольшим бревенчатым городком с высокими стенами и дозорными вышками. Гарнизон города отражал набеги степных кочевников да лихих разбойников. Вокруг крепости стали селиться ремесленники, крестьяне, торговцы. В 1888 году крепость стала называться городом. Сначала город рос очень медленно. В старой Самаре было много особняков, церквей, красивых зданий. ( Воспитатель показывает детям иллюстрации с видами старого города. )  Вы можете увидеть старинные дома в центре современной Самары.

     Было время, когда наш город переименовали, кто знает как много лет назывался наш город? ( Куйбышев.)

    Но горожане решили вернуть городу старинное красивое название. И такое решение горожан поддержало правительство нашей страны. Так город вновь стал называться Самарой.

    Сегодня наша Самара – это очень большой, красивый, современный город, в котором живут больше миллиона человек; это крупный промышленный, научный и культурный центр. ( Воспитатель показывает иллюстрации современной Самары. )

   Наш город разделён на 9 районов. Кто знает, как называется район, в котором мы живём? ( Промышленный.) Какие улицы нашего района вы знаете? ( улицы Ново-Садовая, Солнечная, 5,6 Просеки, Аминева и др. ) На какой улице находится наш детский сад? ( Наш детский сад находится на улице Ново-Садовой.)

   Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете свой адрес. Встаньте в круг, называйте свой адрес и передавайте друг другу клубочек по кругу, оставляя у себя нить.

Молодцы! А теперь поднимите руки вверх, опустите вниз.

  Мы с вами много говорили о нашем родном городе, читали, вы рисовали любимые места Самары. Я уверена, что вы хорошо знаете свой родной город. Хотите это доказать? Тогда я предлагаю  отправиться в путешествие по городу. Готовы?  Автобус ждёт вас.

     Автобус отправляется,

     К поездке всё готово.

     Билеты предлагаются

     За красочное слово.

   В автобусе место займёт лишь тот, кто скажет, наш город какой? (Современный, зелёный, благоустроенный, родной, любимый, чистый, красивый, милый, нарядный, чудесный, дорогой, замечательный и др. ) Детям раздаются «сердечки» - билеты, они садятся в автобус ( стулья в 2 ряда).

   Вы были просто ребятами, а, сев в автобус, стали кем? ( Мы стали пассажирами.)

   Ребята, у меня обозначен маршрут  путешествия,  где будут наши остановки узнаете, когда подберёте родственные слова к слову «город».  (Пригородный, городок, городище, загородный, пригород.)

  Вы обозначили наш маршрут,  и  на табло появилась надпись: «Доброго пути».

   Ребята, как ещё можно вежливо попрощаться? ( На прощание можно сказать: счастливого пути, всего хорошего, всего доброго, до свидания и др. )

    Отправляемся в путь. Чтобы наше путешествие было интересным, я предлагаю вам поиграть  «Скажи со словом»

  • городская ( школа, больница, дорога и др. )
  • городской (дом, магазин, цирк, парк и др. )
  • городское (здание, дерево, училище и др. )

  А вот и первая остановка «Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького».  Кто знает историческое название этого парка? ( Загородный парк.)

   Ребята, что означает слово загородный?

      Сейчас парк расположен практически в центре города.

    Это один из старейших парков нашего города. Открыт он был 80 лет назад на территории бывшей купеческой усадьбы. Парк занимает огромную площадь ( около 40 гектаров ), там растут вековые дубы, а также редкие виды растений.

       Игра «Как назвать лес?».

  • Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес -  хвойный.
  • Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес – лиственный.
  • Если в лесу растут берёзы, ели и дубы, то этот лес – смешанный.

       Игра «Подбери признак».

   Берёза ( какая? ) – белая, стройная.

   Сосна ( какая? ) – высокая, светолюбивая, колючая, стройная.

   Дуб ( какой? ) – мощный, величественный, вековой.

       Подбор синонимов.

  Дуб – большой. А как сказать по-другому? ( Огромный, гигантский, громадный, могучий, здоровенный. )

  Игра «Закончи предложение».

  Я пойду в парк, чтобы… ( подышать свежим воздухом, покататься на аттракционах и др. )

   Едем дальше, чтобы в дороге вы не скучали, предлагаю поиграть.

   Мы живём в городе Самаре, значит мы … ( самарцы )

                                      В Москве … ( москвичи )

                                      В Сызрани … ( сызранцы )

                                      В Казани ( казанцы )

                                      В Нижнем Новгороде ( нижегородцы )  

                                  В Астрахани ( астраханцы )

                                  В Волгограде ( волгоградцы )

                                  В Саратове ( саратовцы )  

                                  В Тольятти  ( тольяттинцы )

                                  В Чебоксарах ( чебоксарцы )

                                  В Ярославле ( ярославцы )

                                  В Санкт- Петербурге ( петербуржцы )

   Следующая остановка «Зоопарк». В самарском зоопарке более 2 тысяч животных, многие животные занесены в Красные книги.

   Игра «Угадай по описанию».

  • Уж очень вид у них чудной, у папы – локоны волной, а мама ходит стриженой. За что она обижена? ( Львица.)
  • В реках Африки живёт злой зелёный пароход. Кто б навстречу ни поплыл, всех проглотит … ( крокодил).
  • Полосатый, словно зебра,

И усатый, словно кот,

По лесным зелёным дебрям

На охоту он идёт.  ( Тигр )

       Игра «Составь предложение».

    Лев жёлтый, а тигр полосатый. Лев храбрый, а заяц трусливый.

     Лошадь – зебра, собака – волк, жираф – носорог, слон – кенгуру, олень – коза, бегемот – белый медведь, кошка – леопард.

    Физминутка.  «Весёлый зоопарк»

                             Мы шагаем в зоопарк,

                             Побывать там каждый рад!

                                      (  Ходьба )

                              Там медведи и пингвины,

                              Попугаи и павлины,

                              Там жирафы и слоны,

                                Обезьяны, тигры, львы.

                                ( Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

                                Все мы весело играем

                                И движенья выполняем.

               ( Руки на поясе. Полуприседания с поворотами вправо-влево. )

                                Это лев. Он царь зверей.

                                В мире нет его сильней.

                                Он шагает очень важно,

                                Он красивый и отважный.

           ( Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой.  Шаг выполняют грациозно, с лёгким подъёмом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе. )

                                 А смешные обезьяны

                                 Раскачали так лианы,

        ( Стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания. )

                                 Что пружинят вниз и вверх

                                  И взлетают выше всех!

                                ( Прыжки с хлопками над головой. )    

                                  А вот добрый, умный слон

                ( Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны. )

                                  Посылает всем поклон.

                                  Он кивает головой

                                  И знакомится с тобой.

             ( Пальцы рук прижать к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперёд-вправо, вперёд-влево. )    

                                    Лапку к лапке приставляя,

                                    Друг за другом поспевая,

                                    Шли пингвины дружно в ряд,

                                    Словно маленький отряд.

             ( Дети двигаются мелким семенящим шагом на прямых ненапряжённых ногах. При этом пятку приставляют к пятке; носки разведены в стороны, руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо-влево. )

                                      Кенгуру так быстро скачет,

                                      Словно мой любимый мячик.

               ( Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять лёгкие прыжковые движения вправо-влево, вперёд-назад. )

                                       Вправо-влево, поворот,

                                       Прыжок назад, потом вперёд.

                            ( Движения соответствуют тексту. )

                                        Вот змея, она пугает

                            ( Волнообразные движения правой рукой. )  

                                        И к себе не подпускает.

                                        По земле ползёт она,

                                        Извивается слегка.

                               ( Волнообразные движения туловищем. )  

                                        Вот и вечер наступает,

                                        Зоопарк наш засыпает,

                                        Засыпает до утра,

                                        Нам уже домой пора.

                                         ( Ходьба. )                     ( Дети садятся на свои места. )              

Игра «Чей? Чья? Чьё?».

Хобот чей? – слоновый.

Хвост чей? – тигровый.

Голова чья? – обезьянья.

Лапы чьи? – львиные.

    Образование сложных прилагательных.

 У лисы длинный хвост. Какая лиса? – Длиннохвостая.

 У зайца тонкие лапки. Какой заяц? – Тонколапый.

 У медведя толстые лапы. Какой медведь? – Толстолапый.

 У белки острые уши. Какая белка? – Остроухая.

      Продолжим нашу поездку по улице Ново- Садовой. Поиграем «Скажи наоборот» ( игра проводится с мячом. ):

Длинная улица – короткая улица

Узкая улица – широкая улица

Чистая улица – грязная улица

Старинная улица – современная улица

Ближняя улица – дальняя улица

Светлая улица – тёмная улица

Городская улица – сельская улица

   Третья наша остановка  - мемориальный комплекс «Ракета-носитель «Союз»». Ракету поставили в 2001 г. В ней открыли музей «Самара космическая». Этот памятник представляет собой настоящую ракету, которую поставили в честь юбилея полёта Юрия Гагарина в космос.

   Как назывался первый космический корабль? ( «Восток»)

  Что в Самаре названо в честь Ю. А. Гагарина? ( Имя Гагарина носит одна из улиц нашего города, есть и парк имени Ю. Гагарина. )

  Полюбуйтесь нашим городом. Удивитесь! (мимика)

  Скажите радостно: «Самара – красивый город!» Спросите. Сообщите об этом.

Наш город большой, а будет ещё … (больше ).

Наш город зелёный, а будет ещё … (зеленее ).

Наш город красивый, а будет ещё … ( красивее ).

    Хотите ещё попутешествовать по городу? Я думаю, что вы так хорошо знаете наш город, что сами  могли бы  рассказать  об интересных местах Самары.

   Как называется профессия того, кто проводит экскурсию? ( Экскурсию проводит экскурсовод.)

   Я предлагаю вам выбрать понравившуюся фотографию города и рассказать о нём. Помните, что у рассказа есть начало, середина и конец. Сначала вы назовёте место города, затем расскажете, чем это место интересно. В конце каждого рассказа экскурсовод  пригласит всех посетить это интересное место города. Готовы к экскурсии? ( Рассказы 2-3 детей.) ( За экскурсию каждому ребёнку вручается медаль. )

   Понравилось наше путешествие?

   Где мы сегодня с вами побывали? ( Ответы детей. )

   Что больше всего запомнилось?

 Наша экскурсия заканчивается, поэтому хочется сказать: «Добро пожаловать в город Самару!»

                                         

                                        Литература

  1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по солнечному Узбекистану".

Предлагается конспект обобщающего занятия по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с культурой республики Узбекистан. Задачи занятия - воспитание толерантного отношения к людям других н...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Путешествие в страну здоровья»

Цель:  Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника.   Образовательная задача:Формировать при...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие в страну геометрических фигур»

Интеграция образовательных областей.«Познание» (ФЭМП, познавательно - исследовательская деятельность, продуктивная деятельность (конструирование))«Физическая культура»,«Коммуникация»,«Социализация».Це...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на корабле»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста  на тему: «Путешествие на корабле» по формированию математических представлений...

Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в сказочный лес"

Дети побывают в сказочном лесу с помощью мультимедийной презентации, помогут Феи, изготовят волшебную палочку....

Презентация к непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие в страну дорожных знаков»

Презентация к непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ-технологий на тему «Путешествие в страну дорожных знаков»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста область познавательное развитие «На улицах города»

Цель: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях. Задачи:Уточнить представления детей об улице, проезжей части, познакомить с правилами безопасно...