Литературный досуг для детей старшего возраста логопедической группы «Древняя Русь – Русь богатырская».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России. Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей Родине - одна из важнейших задач во все времена. Ведь то, что заложится в души ребят, в их сознание, останется с детьми на протяжении всей жизни. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои, которые являлись символом защиты нашего Отечества. Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Богатырь – это всегда воин-патриот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_dosug.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный досуг
для детей старшего возраста логопедической группы
«Древняя Русь – Русь богатырская».
Цель. Закрепить знания детей о героях и основных событиях былин.
Задачи.
- Закрепить интерес к русскому народному творчеству.
- Формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
- Развивать представления о предметах быта в Русской избе.
- Обогатить словарный запас детей словами: былины, богатыри, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
- Передать напевность, колорит, своеобразие слога русской былины.
- Воспитывать устойчивый интерес, уважение к истории и культуре русского народа, к устному народному творчеству.
- Развивать силу, ловкость, координацию движений.
- Закрепить навык соблюдать правила игры.
- Воспитывать чувство здорового соперничества, взаимопомощи.
Материал: реальные предметы быта, характерные для Древней Руси в мини-музее «Русская изба»; иллюстрация «Богатыри»; клубок ниток; иллюстрации; физкультурное оборудование, экран.
Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей»; разучивание поговорок, рассматривание иллюстраций к былинам.
Ход.
- Сегодня мы начнём удивительное путешествие по русским былинам. А поможет нам в этом волшебный клубок.
- А что такое - былина? Ответы детей.
Дети двигаются, разматывая ниточку клубка, попадают в музей Русской избы.
- Как вы думаете, что в русской избе самое главное? Ответы детей.
- Войдя в избу на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от гусей-лебедей, везёт Емелю к царю. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник- пользовался почётом и уважением.
- Много поговорок сложено о русской печи. Кто хочет рассказать поговорку?
Без печи хата – не хата.
Когда в печи жарко – тогда и варко.
Что есть в печи – всё на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Умей в гости звать, умей и угощать.
- Много кухонной утвари находилось рядом с печью. Что вы видите? (кочерга, ухват, коромысло, решето).
Отгадайте загадки об этих предметах и расскажите о них.
Чёрный конь скачет в огонь.
Длинная рука чугунок держит в бока.
На плечах дуга держит вёдра, в них – вода.
Новая посуда, а вся в дырках.
- Печь не только обогревала избу, но и …. Дети рассказывают о функции печи в доме.
- Кто из русских богатырей пролежал на печи тридцать лет и три годика?
- Об этом вы узнаете, прослушав. Чтение текста былины.
- А теперь вспомним русскую былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и проверим ваши знания.
- Как звали героев этой былины?
(Илья Муромец - крестьянский сын, болел тридцать лет и три года, лежал на печи; калики перехожие - путешествующие музыканты; Соловей-разбойник - басурман, творящий зло, с помощью своего страшного свиста). - Кто и с помощью чего вылечил Илью?
(Калики перехожие с помощью добрых слов и колодезной воды, которую выпил Илья). - С кем собирался сразиться Илья Муромец?
(С Соловьём-разбойником). - Как называлось место сражения?
(Место то называлось Чёрная Грязь; добрый конь там не хаживал, а люди - какие были - все мертвы лежат).
- Хорошо вы знаете эту былину! В награду вам - игра, а какая мы узнаем, двигаясь за нашим волшебным клубком.
Дети переходят в зал, двигаясь по ниточке.
- На Руси всегда любили померяться силой богатырской. Предлагаю мальчикам сыграть в русскую народную игру «Петушиные бои».
На полу чертится круг, двое ребят становятся друг перед другом на одной ноге (другую ногу сгибают в колене и придерживают рукой). По сигналу дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу – тот выиграл.
- Я знаю, что вам читали ещё одну былину - «Добрыня и Змей».
- Вы должны выбрать правильные ответы на вопросы. Дети составляют полные ответы на вопрос. Варианты ответов демонстрируются на экране.
- С кем сражался Добрыня? (со Змеем, с крокодилом, С Чёрным рыцарем).
- Кого похитил Змей? (Василису, Забаву Путятичну, медузу Горгону).
- Какое оружие взял с собою Добрыня? (Лук со стрелами, меч кладенец, палицу с булавой).
- Где обитал Змей Горыныч? (В норах, в морском царстве, на болоте)
- Хорошо вы знаете и эту былину. В награду вам – игра «Попади в цель», «Хвост дракона».
- Наше путешествие подошло к концу. Каких русских героев мы вспомнили? Найдите этих героев на картине.
-Назовите качества богатырей.
- Людей, каких профессий можно отнести к современным богатырям?
- Что вам понравилось в нашем путешествии?
- Вспомните поговорки и пословицы о храбрости и силе.
Храбрый побеждает – трус погибает.
Смелость города берёт.
Кто храбр – тот и жив.
Кто смел, тот и цел.
Глаза страшатся, а руки делают.
Хотя не ел, да будь смел.
По окончании досуга – просмотр мультфильма о богатырях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интерактивного праздника 8 Марта для детей старшего возраста логопедической группы
Как известно, сейчас необходим поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями в дошкольном учреждении, направленных на повышение активности родителей как участни...
Конспект НОД по познавательному развитию "Космическое путешествие " для детей старшего возраста логопедической группы с ТНР( заиканием)
Конспект занятия по теме "Космос" для детей старшего дошкольного возраста....
занятие "Посуда"Старший возраст логопедическая группа
Занятие для детей старшего дошкольного возраста.По данной теме делается уклон на столовую,чайную и кухонную посуду....
занятие "Посуда"Старший возраст логопедическая группа
В данном конспекте даны общие данные о кухонной,столовой и чайной посуде....
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группы Тема «Приключения в подводном мире»
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста логопедической группыТема «Приключения в подводном мире»Образовательные задачи: Расширять и углублять знания детей...
Коррекция речи детей старшего возраста логопедической группы средствами сюжетно-ролевых игр с элементами сибирского фольклора.
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождение в социум. По...
Коррекционное занятие для детей старшего возраста «Логопедическая ромашка»
Цель:-Запомнить правильное положение первой буквы своего имени на письме.Задачи:-Закрепить умение определять правильное положение букв при чтении.-Закрепить умение давать характеристику звукам.-Продол...