Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии
статья по логопедии на тему
Моя работа по Исследованию ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Опыт работы по ознакомлению с художественной литературой
Автор: Балакина Лидия Павловна
Организация: № 13
Населенный пункт: Курортный район.г. Сестрорецк
Из опыта работы по ознакомлению с художественной литературой
Сущность нашей работы заключается в создании творческо-деятельностной среды при ознакомлении дошкольников с художественной литературой, которая будет способствовать развитию художественного восприятия и эстетического вкуса, воспитанию любви к книге как произведению искусства и приобщению детей к чтению.
Новизна опыта в гибком сочетании игровой технологии на занятиях по ознакомлению с художественной литературой с современными образовательными и здоровьесберегающими технологиями.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования фундамента будущего талантливого читателя, дети приходят в школу, владеющие техникой чтения, но совершенно не любят читать, оценивать прочитанное и выделять главное.
Чем выше развито художественное восприятиеребенка, тем шире он смотрит на мир и переносит свои чувства и переживания в собственное мироощущение.
Как же разбудить интерес к книге у детей? Кому отводится ведущая роль? Во взаимодействии родителей, воспитателей и детей велика роль взрослого, любящего и знающего литературу, имеющий вкус в отборе произведений, живущий под впечатлением собственных встреч с книгой. Чтобы привлечь детей, я рассказала им о своем любимом авторе Андерсене, принесла свою любимую книгу сказок. Она была красивая,с интересными иллюстрациями. Показывала на непродолжительное время. Говорила о том,как надо обращаться с книгой, рассматривая ее сидя за столом.Рассказаласказку, прервав на самом интересном месте,и наблюдала за детьми.В течение дня они подходили, задавали вопросы о том,чем же закончилась сказка,рассматривали книгу и по иллюстрациям пытались догадаться. В следующий раз,выслушав все мнения детей, я усадила их рядом, взяла книгу в руки и прочитала окончание сказки. А потом мы нарисовали рисунки к этой сказке и устроили выставку. Позже дети стали приносить свои домашние книги, и мы зачитывали из них любимые произведения детей. Родители отметили возникший интерес детей к книгам и поддержали его.
В работе совместно с родителями мы организуем тематические выставки, конкурсы чтения стихов, литературные гостиные, поездки в кукольный театр. Родителей привлекаю к семейным домашним чтениям, созданию собственной библиотеки, подготовке художественныхатрибутов. Помогают и узкие специалисты. Вместе с социальным педагогом ходим на экскурсии в библиотеки и книжные магазины города. Ребята с преподавателем по ИЗО расписали деревянные ложки по сказке «Колобок». Дети принимают самое активное участие в конкурсах чтения стихов, литературных викторинах, инсценированиях сказок и басен.
Очень важно правильно выстроить работу по всем основным жанрам литературных произведений. Поэтому для развития художественного восприятия особое значение во второй младшей группе я уделила знакомству со сказкой. Детям они очень понятны и они постепенно учатся воспринимать художественный текст на слух.
Сказки есть в каждом доме, их читают всем детям дошкольного возраста. Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Они дают возможность ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, различить добро и зло. Но сегодня родители заменяют рассказывание сказки просмотром мультфильма по мотивам какой-либо сказки. Исчезает традиционное общение с книгой – семейное чтение с рассматриванием и обсуждением иллюстраций, беседой о содержании сказки, желанием найти в ней мораль, нравственный урок. Поэтому на данном этапе очень важно вызвать интерес у родителей к сказке как первому художественному жанру, с которым необходимо знакомить своих детей как можно раньше. Приглашая детей в мир сказки, полной волшебства, неожиданностей, переживаний, чудесных превращений я развивала детское восприятие. Именно сказка помогает детям стать умными, любознательными, сообразительными и чувственными к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей. Рассказывая, сочиняя сказку, ребенок развивает свою речь и обогащает ее своей фантазией. «Проживая» сказку, перевоплощаясь в сказочных героев то в хитрую лису и добродушного зайца, то в злого волка и доброго медведя дети на основе чувственного восприятия учатся понимать все грани своей личности, нормы нравственного поведения. Сказки помогут предупредить у ребенка проявления черствости, жестокости, недоброжелательности.
Обязательно, учитываю региональный компонент при планировании и мы с удовольствием знакомимся с корякскими и ительменскими сказками.
Знакомя детей со стихотворнойформой лирических произведений, потешек, басен, чистоговорок, использую наглядные схемы-иллюстрации.
Заучивая программные стихи, отметила, что дети с трудом их запоминают, а через некоторое время забывают. Используя игровые приемы запоминания и опору на наглядные схемы-иллюстрации, которые сама рисую к строкам произведений, я отметила, что дети быстрее запоминают и воспроизводят стихотворения по схемам через довольно продолжительное время. Используемые приемы помогают в работе над выразительностью, тембром и четкостью при произношении и чтении стихотворений.
У художественной литературы на каждой ступени свои задачи, но в рамках новых образовательных стандартов в школе сокращается количество часов русского языка и литературы, объем художественных произведений, соответственно результатом будет то, что мы растеряем русское богатство нашего языка, станем нищие духом и потеряем духовность, поэтому важно сейчас приобщать детей к высокохудожественной литературе совместно с родителями, чтобы не утратить духовную связь поколений. Ведь еще
Предлагаем вашему вниманию организованную образовательную деятельность по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
Тема: И.З. Суриков «Зима».
Направление: Познавательно-речевое развитие
Область: Коммуникация. Чтение художественной литературы»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Цель занятия:
Обучающие: приобщать детей к высокохудожественной литературе, расширять мир писательских имен, продолжать учить заучивать наизусть небольшие произведения с опорой на иллюстрации (мнемосхемы), ввести в словарь слова: телестудия, телеведущий, телезрители, телепередача;
Развивающие: развивать речь детей, выразительность, эмоциональность при чтении стихотворения, логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга при чтении стихотворения, доброжелательное отношение друг к другу;
Оздоровительные: соблюдать гигиенические нормы к проведению занятия, способствовать смене двигательной активности детей, развивать общую моторику.
Словарная работа:
- Телестудия - специально оборудованное помещение, откуда ведутся телевизионные передачи.
- Телеведущий - сотрудник телевизионного канала, который ведет программы (новостные, развлекательные, спортивные и др.).
- Телезритель - тот, кто смотрит телевизионные передачи
- Телепередача – видеоматериал программы, которая передается по телевидению, из телевизионного центра.
Методы и приемы: наглядные (мнемосхемы), словесные (чтение наизусть_воспитателем, беседа, вопросы, указания воспитателя, чтение наизусть по цепочке, слоговое чтение, чтение наизусть с разной интонацией), практические (инсценирование движениями тела, игра в телестудию)
Оборудование: макет телевизора, пульт от телевизора, мнемосхемы к стихотворению И.З. Сурикова «Зима», конверты с разрезными картинками-иллюстрациями к стихотворению И.З. Сурикова для каждого ребенка, волшебная палочка, портрет И.З. Сурикова, книга стихотворений И.З. Сурикова.
Ход:
1. Воспитатель:
- Что вы больше любите слушать (сказки, рассказы, стихи или что то из народного творчества?
- Каких поэтов, писателей вы знаете? Я тоже люблю сказки, но сегодня я приглашаю вас в телестудию.
- Как вы думаете, что такое телестудия? (помещение, место, где снимаюти проходят телепередачи).
- Что такое телепередача? Назовите ваши любимые телепередачи?
- Как называют людей, которые участвуют в телепередаче?
- А мы с вами кем являемся, когда смотрим телевизор?
- Сегодня наши гости будут телезрителями, а мы участниками .
- Как вы думаете какую роль буду исполнять я в телестудии? Что делает телеведущая?
- Сегодня я вам принесла книгу стихотворений Ивана Сурикова и подарю одно красивое стихотворение. Обратите внимание на его портрет. Иван Суриков любил писать о природе, временах года. И одно из его стихотворений называется «Зима». Сегодня мы выучим это стихотворение и сможем прочесть в нашей телестудии.
- Сейчас я вам его прочту, а вы послушаете, и скажите, какие приметызимы отмечает автор в этом стихотворении.
Чтение 1-е воспитателем.
2. Беседа после чтения стихотворения:
- понравилось ли вам стихотворение ?
- о чем рассказывается в стихотворении?
- о каком снеге ?
- как автор описывает лес?
- с чем сравнивается лес?
- что такое пелена? Более точный ответ вы сможете найти в словаре
- назовите признаки зимы, которые отмечает автор совами из этого стихотворения? (снег кружится, падает, ложится, поле снегом забелело, лес заснул крепко, непробудно, стали дни коротки, солнце светит мало, пришли морозцы).
- как вы понимаете «И под утро снегом поле забелело. Что значит забелело?
Игра 1. Давайте попробуем выразить поэтический образ стихотворения через движения. Я буду медленно читать строчки стихотворения, а вы показывать движения. Встаем, Готовы?
- Молодцы, каждый из вас смог передать свой образ зимы.
Игра 2. Теперь поиграем в игру «Спрашиваю-отвечаем», я спрашиваю вас строчкой из стихотворения, а вы мне этой же строчкой отвечаете, но ударение делаете на то слово, которое я сильнее выделяю голосом.
- Белый снег пушистый в воздухе кружится?
- И на землю тихо падает ложится?
- И под утро снегом поле забелело?
- Точно пеленою все его одело?
- Темный лес, что шапкой принакрылся чудной?
- И заснул под нею крепко, непробудно?
- Стали дни коротки? Солнце светит мало?
- Вот пришли морозцы? И зима настала?
Игра 3. А теперь встанем и поиграем в игру « Роботы ». Будем произносить слова отрывно по слогам.
Игра 4. Посмотрите, что у меня в руках? И сейчас мы поиграем в игру «Продолжи». Я начинаю строчку, а продолжает тот на кого укажет волшебная палочка, но строчку необходимо проговаривать целиком с самого начала четко и громко.
Воспитатель: -Ребята, я нарисовала картинки к нашему стихотворению. Они лежат у вас в конвертах на столах, сейчас вы пройдете к своим местам, достаните картинки и разложите их перед собой. Давайте определим какая картинка подойдет к первой строчке стихотворения? Выкладывать будем слева направо. Кто желает поработать у доски? (работа у доски и за столами).
- Молодцы, а теперь давайте хором прочитаем стихотворение по картинкам, четко проговаривая каждое слово. Поставьте указательный пальчик под первой картинкой и следите. Молодцы!
Воспитатель: А теперь мы готовы оказаться в телестудии. (Ставлю телевизор).
- Здравствуйте, дорогие телезрители, я приветствую вас, в нашей телепередаче « Литературная гостиная», в которой мы сможем принять участие и прочесть стихотворение Сурикова «Зима». На правах телеведущей я открою литературную гостиную и прочту стихотворение.
Чтение 2-е воспитателем.
- Кто из вас желает прочесть стихотворение Сурикова?
Чтение детей (3-4 чел).
- Я знаю, что вы приготовили для нашей телепередачи свои любимые стихи и сейчас я предлагаю вам их прочитать. Кто желает?
Чтение стихов.
Воспитатель:
- Легко ли вам было быть участниками телепередачи и почему?
- Заинтересовано ли вы слушали друг друга и почему?
- Назовите тех авторов, стихотворения которых сегодня вы услышали в телепередаче?
- Кто, по вашему мнению, более выразительно и эмоционально прочитал стихотворение?
- Кого из чтецов вы бы отправили на конкурс чтения стихов и почему?
Воспитатель:
- Уважаемые телезрители наша телепередача подошла к концу, спасибо вам за внимание. Благодарю участников, телезрителей и гостей телестудии.
Предварительный просмотр:
Статья по коррекционной педагогике на тему:
«Как научить ребёнка говорить правильно»
За последние годы участились случаи обращения родителей детей полутора и двухлетнего возраста к учителю-логопеду с жалобами на отсутствие фразовой речи и речевого подражания. Родители рассказывают: «Он все понимает, а говорить не хочет! Желание выражает отдельными звуками, жестами!». Как помочь таким детям, рассказывает учитель-логопед МДОУ №12 г. Раменское Козина Оксана Федоровна
К группе риска относятся дети первых двух лет жизни. Среди причин наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, родовые травмы, асфиксии, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и т.д. Но наиболее часто сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного речевого окружения и отрицательных факторов, действующих во время беременности, родов и в первые годы жизни.
Надо подчеркнуть, что речь возникает в результате нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь-это и важнейшая социальная функция, поэтому очень важное значение имеет общение малыша и взрослого.
Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.
Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослым, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.
С пяти-шести месяцев ребенок начинает лепетать, а лепет – это существенный механизм в слогообразовании. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма…Данная стадия длится до 11 месяцев. Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов. Обращаясь к ребенку, почаще произносите слоги, звукоподражания.
С семи месяцев лепет становится активной формой общения ребенка и окружающих: выражения желаний и потребностей. Обращайтесь к ребенку, когда вы его кормите, одеваете, моете, даете игрушки: «Давай ручку! Возьми мячик! Подними ручки!». Говорите внятно, неторопливо, простыми фразами, выразительно. Без этого вы не сможете научить ребенка правильно говорить!
С девяти месяцев возникает общение ребенка с взрослым с помощью предметно-действенных средств, а недостаточность такого общения, изоляция ребенка в семье могут значительно задержать развитие речи. В этот период ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Если к 1,5 годам у вашего ребенка отсутствуют короткие простые слова, или они усеченные: «па», «ба», присутствует большое количество жестов, то такой
ребенок попадает в группу риска по речевым нарушениям. Все вышеперечисленное и является основными направлениями работы.
Как научить ребенка говорить? Через органы восприятия ребенок получает информацию об окружающем мире. Именно она и мотивирует малыша говорить. В связи с этим работа над речью начинается с развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Поэтому перед тем как научить ребенка говорить звуки, подумайте о том, чтобы уже с первых дней взгляд новорожденного был устремлен на красивые разноцветные предметы. Также помогут погремушки и игрушки с различной структурой.
Но главным ключом к успеху является эмоционально-речевое общение ребенка с родителями. Именно это поможет малышу развить умение воспринимать общение и делится своими эмоциями. Также важно проговаривать звуки, которые ребенок уже знает. После 3-х месяцев стоит подключить гимнастику кистей рук и пальцев. Логопеды утверждают, что рука – это 2-ой орган речи. Массируйте пальчики крохи, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр. Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти.
Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.
С неговорящим ребенком, плохо понимающим обращенную речь, необходимо начинать работу с многократно проговариваемых ситуаций, используя режимные моменты, прогулку, игру. Называть предметы, ощущения, которые испытывает ребенок, словами: «холодно», «вкусно» и т.д. Взрослый должен говорить короткими предложениями, состоящими из двух, трех, четырех слов. При этом желательно пользоваться одинаковым набором фраз. Все слова произносить с естественной интонацией, без скандирования по слогам, но с выделением ударного гласного. Почаще задавать ребенку вопросы: «где?», «у кого?», «кто?», просить принести знакомый предмет, выполнить какое-либо поручение, связанное с игрушками, предметами домашнего обихода, одеждой, посудой и т.д. У детей должна создаться потребность общаться с взрослыми!
Рассматривайте книжки с картинками, где изображены простые знакомые сюжеты. Задайте несколько вопросов по ним: «покажи, кто идет?», «кто сидит?», «чем кушает?» и т.д.
Читайте короткие стихи, потешки, пытайтесь заинтересовать ребенка и вызвать желание повторять отдельные слова, договаривать строчку стиха.
Следующий важный этап – добиться умения объединить два слова в одном предложении: «Дай мяч!», «Вот шарик!» и т.д.
Все это следует проводить в форме игры, когда ребенок в хорошем настроении, а ни в коем случае в виде муштры или назиданий. Не забывайте хвалить ребенка, а в случае неудач подбодрить, создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшие занятия.
Совершенно очевидно, что для развития говорения нужен собеседник. Мультфильмы, телевизор, радио, компьютер не способны научить ребенка разговаривать, малышу необходим живой человек для общения. При этом только мамы бывает недостаточно. Интересный факт, частично объясняющий то, что мальчики начинают говорить позже девочек, доказали американские ученые. Они заметили, что мальчики часто копируют речь папы или других мужчин в своем окружении. А как ваш муж разговаривает с вашим ребенком?
В любом случае, не затягивайте с консультацией специалиста, не бойтесь логопедической группы в садике или дополнительных занятий с логопедом.
Надо отметить, что все мероприятия по предупреждению отставания речевого развития носят комплексный характер, обязательно включают в себя общую стимуляцию психомоторного развития, а при необходимости и медикаментозное лечение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии.
Консультация для родителей.Оптическая дисграфия у детей со стертой формой дизартрии или как сделать трудное интересным.Взаимосвязь, сотрудничество логопеда и родителей в доброжелательном стремлении по...
Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"
Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...
Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.
В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....
ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной из актуакльных п...
Коррекция общей моторики у детей со стертой формой дизартрии.
Предоставлена презентация по коррекции общей моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В презентации указаны цели коррекционной работы, виды и описание упражнений, которы...
Развитие просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии
Государственный образовательный стандарт не предполагает диагностику в общеоразивающих группах. А вот в логопедических группах мы проводим обязательное комплексное диагностическое обследование и на ос...
Особенности развития речи детей со стертой формой дизартрии
Консультация для педагогов «Особенности развития речи детей со стертой формой дизартрии»....