Литературный досуг для детей старшей группы
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) на тему

Леонова Лариса Валерьевна

Материал для  ознакомления  детей с творчеством детских писателей: А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой,  Н. Носова,  К. Чуковского,  З. Александровой,  С. Маршака,  В. Осеевой, А. Толстого и  для воспитания у детей дошкольного возраста интереса  к художественному слову.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_dosug.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ДОСУГ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА:  « КНИЖКА  СОБИРАЕТ  ДРУЗЕЙ»

г. Борисоглебск

2014 г.

Цель:  продолжать  знакомить  детей с творчеством детских писателей: А. Барто, С. Михалкова,

Е. Благининой,  Н. Носова,  К. Чуковского,  З. Александровой,  С. Маршака,  В. Осеевой,

А. Толстого;

учить понимать смысл произведений, расширять кругозор детей;

закрепить умение  различать добро и зло, побуждать детей поступать хорошо;

воспитывать интерес к художественному слову;

создать у детей радостное настроение.

Оборудование: «Волшебная книга»  с иллюстрациями из произведений детских писателей, кни-

ги с произведениями детских писателей А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой, Н. Носова,  К. Чуковского, З. Александровой, С. Маршака, В. Осеевой, А. Толстого;

портреты детских писателей; костюмы детей: милицейская фуражка, шапочка девочки-колокольчика, кепка; атрибуты для танца; видеокассета с мультфильмом «Цветик-семицветик».

Предварительная работа: чтение стихов и сказок детских писателей: А. Барто, С. Михалкова,

Е. Благининой, Н. Носова, К. Чуковского, З. Александровой, С. Маршака, В. Осеевой, А. Толстого;  разучивание с детьми стихотворений; подготовка танца; просмотр мультфильмов по произведениям детских писателей.

Ход  досуга:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, кого нам не хватает, чтобы начать наше занятие? Конечно книги! Чтобы книга появилась, нужно придумать маленькое стихотворение. Я начну, а вы его продолжите:

У меня в руках – взгляни-ка,

Дети:             Очень красочная книга!

Воспитатель: Сейчас мы с вами перевернём страницу нашей волшебной книги и окажемся в сказочной стране. Много персонажей живет здесь. Есть забавные зверята и весёлые девочки  и мальчики, парни и барышни, которые сделаны из…

Интересно, из чего? Хотите узнать?

Дети: Да.

Воспитатель:     Из чего только сделаны  мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Мальчики:   Из колючек, ракушек

И зелёных лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Воспитатель:     Из чего только сделаны  девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Девочки:      Из конфет, и пирожных,

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Воспитатель:     Из чего только сделаны  парни?

Из чего только сделаны парни?

Мальчики:   Из насмешек, угроз,

Крокодиловых слёз.

Вот из этого сделаны парни!

Воспитатель:     Из чего только сделаны  барышни?

Из чего только сделаны барышни?

Девочки:      Из булавок, иголок,

Из тесёмок, наколок.

Вот из этого сделаны барышни!

(С.Маршак «О мальчиках и девочках»)

Воспитатель:  А что же ещё можно увидеть в нашей чудесной книге, Давайте перевернём ещё одну страницу…  А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмачки,

Словно яблоки!..

Эй вы, ребятки,

Голые пятки,

Рваные сапожки,

Драные калошки,

Кому нужны сапоги,

К чудо-дереву беги!

(К.Чуковский «Чудо-дерево»)

Воспитатель ставит дерево с развешанными на нём атрибутами, дети надевают их. Проводится игра «Книга собирает друзей»

Мальчик:   Он шагает по району

От двора и до двора,

И опять на нём погоны,

С пистолетом кобура.

Он с кокардой на фуражке,

Он в шинели под ремнём,

Герб страны блестит на пряжке –

Отразилось солнце в нём.

(С.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»)

Девочка:      Зацвели для Олечки

В поле колокольчики,

Развернули новые

Шапочки лиловые

А у нашей Оленьки

Сарафанчик новенький.

В нём сегодня Олечка

Вроде колокольчика!

(З.Александрова «Колокольчики»)

Мальчик:     Подошёл он к бабушкам,

Встал он с ними рядышком,

Вдруг запрыгал и запел:

- Ладушки, ладушки!

Замолчали крикуны,

Так они удивлены:

Распевает ладушки

Мальчик вместо бабушки.

(А.Барто «Как Вовка бабушек выручил»)

Девочка:    Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час,

Нос налево, хвост направо –

Это полька «Карабас»

(А.Толстой «Приключения Буратино»)

Персонажи танцуют польку.

Воспитатель: Все эти произведения написали детские писатели. Вы их, конечно же, знаете. Подойдите к нашей выставке и назовите их.

Дети называют: Барто, Благинина, Толстой, Носов, Маршак, Михалков, Чуковский, Александрова и т.д.

Воспитатель: Сейчас мы перевернём ещё одну страницу и устроим конкурс… Ой, почему на этой странице такой беспорядок. Что же это такое – все герои перепутались, и не понятно, кто из какой книжки.  Кто же это всё натворил?

Шапокляк: А это я всё сделала. Мне очень нравится вредничать.

Воспитатель: Так нельзя себя вести. Нужно дружить и друг другу помогать, а не вредить.

Шапокляк поёт песню из мультфильма «Кто людям помогает…»

Воспитатель: Нет, Шапокляк, ты не права. Мы сейчас всё исправим в нашей книге, и ты поймёшь, что нужно жить дружно.  Я сейчас буду начинать, а вы ребята продолжайте. Готовы? Угадайте откуда эти строчки:

Ребята вспомнили о нём,

Вернулись с полпути…

Ребёнок: это стихотворение А.Барто «Уехали»

Воспитатель: Ты прочитаешь нам отрывок из этого стихотворения?

Ребёнок:         Ребята вспомнили о нём,

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

Воспитатель: Молодец! А вот угадайте-ка, откуда эти строчки?

Грузчик – маленького роста

Муравейник – далеко…

Ребёнок: Это стихотворение Зинаиды Александровой «Муравей»

Под большой, столетней елью

Стройка весело идёт.

Здесь работает артелью

Дружный маленький народ.

Если друг бежит навстречу,

Он поймёт его без слов –

Ношу взять себе на плечи

У товарища готов.

Воспитатель: Вот так знайки, вот так умницы! Угадайте, откуда эти слова?

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная…

Ребёнок: Это стихотворение Елены Благининой «Подарок»

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки –

Любимая была,-

А всё-таки подружке

Лягушку отдала.

Ведущий: А вот это угадайте про кого стихотворение?

Мы живём в одной квартире,

Все соседи знают нас.

Ребёнок:   Это стихотворения Сергея Михалкова «Мы с приятелем»

Мы с приятелем вдвоём

Замечательно живём!

Мы такие с ним друзья –

Куда он,

Туда и я!

Дети читают стихотворения и на фланелеграфе, рядом с авторами,  помещают персонажей.

Воспитатель: Вот видишь, Шапокляк, сколько замечательных стихотворений дети знают про взаимопомощь, дружбу.

Шапокляк: А вот я тоже знаю про двух мальчиков Мишу и Вову. Они совсем не такие. Идите сюда мальчики, сейчас мы всем покажем…

Инсценировка рассказа «Печенье»

    Мама и бабушка накрывают стол к чаю. Бабушка расставляет чашки, мама высыпает на тарелку печенье. Мальчики Вова и Миша садятся, выгребают печенье с тарелки на стол и раскладывают его на две кучки.

Миша (строго). Дели по одному.

Вова. Ровно?

Миша. Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка наливает чай. Мальчики быстро едят печенье.

Миша. Рассыпчатое! Сладкое!

Вова. Угу!

Бабушка и мама молчат, наблюдают за детьми. Мама мешает ложечкой чай в полной кружке, бабушка жуёт корочку чёрного хлеба. Вова вылезает из-за стола, похлопывая себя по животу. Миша доедает последний кусочек печенья, смотрит на маму.

Шапокляк: Ну, что ребята, понравились вам Миша и Вова?

Дети: Нет! Они жадные, все печенье съели. Не поделились с бабушкой и мамой.

Шапокляк: Ну и что? Все дети такие!

Воспитатель: Нет, не все! Сейчас мы тебе покажем мультфильм, и ты увидишь, что не все дети такие!

Просмотр фрагмента из мультфильма «Цветик - семицветик»

Воспитатель: Вот видишь Шапокляк, как бывает! Ребята, а вы рады, что девочка помогла мальчику.  А как ещё можно помочь друг другу?

Дети: Улыбками, добрыми словами.

Воспитатель: Улыбки и добрые слова имеют большую силу. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый день». Ребята, а давайте и Шапокляк с собой пригласим.

Ребёнок:      Добрый день!

Воспитатель:- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Ребёнок:     Доброго пути!

Шапокляк:    Нам желают:

- Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Ребёнок:     Здравствуйте!

Воспитатель:  Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуйте, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Ребёнок:      Пожалуйста.

Шапокляк: Отменить, что ли,

Слово пожалуйста?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Ребёнок:      Спасибо.

Воспитатель:  За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

Ребёнок:     Простите.

Шапокляк:   Простите, я больше  не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я всё же забуду,

Простите, я больше не буду.

Ребёнок:       Будьте добры.

Воспитатель:  Будьте добры –

Это я говорю по секрету.

Будьте добры –

И не ждите за это конфету.

Будьте добры –

без игры и во время игры.

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

Ребёнок: -     Добрые слова.

Воспитатель: Эти слова всем известны давно,

Видишь они и просты, и новы.

Но я ещё повторю всё равно:

- Добрые люди, будьте здоровы.

(А.Кондратьев «Добрый день»

Шапокляк: Ребята, вы меня убедили, что нужно чаще улыбаться, жить дружно, быть добрыми. Вы такие дружные и очень умные, а вы знаете из какой книги,  я к вам пришла?

Дети: Да, это книга Эдуарда Успенского «Крокодил Гена»

Шапокляк: Молодцы, Мне у вас очень понравилось и я вам подарю мультфильм про себя, Крокодила Гену и его друга Чебурашку.

Воспитатель: Спасибо тебе Шапокляк. Наши дети очень любят этот мультфильм и знают песенку  «Голубой вагон».

Дети поют песню, занятие заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного досуга для детей старшей и подготовительной групп Развлекательная игра–викторина «Любимые сказки»

Цель: закрепить умение понимать мораль знакомых сказок. Подготовка детей: Повторить знакомые сказки «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Легкий хлеб», «Ляпунюшка» Реквизиты: 1...

Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая русская сказка»

Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая русская сказка» с использованием технологии "СИНКВЕЙНА"...

Конспект литературного досуга для детей старшей группы на тему,,Отправляемся в путешествие,,

Конспект может быть полезен воспитателям доя проведения литературного досуга по произведениям Маршака. Фото прилагаются....

Литературный досуг для детей старшего возраста логопедической группы «Древняя Русь – Русь богатырская».

    В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине - ...