«Проблемы профилактики и коррекции нарушений речи у детей со стертой формой дизартрии».
материал по развитию речи на тему

Мосина Наталья Анатольевна

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые звуки родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе. Самое печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizartriya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на конференции.

Тема: «Проблемы профилактики и коррекции нарушений речи у детей со стертой формой дизартрии».

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые звуки родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе. Самое печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток.

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

 Я работаю в МБДОУ №16 города Алейска, в нашей логопедической группе из 15 человек, 7 имеют стертую форму дизартрии, 4 человека ЗПР. По анализу, проведенному в детской поликлиники: из 101 человека обследованных за половину месяца августа, 23 имеют диагноз дизартрию.

(слайд 2)

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.(слайд 3,4)

Стёртая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стёртой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

        Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

        Дети, имеющие стёртую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Логопеды планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стёртой дизартрии.

        Стёртая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. Для раннего выявления стёртой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения. При обследовании у логопеда у детей со стёртой дизартрией выявляются следующие симптомы. (слайд 5)

  • Общая моторика. Дети со стёртой дизартрией моторно неловки, ограничен объём активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.д. Плохо подражают при имитации движений: как идёт солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная  несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемость движений.
  • Мелкая моторика рук. Дети со стёртой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Дети не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы. У детей в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д» - «б», гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).
  • Особенности артикуляционного аппарата. У детей со стёртой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры.; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не происходит, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках  (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.  Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лиц при пальпации твёрдые, напряжённые. Губы у такого ребёнка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к дёснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симтоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперёд, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменён по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный. Гиперкинезы при стёртой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор язык проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счёт 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и лёгкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребёнок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.  Апраксия при стёртой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном  аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определённых движений или при переключении от одного движения к другому.
  • Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребёнком  звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения  выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличии от дислалии, речь при стёртой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребёнком. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стёртой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространённым нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стёртой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
  • Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стёртой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребёнка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребёнок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.д.).
  • Общее речевое развитие. Детей со стёртой дизартрией условно можно разделить на три группы.
  1. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарный запас, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.). Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т.д.).
  2. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонетического слуха. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками – например, при просьбе показать нужную картинку (мышка- мишка, удочка – уточка, коса – коза и т.д.).
  3. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарный запас, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры. Все дети этой группы демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференциации. Показательно игнорирование в речи предлогов.

Таким образом, дети со стёртой  дизартрией – это неоднородная группа.  В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:

  • с фонетическими нарушениями;
  • с фонетико-фонематическим недоразвитием;
  • с общим недоразвитием речи.(слайд 6)

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажаакупрессуры,ЛФКлечебных ваннфизиотерапиимеханотерапиииглоукалываниягирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др. (слайд 7)

Специалисты отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Логопедическая работа по устранению стёртой дизартрии может включать в себя пять этапов.

1-й этап – подготовительный.

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

  1. Нормализация мышечного тонуса.
  2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.
  3. Нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха.
  4. Нормализация голоса.
  5. Нормализация просодики.
  6. Нормализация мелкой моторики рук. (слайд 8)

      2-й этап – выработка новых произносительных умений и навыков.

        Направления:

  1. Выработка основных артикуляционных укладов.
  2. Определение последовательности работы над звуками.
  3. Развитие фонематического слуха.
  4. Постановка звука.
  5. Автоматизация.
  6. Дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов). (слайд 9)

       3-й этап – выработка коммуникативных умений и навыков.

        Направления:

  1. Выработка самоконтроля.
  2. Тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

       4-й этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

       5-й этап – подготовка к обучению в школе.

        Направления:

  1. Формирование графомоторных навыков.
  2. Развитие связной речи.
  3. Развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребёнка. (слайд 10)

Полиморфность нарушения звукопроизношения, слабая замыкательная функция коры головного мозга у детей со стёртой псевдобульбарной формой дизартрии и короткие сроки коррекции затрудняют процесс формирования у них условно рефлекторных связей, и как следствие контроль за собственной речью у детей данной категорией практически отсутствует. Постановка звука, автоматизация и дифференциация растягиваются на длительные сроки. Поставленные в такие сложные условия, мы вынуждены, находит наиболее эффективные пути коррекции звукопроизношения у детей – дизартриков. (слайд 11)

 В логопедической методике должны быть отражены индивидуальные особенности той или иной формы дизартрии у данного больного. Для этого, в частности, необходим анализ первичных и вторичных расстройств произношения. Вторичные расстройства часто не требуют специального внимания логопеда, они устраняются сами собой по мере преодоления первичных расстройств; так, например, неплавность речи у больного с кинестетической апраксической дизартрией исчезает при восстановлении навыков артикуляторного праксиса. Оглушение звонких согласных у больного с кинетической апраксической дизартрией исчезает, как только будет ликвидирована напряженность артикуляции больного и пр.

Методика логопедической работы осложняется с возрастанием распространенности поражения мозга и, следовательно, с усложнением патогенеза дизартрии. Для того чтобы и в этих условиях логопедическая методика была патогенетически обоснованной, необходимо видеть в сложной клинической картине ее принципиальные компоненты. 

Логопедический массаж ~ активный метод механического       воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями. (слайд 12)

Основные задачи логопедического массажа:

  • нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;
  • уменьшение гиперсаливации;
  •  нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;
  •  стимуляция положительных кинестезии;
  •  улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
  • увеличение силы мышечных сокращений;
  •  активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения(слайд 13)

Работа по преодолению слюнотечения:

  • Научить детей хорошо жевать - вначале с запрокинутой головой.
  • Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком, особенно перед выполнением упражнений.
  • Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.(слайд 14)

Профилактика дизартрии должна начинаться как можно раньше. В идеале ещё на этапе вынашивания ребенка женщина должна оградить своего будущего малыша от всяческих повреждающих воздействий. Если же во время беременности, родов или первого года жизни ребенка его нервная система претерпела органическое поражение – необходимо: внимательно следить за состоянием здоровья ребенка, обращая внимания на малейшие признаки неблагополучия его речевого развития; вовремя обращаться за консультацией к логопеду или неврологу для установления точного речевого и неврологического статуса малыша; беречь ребенка от нейроинфекций и тяжелых соматических заболеваний; создавать благоприятную речевую среду для младенца: разговаривать с ним постоянно, стимулировать гуление и лепет; развивать общую и мелкую моторику ребенка, его познавательную активность; не избегать медикаментозного лечения в случае его необходимости и не заниматься самолечением. Упорная и систематическая работа с ребенком-дизартриком, начатая своевременно, способна свершить чудо – речевой дефект может быть компенсирован практически полностью. Главное – быть внимательным родителем и не упустить время для коррекции дизартрии. Дизартрия – это неврологическая патология, классифицированная в МКБ-10 под кодом R47.1 и проявляющаяся на практике в виде нечленораздельной и неразборчивой речи у ребенка. Клиническая картина Неврологическая составляющая дизартрии заключается в том, что при этом заболевании обязательно имеется органическое поражение различных структур нервной системы: двигательных нервов, иннервирующих мышцы речевого аппарата; ядер двигательных нервов, расположенных в головном мозге. В результате значительно затрудняется передача нервных импульсов к мышцам речевого аппарата, которые вследствие этого оказываются частично или полностью парализованными. Человек с дизартрией при условии сохранного интеллекта понимает обращенные к нему слова, теоретически знает, как грамотно построить собственное речевое высказывание, а вот на практике не может внятно говорить – он просто не способен полноценно управлять мышцами своего артикуляционного аппарата и получается «каша во рту». Дизартрия может возникнуть у ребенка по ряду причин. 80% случаев диагностированной дизартрии относятся к детям с ДЦП, так как оба этих заболевания имеют схожую природу и механизм развития. (слайд 15)

 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной  из актуакльных п...

«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению фонетических нарушений речи у детей со стертой дизартрией».

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фоне...

Коррекция общей моторики у детей со стертой формой дизартрии.

Предоставлена презентация по коррекции общей моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В презентации указаны цели коррекционной работы, виды и описание упражнений, которы...

Развитие просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии

Государственный образовательный стандарт не предполагает диагностику в общеоразивающих группах. А вот в логопедических группах мы проводим обязательное комплексное диагностическое обследование и на ос...

План работы по коррекции речи детей со стертой формой дизартрии

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.1-й этап — подготовительный.Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формиро...

Использование методов логоритмики при коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии

Я занимаюсь с детьми старшего дошкольного возраста коррекцией звукопроизношения и дополнительно веду занятия логоритмикой с использованием нейроигр у детей средних групп. Подбирая ребят в подгруппы в ...