Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии на тему
Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается к детскому началу, присутствующем в каждом человеке. Метод характеризуется эмоциональным интересом ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи.
Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается к детскому началу, присутствующем в каждом человеке. Метод характеризуется эмоциональным интересом ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
- развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
- помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе;
- помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.
Используя в своей работе с детьми средней логопедической группы элементы сказкотерапии, я обязательно учитываю следующие особенности:
- речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);
- недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
- специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Считаю нужным отметить, что выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в совместную деятельность учителя-логопеда с элементами сказкотерапии. Поэтому мне хотелось бы отметить особенности выбора сказки:
- используются простые, хорошо знакомые ребенку сказки, например « Курочка Ряба», « Репка», « Три медведя», «Теремок»,
« Заюшкина избушка»;
- сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
- возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;
- отбор языковых средств доступных всем детям группы.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Интегрирую коррекционные задачи в принятые сегодня образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, здоровье.
Далее я привожу в пример лишь некоторые игры и упражнения, которые используются в моей совместной деятельности с детьми среднего возраста с ОНР.
Активизация познавательных способностей детей:
использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модальности восприятия.
- Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.
- Игра: «Домики для друзей- животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.
Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
Развитие общих речевых навыков:
- сила голоса. Игра: « Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.
Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.
- речевое дыхание. Упр.: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).
Цель: работать над длительностью речевого выдоха.
Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:
« пусть будет репка большая, крепкая», « пусть репка будет вкусная,
сладкая».
Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».
Развитие лексико-грамматических категорий.
Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность проведения игр и упражнений.
- Игра: « Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление Р.п. сущ., формировать простую фразу.
Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
- Игра: « Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление (понимание ) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
Развитие связной речи.
Проходит поэтапно с использованием графической символики:
- договаривание отдельных слов во фразе;
- произнесение отдельных фраз сказочных героев;
- повторение, составление простых фраз;
- рассказывание сказки.
Более подробно хотелось бы остановиться на приемах, задействованные при пересказе сказки:
- готовые пособия (деревянные, картонные, « сказка на пальчиках» - деревянные игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка);
- пособия, изготовленные самостоятельно (перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине, карточки с графическими символами).
Выше я упоминала о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки),
- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями речи среднего возраста
В дальнейшем логопедическая работа с использованием элементов сказкотерапии усложняется за счёт расширения речевых возможностей детей, изменений их психо-эмоционального статуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...
Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье рассказывается о применении пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте, указываются мнения выдающихся ученых о целеобразности таких игр и о положительном влиянии их на становление де...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...
Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов...
Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов...
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....