Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

«Виды транспорта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Солнышко».

Тема: «Виды транспорта»

Программное содержание: формировать у детей обобщённое понятие «транспорт»; развивать умение различать и называть виды транспорта, профессии людей, связанных с транспортом; активизировать словарь: ангар, затон, депо; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление; воспитывать познавательный интерес.

Предварительная работа:

Наблюдение за транспортом, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств, беседа, дидактические игры, занятие о правилах дорожного движения.

Материал и оборудование:

• Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками.

• Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом.

• Три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи.

• Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики.

• Оборудование для аппликации.

Активизация словаря: Добросовестный, трудолюбивый, старательный, вежливый, ответственный, смелый, умелый, зоркий, дисциплинированный; водный, воздушный, наземный, подземный.

Ход занятия:

I часть:

Воспитатель:

В девять ровно по режиму

Есть занятие у нас.

Чем мы будем заниматься,

Кто ответит мне сейчас?

Дети: Занятие по развитию речи. Будем разговаривать, беседовать друг с другом, играть…

Воспитатель: Тогда не будем терять время. Посмотрите, ребята, кто прилетел к нам на шариках?

Дети: Клоун.

Воспитатель: Это необычный Клоун, он прилетел на волшебных шарах, на которых прикреплен конверт. Хотите узнать, что в нём?

Дети: Да!

Воспитатель: Дети, в конверте, загадки. Давайте отгадаем их.

• Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус) .

• Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет. Что такое? (Самолёт) .

• Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились.

И помчались, в путь далёк, лишь оставили дымок. (Поезд) .

• Я в любое время года и в любую непогоду,

Очень быстро в час любой, провезу вас под землёй. (Метро) .

Воспитатель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

Дети: О транспорте.

II часть: 

Воспитатель: Правильно, о транспорте. Скажите, а транспорт сам по себе едет или им управляют?

Дети: Транспортом управляет человек.

Воспитатель6 Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда подрастёт, выберет, чем ему заняться и на какой профессии остановить свой выбор. Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Послушайте загадку: Все дороги мне знакомы, я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор, знает он, что я - …

Дети: Шофёр.

Воспитатель: Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь?

(Ответы детей).

Воспитатель: Какие это люди по характеру?

Дети: Добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные.

Воспитатель: Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно! Послушайте стихотворение «Шофёры»:

Шуршат по дорогам весёлые шины.

Спешат по дорогам машины, машины…

А в кузове - важные, срочные грузы:

Кирпич и железо, дрова и арбузы.

Работа шофёров трудна и сложна,

Но как она людям повсюду нужна.

Клоун одобрительно качает головой.

III часть: 

Воспитатель: Предлагаю поиграть (Д/игра «Все профессии важны»)

(Выставить на наборное полотно картинки по теме «транспорт»)

Я буду задавать вопросы, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? – Автобус водит внимательный шофёр.

- Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик) .

- Кто управляет поездом? (Поездом управляет зоркий машинист) .

- Кто летает на ракете? (На ракете летает умелый космонавт) .

- Кто водит трамвай? (Трамвай водит старательный вагоновожатый) .

- Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет отважный капитан) .

- Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист) .

- Кто летает на вертолете? (На вертолете летает отважный летчик) .

- Назовите одним словом, что это? (Транспорт) .

- Какие виды транспорта вы знаете? (Водный, воздушный, наземный, подземный) .

Воспитатель показываю детям все просмотренные ранее картинки.

Воспитатель: Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете?

Дети: Наземный, подземный, воздушный, водный.

Воспитатель: Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям?

(Ответы детей).

Воспитатель: Предлагаю ещё поиграть. (Д/игра «Едет, плывёт, летит»)

Вы, дети, выбираете себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками) .

Воспитатель: Молодцы! Клоун доволен вашими знаниями. А вот ещё одна интересная игра «Угадай на слух вид транспорта».

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Физкультминутка: «Грузовой поезд»

Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.

Воспитатель: Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше, появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах.

IV часть: 

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам, в какой последовательности появлялись виды транспорта. (Рассказ воспитателя о видах транспорта) .

Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Воспитатель: Предлагаю поиграть: Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса».

Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

Воспитатель: Очень много лет домашние животные и ветер, верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Чистоговорка «Поезд»

Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща - че, ша, ща.

Воспитатель: Продолжим наш рассказ.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Физкультминутка «Светофор»

Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя «Заводим моторы! (Р-р-р-р-р», дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.

Воспитатель: Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.

V часть: 

Воспитатель: Предлагаю в память о нашей встрече изготовить подарок Клоуну - Аппликация «Воздушный шар»

Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки – стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.

Воспитатель – В заключение нашей беседы, Клоун просит исправить неточности на картинках: вагон без одного колеса и двери, железная дорога без шпал, поезд без локомотива и т. д. Дети, давайте дорисуем картинки и устроим выставку.

Ребята устраняют ошибки и рассказывают, какие неточности они устранили.

Воспитатель: Нам с Клоуном очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Пришла пора прощаться. И я надеюсь, что кто-то из вас станет хорошим шофёром, или капитаном, или лётчиком, или машинистом. В знак благодарности Клоун хочет вам подарить свои шарики.

Дети: Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...