Конспект НОД " Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Самондросова Наталья Юрьевна

Конспект предназначен для воспитателей подготовительных групп детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_konspekt.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми подготовительной группы « Зимушка – зима» подготовила и провела воспитательМБДОУ№48 «Ёлочка» Самондросова Наталья Юрьевна г. Ковров

Цель: развитие познавательных интересов у детей

Основная образовательная область: «Коммуникация»,.

Интеграция:  «Социализация». «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы»

Задачи:

Воспитательная: 

Воспитывать у детей чувство эмпатии к родной природе, интереса к изучению природы, любовь к ней. Воспитывать инициативность и самостоятельность.

Обучающая:

 Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать  обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы. Учить в образовании существительных с уменьшительными суффиксами. Тренировать в подборе определений и сравнений к заданным словам. работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода.

Развивающая: 

Развивать умение понимать смысл образных выражений.

Развивать способность наблюдать, делать выводы. Способствовать развитию психических процессов:  память, внимание, мышление.  Побуждать детей к самостоятельному поиску знаний. Активизировать и пополнять словарный запас, употребление прилагательных и глаголов.

Материал:

  • Картинки к игре «Четвёртый лишний»;
  • Схемы – подсказки о признаках зимы;
  • Картинки жилищ диких животных, птиц и их корма;
  • Картинки птиц и диких животных;
  • Мольберт;
  • Мяч;
  • Картина «Зимние деревья»

Предварительная работа:

Чтение и заучивание стихов о зиме, наблюдения за зимними явлениями в природе, рассматривание репродукций картин изображающих зимний пейзаж, беседы с детьми о зиме, дидактические игры «Времена года», «Что лишнее», « Опиши  -я отгадаю».

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение, весёлое? Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, посмотрим друг на друга и передадим добрую улыбку, радостное настроение.

- Давайте с вами поиграем? Ребята, вспомните и назовите всё, что вас радует зимой.

(Дети стоят в кругу и передают мяч друг другу, говоря фразу: Мне радостно и весело, когда идёт снег, когда я катаюсь на лыжах, играю в снежки, когда наступает Новый год и  т.п.)

- А сейчас я вам буду называть предложения, а вы должны добавить подходящие слова, связанные со словом «снег».

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо  как во сне падает на землю… (снег)

С неба всё скользят пушинки – серебристые…(снежинки)

Кружатся над головою каруселью… (снеговою)

На посёлок, на лужок тихо падает … (снежок)

Землю белой, тихой, нежной застелил постелью… (снежной)

Словно белый пуховик нарядился… (снеговик)

Рядом –снежная фигурка – это девочка… (снегурка)

На снегу- то посмотри- с красной грудкой… (снегири).

Воспитатель: Проходите и садитесь на стулья. А теперь я вам загадаю загадку.

- Наступили холода,

Обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый,

Обернулся зайкой белым.

Перестал реветь медведь-

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

Воспитатель: Да, но зима к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и зимних явлениях и поговорили об этом замечательном времени года.

. Как изменилась природа зимой? (Ответы детей). А какие вы знаете зимние явления? (Ответы детей).

Проводится дидактическая игра «Четвертый лишний».

на мольберт выставляются карточки, дети находят лишнюю:

1 зимнее явление и 3летних,

3 осенних явления и 1 зимнее,

3 летних явления и 1 зимнее,

3 зимних явления и 1 осеннее.

Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца. Ответы детей: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. А январь в старину называли «лютовей». Потому что были очень холодные ветра. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Дидактическая игра «Подбери слова»

Воспитатель:

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет…

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится…

Физминутка «Зима»

Солнце землю греет слабо      (Поднимают руки вверх, опускают вниз)

По ночам трещит мороз          (Руки на пояс, наклоны в стороны)

На дворе у снежной Бабы       (Повороты вокруг себя)

Побелел морковный нос.             (Показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.                 (Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,                            (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.            (Имитируют движения руками)

Дидактическая игра “Кто как зимует”:

(по прочитанному отрывку угадать животное, птицу, найти его картинку, подобрать жилище и корм (для зверей)).

  • Птицы С наступлением зимы эти птицы улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь они находят себе корм: ягоды рябины, калины, семена трав, деревьев. (Снегирь).
  • Эту птицу называют мудрой. У неё отличное зрение, замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши. Днем она спит, ночью охотится (Сова).
  • Зимой эти птицы прилетают к нашим домам. Покормите их, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала и мяса (Синицы).

Животные

  • У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она ее тут же схватит. Зимуют в одиночестве, бродя по лесу. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос и спит.(Лисица).
  • Осенью, нагуляв жир, она подыскивает себе жилище на зиму. Всю зиму спит, сосет лапу. В конце зимы у нее появляются детишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку (Медведица).
  • Любит хорошо поесть, надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраивается в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны (Ёж).
  • Гнездо ее круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником, шерстью (гайно), иногда устраивает свое жилище в дуплах деревьев. Бывает, что в сильные морозы несколько их спят в одном гнезде, согревая друг друга (Белка).
  • Ближе к осени он начинает готовиться к зиме и приносит в свою кладовую запасы семена, желуди, коренья. Зиму он проводит в спячке. Это удивительные чистюли: подстилку из норы – сухие листья, мох, траву – они несколько раз за лето выносят проветрить и посушить. Днем спит в своей глубокой норе, а ночью выходит покормиться личинками насекомых, лягушками, ящерицами, мышами, корешками растений (Барсук).
  • Кто в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют? (домашние животные).

Воспитатель:

(выставляет картинку «Зимние деревья»)

Ребята, а вы знаете, как зимуют деревья? (ответы детей)

А как вы понимаете выражение «деревья надели белые шубы»? «белое пуховое одеяло»? «белая скатерть»? А что такое снегопад?  Ответы детей

Дидактическое  упражнение, «Какое, какая, какой? »

- Я сейчас буду вам называть слова, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какая», «какой», «какое». ( выставить картинки на мольберт)

Дерево зимой какое?  (белоснежное, без листочков, грустное)

Березка под окном какая?  (белоствольная, заснеженная, одинокая)

Зима какая? (холодная, снежная, вьюжная, морозная)

Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, холодный, хрустящий, искристый, блестящий, рассыпчатый, красивый)

День какой? (морозный, вьюжный, ветренный, ненастный, короткий)

Ночь какая? ( длинная, лунная, звёздная, морозная),

Ветер какой? ( колючий, холодный, злой, порывистый).

Упражнение «Что изменилось?»

- Ребята,  посмотрите внимательно на картинки и запомните их. теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

Воспитатель: Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нём ласково.

Игра «Назови ласково»

Снег – снежок

Сосулька – сосулечка

Мороз – морозец

Метель – метелица

Ветер – ветерок

Холод – холодок

Дерево – деревцо

Зима – зимушка

Горка – горочка

Лёд –ледок

Снежинка – снежиночка

Снеговик –снеговичок

Санки - саночки

Воспитатель:

Ребята, а давайте мы придумаем рассказ о зиме при помощи картинок- подсказок и расскажем его. Дети составляют рассказы с помощью картинок – подсказок.

(Используются картинки-подсказки о признаках зимы: снежинки-снег; стрелка со снежинкой – вьюга; голубая полоска посредине перечеркнутая - замерзшие водоемы; солнышко с короткими лучами – солнце греет слабо; круг, закрашенный почти полностью – ночь длинная, день короткий; овал с «ресничками» - звери легли в спячку; дерево без листьев – растения спят; окно с нарисованными узорами - зимние узоры) .

Конспект НОД с детьми подготовительной группы « Зимушка – зима» подготовила и провела воспитательМБДОУ№48 «Ёлочка» Самондросова Наталья Юрьевна г. Ковров

Цель: развитие познавательных интересов у детей

Основная образовательная область: «Коммуникация»,.

Интеграция:  «Социализация». «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы»

Задачи:

Воспитательная: 

Воспитывать у детей чувство эмпатии к родной природе, интереса к изучению природы, любовь к ней. Воспитывать инициативность и самостоятельность.

Обучающая:

 Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать  обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы. Учить в образовании существительных с уменьшительными суффиксами. Тренировать в подборе определений и сравнений к заданным словам. работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода.

Развивающая: 

Развивать умение понимать смысл образных выражений.

Развивать способность наблюдать, делать выводы. Способствовать развитию психических процессов:  память, внимание, мышление.  Побуждать детей к самостоятельному поиску знаний. Активизировать и пополнять словарный запас, употребление прилагательных и глаголов.

Материал:

  • Картинки к игре «Четвёртый лишний»;
  • Схемы – подсказки о признаках зимы;
  • Картинки жилищ диких животных, птиц и их корма;
  • Картинки птиц и диких животных;
  • Мольберт;
  • Мяч;
  • Картина «Зимние деревья»

Предварительная работа:

Чтение и заучивание стихов о зиме, наблюдения за зимними явлениями в природе, рассматривание репродукций картин изображающих зимний пейзаж, беседы с детьми о зиме, дидактические игры «Времена года», «Что лишнее», « Опиши  -я отгадаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зима. Признаки зимы. «На дворе мороз и ветер»"

Данная публикация представляет собой конспект занятия тифлопедагога для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятий является формирование и расширение у детей с нарушением зрения знаний о ...

Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «

Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы"...

Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"

Ознакомление с жизнью заповеднрика зимой. Конспект НОД "Зимой в заповеднике" и презентация к НОД "Зимой в заповеднике"...

Конспект НОД «Зимующие птицы» с использованием презентации «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия«Зимующие птицы"(средняя группа)Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира.Цели:формирование экологических представлений у ...

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»

Конспект прогулки зимой в младшей группе на тему «Нам не холодно зимой»Цель: познакомить детей с новым временем года - зимой.1. Формировать первые представления о зиме, ее признаках;2. Раз...