ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
статья по развитию речи по теме

Ляховкина Ираида Николаевна

 

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной  из актуакльных проблем логопедии. Количество детей, страдающих дизартрией и имеющих нарушения речи, увеличиеается. Тем не менее успешное обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков и успешной адаптации в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ВОСПИТАНИЕ  ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ                                                               СО  СТЕРТОЙ   ФОРМОЙ   ДИЗАРТРИИ

    Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важнейших задач в обшей системе работы по обучению родному языку в нашей стране.

    Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

  Нарушение речи - достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Они отличаются по сложности и характеризуются многообразными причинами  возникновения.

   Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая форма дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Вместе стем она часто сочетается с другими речевыми расстройствами, например с ОНР, с заиканием. Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и других нарушений звукопроизношения различного этиопатогенеза чрезвычайно затруднена. Нарушение фонетической стороны речи при ст. ф. дизартрии, являясь внешне сходными по своим проявлениям  с другими ношения звукопроизносительными расстройствами, имеют, однако, свой специфический механизм. Нарушение звукопроизношения при ст. ф. дизартрии с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической стороны речи, затрудняет процесс школьного обучения детей.

   Все эти нарушения, если их не исправлять в детском возрасте, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития, «ребенок-подросток-взрослый», т. е. мешает им учиться и в полной мере, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности, ведут к возникновению закомлексованности, а в зрелом возрасте избирать привлекающую профессию.

  Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция звукопроизношения. Развитие фонематического восприятия являются одним из важных условий эффективности логопедической работы, а также служит предупреждением вторичных отклонений в развитии речи.

   Речевое развитие детей со ст. ф. дизартрии характеризует ряд отклонений: отмечается более позднее развитие речи, первые слова к году, фраза после 2-3 лет, медленно идет накопление словаря. Речь таких детей очень невнятная, изобилуют звуки не свойственные родному языку (искаженные) понятные только близким ребенку взрослым. Поздняя речь становиться несколько яснее, но в целом остаются, не сформированы фонемы.

   По мнению многих авторов  Р.А. Белова- Давид исследовавших клинических проявлений у детей со ст. ф. дизартрии с целью дифференциации входных расстройств, отличаются, что нарушения звукопризносительной стороны речи у детей со ст. ф. дизартрии разнообразны, они выражаются в искажениях, в смешениях, заменах, пропусков звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции.

   Среди наиболее часто встречающихся, является межзубное произношение переднеязычных (Т, Д, Н, П, С), смягченное произношение всех звуков, в следствии спастического напряжения средней части стенки языка. Сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-аккустическим признакам, боковое произношение свистящих звуков, шипящих и «Р». Все эти нарушения очень трудно поддаются коррекции, поэтому для их исправлений требуется длительная и системная работа.

   Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Ведь дети  в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре такие же, как и у сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития, в нарушениях моторики, в наличии у них порезов, общей скованности, плохой координации, слабости движений, расторможенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии

Моя работа  по Исследованию  ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...

Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.

Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Развитие просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии

Государственный образовательный стандарт не предполагает диагностику в общеоразивающих группах. А вот в логопедических группах мы проводим обязательное комплексное диагностическое обследование и на ос...

Особенности развития речи детей со стертой формой дизартрии

Консультация для педагогов «Особенности развития речи детей со стертой формой дизартрии»....

«Проблемы профилактики и коррекции нарушений речи у детей со стертой формой дизартрии».

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некото...

План работы по коррекции речи детей со стертой формой дизартрии

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.1-й этап — подготовительный.Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формиро...