Сообщение на тему: «Использование элементов сказкотерапии в логопедической практике» .
статья по развитию речи (старшая группа)
В этой статье родители смогут най ти ответ на вопрос:"Во что играть с детьми, не затрачивая денежных средств?"
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
* развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях;
* развивать все стороны речи ребёнка в занимательной форме;
* помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ckazkoterapiya_pedsovet_soobshchenie.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Светлячок» городского округа Люберцы Московской области.
Сообщение на педсовете на тему:
«Использование элементов сказкотерапии в логопедической практике» .
Подготовила и провела:
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Антонова С.А.
г. Люберцы
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
* развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях;
* развивать все стороны речи ребёнка в занимательной форме;
* помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе/
Используя в своей работе с детьми старшей логопедической группы элементы сказкотерапии, учитываю следующие особенности:
-речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);
-недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
-специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
При выборе сказки обращаю внимание на ряд особенностей:
-используются простые, хорошо знакомые ребенку сказки, например « Курочка Ряба»,«Репка»,«Три медведя»,«Теремок», «Заюшкина избушка»; -сюжет любой другой сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
-возможное использование элементов сюжета, а не сказки целиком;
-отбор языковых средств доступных для всех детей группы.
Игры и упражнения, которые использую в работе.
1.Для активизация познавательных способностей детей
использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модальности восприятия.
Игра №1«Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Задание: ребята, принесите угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей. Угощения должны быть круглыми (или сладкими,или прямоугольными).
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенье, пирожные.
Игра №2 «Домики для друзей» (по сказке «Теремок»).
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.
Задание: постройте новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок строит домик для героя сказки из геометрических фигур разных по цвету и величине.
2. Развитие длительности речевого выдоха. 2
Игра №3 « Зайчик услышит наше «Ау» и быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.
Задание: зайчик потерялся в зимнем лесу, помогите ему.услышать маму. Давайте его позовём: я громко крикну «Ау», а вы, наоборот, тихо «ау». Потом маму выбираем из детей. Кричим зайцу разные слова: ау, ах, ух, морковка, капуста.
Игра №4 «Произнеси фразу» (по сказке: «Репка»).
Цель: работать над длительностью речевого выдоха. Задание: ребята. Давайте посадим репку, сделаем вдох, плечи поднимать не будем, одним носиком и скажем слова:«Пусть будет репка большая и крепкая».(«Пусть будет репка вкусная и сладкая».)
Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».
3 Развитие лексико-грамматических категорий.
Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность проведения игр и упражнений. Игра №5 « Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление Р.п. сущ., формировать простую фразу.
Задание: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
Игра№6 « Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель:развивать правильное употребление простых предлогов и активизировать словарь по теме: « Мебель».
Задание: Маша прячется от медведя. Ребята, назовите, где Маша? (Маша под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
4.Развитие связной речи.
Проходит поэтапно с использованием графической символики:
-договаривание отдельных слов во фразе;
-произнесение отдельных фраз сказочных героев;
-повторение, составление простых фраз;
-рассказывание сказки.
Более подробно хочу остановиться на дидактическом материале, используемом для рассказывания сказки.
1. Готовые пособия (деревянные кубики, сказочные герои из разных сказок, картонные пазлы, «сказка на пальчиках» - игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка), настольный театр;
2.Пособия, изготовленные самостоятельно (перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине; карточки с графическими символами).
5.Сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
-сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена героев сказки); все вместе начинают сказку.
- Например: «Жили-были дед да баба» или «Жил-был карась, вот и сказка началась. Жили- были два налима, вот и сказки половина. Жили были два леща, вот и сказка вся.»
- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).
В дальнейшем логопедическая работа с использованием элементов сказкотерапии усложняется за счёт расширения речевых возможностей детей, изменений их психо-эмоционального статуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"
Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"...
ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района» ОПЫТ РАБОТЫТема: ...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается к де...
Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: Показать актуальность сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста....
Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда».
Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»....
Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...